Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по обществознанию с презентацией, 10 класс. Тема: Общество и природа

Конспект урока по Обществознанию для 10 класса на тему «Общество и природа» (с презентацией)
Автор: Мухаметова Гульфия Иштимеровна, преподаватель истории и обществознания ГАПОУ РБ «Сибайский медицинский колледж», г. Сибай.
Описание: Данная методическая разработка содержит материалы для проведения теоретического занятия МДК ОУД.10. Обществознание по теме «Общество и природа» по учебнику Л.Н. Боголюбова для 10 класса. Рекомендуется разработка для учителей истории и обществознания. Отбор содержания теоретического занятия осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Цель: продолжить формирование представлений об обществе.
Задачи:
1. формирование представления об основных этапах развития отношений между природой и обществом, о причинах изменений в природе под влиянием деятельности человека, о влиянии окружающей среды на здоровье человека.
2. развитие внимания, памяти, словесно-логического и образного мышления, навыков устной и письменной речи;
3. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
4. воспитание экологической культуры, дисциплины, здорового образа жизни, негативного отношения к вредным привычкам.
Тип занятия: урок изучения нового учебного материала.
Оборудование:
• методическое: презентация, учебный видеоролик.
• техническое: компьютер; мультимедийный проектор; экран.
Этапы урока
1 этап. Организационный этап.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы начинаем наш урок!
2 этап. Контроль исходного уровня знаний.
– Скажите, пожалуйста, какую тему мы с вами изучили на прошлом занятии? («Общество как система»).
– Совершенно верно! Что такое общество? Классификация обществ? На эти и другие вопросы я попрошу вас ответить в тетрадях для письменных работ, чтобы проверить, как вы усвоили прошлую тему. Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите число и свой вариант.
Слайды 1-9. На экране вы видите задание для I и II вариантов, внимательно читайте и запишите ответ.
I вариант
1. Термин «общество» в узком смысле слова? (это группа людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместной деятельности).
2. Часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (страна).
3. Простые общества (по критерию развитости социальной структуры) – это? (это общества, в которых нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, где общество однородно).
4. Тип общества (по степени социальной мобильности), где социальные группы являются замкнутыми и социальная мобильность населения крайне низкая? (закрытые общества).
5. Сторонниками какого подхода в социально-экономической классификации обществ являются К. Маркс и Ф.Энгельс? (формационный подход).
6. Назовите три исторических типа цивилизаций? (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная).
7. Тип цивилизации, для которой характерна полная зависимость от природы? (доиндустриальная).
8. Тип цивилизации, для которой характерно господство частной собственности и рыночных отношений? (индустриальная).
II вариант
1. Термин «общество» в широком смысле слова? (это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения).
2. Политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления? (государство).
3. Сложные общества (по критерию развитости социальной структуры) – ? (это общества, в которых есть расслоение по имущественному положению, отношению к власти).
4. Тип общества (по степени социальной мобильности), где социальные группы не являются замкнутыми и существует высокая социальная мобильность населения? (Открытые общества).
5. Сторонниками какого подхода в социально-экономической классификации обществ являются К. Леонтьев, Н. Данилевский? (Цивилизационный подход).
6. Какие общественно-экономические формации выделяют марксисты? (Первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая).
7. Тип цивилизации, для которой характерно преобладание в экономике сферы услуг? (постиндустриальная).
8. Тип цивилизации, определяющим фактором развития которого выступало сельское хозяйство? (Доиндустриальная).
– Заканчиваем. Тетради передаем вперед.
3 этап. Мотивация учебной деятельности.
Слайд 10.
– Ребята, посмотрите на экран. Как называется новая тема нашего урока? Что вы видите на иллюстрации? О чем на ваш взгляд пойдет речь?
Слайд 11. На какие вопросы мы с вами должны сегодня ответить?
4 этап. Изложение нового материала.
Слайд 12. Как вы считаете, есть ли взаимосвязь общества и природы? Почему?
Слайд 13. На слайде показано взаимодействие общества и природы. Что такое природа в узком смысле этого слова? А в широком смысле слова? Докажите, что общество неразрывно связано с природой.
Слайд 14. Что такое общество? Как вы понимаете «Общество – обособившаяся часть материального мира»?
Слайд 15. В чем суть обособленности общества от природы?
Слайд 16. Какие элементы выделяются в обществе как структурно-организованной системе?
Слайд 17. Почему общество выступает в качестве создателя культуры?
Слайды 18, 19. Каким образом природа оказывает влияние на общество? Приведите свои примеры.
Слайд 20. На этом слайде обозначен следующий вопрос, касающийся значения техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной.
Слайд 21. Что значит определение «Техногенные революции»?
Слайд 22 . Назовите основные характеристики аграрной революции.
Слайд 23 . Что характерно для индустриальной революции?
Слайд 24. Когда произошла информационная революция? В чем она заключается? Приведите примеры.
Слайд 25. Ребята, давайте рассмотрим с вами следующий вопрос о противоречивости воздействия людей на природную среду.
Слайд 26, 27. Какие проблемы современности называются глобальными?
Слайды 28-31. Приведите примеры экологической проблемы. Чем она опасна?
Слайд 32-33. Почему угроза термоядерной войны является глобальной проблемой современности?
Слайд 34-35. В чем суть демографической проблемы?
Слайд 36-37. Негативное влияние деятельности человека на окружающую среду сказывается на его собственном здоровье. Какими заболеваниями могут заболеть люди под влиянием факторов окружающей среды?
Слайд 38-41. Думаю, вы со мной согласитесь, что глобальные проблемы должны решаться. Каковы же пути их решения? Обоснуйте.
Физкультминутка.
5 этап. Обобщение и систематизация знаний.
– Ребята, предлагаю в качестве обобщения темы посмотреть видео «Глобальные проблемы современности» и по окончании просмотра высказать свое мнение.



6 этап. Закрепление изученного материала.
– А сейчас закрепим сегодняшнюю тему «Общество и природа».
Слайды 42-56. На экране предлагаются тестовые вопросы, содержащие 4 варианта ответов. Только 1 вариант ответа верный. Внимательно прочтите вопрос и устно отвечаем.
7 этап. Подведение итогов. Задание на дом.
– Прочитать материал учебника Л.Н. Боголюбова "Обществознание. 10 класс", § 1 (с. 11-12, 16).
– Подготовить мини-исследование: «Я и природа» (презентация, устный ответ, фото, видео).
Дополнительная информация к уроку.
Взаимоотношения природы и общества – одна из актуальных проблем гуманитарного знания. В широком смысле слова под природой понимается все сущее, а в узком смысле слова природа – это то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа является естественным условием существования людей.
Общество, в свою очередь, – это обособившаяся от природы часть мира. Общество как система сосуществует с природой, использует природные факторы, ресурсы и условия, изменяет их в соответствии со своими потребностями. Общественная жизнь – это исторический результат складывающихся между людьми отношений в результате длительного пути эволюции природы. При этом общество характеризуется специфической системной организацией, отличающей его от других природных образований.
Характеризуя общество как обособленную от природы часть мира, важно осознавать, что суть обособленности общества от природы состоит в следующем:
1. В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам.
2. Общество подчиняется как общим с природой законам, так и своим собственным, которые зависят от сознания и воли людей.
3. Общество – структурно-организованная система. В нем присутствуют различные формы общественных отношений, развита социальная структура, налажено материальное и духовное производство, действуют социальные и политические организации и институты.
4. Общество выступает в качестве творца, преобразователя и создателя культуры.
Однако, говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития.
Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его средой так же, как и любой другой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа оказывает влияние и воздействует на общество. Природа создает благоприятные или неблагоприятные условия для его развития. Так, великие цивилизации древности (Вавилон, Египет, Индия, Китай) возникали в устьях рек или в плодоносных долинах. Благоприятные природные условия давали толчок бурному развитию той или иной цивилизации. Ландшафтные и климатические условия способствовали развитию торговли, мореплавания, межкультурных связей. В то же время, природная среда и природные катаклизмы могли не только тормозить развитие общества, но и стать причиной его гибели. Цунами, землетрясения, извержение вулканов, наводнения приводили в древности к исчезновению с лица земли целых племен и народов.
Общество неотделимо от природы. Человек, а значит и общество, вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу. Природа была и остается тем фундаментом, на котором основывается общество.

2. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной
Общество, как обособившаяся часть природы, и сама природа органически взаимосвязаны. Природа и общество находятся во взаимодействии и взаимовлияют друг на друга. Природная среда, географические и климатические условия оказывают значительное воздействие на жизнь людей, обусловливают во многом разнообразие обществ, особенности развития этносов, народностей, наций. В то же время сама природа испытывает на себе «организующую» силу общества. Человек по своему усмотрению «окультуривает» природу, искусственно «упорядочивая» ее. И вопрос здесь заключается в мере этого воздействия.
Качественные изменения во взаимодействии человеческого общества с природой получили название техногенных революций. Каждая такая революция, порожденная развитием человеческой деятельности, приводила к изменению роли человека в природе. Первой из подобных революций стала аграрная революция. Ее результатом стало зарождение производящего хозяйства, формирование новых видов хозяйственной деятельности людей – скотоводства и земледелия. С переходом от присваивающего хозяйства к производящему человек смог сам обеспечивать себя продуктами питания. Следом за земледелием и скотоводством возникают ремесла, развивается торговля.
Следующей техногенной революцией была промышленная (индустриальная) революция. Ее начало приходится на век Просвещения. Суть промышленной революции заключается в переходе от ручного труда к машинному, в развитии крупной фабричной промышленности, когда машины и оборудование постепенно заменяют на производстве ряд функций человека. Индустриальная революция способствовала росту и развитию крупных городов – мегаполисов, развитию новых видов транспорта и связи, упрощению контактов между жителями разных стран и континентов.
Свидетелями третьей техногенной революции стали люди, жившие в XX веке. Это постиндустриальная, или информационная, революция, связанная с появлением «умных машин» – компьютеров, развитием микропроцессорных технологий, электронных средств связи. В обиход прочно вошло понятие «компьютеризация» – массовое применение компьютеров на производстве и в быту. Появилась всемирная сеть Интернет, открывшая огромные возможности для поиска и получения любой информации. Новые технологии существенно облегчили труд миллионов людей, привели к росту производительности труда. Для природы последствия этой революции сложны и противоречивы.
Противоречивость воздействия людей на природную среду
Взаимоотношения природы и общества нельзя рассматривать вне противоречий, неизбежно возникающих и существующих между ними. История совместного существования человека и природы представляет собой единство двух тенденций. Во-первых, с развитием общества и его производительных сил постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой. Сегодня это проявляется уже в планетарном масштабе. Во-вторых, постоянно углубляются противоречия, дисгармония между человеком и природой.
Отрицательным как для природы, так и для общества становится бесцеремонное вмешательство человека в окружающую среду в наши дни, ибо последствия его из-за высокого уровня развития производительных сил зачастую носят уже глобальный характер и порождают глобальные экологические проблемы.
Термин «глобализация» происходит от латинского слова «глобус», т.е. Земля, земной шар, и означает общепланетарный характер тех или иных явлений и процессов. Глобальные проблемы человечества – это такие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов планеты. В значительной степени эти проблемы представляют угрозу для выживания планеты Земля, для сохранения ее биосферы, а поэтому требуют неотложного решения усилиями народов всех стран. К глобальным проблемам человечества относятся следующие проблемы:
1. Экологическая проблема – разлад системы взаимодействия с природой, исчерпаемость природных ресурсов, необратимые изменения в среде обитания.
2. Угроза термоядерной войны – гонка вооружений, загрязнения, вызванные испытаниями ядерного оружия, генетические последствия этих испытаний, неуправляемое развитие ядерных технологий.
3. Демографическая проблема – неравномерный и неуправляемый рост населения в развивающихся странах, при одновременном уменьшении населения в развитых странах.
4. Кризис условий выживания человека – истощение продовольственных ресурсов, энергии, питьевой (пресной) воды, чистого воздуха, запасов минеральных веществ.
Размышляя о причинах появления глобальных проблем, ученые указывают, прежде всего, на возникшую всемирную общность и интенсивность взаимодействия людей, целостность современного мира, которую обеспечивают, в первую очередь, глубинные экономические связи, усилившиеся политические, культурные контакты, новейшие средства массовой коммуникации. В условиях, когда планета становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и приобрести глобальный, общемировой характер. Но дело не только в этом. Активная, преобразующая деятельность человека по всей своей мощи и последствиям (как созидательным, так и разрушительным) не только сопоставима, но и превосходит самые грозные силы природы. Вызвав к жизни могучие производительные силы, человечество не всегда может поставить их под свой разумный контроль. Уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентации еще весьма далеки от требований современной эпохи. Глобальные проблемы современности поставили перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой. Этими проблемами занимаются как на национальном уровне, так и в рамках крупных международных исследовательских центров. Однако уже на данном этапе можно сделать следующие выводы:
1. решение глобальных проблем требует усилий всех стран мира;
1. необходимо изменить курс развития современной техногенной цивилизации, переориентировать людей с мирских, утилитарных ценностей на ценности духовные;
2. следует ограничить производство и потребление, целью человека должно стать духовное самосовершенствование.
Из этого следует, что необходимо совершить коренной поворот в развитии современных обществ. Большинство мыслителей сходятся на том, что глобальные проблемы человечества – это не чисто экономические, политические или научные явления, а, прежде всего, это – проблемы духовно-нравственные. И их решение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, изменения социальных и нравственных установок личности и общества.
Влияние окружающей среды на здоровье человека.
Негативное влияние деятельности человека на окружающую среду негативно сказывается на его собственном здоровье. Согласно современной статистике, более 80 % заболеваний связано с тем, чем мы дышим, какую пьем воду и по какой почве ходим.
Патологические состояния, появившиеся под влиянием факторов среды:
1. отравления
2. аллергические реакции
3. онкологические заболевания
4. наследственные заболевания
5. врожденные аномалии.
Способы защиты природы:
1) нужно сделать наше производство и земледелие безвредными. Необходимо прекратить засорять землю и воздух, остановить ядовитые стоки; не устраивать свалки, а перерабатывать мусор.
2) Сохранять естественную природу. Создавать национальные парки, строить заказники, обустраивать заповедники.
3) Создать безопасные условия для собственного существования. А для этого нужно полностью изменить мировоззрение людей, привить им экологическую культуру, которая невозможна без культуры общей. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства.
С большим трудом, совершая мучительные ошибки, человечество постепенно все больше начинает осознавать необходимость перехода от потребительского отношения к природе к гармонии с ней.
Презентация к уроку на тему: «Общество и природа»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока-практикума по обществознанию для 10-11 класса на тему: Факты и суждения Конспект урока обществознания в 10 классе. Социальное развитие и молодежь Старшеклассникам о формах общественного сознания Деловая игра для 10-11 класса «Избирательное право»
Участник №54 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 мая по 15 августа 2018 года
Внеклассное мероприятие ко Дню Республики Башкортостан в колледже. Сценарий с презентацией
Опубликовано: 2052 дня назад (15 августа 2018)
Просмотров: 14188
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!