Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сказкотерапия в развитии связной речи у старших дошкольников

Возможности сказкотерапии в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Опыт работы воспитателя с детьми 6-7 лет
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая различные нарушения. Но, к сожалению, специалист не всегда может добраться до проблем речи ребёнка… и на помощь приходит сказка.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм.

Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.

Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной, эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. И задача педагогов — так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи.

Сказкотерапия-эффективный, развивающий метод для развития связной речи у детей с ОНР III уровня, который позволяет вовлечь ребенка в активную логопедическую работу.
Виды связной речи. Значение сказки в развитии связной речи.

Связная речь относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Отличительными чертами диалогической речи являются: эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса; ситуативность.
Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения.

Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания. Простейшие формы диалога (например, реплики-высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т.п.) не требуют построения логической последовательности.

Монологическая речь (монолог), понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной жизни). Монолог - наиболее сложная форма речи, служащая для целенаправленной передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

Основные свойства монологической речи:
односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи.

В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются: описание, повествование, элементарные рассуждения.
К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (описание, повествование и др.)
Относятся: связность, Последовательность, логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

Таким образом, связная речь включает в себя две формы речи:
Монологическую и диалогическую. Монолог более сложная форма речи.
В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Водовозовой В.М., Ушаковой О.С. и многие другие. Все они свидетельствуют о возможности использования сказки для развития связности речи детей. Н. Погосова отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.

Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:
Лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;
Активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка;
При пересказе, драматизации — становление речевой культуры;
Развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербальнообразный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).
Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Сказкотерапия в системе логопедических занятий преследует следующие цели:
Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;
Совершенствование лексико-грамматических средств языка;
Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
Развитие диалогической и монологической речи;
Эффективность игровой мотивации детской речи;
Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
Сотрудничество педагога с детьми и друг с другом;
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка;
Приобщение детей народному фольклору.

Использование сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:
Активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
Самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов
Самовыражения в речи и движении;
Творчество — от подражания взрослому в действии, выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
Эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

Произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
Связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о сказочных образах.
Итак, метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, он получил сравнительно недавно, и сегодня является одним из наиболее перспективных.
Работая со сказкой, педагог оказывает на ребенка определенное воздействие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у детей не возникает ощущения давления. Педагог как будто просто рассказывает сказки, использует “сказочные” занятия, но, как показывает практика и исследования специалистов, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие, поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.

НОД по развитию речи у детей с ОНР III уровня посредством сказкотерапии.
Обучение пересказу на материале сказок проводится на логопедических занятиях, которым предшествует работа по формированию у детей грамматически правильной речи с использованием логосказок Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской.

Пересказ предусматривает наличие у детей навыка владения фразовой развернутой речью, восприятия и понимания содержания текста. В современных трудах по дошкольной педагогике, подчеркивается особая роль пересказа в формировании связной монологической речи, поэтому пересказу сказок на коррекционных занятиях уделяется большое внимание.

При пересказе совершенствуются структура речи, ее выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом посредством имитации дети усваивают нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование сказок позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка» – внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи. Это имеет особое значение в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями.

В непосредственно образовательной деятельности по пересказу сказки сочетаются с формированием у детей навыков рассказывания элементы творчества.

Используются следующие приёмы:
Придумывание и завершение сказки,
Составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстративный материал,
Коллективное сочинение сказки.
Составление вопросов к сказкам умение в контексте задать вопрос, это является одним из показателей успешного развития дошкольников.
Постановка проблемного вопроса к содержанию сказки (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли). Дети начинают искать
Свои варианты, то есть решать поставленную проблему;
Объединение двух коротких рассказов или сказок в одну с новым сюжетом;
Ведение вместо привычного главного героя продуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло;
Конструирование слов, словосочетаний и предложений (составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку» «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.);
Придумывание иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения;
Усложнение восприятия давно знакомой сказки, создание элемента неожиданности, загадочности.
Пример: из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов. Мы предлагаем детям игровую ситуацию: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка.

Придумывание дополнительных монологов героев известных сказок.
«Что могла бы сказать муха, когда нашла денежку, купила самовар?» Создание коллажей из сказок и составление по ним новых сказок.
Таким образом, дети постепенно овладевают доступными приемами творческого преобразования сюжета – рассказ по аналогии, пересказ с заменой персонажей или некоторых существенных деталей обстановки, с включением новых действующих лиц и т.д.

Этапы работы по развитию связной речи посредством сказкотерапии.
I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. (Ведущий метод - словесная игра.)
Цели: интонировать голоса героев сказки; использовать звукоподражательные слова, голоса животных для развития артикуляционного аппарата; знакомить детей с образными выражениями и смысловыми оттенками слов; обращать внимание детей на содержательную сторону слова; использовать игры, в которых малыши продолжают высказывания взрослого.
К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа.
II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. (Ведущий метод — словесное комментирование.)
Цели: раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию; воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение, составлять совместно словесные описания; активизировать в речи детей образные выражения, сказочные повторы.
III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.
Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Очень важно включать в занятия на этом этапе специальные игры и упражнения на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка по сказкотерапии Сказкотерапия для детей 5-8 лет Консультация для родителей. Сказкотерапия для дошкольников Сказкотерапия с песком

Похожие статьи:

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Сказкотерапия для дошкольников

Сказкотерапия в семье

Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста | НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной группе. Включение одного множества в другое: род-вид
Опубликовано: 1926 дней назад (28 января 2019)
Просмотров: 2423
Рубрика: Опыт работы
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!