Влияние компьютерных игр на здоровье младших школьников
Оглавление
Введение
Глава 1. Назначение компьютерных игр как средство для развития мышления,памяти, внимания человека
1.1. История возникновения компьютерных игр
1.2. Популярные жанры компьютерных игр
1.3. Польза и вред компьютерных игр
1.4. Влияние компьютерных игр на здоровье человека
Глава 2. Методика исследования влияния компьютерных игр на здоровье младших школьников
2.1. Экспериментальное исследовани
2.2. Результаты эксперимент
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь. Ни один взрослый, а тем более ребенок уже не представляет свою жизнь без компьютера, что откладывает определенный отпечаток на их здоровье. Постепенно реальное пространство вытесняется виртуальным, и это неизбежный ход развития современного общества.
Актуальность: «Игровая» зависимость волнует сегодня всех.
Чем опасны компьютерные игры и могут ли они быть полезными?
Сам по себе компьютер, конечно, ни хорош и ни плох, он лишь инструмент и весьма полезный. Вещь плохой или хорошей может сделать сам человек. По образному сравнению и таким, простым и полезным инструментом как лопата, можно убить человека. И почему-то еще никому не пришло в голову запретить лопату. Дело не в предметах, а в том как, кем и с какой целью они используются.
Можно много слов сказать о пользе информационных технологий и компьютере в частности: это и помощь в учебе, и развлечение, и хобби. Однако уже давно на западе ученые забили тревогу по поводу вреда виртуального пространства. Данная проблема широко изучается иностранными психологами. В нашей стране дело обстоит немного иначе. Зачастую родители безмятежно относятся к тому, что их ребенок часами посиживает у монитора. Ребенок занят делом и не мешает родителям. Разве это плохо? Давайте посмотрим плохо это или хорошо.
Первую и наиболее важную угрозу для детского здоровья младшего школьника представляют коммерческие популярные компьютерные игры. Не все игры вредны для ребенка, но вред или польза продукта определяется целью его создания.
Примерно 80% всех существующих игр, так или иначе, связаны с военными действиями.
Для ребенка в процессе становления его сознания важным компонентом развития является поиск примера для подражания. Этим примером, в идеале, должна стать сильная личность, способная вызывать уважение окружающих и в первую очередь самого ребенка. Как правило, таким примером служит отец или некий идеальный герой, сконструированный в воображении ребенка. В случае с игрой происходит искажение этого идеала, который в дальнейшем должен служить образцом для поведения ребенка. Игра навязывает героя, которому приходится убивать, сражаться, жестоко себя вести, для того чтобы одержать победу. И ребенок перенимает этот жестокий образец поведения. Поэтому среди подростков резко возросла агрессия и жестокость. Неудивительно, что на улице дети без причины начинают агрессивно себя вести.
Другую опасность составляет сам виртуальный мир игры, который затягивает в себя ребенка. Мир компьютерной игры намного привлекательней, красочней и интереснее, чем окружающая его серая действительность. Тем более если родители обращают минимум внимания к ребенку.
Цели:
1. Формировать грамотное представление о пользе и вреде компьютерных игр
2. Исследовать влияние компьютерных игр на организм человека.
3. Провести анкетирование среди учащихся школы с целью определения использование компьютерных игр и любимых жанров.
4. Сформулировать выводы и выработать рекомендации по итогам работы.
Объект исследования: компьютерные игры
Предмет исследования: влияние компьютерных игр на здоровье младших школьников
Гипотеза исследования – если человек получит больше информации об исследуемом объекте (о пользе и вреде компьютерных играх; будет соблюдать правила пользования компьютером; будет стремиться избавиться от вредных привычек, то тем самым не будет подвержен пагубному влиянию компьютерных игр.
Задачи:
1. расширять знания о компьютерных играх;
2. формировать представление о вреде, наносимым организму человека и пользе компьютерных игр;
3. определить рейтинг наиболее популярных компьютерных игр среди младших школьников;
4. формировать навыки осознанного использования и грамотного обращения с компьютером;
5. сформулировать выводы и выработать рекомендации по соблюдению санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером.
В соответствии с задачами использовались следующие методы исследования: теоретический, эмпирический:
• работа с информационным источником: анализ и обобщение информации;
• анкетирование, беседа;
• эксперимент, фото-фиксация.
Научная исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
Глава 1. Назначение компьютерных игр как средство для развития мышления, памяти, внимания человека
1.1. История возникновения компьютерных игр
Технический прогресс не стоит на месте и компьютеры всё больше входят в нашу жизнь, как рабочую, так и повседневную. Если для наших родителей компьютер в детстве был роскошью, то для современного ребёнка это часть жизни, непременный её атрибут. И часто дети осваивают его быстрее родителей.
Благодаря компьютеру, у человечества появилось много новых возможностей. В том числе много нового появилось и для развития детей. Легкий доступ к информации, обучающие программы, интерактивные доски, программы для творчества, которые значительно увеличивают образовательные возможности детей.
И все-таки, как показывают многие исследования, главным мотивом приобретения компьютера для многих занятых родителей является обеспечение игрового досуга для детей. При этом компьютер принимает на себя роль более активного развлекательного устройства, чем обыкновенный телевизор или друзья.
Однако следует отметить, что порой о компьютере думают как о друге, который может заинтересовать ребёнка, тем самым освобождая родителей от этой необходимости. Взрослые и не подозревают, какую ошибку они совершают в этот момент, ведь компьютер – это мощное средство воздействия на человека.
Давайте ненадолго заглянем в прошлое и вспомним, во что играли дети, когда не было компьютеров. Игр было много, скучать не приходилось. Никто и не подозревал, что может в мире появиться то, что изменит «в корне» их жизнь, характер и привычки.
В игры «прошлого» можно было играть часами. Они притягивали детей своей лёгкостью и «интересностью». Игры «умели» собирать друзей вместе, они сплачивали детей.
Дети радовались тому, что наступит завтра, и они снова соберутся компанией и продолжат играть. Самое страшное наказание было, если не отпускали на улицу.
Игры делали и сочиняли сами дети. Дети чувствовали себя уютнее, когда они были окружены различными игрушками.
Раньше дети и подростки предпочитали играть в подвижные игры: вышибалы, игры с мячом, прятки. В ролевые игры: куклы, машинки; логические: морской бой, шашки, лото.
Но вот произошли глобальные перемены. Наступил тот день, когда все игры (настольные) и игрушки остались лежать на полках и в ящиках. Теперь они напоминают «музейные экспонаты»: на них смотрят, а не играют. Потому что появилось нечто другое. Это компьютерные игры.
Самая первая компьютерная игра – драматическая дуэль двух космических кораблей – называлась Spacewar (космические войны). За пару месяцев в свободное от работы время её создали несколько программистов из Массачусетского технологического института. Группой руководили Стив Рассел и Мартин Гретц, они познакомились в университетском туристическом клубе и сошлись на почве увлечения научной фантастикой.
В январе 1962 г. они написали простую программу, а через месяц это была уже простенькая игра с двумя стреляющими друг в друга ракетами.
На круглый катодный дисплей выводилась карта боевых действий – фрагмент ночного неба, копирующий расположение звезд над Кемриджем. Два противника с помощью клавиатуры или джойстика могли перемещать свои шатлы и стрелять. Боекомплектность и количество топлива были ограничены. Чтобы увернуться от выстрела, можно было крутануться вокруг звезды в центре карты, используя ее гравитацию, или совершать «гиперпрыжок»- корабль исчезал и появлялся в случайном месте карты.
1.2. Популярные жанры компьютерных игр
Аркадные игры
Эти игры отличаются простым и понятным управлением. Герой бегает по экрану, прыгает через пропасти, взбирается по верёвкам, стреляет в противников. Управлять героем обычно очень просто. Он передвигается с помощью курсорных клавиш. Ещё одна или две клавиши используются для стрельбы и прыжков. Аркадные игры развивают реакцию и способность принимать решения в сложной обстановке.
Логические игры
Это головоломки. В таких играх не надо никуда спешить. Можно спокойно думать над каждым ходом. Бывают головоломки по складыванию картинок, передвижению фигурок. Очень часто в логических играх используются лабиринты. Логические игры развивают мышление, сообразительность и находчивость. В них играют с помощью мыши.
Аркадно-логические игры
Примером такой игры является всем известный «Тетрис». В этих играх тоже надо думать, но делать это приходится быстро. Такие игры вызывают сообразительность и скорость реакции.
Активные игры
Это боевики, связанные со стрельбой, засадами и погонями. Они развивают реакцию и ловкость, но могут утомлять, поэтому школьники младших классов в них обычно не играют. В таких играх большую роль имеет звук выстрелов и разрывов снарядов. Многие активные игры сделаны так, что можно играть не только против компьютера, но и против партнера.
Деловые игры
Эти игры помогают почувствовать себя специалистом в какой-нибудь профессии, например бизнесменом, следователем, врачом, инженером, архитектором, министром. Играющий управляет городом, фирмой, заводом, больницей, аэродромом. Это довольно сложные игры. Чтобы разобраться, как в них играть приходиться читать специальные книги. Такие игры длятся обычно несколько часов. Управляют компьютером в деловых играх с помощью мыши, как и в стратегические игры, в них охотно играют не только старшеклассники и взрослые, но и младшие школьники. Деловые игры очень полезны. Они помогают познакомиться с интересными профессиями.
Единоборства
Отличительная особенность этих игр – необычайно сложное управление. Сложность этих игр в том, что бойцы могут выполнять много разных ударов и приемов, для которых надо пользоваться разными комбинациями клавиш. Многие из этих комбинаций «секретны», о них не сообщается в инструкции к игре, и их надо обнаружить самому. Игры – единоборства развивают координацию движений, расчётливость и точность.
Симуляторы
Очень интересные, но и очень сложные программы. С их помощью можно учиться управлению самолетами, танками, автомобилями, космическими аппаратами, боевыми роботами. Для управления такой техникой приходится использовать много клавиш клавиатуры. Без подробной инструкции с этими программами разобраться сложно. Из-за сложности симуляторов дети играют в них довольно редко.
Квесты
Так называют очень красивые и интересные игры, в которых герой путешествует по своему компьютерному миру и решает головоломки. Цель игры известна с самого начала, например, спасти, принцессу, похищенную злыми волшебниками. Главная задача - пройти игру до конца. Если решение всех головоломок известно, то игру можно пройти за несколько часов. Но если решения нет, то приходится пробовать разные действия, и игра растягивается на много дней. Большинство квестов сделаны на английском языке, поэтому они помогают изучать язык. Управление этими играми несложное и выполняется с помощью мыши.
Ролевые игры
Это очень длинные и неторопливые игры. Обычно ролевые игры построены по сказочному сюжету. Играющий управляет небольшим отрядом (от 3-х до 6-ти) героев, с которыми путешествует по неисследованным землям. Ему приходится одевать, обувать, кормить, поить, вооружать, обучать, воспитывать и лечить своих героев. В этих играх много замков, подземелий, в которых проживают страшные чудовища. В ролевых играх противников называют «монстрами». Управляют ролевыми играми с помощью мыши или клавиатуры.
Спортивные игры
Это футбол, хоккей, баскетбол, бейсбол и др. Они очень сложны для управления. За перемещением игроков по полю и движением мяча или шайбы уследить не просто. Длятся спортивные игры обычно недолго – от нескольких десятков минут, до часа.
Стратегические игры
Это самые любимые игры старшеклассников. Здесь воюют большие армии. Для войны приходится заниматься производством военной техники, а для этого надо строить заводы. Чтобы заводы работали, надо строить шахты и электростанции. В эти игры можно играть день или два. Для управления применяются мышь и клавиатура одновременно.
Традиционные игры
К этим играм относятся шашки, шахматы и другие настольные игры. Эти игры служат для отдыха.
1.3. Польза и вред компьютерных игр
Польза компьютерных игр
Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, учёные постоянно проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека.
С помощью компьютерных игр можно ненавязчиво обучить ребенка иностранным языкам, подтянуть его знания по тому или иному предмету, развить «хромающие» качества и способности. Безусловно, компьютер не должен стать единственным источником развития – по-прежнему актуальными остаются книги, развивающие настольные игры, конструкторы, пазлы.
Полученные при игре навыки и умение быстро принимать решение, когда на экране появляется совсем не то, что ребенок ожидал, помогут при возникновении более сложных задач, ситуаций.
Именно поэтому прямая обязанность взрослых – не запретить ребенку взаимодействовать с компьютером. Лучше подобрать наиболее оптимальные для него варианты компьютерных игр, составить план занятий по ним, позволить играть во «вредные» стрелялки определенное количество времени, стимулировать ребенка к отдыху не только в виртуальном мире, но и в мире реальном.
Велика польза компьютерных игр и для взрослых. Это хороший способ расслабиться после тяжелого рабочего дня, отвлечься от обыденной суеты. Как и в случае с детьми, здесь важна разновидность игры и время, которое ей уделяется. От 1-2 часов в сутки, проведенных в компьютерных мирах, ничего плохого не случится.
По мнению специалистов игры, создают «игровую площадку» для отработки каких-то личностных навыков, устанавливают платформу для фантазии, учат программировать, помогают организовывать сообщество, связывать людей между собой.
Игроку приходится сталкиваться с технической документацией, благодаря чему он начинает лучше разбираться в определениях и терминах, а также лучше усваивает английский язык.
Интеллектуальные игры (головоломки, ребусы, стратегии), которые способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств.
Такие игры не требуют повышенного внимания, скорости, напряжения глаз. Они размеренны и предназначены для длительного времяпровождения. Их можно прервать в любой момент, не рискуя быть убитым или съеденным.
Существует ряд развивающих компьютерных игр для самых маленьких детей от 5- до 7 лет. Они научат ребенка буквам и цифрам, познакомят с миром животных и растений, окажут благотворное влияние на развитие эмоциональной сферы, поспособствуют развитию моторики рук (манипуляции с джойстиком, мышкой и клавиатурой), зрительной памяти, музыкального слуха.
Множество обучающих игр, которые помогут углубить свои познания в той или иной области, научат действовать в различных ситуациях, поспособствуют формированию усидчивости, сосредоточенности, внимательности.
Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком.
Вред компьютерных игр
Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи квалифицированного врача и поддержки родных и близких.
Человек, поддавшийся зависимости от компьютерных игр, буквально живет в виртуальной реальности, лишь изредка «отлучаясь» в оффлайн. Крайняя степень игровой зависимости – когда у игрока пропадает аппетит (ему не хочется отлучаться от игр даже для принятия пищи) и сон (он жалеет время на отдых и даже во сне продолжает завоевывать миры и убивать врагов). Самое страшное в этой зависимости то, что она обычно начинается довольно безобидно, не вызывая подозрений со стороны близких людей. Поэтому так сложно бороться с игровой зависимостью.
Особенно ощутим вред компьютерных игр для детей, среди которых особую группу риска составляют младшие школьники и подростки. Их неокрепшая психика за считанные дни поддается негативному влиянию игр. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени – им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.
Рассмотрим, чем же опасны разные виды компьютерных игр.
1. Самый опасный вид игр – игры-стрелялки, поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. И немудрено – часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрым человеком.
2. Воздействовать пагубно на психику могут «бродилки» и «авиа-симуляторы». Это преимущественно динамические игры, от них очень тяжело оторваться ввиду их безостановочного сюжета. Смысл их подавляющего большинства заключается в том, чтобы как можно быстрее и больше убить или взорвать. В этих игрушках кровь льётся вёдрами, а информационной начинки практически никакой. По мнению специалистов, участие в таких играх приводит к тому, что игроки начинают использовать подобные методы решения проблем в реальной жизни.
3. Вредны также бродилки, леталки и гонки, которые хоть и не характеризуются агрессией, но требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться. Конечно, совершенно невозможным для игрока представляется нажать на паузу во время очередной гонки или прохождения лабиринта.
4. Меньше воздействуют на психику «гонки» и «спортивные» игры. Эти игрушки по психическому воздействию примерно нейтральны – вреда не приносят, но и пользы от них тоже никакой, только напрасная трата времени.
Впрочем, вред компьютерных игр сказывается и на взрослых. И если рядом с ребенком может и должен оказаться взрослый, который обязан вырвать его из игровой зависимости, то за взрослым игроком мало кто следит. Со временем игрок становится невнимательным, рассеянным, у него не ладится с работой, он игнорирует свои обязанности. Игровая зависимость становится причиной развала семьи, проблем на работе, приводит к депрессии и одиночеству.
Такое положение может привести к тому, что дети идут дальше и готовы просить и тратить деньги, чтобы воспользоваться платными услугами в онлайн-играх. Стать за несколько минут самым сильным и крутым, не «прокачивая» своего героя в течение нескольких месяцев – ну кто об этом не мечтает? Люди зарабатывают на играх огромное количество денег, «заражая» зависимостью от них детей и взрослых.
В заключение хочется обратить особое внимание о вредном воздействии компьютера для здоровья подрастающего поколения. Постоянное сидение за компьютером может вызвать негативные последствия: ухудшится зрение, возникнут проблемы с лишним весом и опорно-двигательным аппаратом, затекание кистей рук.
1.4. Влияние компьютерных игр на здоровье человека
При работе на компьютере ребёнок имеет дело с активной зрительной нагрузкой. Глаза человека, сидящего за компьютером, должны перестроиться 15-20 тысяч раз в течение определённого времени.
Мерцание экрана, невысокая резкость символов, наличие бликов и искажений, проблемы с оптимальным соотношением яркости и контрастности создают серьёзные проблемы для глаз и мозга пользователя, что приводит к зрительному дискомфорту, рези в глазах, ухудшению зрения пользователей.
Уже в начальных классах у 4,5 % учеников, наблюдается нарушение зрения. Мониторинг нарушений остроты зрения показывает то, что в старших классах, начальной школы такие нарушения встречаются чаще.
Глава 2. Методика исследования влияние компьютерных игр на здоровье младших школьников
2.1. Экспериментальное исследование
Мы решили выяснить, что учащиеся нашей школы знают о компьютерных играх. Базой проведения исследования является ГБОУ «Гимназия «Диалог», где проводилось анкетирование учащихся младших классов в количестве 26 чел. Анкетирование «Что вы знаете о компьютерных играх?», тест-опрос по выявлению знаний учащихся «Компьютерная зависимость», тест «Популярность жанров компьютерных игр младшего школьника», тест «Влияние компьютерных игр на самочувствие учеников», тест-опрос «Соблюдение санитарно-гигиенических норм во время компьютерной игры».
Мы решили выявить знания ребят нашей Гимназии о компьютерных играх, провели анкетирование учащихся 2«Б» класса, предложив им следующие вопросы (см. Приложение 1)
2.2. Результаты эксперимента
Проанализировав анкеты, мы пришли к такому выводу, что из-за незнания многих вопросов по данной теме, учащиеся не могут обезопасить свое здоровье, им требуется помощь специалистов (врачей, психологов, учителей)
Тест «Популярность жанров компьютерных игр» наглядно показал нам, что соблюдение санитарно-гигиенических норм во время компьютерной игры, а также борьба с вредными привычками является главным условием профилактики зависимости.
Рекомендации взрослым и детям «Правила работы за компьютером»
1. Монитор должен располагаться так, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона – до 1500 .
2. Источник света должен быть дневным и находиться слева.
3. Следует соблюдать правильную осанку, сидеть прямо (не сутулясь, не наклоняясь).
4. Недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.
5. Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти, это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.
6. Колени - на уровне бедер или немного ниже.
7. Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу – это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов.
8. Малоподвижный образ жизни вредит организму. В перерывах необходимо делать физические упражнения.
9. Обязательно нужна гимнастика для глаз.
Взрослым необходимо объяснить своим детям, что, не соблюдая правила и ограничения, играя на компьютере, зрение может начать резко снижаться.
Как сохранить здоровье школьника
1. Правильно организовать рабочее место.
2. Обеспечить хорошее освещение.
3. Установить защитный экран.
4. Использовать защитные очки во время работы за компьютером.
Рекомендуемое время игры:
5-6 лет – 10 мин.
1-4 класс – 15 мин.
Заключение
Таким образом, ни для кого не является секретом, что играют почти все! Компьютерные игры стали чем-то вроде детской инфекции. Сегодня многие ученые и социологи считают, что компьютерные игры – это наркотики. Они вызывают привыкание. От них сложно отвыкнуть. Не каждый осознает, что такие игры очень вредны.
Если раньше, как рассказывают наши родители, вернувшись со школы, дети сразу бежали на улицу играть в футбол, то сейчас все бегут к мониторам, в компьютерные клубы играть в футбол уже по сети. В такие детские подвижные игры как прятки, догонялки и другие, которые укрепляют и поддерживают здоровье, почти никто не играет. Дети практически не бывают на свежем воздухе, мало двигаются, возникают сложности с личным общением.
Что же мы имеем в итоге? Играть можно, но только в меру и учитывая разновидность игры. Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время человека, она также не должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем агрессию и озлобленность. Это должен быть просто один из вариантов отдыха, наряду с занятиями спорта, прогулками на свежем воздухе, чтением книг, просмотром фильмов, встречами с друзьями.
Жизнь так прекрасна и разнообразна – и было бы так глупо провести всю ее, сидя перед экраном. Компьютеризация нашей жизни давно стала привычной и принесла с собой наряду с пользой немало проблем. Компьютер – это инструмент, с помощью которого можно и деньги заработать, и пообщаться, и много полезного узнать. Все дело в том, как его использовать.
Вред и польза компьютерных игр являются одним из тех вопросов, на которые невозможно дать однозначные ответы. Очевидно одно: все хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно и гибельно, а что идет на пользу.
«В современном мире без знания и владения компьютером не обойтись. Особенно это важно для наших детей, ведь именно им жить и развивать нашу цивилизацию в будущем. Знакомство ребёнка с компьютером возможно с самого раннего детства и проходит оно в процессе компьютерных игр. И здесь на родителей ложится ответственность – принесут эти игры пользу или вред растущему организму. Необходимо учитывать репертуар игр, содержание, образовательные и развивающие возможности. Также надо всегда помнить о возрастных нормах здоровьесбережения. Компьютер и компьютерные игры должны быть помощниками, а не врагами развития ребёнка».
Библиография.
1. Бурлаков И.В. Психология компьютерных игр. / Наука и жизнь. 2006 №5, 6, 8, 9.
2. Вред и польза компьютерных игр. / Krugosovetov.ru
3. «Здоровье школьника» // 2009 г. № 2,3,9
4. «Здоровье школьника» // 2011 г. № 7,6
5. Ковалько В.И.. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.
6. Козак Т. Ребенок и компьютер.
7. Полтева С. Около компьютера: ужастики и страшилки, правда и вымысел. / Здоровье. 2003 № 4.
8. Хлебалина Е.А. Энциклопедия для детей, издательство «Аванта плюс», информатика, г. Москва, 2001г.
9. Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок. Вычислительная техника и её применение. Компьютерные игры. – №3, 1988г.
10. Интернет-ресурс
Рекомендуем посмотреть:
Профилактика дорожно-транспортного травматизма в младшем звене
Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художествен
Развитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Работа с текстом, 4 класс. Курс "Риторика"
Похожие статьи:
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Создание воспитательной среды в начальных классах
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Воспитание в начальной школе по ФГОС