Современные педагогические технологии
Автор: Шатрова Ольга Михайловна, учитель-логопед, МКОУ С(К)Ш №5 "Новые надежды", г. НовосибирскИспользование игровых технологий в речевой работе с учащимися с умственной отсталостью
Цель: использовать игровые технологии для формирования мотивации и социально-коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью.
Задача: адаптировать игровые технологии применительно к психофизическим возможностям учащихся.
Социально-коммуникативное развитие учащихся происходит через игру. Игра, дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Игра выступает как форма социализации ребёнка, а особый метод вовлечения детей в познавательную, творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И моя задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные и коммуникативные навыки.
Использование игр и различных игровых приёмов помогает развитию у детей интереса к занятиям и формированию мотивации. Игра стимулирует детей ук учебной деятельности, вызывает интерес и потребность общения, развивает когнитивные процессы. В своей работе я использую игры с предметами, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, подвижные игры, дидактические игры, игры с использованием символов, слов, геометрических фигур.
Основополагающие принципы игры: доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход.
Создание игровых ситуаций:
1. Организационный момент (в зависимости от цели занятия):
- сложить разрезную картинку
- найди фигуру такую же по цвету, форме, размеру
- найди такую же картинку
- найди картинку на такой же звук
- такую же букву
- задания на обобщение (игрушки, птицы…)
- встаньте те, у кого в одежде красный цвет…, подбегите ко мне те, кто любит яблоки…
- найди пару: половинка картинки у одного, половинка у другого
2.Форма занятий:
- Путешествия (на разных видах транспорта, по сказкам, по планетам, по островам..., использование карты)
- Соревнования
- Экскурсии
- Сегодня у нас в гостях…
- Сегодня мы идём (поедем) в гости к…
- «Ромашка» (на каждом лепестке задание или наоборот найти лепесток и сложить цветок)
- Театр (сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба»). В них есть последовательность, ритм. Озвучивание сказок с помощью звуков голоса, музыкальных инструментов)
- Кукольный театр
- «Кто в домике живёт?» Узнаем, если выполним задание.
- К нам пришло письмо…
- Использование волшебной палочки (всё оживает, до кого дотронусь, тот…)
«Прогулка» (пешком, на машинах…) ходим, если услышите нужный звук или слово, остановка.
3. Итог занятия:
Картинки, которые были в начале урока, можно использовать и в конце:
- У кого была машинка?
- У кого были треугольники?
- Кто услышит своё имя? (произносим шёпотом)
- Вспомните, какие картинки были на доске;
4. Игры во время занятия:
«Поймай звук» «Поймай слово» (хлопни, топни) использование двух вариантов сложнее.
Игры с мячом (измени слово, повтори слоги, слова, добавь слово, назови птиц…)
«Чего не стало?» «Бывает - не бывает» «Кто как голос подаёт?» «Кто как передвигается?»
«Есть и нет» (есть карман, нет кармана)
«Один - много» у меня тыква, а у меня тыквы.
«Волшебный колпачок» (у кого на голове называет нужное слово) (как с мячом)
Игры на образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Назови ласково» или «Гномик и человек» (у человека рука, а у маленького гномика ручка…)
«Гномик, человек и великан» (рука, ручка, ручища)
О ком я сказала? (о мальчике или о девочке?) (глаголы играл-играла, прилагательные маленький – маленькая, местоимения он – она)
Что делал мишка? Он спал. Что делала кукла? Она спала. Что они делали? Они спали.
Игра «Телефон» запомнить ряд слов и передать их другому, запомнить ряд слов и повторить по одному сову.
«Фотограф» (запомнить ряд картинок»)
«Волшебные очки»
- большие предметы стали маленькими
- зелёное стало красным
- «1-5» (одна птичка – пять птичек)
- слова антонимы
«Робот» слово произносится по слогам, медленно с паузами.
«Рыбалка» - поймай картинки удочкой на определённый звук, картинки по теме
Выполнение инструкций: возьми, подойди, принеси (возьми сначала 1 яблоко, а потом 1 грушу)
Послушайте, как я скажу, а теперь вы:
На счёт раз взяли, на 2 достали, на три сложили картинку.
Если ты назвал слово, можешь погладишь игрушку, поставить печать, забить гвоздь…
Игра «Магазин» (используется на занятиях по обучению грамоте и развитию лексико-грамматического строя речи)
Игра «Жадина» (мой, моя)
«Волшебный мешочек» «Сундучок» (найди на ощупь, найди такой же, достань и назови)
Сложим в волшебный мешочек, а завтра вспомним картинки («Почтовый ящик»)
Завтра найти свою картинку (игрушку...)
«Эхо» (один громко, другие тихо).
«Звуки и кружочки (грибочки, палочки) положи столько, сколько услышишь.
«Светофор» поднять нужный сигнал.
«Кто быстрей и тише» (соберёт картинки).
Игры «Домино» «Лото» игры с правилами (с кубиком). Ребёнок должен уметь проигрывать и выигрывать.
На развитие слухового внимания: «Где звучит?», «Что звучит?», «Узнай по голосу», «Найди звучащую игрушку».
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра на уроках английского языка, 3 класс
Развитие творческих способностей детей в игре
Игровые моменты на уроках в начальной школе
Игровая деятельность как средство развития коммуникативных УУД младших школьников