Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Создание дидактического материала к уроку литературы как индивидуально-дифференцированное домашнее задание обучающегося

Из опыта работы учителя литературы "Создание дидактического материала к уроку литературы как индивидуально-дифференцированное домашнее задание обучающегося"
Автор Копылова Светлана Алексеевна, зам.директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы МБУ «Школа № 73» г. Тольятти
***
Индивидуально-дифференцированные домашние задания позволяют создать ситуацию и условия, которые будут способствовать осознанию каждым обучающимся своей индивидуальности, подойти дифференцированно к развитию склонностей и способностей, мотивировать к активной деятельности при изучении предмета.
Самостоятельное создание дидактического материала к уроку литературы как домашнее задание вполне по силам обучающемуся основной и средней школы. Необходимые условия успешного выполнения домашнего задания:
- учёт учителем возрастных и личностных особенностей обучающегося, а также уровня предметной подготовленности;
- возможность выбора обучающимся одного задания из нескольких предложенных разноплановых;
- творческий характер задания;
- полное понимание обучающимся сути задания и алгоритма его выполнения;
- использование современных технологий;
- индивидуально-дифференцированная помощь обучающемуся со стороны учителя в случае затруднений или как их предупреждение (в виде плана, алгоритма, инструкции, схемы, образца, консультации и пр.);
- посильность задания для самостоятельного выполнения;
- отсроченность представления результата (достаточность времени для выполнения);
- недопущение перегрузки при выполнении задания.
Современный дидактический материал к уроку может быть выполнен на основе информационно-коммуникационных технологий. Спектр сетевых сервисов, которые могут быть задействованы, достаточно широк, остановимся на некоторых из них.
С удовольствием обучающиеся выполняют домашние задания, создавая дидактические материалы в виде интеллект-карт (иначе карт ума или ментальных карт), которые представляют собой особый вид краткой записи информации в виде радиантной структуры. Интеллект-карты заменяют традиционный текст, позволяют наиболее наглядно отобразить смысловые, причинно-следственные и ассоциативные связи между понятиями, героями, событиями.
Ментальная карта создаётся в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, термины, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Существует множество сервисов для создания интеллект-карт, управления и редактирования данных.
Пример выполненного в сервисе mind42 домашнего задания «Жанры фольклора»:

Интеллект-карта, созданная обучающимся, применяется как демонстрационный или раздаточный материал на уроках различного типа: открытия новых знаний, уроке рефлексии при обобщающем повторении, а также на уроке по развитию речи при написании сочинений, презентации докладов или рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов учебника, организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к государственной итоговой аттестации по литературе.
Создание интеллект-карт отвечает реальным запросам обучающегося и соответствует уровню его возрастного развития. Приобретённые с их помощью знания сохраняются в памяти школьника значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше. Интеллект-карты позволяют вести работу по подготовке к государственной итоговой аттестации в системе, использовать крупноблочный метод закрепления знаний, экономить время. Поисковая система Интернет и учебная литература, индивидуально-дифференцированная помощь учителя в виде инструкций, дополнительных материалов, ссылок предоставляют обучающемуся возможность успешно создавать свой собственный инновационный продукт в виде интеллект-карты, а процесс их построения делает домашнюю работу творческой и увлекательной.
Вовлечь обучающегося в познавательную деятельность можно с помощью его смартфона, из которого он черпает информацию подчас с гораздо большим удовольствием, чем со станиц скучных, на его взгляд, учебников. Речь идет о применении QR-кода (баркода, матричного кода, т.е. образа слова). Существует огромное количество специальных программ для создания и считывания QR-кода. Дидактические материалы в виде схем, планов, заданий, в т.ч. на основе аудизаписей и видеозаписей, могут быть созданы обучающимся дома и предназначены для индивидуальной или групповой работы, интеллектуальных игр, QR-викторин на уроках литературы.
Пример домашнего задания по истории создания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», выполненного с помощью генератораr QR-кода:

Применение дидактических материалов на основе создания баркодов способствует усилению мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности при обучении за счёт придания работе над учебным материалом новой организационной формы.
Дидактический материал к урокам литературы может быть разработан обучающимся на основе звукового редактора, позволяющего записывать звук и редактировать аудиофайлы. Формы применения:
- подготовка аудиоосновы для озвучивания презентаций, видеороликов, музыкального сопровождения стихотворений;
- создание аудиоматериалов (аудиотекстов) для уроков обучения выразительному чтению.
Обучающийся записывает собственное чтение стихотворения или отрывка драматического произведения. Запись становится предметом наблюдения, а затем самоанализа и анализа, критического разбора выразительности чтения.
На уроках различного типа запись голоса привлекает внимание обучающихся, усложняет восприятие услышанного, т.к. школьники не видят самого человека, его мимики, жестов и других невербальных средств, которыми он часто сопровождает своё слово.
Много возможностей предоставляет сервис LearningApps - приложение Web 2.0 для поддержки обучения с помощью интерактивных модулей. Назначение сервиса – создание интерактивных общедоступных упражнений разного вида, что вполне под силу обучающимся, выполняющим домашнее задание.
Приложение содержит модели и примеры разнообразных игр разного уровня сложности: «Найди пару», «Кто хочет стать миллионером», викторины, кроссворды и т.п., багаж которых может быть пополнен обучающимся. Упражнения можно легко и довольно быстро составлять, менять, расширять, встраивать аудиофайлы и видеофайлы. Достоинства сервиса несомненны: простота подготовки, наглядность, красочность, разнообразие, большие возможности в применении на уроках различного типа, особенно в основной школе.
Примером домашнего здания, созданного в данном сервисе, может быть кроссворд по поэме «Слово о полку Игореве» (приведён заполненным):

Упражнение, созданное обучающимся, становится хорошим подспорьем при проведении учебного занятия, разнообразит урок, используется для закрепления знаний, их проверки, служит удобной оболочкой для организации конкурсных мероприятий по литературе.
Традиционное занятие, особенно в 5-6 классах, нуждается в дополнении игровым, позволяющим повысить творческую и познавательную активность обучающихся, пробудить интерес как к чтению, поддержать пытливость ума. Информационно-коммуникационные технологии предоставляют большие возможности для организации литературных игр, в форме которых можно проводить уроки обобщения изученного (например, в конце раздела или по итогам учебного года), уроки внеклассного чтения, в том числе по конкретному произведению, творчеству писателя или произведениям, объединенным тематикой, жанром.
Алгоритм работы обучающегося над созданием игры:
- формулирование вопросов и ответов;
- подбор иллюстративных материалов (репродукций картин, фотографий, иллюстраций к произведениям, аудио- и видеозаписей);
- обработка подобранных материалов с помощью различных программных сред (например, создание или обрезка ауди- и видеофрагментов, сканирование собственных иллюстраций);
- непосредственное создание модели игры – конечного мультимедийного продукта.

Пример главного игрового поля с гиперссылками к литературной игре по творчеству Н.В. Гоголя:

Литературные игры с включением иллюстраций, аудиозаписей и видеофрагментов, выполненные в формате презентации с гиперссылками, впечатляют, помогают литературному материалу выступить более наглядно, зримо, весомо, развивают ассоциативность мышления и концентрацию внимания, а учебные занятия становятся ярким, запоминающимся событием.

Итак, сегодня существует много возможностей для создания дидактических материалов на основе применения информационно-коммуникационных технологий. Это вполне по силам обучающимся, для которых такое домашнее задание может стать средством их индивидуально-дифференцированного развития, ведь оно будет раздвигать рамки познания, стимулировать к проявлению творческой активности, способствовать развитию метапредметных универсальных учебных действий и повышению самооценки, помогать в самореализации.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы) Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ

Похожие статьи:

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Конспект урока по литературе в 10 классе

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Участник №50 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 мая по 15 августа 2019
Опубликовано: 1690 дней назад (13 августа 2019)
Просмотров: 1316
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1
Светлана Алексеевна Копылова # 13 августа 2019 в 16:36 0
Думаю, что данный материал будет полезен учителям литературы, заинтересованным в мотивировании обучающихся к активной учебной деятельности и проявлению ими активности. Домашние задания творческого характера, основанные на применении информационно-коммуникационных технологий, станут основой для дифференциации обучения, будут способствовать успешному формированию метапредметных универсальных учебных действий.
Татьяна # 14 августа 2019 в 20:19 0
Спасибо, это очень интересный материал! Возьму себе на заметку.
Елена Владимировна # 15 августа 2019 в 08:54 0
Замечательный, содержательный материал! Обязательно возьму себе на заметку.Детям очень нравятся задания творческого характера, они посильны любому ученику.Огромное спасибо!
Анастасия # 16 августа 2019 в 19:32 0
Статья очень содержательная, опыт показался интересным. Я тоже использую на уроках карты ума: создаю сама и составляем вместе с учащимися. Про создание QR-кодов услышала впервые. Сегодня существует множество дидактических средств к урокам литературы, тем не менее привлечение школьников к их созданию, как мне кажется, будет повышать интерес к предмету и развивать творческие способности.
Лидия Крысанова # 2 февраля 2020 в 02:20 +1
Очень полезный опыт для многих учителей-предметников, в том числе для учителей ИКТ. Светлана Алексеевна, Вы творчески относитесь к своему предмету, умело применяете сервисы ИКТ. Вы много даёте учителям в плане методики преподавания. Я - по профессии программист, но в 90-е годы пришлось пойти работать учителем ИКТ. Я работала в 4-х школах города, но первой была для меня школа №73. Светлана Алексеевна, Вы меня очень многому научили. На педсоветах Вы постоянно рассказывали о новых методиках, учили как оценивать уроки. Именно у Вас я научилась оценивать уроки и с удовольствием ходила на открытые уроки учителей. Ни в одной из 4-х школ я не встретила такого знающего методиста.Спасибо Вам за то, что Вы понятно доносите до учителей сервисы ИКТ и тем самым помогаете учителям совершенствоваться. А этой работай Вы, прежде всего, отводите ученику роль творца Во-первых, ученику интересно работать с новыми сервисами и поэтому он их быстро освоит; во-вторых - он самостоятелен в выборе видов дидактического материала: в-третьих - он научится организовывать и планировать время выполнения задания.
Лидия Крысанова # 2 февраля 2020 в 02:31 +1
Хочу добавить, что данный опыт можно применять в разных областях жизни: дополнительных занятиях, кружковой работе, бабушкам и дедушкам для творческих занятий с детьми. Я собираюсь использовать эту работу в подготовке викторин для различных тематических творческих вечеров в общественной работе и для постов в Интернете. Светлана Алексеевна, я понимаю, как много Вы работаете для того, чтобы освоить новые технологии ИКТ и применять их в преподавании своего предмета. Желаю Вам дальнейших творческих достижений!