Педагогическая статья по теме "Методы и приемы повышения речевой культуры у учащихся начальной школы"
Формирование культуры речи у учащихся начальных классов занимает главное место в обучении русскому языку. Известно, что человек, у которого развита речь, обладает навыками полноценного общения. Поэтому считаю, что работа по формированию культуры речи актуальна именно в начальной школе. Ведь чем раньше мы будем развивать у детей речь, тем быстрее сможем добиться желаемых результатов. А для этого необходимо через сочинения, изложения, анализы речевых ситуаций на уроках русского языка формировать навыки письменной и устной речи младших школьников.
Некоторые учителя начальных классов в своей работе используют упражнения для повышения речевой культуры учащихся. Так, используя частично-поисковый метод, я предлагаю следующий комплекс, охватывающий все основные типы упражнений по речевому этикету.
В разделе лексика,
при изучении темы «Синонимы», учащиеся, используя толковый словарь, определяют значение слов: спасибо, благодарю, благодарствую, мерси.
1) Каково общее значение этих слов?
2) Какие из них употребляются в книжной речи?
3) Какое слово очень редко употребления в речи?
4) Опишите ситуации, в которых вы можете использовать данные слова.
При изучении раздела «Морфология» предлагаю учащимся выполнить следующее задание:
1) Напишите письмо кому - либо из ваших друзей и выразите в нем благодарность за оказанную услугу или за полезную информацию. При этом обратите внимание на следующие слова и сочетания слов: признателен тебе за; от всего сердца (искренне, горячо), благодарю тебя за; большое (сердечное) спасибо за. Как вы считаете, в частном или деловом письме вы можете использовать подобные языковые средства?
Также на уроках русского языка для повышения культуры речи учащихся, можно использовать
следующие упражнения:
Вам даны слова: - настроение, расположение духа
- наружность, внешний вид, облик, обличье
- дети, малыши, ребята
1) Найдите слова, которые употреблены в форме множественного числа, образуйте форму единственного числа.
2) Почему слово "дитенок" кажется вам смешным?
3) Какая форма слова будет правильной?
4) Обратитесь к толковому словарю, определите значение этих слов.
5) Когда мы извиняемся перед человеком, то используем разные стереотипные формулы. Извиняться можно за внешний вид, за плохое настроение, за плохое настроение, за своих родственников. Составьте реплики-извинения, используя данные слова.
Задание:
1) Вспомните и подберите эпитеты, которые можно отнести к слову благодарность: вечная, безупречная, бесконечная, восторженная, глубокая, искренняя, незабываемая, огромная, безмерная, сердечная, трогательная, большая, горячая, душевная,
2) А теперь используя эти словосочетания, попробуйте составить диалог. Инсценируйте его вместе с соседом по парте.
В основе следующего задания лежит проблемный метод:
Даны слова: угощать, потчевать
1) К какой части речи относятся эти слова?
2) Воспользуйтесь толковым словарем, чтобы узнать значения этих слов.
3) Когда будете дома, обязательно поблагодарите маму или бабушку, употребляя эти слова.
Задание:
Образуйте от глаголов простить, прощать благодарить, извинить, извинять, формы мужского и женского рода прошедшего времени. Объясните, как они образуются.
Задание:
Из двух конструкций выберите правильную и составьте с ней предложение.
Жаловать (кого? чем?) или (кому? что?); просить (кого? чего?) или (кого? что?); добиваться (от кого?) или (у кого?); скучать (о ком?) или (по кому?).
В проанализированных вариативных учебниках уделяется внимание формированию речевой культуры младших школьников. Но количество тренировочных упражнений по данному вопросу в учебниках недостаточное. Поэтому есть необходимость использовать другие источники пополнения знаний учащихся о нормах речевой культуры, что проявляется не только в языковой подготовке, но и в правилах поведения между сверстниками. С этой целью могут быть использованы такие методы и приёмы, как:
– творческий (инсценирование, составление сценария);
– частично-поисковый (выполнение групповых заданий);
– проблемный метод (поведение в процессе решения проблемных ситуаций);
Таким образом, изучая разделы русского языка, мы не должны забывать о практической значимости тех знаний, которые дети получают на уроках по предмету. Эти знания нужно постоянно актуализировать при анализе тех или иных речевых ситуаций. Формирование речевой культуры у младших школьников – процесс достаточно продолжительный, регулярный и трудоёмкий. При этом учителю следует постепенно и терпеливо формировать речевую культуру младших школьников, повышая тем самым их коммуникативную компетенцию.
Рекомендуем посмотреть:
Рефлексия учебной деятельности как способ формирования адекватной самооценки учебных достижений млад
Из опыта работы учителя начальных классов на тему: ЗОЖ
Опыт работы учителя начальной школы. Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математ
Опыт работы учителя начальной школы. Электронные формы учебников
Похожие статьи:
Школьная адаптация первоклассников
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения
Формирование исследовательской деятельности младших школьников
Изучение элементов геометрии на уроках математики в начальной школе
Устный счет на уроках математики в начальной школе. Из опыта работы