Конспект занятия по сенсорному развитию детей с ОВЗ на тему "Космическое путешествие"
Материал будет полезен воспитателям и специалистам специальных учреждений социальной сферы, а так же родителям воспитывающим детей с ОВЗ.
Описание: Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Базальная стимуляция помогает привести в действие имеющиеся органы восприятия и обработки информации. Наполнить окружающий мир доступным содержанием, дать возможность ребёнку пассивно пережить различный опыт. Дети с ОВЗ наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Автор: Беляева Елена Геннадьевна, воспитатель ГБУ ЦСПР "Формула роста", г. Москва.
Цель: Создание условий для обогащения чувственного опыта детей с ОВЗ в процессе целенаправленного систематического воздействия на органы чувств.
Задачи:
• Активизация и закрепление сенсорных реакций с использованием зрительно-слуховых ощущений, телесного контакта, речи и музыки.
• Коррекция восприятия, побуждение интереса к разнообразию окружающего мира.
• Создание эмоционально-комфортной среды.
• Стимулирование сенсорного и тактильного восприятия предметов в процессе коррекционно-педагогического взаимодействия.
• Стимулирование двигательной активности воспитанников через игровую деятельность.
• Закрепление элементарных социальных навыков (захватывание, удерживание предметов, манипулирование предметами).
• Расширение вербальных средств общения
Форма проведения: индивидуальная.
Предварительная работа: занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Космос», консультация с медицинскими работниками, специалистами, разработка наглядно-обучающего материала – презентация «Космос».
Интеграции образовательных областей: междисципоинарное взаимодействие специалистов: коммуникация, формы и техники физического развития, базальной стимуляции; внедрение и воспроизведение упражнений на восприятие тактильных раздражителей с использованием спортивного оборудования; эмоциональное развитие с помощью музыки и устного творчества.
Методы и приемы: словесный: разъяснение, закрепление; формирование практических умений и навыков по развитию двигательной активности; наглядный; авансирование; поощрение; упражнения, техники по развитию двигательной активности; демонстрация оборудования и приспособлений для развития физической активности; личностно – ориентированный подход; интегративные подходы и интерактивные формы и технологии (музыкальное сопровождение, элементы сказкотерапии, пальчиковая гимнастика, иллюстративный материал).
Ведущая коррекционно-педагогическая деятельность – воспитание, научение, игра, закрепление необходимых социальных умений и навыков
Предполагаемые результаты:
1. Ребенок эмоционально откликается на предложенные задания по заявленной теме.
2. Проявляет активность и позитивные эмоции в процессе игровой деятельности, выполнении музыкально-оздоровительной гимнастики.
3. Проявляет мотивацию при закреплении социальных умений и навыков, овладении элементарных вербальных и невербальных форм коммуникации.
Оборудование: Иллюстративный материал, презентация по теме «Космос», фен, пульверизатор, лазерный световой проектор, мячи су-джок разной величины, манная крупа (заменитель песка), стеклянные камушки, фитбол, плед, полотенце, ноутбук, аудиозаписи, кресло-трансформер.
Ход занятия
Я верю, друзья, караваны ракет
Помчат нас вперед от звезды до звезды
На пыльных тропинках далеких планет
Останутся наши следы.
(В. Войневич)
1. Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте уважаемые гости!
Воспитатель здоровается с присутствующими, устанавливает зрительный контакт, эмоционально – комфортную обстановку. Называет имя ребенка, дотрагивается до него, ожидает ответную реакцию от него.
- Здравствуй Даня!
(воспитатель дотрагивается до ребенка своей рукой и рукой ребенка, еще раз уточняет – Ты Даня!)
Воспитатель дотрагивается рукой ребенка до себя, называя свое имя, ожидает ответную реакцию от ребенка.
-Я – Елена Геннадьевна! Воспитатель дотрагивается рукой ребенка до себя)[/i].
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
- Сегодня, мы совершим путешествие в далекий космос. Нас ждут невероятные открытия, приключения и испытания.
- Вперед Даня! К звездам и новым Мирам!
- Внимание! Внимание! Всех, кто любит приключения и путешествия приглашаем отправиться в полет!
(Голос помощника )
2. Мотивационный настрой.
Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру, настроиться на позитивное взаимодействие.
- Это нас приглашают, ты слышишь? Ты готов Даня?
- Сейчас, мы с тобой поиграем, проверим готов ли ты к путешествию?
Игра разминка «Заведем мотор»
- Руки ставим мы вперед, получился звездолет
(вытянуть руки вперед)
- Чтоб полет прошел удачно – нужно настроить работу двигателей.
(Похлопать руками по коленям)
- Чтобы не сбиться нам с пути настроим работу приборов.
(хлопаем в ладоши попеременно постукиваем ладонями по коленям, сначала в медленном темпе, затем увеличивая его.)
- Молодец Даня! Вот теперь двигатель заведен и все приборы работают слаженно и ты готов к путешествию.
- Звездолёт, звездолёт отправляется в полёт. Полетелииииии!!!!
3. Информативная часть занятия. Актуализация знаний по теме «Космос»
- И в самом начале нашего путешествия Даня, давай посмотрим с тобой небольшую презентацию, о том, как устроена наша вселенная, какие планеты есть, и что место, где мы живем тоже планета – Земля, что есть профессия – космонавт. Вспомним все то, что мы изучали на предыдущих занятиях.
(Воспитатель предлагает вниманию ребенка информацию, размещенную в презентации «Космос» - проговаривает ее стимулируя эмоциональную реакцию ребенка).
- Вот как интересно все устроено в Космосе. Ну что, двигаемся дальше?
4. Активизация зрительного восприятия
Демонстрация пучка света лазерным проектором на черном фоне, по телу ребенка.
(зрительная стимуляция).
Светятся звезды, светятся...
Даже порой не верится,
Что так, велика Вселенная.
В небо смолисто-черное
Гляжу, всё забыв на свете…
Ах. всё-таки это здорово,
Что ночью нам звёзды светят.
(В.А. Лошадкин.)
- Посмотри Даня! Какие красивые звездочки! Ах, как красиво! Какая красота! Какой все - таки интересный и загадочный этот космос!
5. Активизация сенсорного восприятия
- Посмотри- ка Даня впереди по курсу планета! Давай- ка заглянем на ее!
- Отличительная особенность этой планеты в том, что она состоит из воды. И сейчас мы с тобой с ней познакомимся поближе. Воспитатель опрыскивает руки ребенка водой из пульверизатора, проговаривая действия и обратную реакцию ребенка.
- Вот какая водичка! Посмотри, Даня! Капельки воды хотят с тобой поиграть! Капельки прыгают по ладошкам Дани по пальчикам ох, она какие мокрые!
- Капельки воды намочили Дане ручки, давай Данечка вытрем ручки полотенцем.
(Воспитатель побуждает ребенка самостоятельно вытирать руки полотенцем, сопряжено помогает ему).
- Вот какой Даня молодец! Сам вытирает руки полотенцем, умница!
- Ах, какая интересная планета, состоящая из воды, но нам пора дальше, в путь!
6. Пальчиковая гимнастика «Космонавт»
- А пока мы летим к другой планете, давай не будем терять время и выполним гимнастику для пальчиков. Ведь неизвестно какие приключения нас ждут, а нам надо быть готовыми ко всему.
Пальчиковая гимнастика «Космонавт»
Раз, два, три, четыре, пять
(по одному загибаем пальчики на обеих руках.)
В черном небе звёзды светят
(показываем звёзды, пальчики переплетаются)
Космонавт летит в ракете
(соединяем ладошки вместе, поднимаем руки вверх.)
День летит, ночь летит
(загибаем пальцы)
В иллюминатор все глядит
(изображаем иллюминатор)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы и большую желтую луну
(загибаем пальчики обеих рук).
- Вот молодец Даня! Гимнастику выполнил на отлично!
7.Тактильная стимуляция частей тела
Стимуляция частей тела ребенка мячами су-джок различной формы.
- Полет проходит нормально, путешествие продолжается! И вот, впереди другая планета, мне кажется на ней есть жители, давай ка заглянем на нее.
- О! Это же зеленый лунатик.
- Приветствую вас земляне! Выходит помощник в маске зеленого лунатика, машет рукой и приветствует участников.
- Здравствуй лунатик! Воспитатель помогает ребенку помахать рукой в ответ лунатику.
- На моей планете принято не так приветствовать гостей.
- А как, покажи нам, мы же не знаем.
Помощник выносит в корзине мячи су-джок и мягкие «капитошки» разной формы. Вместе с воспитателем стимулирует части тела ребенком мячами, обводит контур тела.
Лунатики, лунатики
Смешные человечки.
Забавные лунатики
Уселись на крылечке.
Смышлёные, задорные
Без отдыха галдят.
На нас в трубу подзорную
Из космоса глядят.
(Т. Алексеева)
- Ого, как интересно! Мы познакомились с инопланетянами! Узнали как на их планете нужно приветствовать гостей. И возможно сделали открытие: что мы не одиноки во вселенной. Что есть планета, на которой есть разумные существа. И как космонавты исследователи мы должны взять образцы с этой планеты.
- Давай посмотрим, что здесь есть интересного. Кроме разумной жизни. Воспитатель предлагает вниманию ребенка стеклянные камушки и «песок».
- Вот это - стеклянные камушки, потрогай их, они холодные и тяжелые.
- Вот это – песок, он легкий и сыпучий.
(Ребенок при помощи воспитателя перебирает руками предложенные материалы)
- Вот как много интересного мы встретили на этой планете. Но нас ждут другие неизведанные миры. Полетели дальше!
- В пути нас могут ждать не только интересные открытия, но и суровые испытания.
8. Музыкальная пауза
Воспитатель предлагает ребенку выполнить гимнастику «Созвездия».
- Сейчас мы вместе с тобой Даня, выполним гимнастику, ведь космонавт должен быть не только умным и любознательным, но еще и сильным и выносливым.
Гимнастика «Созвездия»
Над Землёю ночью поздней,
(руки вверх, в стороны, вниз)
Только руку протяни,
(потянулись руки вверх)
Ты ухватишься за звёзды:
(руки в кулачки сжимать)
Рядом кажутся они.
(руки перед глазами)
Можно взять перо Павлина,
(имитация взмаха крыльями)
Тронуть стрелки на Часах,
( руки согнуты в локтях машут тик-так)
Покататься на Дельфине,
(движения рук - волна)
Покачаться на Весах.
( раскачивать туловище в стороны)
Над Землёю ночью поздней,
(руки вниз, в стороны, вниз)
Если бросить в небо взгляд,
(потянулись вверх, руки вверх)
Ты увидишь, словно гроздья, там созвездия висят.
(руками берем созвездия)
- Вот молодец Даня, как отлично справился с заданием!
9. Вестибулярная стимуляция.
- Сейчас Даня мы покачаем тебя на одеяле, ты полетишь как будто в ракете. Воспитатель в сопровождении помощника перекладывает ребенка на одеяло, медленно раскачивают его. Воспитатель проговаривает обратную реакцию ребенка, следит за его состоянием.
На космической ракете в космос мы отправимся.
С испытаньями, поверьте, всей командой справимся.
Ждёт нас много приключений светлых, ярких, интересных.
Мы запомним без сомнений этот наш полёт чудесный.
Астероиды, кометы, звёзды, спутники, планеты нас приветливо встречают, в мир открытий приглашают.
Каждый юный космонавт путешествию так рад.
(Л. Махмудова)
- Ух, какой Даня отважный космонавт! Молодец!
- Теперь Даня давай с тобой покачаемся на мяче!
(Воспитатель с помощью помощника укладывают ребенка на фитбол (на живот), плавно раскачивают его вперед – назад, вправо-влево, круговые покачивания. Воспитатель проговаривает обратную реакцию ребенка, следит за его состоянием).
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
(О. Ахметова)
- Вот как здорово Даня покачался! Отважный и смелый космонавт!
10. Релакс
Воспитатель высаживает ребенка в кресло-трансформер, помогает занять удобную позу.
- Наше «Космическое путешествие» подходит к концу.
- К сожалению нам пора домой! Усаживайся поудобней…. Мы отправляемся в обратный путь, тебя будет обдувать легкий теплый и ласковый ветерок. Он будет обдувать Дане ручки, ножки и лицо. Воспитатель обдувает ребенка теплым воздухом из фена, попутно проговаривая ощущения ребенка и обратную реакцию, следит за его состоянием.
— Скажи-ка нам, ветер,
Какого ты цвета?
— Я цвета заката,
Я – цвета рассвета,
Я – снежного цвета,
Я – цвета огня…
Такой я, каким
Ты увидишь меня.
(В.Лунин)
- А наш с тобой Даня ветер попутный, домой на родную Планету.
- Ну, вот Даня мы сегодня с тобой узнали много нового и интересного. Познакомились с планетой зеленых лунатиков, побывали на дождливой планете, совсем рядом увидели звезды, побывали в невесомости, выполнили музыкальную гимнастику.
- Теперь, Даня, послушай «Космическую» музыку, расслабься и успокойся! На этом наше занятие закончено, спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия для детей старшей группы ОШ-И с ОВЗ
Консультация для родителей «Дети с ОВЗ в ДОУ»
Конспект НОД с презентацией "Учимся дружить". Старшая группа
Технологическая карта занятия в с детьми дошкольниками с ОВЗ