Проект "День земли" в средней группе детского сада
Проект «День Земли» для детей среднего дошкольного возраста
Тип проекта – познавательно-исследовательский. Участники – дети средней группы, воспитатель, родители. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации проекта: с 22.04.24 по 26.04.24 г. Актуальность:
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Ребенок должен чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Необходимо научить беречь и любить природу с малых лет.
Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, мы рассматриваем, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Формируя гуманное отношение к природе, мы стараемся достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны. Убеждаем детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку.
Проблема:
Формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, т.к. экологическая проблема является глобальной, и от ее решения зависит будущее всего человечества. Разумеется, что одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому мы постарались привлечь каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. Наша задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы ,0
вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.
Цель проекта: развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий; воспитывать гуманное, экологически правильное отношение к природе. Задачи: Образовательные:
- познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
- углубить представления детей о том, что планета Земля – это наш дом;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- способствовать формированию у детей знаний норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту. Развивающие:
- развитие коммуникативных навыков детей;
- способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, обогащать словарь новыми словами;
- способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края;
- воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим.
Предполагаемый результат: в реализации данного проекта будут задействованы воспитанники, родители (законные представители), педагоги дошкольного учреждения. Реализация проекта «День Земли» способствует воспитанию у детей и взрослых чувства сопереживания, углубление знаний о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля. Данный проект способствует обновлению и обогащению ДОУ методическими материалами, направленными на экологическое воспитание детей.
Применяемые формы и методы работы: просмотр презентаций, чтение художественной литературы, просмотр медиафайлов.
Материально - техническое обеспечение проекта:
• Наглядный материал для проведения бесед и организованной деятельности с детьми;
• Раздаточный материал для изготовления аппликации «Цветущая поляна» (цветная бумага, картинки и т. д.) изображение «земли» для рисования «Земля в цветах»
• Материал для методической копилки (картотека игр, загадки, стихотворения).
Подготовка к внедрению проекта.
Подобрать методическую литературу по теме. Подобрать художественную литературу для чтения детям. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры) Составить перспективный план мероприятий.
Этапы реализации проекта: I этап22.04, 23.04. – Презентация проекта «День Земли». Формулирование целей и задач проекта. Оформление предметной среды группы. Создание в группе условий для реализации проекта: выставка книг, альбом по теме проекта. II этап24.04, 25.04 – практическая деятельность по решению проблемы. Мероприятия были направлены на развитие экологических знаний детей; бесед о живой и неживой природе, бережное отношение к природе, природному наследию нашего края., разучивание песен и стихов, трудовая деятельность по уборке детской площадке. III этап26.04 итог - оформление выставки «Земля – наш общий дом», выставки творческих работ детей.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.22.04.2024, 23.04.2024 года. Цель: Создание положительной мотивации у воспитанников и их родителей. Вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний. Подбор дидактических игр и художественной литературы. Дидактические игры: «Живая и неживая природа», «Времена года», «Собери картинку», «Экологические знаки» Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы «День земли».
Оформление уголка книги (подбор книг по теме проекта)
Рассматривание альбомов «Красная книга»
Рассматривание сюжетных картинок «Что такое хорошо, что такое плохо»
Рассматривание предметных картинок «Природа родного края»
Видео-презентация "День Земли". НОД День Земли. Цель: формировать представление об экологии и ее роли в жизни человека.
Повторить правила поведения в лесу. Формировать грамотное поведение, бережное отношение к природе, желание детей делами и поступками сохранять красоту родной планеты. Развивать знания детей о планете Земля.
Рассматривание иллюстраций «Природа родного края». Физкультминутка «Цветы Земли». Пальчиковая гимнастика «Наш дом родной, наш общий дом» - развитие речи детей посредством развития мелкой и крупной моторики. Загадки о живой и неживой природе. Консультация для родителей:
- "Экологическое воспитание детей";
- "Чем мы можем помочь в защите окружающего мира".
Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.
II этап – основной. Практическая деятельность по достижению поставленной цели, решение задач проекта. 24.04.2024, 25.04.2024 года. Познавательно – коммуникативная деятельность. Беседа: «Знакомство детей с глобусом» - Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь, воспитывать стремление беречь нашу Землю. Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление. Активизировать словарь детей: глобус, материк, океан, карта, Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида. Дидактическое упражнение «Угадай по описанию» - расширить знания воспитанников о весне, признаках апреля – середине весны. Подвижная игра «Ручеек» - способствовать обучению в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
Рассматривание детьми в свободное время альбома «Красная книга» Задания для родителей: Беседы на темы: «Как вести себя в природе, чтобы не навредить ей» НОД. «Эколята – дошколята». (развитие речи) Цель: Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе. Научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Физкультминутка: «Прогулка в лес».
Игра с мячом. «Кто живет на земле»
Дидактическая игра «Сложи целое» - развитие умения анализировать, синтезировать и комбинировать.
Подвижная игра «Лесовик и лебеди» - развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей. Задания для родителей: Уточнить у детей понимание о значение слова «Живая и неживая природа», что к чему относится. Зачем и как нам оберегать деревья? Животных? Какую пользу они приносят? Рекомендации для родителей "Чем мы можем помочь в защите окружающего мира.»
Предложить раскраски для детей по теме «День Земли» для создания выставки
Художественно - эстетическое развитие.
Рассматривание иллюстраций о весне, весенних явлениях. НОД. Рисование акварелью «Украсим Землю цветами» Цель: Развивать художественно-эстетические способности детей с помощью нетрадиционного рисования. Расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека. Пальчиковая гимнастика «Шар земной наш дом родной» Дыхательная гимнастика «Волна» - тренировать силу вдоха и выдоха. Дидактическая игра «Редкие и исчезающие животные», «Собери картинку» Подвижная игра: «Через ручеек» - развивать у детей ловкость, упражнять в равновесии, в прыжках на обеих ногах. Чтение художественной литературы. М. Зощенко «Великие путешественники» Консультация для родителей "Экологическое воспитание дошкольников" целью консультации является формирование у родителей понимания важности бережного отношения к окружающей среде. Задания для родителей: рассказать ребенку «Как я помогаю природе» - из личного опыта.
Музыка. Игра «Угадай звуки Земли». На диске записаны разные звуки (пение птиц, журчание ручейка и др.) Дети должны прослушать их и угадать, что это за звуки. Музыкально-дидактическая игра «Ритмическое эхо» - развитие чувства ритма; «Цветы настроений» - формирование представлений об эмоциональном содержании музыки. «Мы на луг ходили», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской. Слушание музыкальных произведений: А. Вивальди «Времена года. Весна», «Жаворонок», муз. М. Глинки; «Марш», муз. С. Прокофьева. этюды-драматизации «Веселая прогулка», муз. П. Чайковского.
Социально-коммуникативное развитие.
Игра-загадка «Послушай музыку и отгадай».
Консультация для родителей «Читаем детям о природе»:
- С. Михалков. «Будь человеком» История о мальчике, который ради забавы спалил муравейник. Автор с грустью описывает испуганных насекомых, метавшихся в огне. Стихотворение учит ответственности и человечности по отношению к живым существам.
- В. Орлов. «Что нельзя купить» - В произведении легко и доступно рассказывается о самом ценном на этой планете – природе. Автор говорит о том, что купить можно все на свете, кроме красоты природы.
- К. Ушинский. «Весна» - Рассказ о приходе весны. Автор с любовью описывает её признаки и изменения, происходящие в природе. Чтение рассказа полезно сопровождать иллюстрациями. При этом обязательно нужно обращать внимание на красоту, которую передает автор своими описаниями. Дети учатся понимать метафоры и сравнения в литературных произведениях. Труд на участке: «Чистота - красота» в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира. На нашем участке дети сами поддерживают порядок и своевременно убирают бумажки, сухие ветки, кульки и другое. Словесные игры: «Опиши, я отгадаю», «Узнай животное по описанию» , «Кто в домике живёт?», «Кто что ест и как кричит?».
Подвижная игра «1,2,3 к дереву беги» - ориентация в пространстве, закреплять название и узнавание деревьев на участке ДОУ. Задания для родителей: Принять участие в создании творческих работ вместе с детьми «Животные и растения Красной книги.»
Художественно - эстетическое развитие. НОД. Лепка «Земля – наш общий дом» Цель: Формировать экологически грамотное поведение, бережное отношение к природе, желание конкретными делами и поступками украшать свою Землю. Развивать мелкую моторику и стимулировать речевое развитие путем активных движений пальцев. Расширять представление детей об охране природы. Активизировать словарь детей словами: глобус, планета. Развивать память, внимание, воображение. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. Пальчиковая гимнастика «Птичка» - развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Дыхательная гимнастика «Трубач» - развитие плавного, длительного выдоха. Подвижная игра «Птички и птенчики» - закреплять умение действовать по сигналу; развивать двигательную активность; воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями.
Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми «Природа – наш общий дом»
III этап - заключительный.26.04.2024 года.
Участие в акции «Зеленая планета» - посадка цветов. НОД. Аппликация «Цветы на полянке» Цель: уточнить представления о цветущих растениях, которые украшают нашу землю. Учить создавать коллективную композицию, закрепить навыки вырезания.
Создание выставки творческих работ детей и родителей «Земля – наш общий дом».
Подведение итогов проекта «День Земли»
Наш краткосрочный проект получил название «День Земли». Он объединил детей, родителей, педагогов в желании бережно относиться к природе. Воспитатели и специалисты средней группы поставили перед собой следующие цели: развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий; воспитывать гуманное, экологически правильное отношение к природе.
В непосредственно образовательной деятельности с детьми были проведены следующие познавательные мероприятия:
- в игровой деятельности использовались дидактические, словесные игры, а также игровые ситуации; - в познавательной деятельности дети наблюдали за окружающим миром (деревьями, птицами, насекомыми);
- в коммуникативной деятельности формировались представления детей о том, что мы друзья природы; как нужно вести себя, чтобы не навредить ей. Кроме того, разучивались стихотворения о том, что нужно беречь землю. Оживленными были обсуждения прочитанных произведений: В. Чаплина. «Крылатый будильник», С. Михалков. «Будь человеком». - в музыкальной деятельности прослушивали песню «Улыбка», «Веснянка», укр. нар. песня, обраб. Г. Лобачева, сл. О. Высотской, «Жаворонок», муз. М. Глинки;
- в двигательной деятельности: подвижные игры «Ручеек», «Птички и птенчики», «Лиса в курятнике», «1,2,3 к дереву беги», «Через ручеек», «Лесовик и лебеди».
Не малую роль играла развивающая среда: альбомы для рассматривания, плакаты, художественные произведения и иллюстрации к ним и д.р. В трудовой деятельности дети с большим удовольствием помогали воспитателю убирать территорию участка. В изобразительной деятельности рисовали цветы, лепили птиц, в свободной деятельности раскрасили раскраски к Дню Земли.
Для родителей подобраны консультации и рекомендации, домашние задания. Оформлена выставка детских работ «Земля – наш общий дом» - рисунков и поделок из пластилина детей, «Животные красной книги».
В ходе реализации проекта «День Земли» предполагаемые результаты у детей были достигнуты:
- чувство сопереживания, дети стали добрее, возникли добрые чувства к природе, углубились знания о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля;
- на протяжении всего проекта у воспитанников сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
- у детей сформированы первичные понятия о природоохранной деятельности;
- взаимодействие с родителями дало большой результат в социальном воспитании.
Работа над проектом «День Земли» принесла ребятам большую радость и удовлетворение. Они осознали, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей проявились добрые чувства, желание беречь природу.
Приложение: Конспекты. Игры. Беседы. Консультации для родителей