Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей 5-7 лет

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Л], [Л’]
Описание материала: Предлагаю комплекс артикуляционной гимнастики для выработки правильного произношения звуков [л], [л’]. Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных групп, а также родителям, чьи дети имеют неправильное произношение звука [л].
Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.
Упражнения для губ
«УЛЫБКА»
Цель: укреплять мыщцы губ, их подвижность.
Описание: Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5 -10. Затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
«ТРУБОЧКА»
Цель: вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мыщцы губ, их подвижность.
Описание: вытянуть губы трубочкой. Удерживать губы в таком положении 5-7 секунд.
Упражнение для выработки воздушной струи
«ОХОТНИК ИДЁТ ПО БОЛОТУ»
Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание!
Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.
Упражнения для языка
«БЛИНЧИК»
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят.
«ИНДЮК»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание!
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
«КАЧЕЛИ»
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Внимание!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
«ПАРУС»
Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука "л".
Описание: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки за верхними зубами, удерживать язык в таком положении под счет до восьми. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
Внимание!
1. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
2. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
«ЛОШАДКА»
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
«ПАРОХОД ГУДИТ»
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).
Внимание!
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедические игры для дошкольников Настольные логопедические игры для детского сада своими руками Комплекс упражнений для дошкольников для выработки правильного произношения звука P Логопедические игры для подготовки детей к звуковому анализу слов

Похожие статьи:

Логопедические игры для дошкольников и младших школьников

Логопедические игры своими руками для дошкольников

Логопедические игры своими руками

Логопедическая игра для старших дошкольников

Логопедическая игра для детей 5 – 8 лет «Кто быстрее»

Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников | Сценарий познавательно-игровой программы для подготовительной группы «Птицы – наши друзья!»
Опубликовано: 3731 день назад (30 января 2014)
Просмотров: 25480
+4
Голосов: 4
Мария Валерьевна Михайлова # 3 февраля 2014 в 12:46 +2
Очень интересная и полезная информация. Спасибо огромное!
Татьяна Васильевна Червякова # 3 февраля 2014 в 12:49 +1
Спасибо, Мария Валерьевна! Буду рада, если Вам пригодится в работе.
Наталия Александровна Клюка # 18 марта 2014 в 20:06 +1
Ценный материал. Большая помощь воспитателям, да и многие родители возьмут его на вооружение. Артикуляционная гимнастика позволит в домашних условиях выполнять упражнения, помогающие ребёнку поставить звук. Хорошо, что вы снабдили их этим комплексом упражнений! +1.
Татьяна Васильевна Червякова # 18 марта 2014 в 20:24 +2
Спасибо, Наталия Александровна! Очень приятно, что заглянули в гости и оценили материал.
Мария # 14 ноября 2015 в 17:35 +1
Отличный материал, не только для воспитателей, но и для логопедов! Молодец!!