Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование кинетического песка в работе с детьми дошкольниками

Статья: "Использование кинетического песка в работе с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы".
Сложно представить нашу жизнь без эмоций. Чарльз Дарвин в своей книге «Выражение эмоций у человека и животных» утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции для удовлетворения тех или иных потребностей. Эмоции – это психический процесс, отражающий в форме переживаний личную значимость и оценку ситуаций для жизни человека. Контролировать свои эмоции нам помогает воля. Воля – это способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса. Эмоционально-волевая сфера – свойства человека, характеризующие его эмоции и чувства.
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями, имеющими комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Драма нашего социального уклада, многих семей и детей, воспитывающихся в семьях, состоит в том, что развитие многих детей происходит в условиях обделенности ребенка, прежде всего материнской любовью (или в условиях внутрисемейной депривации). И этот страшнейший из всех дефицитов нашего времени — дефицит родительской любви — не проходит бесследно для развития ребенка. Прежде всего, это важно для осознания того, «какой Я есть»: желанный, любимый, нужный или же нежеланный, нелюбимый, постоянно раздражающий, а также для последующего формирования на этой основе отношения к миру — доверительного или, наоборот, агрессивного и враждебного.
Проблема нарушения эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника в настоящее время очень актуальна. А все потому, что эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом человеческой личности. В современном мире у детей дошкольного возраста все чаще наблюдаются эмоционально-волевые расстройства, которые в будущем создают проблемы в виде затруднений в обучении, асоциального поведения и т.д.
Развитие эмоционально – волевой сферы мы рассматриваем в нескольких направлениях:
1. Развитие волевой регуляции поведения предусматривает: контроль над своим поведением, выработка волевых качеств личности, преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные. Все эти процессы появляются с того момента, когда ребенок начинает овладевать речью.
2. Развитие эмоциональной стороны. Детям необходимы яркие эмоциональные впечатления, поэтому игры, упражнения помогают им научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.
Анализ результатов анкетирования педагогов и родителей в нашем учреждении показал, что необходимо провести диагностику уровня эмоционально-волевой сферы в страшем дошкольном возрасте.
На диагностическом этапе работы был использован комплекс методик, позволяющих определить:
- уровень тревожности;
- оценку эмоционального состояния;
- наличие и интенсивность агрессии.
Используемые методики:
1. Тест тревожности (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
2. Методика исследования эмоционального состояния (Э.Т. Дорофеева).
3. Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова).
Актуальность проведения коррекционно - профилактического сопровождения детей с нарушениями эмоционально – волевой сферы возникла в связи с выявлением воспитанников, у которых есть отклонения в развитии (35%).
Причинами нарушений могли стать: стрессы, недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми, социально-бытовые причины и т.д.
Ведущей психолого-педагогической идеей нашей деятельности является создание условий в дошкольном образовательном учреждении для развития эмоционально-волевой сферы детей через использование нетрадиционных форм работы с детьми, а именно организации образовательной деятельности в интересной, увлекательной форме.
Данная деятельность требует от специалиста более тщательного подбора методов психологической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения эмоционально - волевой сферы. В работе психолога существуют как традиционные, так и нетрадиционные методы психологической коррекции. Значительный интерес в работе с детьми с нарушениями эмоционально - волевой сферы представляет кинетический песок (новинка 2013 года!) совершенно новый и необычный материал для творческих игр, учебного и познавательного процесса, который «оживает» в процессе взаимодействия с ребенком и может использоваться в терапевтических целях.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Так, К.Г. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике". [7].
Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит. Но, именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, у него уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Если говорить о терапевтических качествах кинетического песка, то песочная терапия в детском саду – это та самая прекрасная возможность педагога – психолога для развития творческих склонностей в ребенке, а также его самовыражения, простой и действенный способ научить малыша выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Наблюдая за деятельностью ребенка в кинетической песочнице, анализируя результаты его работы, можно диагностировать наличие внутренних конфликтов, детско-родительские отношения, можно узнать, как ребенок преодолевает трудности – об этом свидетельствует сказка (история) к песочной картине, придуманная ребенком. Что в свою очередь позволяет педагогам подобрать программу коррекционно-развивающих занятий.
У данного песка достаточно много преимуществ по сравнению с обычным песком. Песок дает ребенку другие тактильные ощущения, нежели обычный песок или пластилин. Кинетический песок нередко действует на детей как магнит, их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки.
Постройки, созданные ребенком на песке, являются отражением бессознательного. С их помощью он выводит наружу свои переживания, внутренние проблемы, мучающие малыша. Задача психолога или педагога вовремя увидеть и понять, какие мысли тревожат ребенка. И если у ребенка действительно существует проблема, в ходе работы в кинетической песочнице она обязательно «всплывет» на песчаную поверхность. Разобраться с ней компетентному психологу не составит труда.
Но это далеко не единственное положительное качество кинетической песочницы: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей необычной структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое. Работа с кинетическим песком успокаивает (особенно гиперактивных детей), благодаря своим качествам – в нем как будто содержится живительная сила, которая заряжает ребенка позитивными эмоциями.
Кинетический песок способствует снятию у детей, имеющих проблемы с эмоционально - волевой сферой, внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития ребенка дошкольника. Деятельность ребенка с кинетическим песком дает прекрасную возможность для самовыражения, развития творческих склонностей, а также является простым и действенным способ научиться выражать свои чувства, эмоции и переживания.
Формы работы: индивидуальная, малыми подгруппами (не более 5 человек).
В процессе проведенной работы мы решали конкретные задачи:
• развитие процессов переключаемости с негативного эмоционального состояния в противоположное;
• развитие произвольного управления поведением, формирование способности сопереживать, формирование волевого усилия, сосредоточенности на определенном виде деятельности;
• способствовать позитивным выходам злости, агрессии и страхов.
Опыт нашей работы показал, что деятельность взрослого и ребенка с использованием кинетического песка – это один из действенных способов развития эмоционально-волевой сферы, так как игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. В процессе деятельности с кинетическим песком у детей наблюдаются положительные изменения: эмоции становятся более устойчивыми, снижается агрессия, преобладает положительная динамика в общении со сверстниками.
По окончанию цикла занятий мы провели итоговую диагностику детей, из которой наблюдается положительная динамика:
• уровень тревожности снизился с 15% до 5%;
• отрицательное эмоциональное состояние детей (9%) сдвинулось в пользу положительного (6%) и нейтрального (3%);
• наличие агрессии (11%) снизилось до 5%.
В результате нашей работы мы наблюдали, что у детей стали преобладать положительные эмоции, появились постоянные друзья, воспитанники научились сдерживать резкие выражения чувств, изменился характер рисунков, снизился уровень агрессии.
Таким образом, можно сделать заключение, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с использованием кинетического песка способствует формированию интеллектуальных способностей, дети овладевают коммуникативными навыками, у них появляется уверенность в себе. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!

Рекомендуем посмотреть:

Медитативное упражнение для педагогов Психологический опросник для социальной адаптации детей к тому или иному предмету Мастер-класс для родителей детского сада. Старшая группа Медитация. Рекомендации для педагога-психолога

Похожие статьи:

Тренинг по работе взаимодействия с родителями

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе

Участник №236 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Практикум для родителей детского сада. Развитие мелкой моторики рук у детей | Как выявить семьи группы риска в детском саду
Опубликовано: 3097 дней назад (10 мая 2016)
Просмотров: 6140
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Екатерина Евгеньевна Савченко # 10 мая 2016 в 13:01 +1
Очень интересно и познавательно.
Елена Сергеевна Маркова # 10 мая 2016 в 15:37 0
Интересный материал. Я сама с большим удовольствием "играю" в этот песок, а детей просто не оторвать.
Раиса Владимировна Антонова # 13 мая 2016 в 22:34 0
Материал интересный. Кинетический песок можно использовать для сенсорных представлений и развития мелкой моторики у детей младшего возраста. Детей действительно не оторвать.Спасибо за материал.