Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Познавательная конкурсная программа в дополнительном образовании. Сценарий мероприятия

Сундучок ремесел. Сценарий познавательной конкурсной программ по ДПИ
Автор: Хвостикова Елена Александровна, педагог-организатор дворового клуба «Ак желкен», руководитель кружка «Рукодельница» ДДТ г.Аксу Павлодарской области, Республика Казахстан.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию сценарий познавательной конкурсной программы, посвященной народным промыслам. Данным сценарием могут воспользоваться педагоги дополнительного образования, учителя начальных классов, учителя технологии для проведения открытого школьного мероприятия в рамках Недели творчества, в качестве пропаганды кружков прикладного характера в своих организациях
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами
Задачи:
- Совершенствовать знания детей о народных промыслах
- Познакомить детей с изделиями мастеров: из глины, металла, дерева, ниток, ткани, стекла.
- Расширять знания о профессиях мастеров
- Содействовать развитию речи детей, обогащать активный словарь
- Совершенствовать навыки художественного творчества детей
- Воспитывать эстетические чувства детей

Оборудование и материалы:экран для показа слайдов, звук волшебства, волшебный сундучок, слайдовая презентация, 4 стола, реквизит для каждого конкурса на две команды.

Ход мероприятия.
Ведущий:
Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные.
Проходите, не стесняйтесь, в нашем зале собирайтесь.
Все, кто любит потрудиться, мастера и мастерицы.
Делу – время, это знай! В час потехи – отдыхай!
Ждут вас игры и забавы, а за удаль – и награды.
Тех, кто любит, ценит труд, на программе всех здесь ждут!

Ведущий: Приветствую всех вас на нашей познавательной конкурсной программе.
В старину всё делали своими руками. Ремесло кормило человека, одевало и обувало его. Недаром русская пословица гласит: «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит».
Ремесло – это не только то, что мы делаем своими руками, но и живущие с нами по сей день традиции далёких предков. «Золотые руки» ценились во все времена достаточно высоко. А если в создаваемую вещь вложена ещё и душа, то она часто являет собой прекрасное произведение искусства.
Мы сегодня не будем делить ремесла по национальным принадлежностям. Потому что каждый народ на нашей планете по-своему трудолюбив. По сути своей люди занимались одинаковым видом рукоделия. Только конечный продукт отличался у каждой народности своеобразной формой, внешним видом, отделкой и расцветкой.
Интерес к традиционным народным промыслам очень велик и по сей день. И я надеюсь, что наша небольшая экскурсия в мир народных ремёсел станет для вас интересной и познавательной.

Ведущий: Я приглашаю команды занять свои места за игровыми столами. У каждой команды есть свое название. Давайте с ними познакомимся… (представление команд)

Ведущий: В нашей программе принимает участие еще одна команда – это наше уважаемое жюри. Разрешите мне вас представить… (представление членов жюри)

Ведущий: Для начала, для порядку отгадайте-ка мою загадку:
Молчит, ничего не говорит,
все тайны в себе хранит.
Что это? (сундук).
Верно! Вот он мой сундук-сундучок красивый, расписной, все добро я туда сложила. Хотите посмотреть на мое богатство?

Ведущий: Сейчас я приоткрою его, и появятся перед вами рукотворные творения необычайной красоты

Открывает сундучок. Звучат звуки волшебства. На экране появляется первый слайд


Ведущий: Вот вам и первое ремесло! Догадались что это? (ответы детей). С давних пор известно ручное прядение. Оно было распространено среди всех народов земного шара, за исключением Крайнего Севера, где носили меховые одежды.
Сырьем для прядения служила шерсть различных животных, хлопок и лен, конопля.
Волокна, приготовленные для прядения (кудель), привязывались к прялке с подставкой и готовая пряжа накручивалась на веретено.

Ведущий: Вот вам и первое конкурсное задание. Необходимо на скорость смотать нитку в клубок.
Конкурс «Смотай нить в клубок»
Реквизит: два пластмассовых мячика с привязанной нитью, длинной 2 метра
В конкурсе принимают участие по одному игроку от каждой команды. По сигналу ведущего они стараются как можно быстрее намотать нитку на пластмассовый мячик. Игрок, выполнивший первым задание, приносит своей команде один балл

Ведущий: Какое же еще ремесло покажет нам мой сундучок?! Об этом ремесле есть такая старинная, очень трудная загадка:
Ногой толкну, животом нажму,
Рукой шмыгну, два раза кольну,
И опять все с начала начну.
Ведущий открывает сундучок, опять звучат звуки волшебства. На экране появляются картинки с ткачихами


Ведущий: Ну как догадались? Это ткачество! Ткацкий станок – одно из наиболее древних орудий труда человека, а ткачество – одно из самых древних ремесел. Первый ткацкий станок представлял собой раму, на которую были натянуты нити основы. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу.
Некоторые тканые изделия используют в быту и в наше время, это льняные узорные скатерти, полотенца, коврики, дорожки, покрывала.

Ведущий: Я предлагаю вашему вниманию конкурс «Ткачи»
Конкурс «Ткачи»
Реквизит: два листа ватмана с продольными разрезами, разноцветные полосы бумаги шириной 3 см.
Конкурс проводится в виде эстафеты. По сигналу ведущего первый игрок побегает к листу ватмана, берет цветную полоску бумаги и продевает ее между разрезанными полосками ватмана через одну, возвращается назад и хлопком руки передает эстафету следующему игроку. Второй игрок продевает свою ленту в шахматном порядке и т.д.
Должно получиться простое полотняное переплетение.

Ведущий: Молодцы! Отлично справились с заданием! А теперь идем дальше. Открываем сундучок…
Ведущий открывает сундучок, опять звучат звуки волшебства. На экране появляются картинки с жостовскими подносами



Ведущий: Догадались что это? (ответы детей). Есть в Подмосковье деревня Жостово, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи – подноса. Под кистью народных мастеров – умельцев живописцев этот предмет стал художественным произведением.
Собранные в букеты и вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые или полевые цветы несут людям радость жизни. И сейчас наши участники превратятся в жостовских умельцев.
Конкурс «Составь узор на подносе».
Реквизит: 2 круга или овала из чёрной бумаги, 2 набора бумажных разноцветных цветов и листьев, клей ПВА 2 шт.
Необходимо составить красивую цветочную композицию на черном фоне в стиле жостовской росписи. Оценивается аккуратность и оригинальность оформления подноса. Максимальная оценка 5 баллов

Игра со зрителями «Назови профессию»

Ведущий (обращаясь к зрителям): Каждому из вас предстоит в будущем выбрать себе профессию по душе. А много ли вы знаете профессий? Врач, учитель, продавец, шофёр, программист - вот, пожалуй, самые известные для нас профессии.
Я вот тут немного поискала и составила список названий профессий в алфавитном порядке. Вы не поверите, я нашла около 300 названий профессий почти на все буквы русского алфавита! Самое большее количество профессий оказалось на буквы П, С, К и Ф.
Пока наши умельцы работают, я предлагаю вам назвать мне профессии на букву «П»

Для справки: парикмахер, парфюмер, певец, пекарь, переплётчик, печатник, печник, пианист, пилот, писатель, плотник, повар, пограничник, пожарный, полировщик, портниха, почтальон, поэт, программист, продавец, пчеловод, пастух, преподаватель, педагог, перевозчик, перчаточник, плавильщик, пивовар, полицейский, прокурор, переводчик, политолог, предприниматель, проводник, промоутер, психоаналитик, продюсер, провизор, прораб...

За каждый правильный ответ – жетон. Кто набрал больше трех жетонов, получает сладкий приз.

Ведущий: Какое же еще ремесло есть в моем сундучке?!
Ведущий открывает сундучок, опять звучат звуки волшебства. На экране появляется картинка с самодельными игрушками


Ведущий:Отгадайте загадку:
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
Ну что, узнали? Конечно же, это русская матрешка. Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам идут матрешки!



Ведущий: Игрушки появились одновременно с появлением человека. А русской матрёшке всего лишь около 120 лет. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.
Первая русская матрёшка была восьмиместная. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.
В книгу рекордов Гиннеса попала матрешка, состоящая из 72 кукол!

Ведущий: Конечно же, наш следующий конкурс будет связан с матрешкой и называется он «Найди свою половину»
Конкурс «Найди свою половину»
Реквизит: 2 набора матрешек, разрезанных пополам
Каждому игроку дается нижняя половинка матрешки. На столе перед каждой командой вразброс лежат верхние половинки.
Конкурс проводится в виде эстафеты. Каждый игрок по очереди должен подбежать к столу, найти и соединить половинки своей матрешки. Команда быстрее и правильнее выполнившая задание получает 2 балла, проигравшая команда – 1 балл

Ведущий: Просим жюри прокомментировать конкурсы и огласить промежуточный результат… И вновь я открываю свой сундучок, что же там будет на этот раз?
Ведущий открывает сундучок, опять звучат звуки волшебства. На экране появляется следующие картинки



Ведущий: Когда был открыт металл и его свойства - произошла революция технологий. Многие предметы быта и орудия труда были заменены на металлические. Это не вытеснило другие материалы, наоборот - позволило более эффективно их обрабатывать. А благодаря свойствам металла ассортимент изделий ремесленников приумножился в несколько раз. Обработка металла технически гораздо сложнее дерева, но дело того стоит.
На данный момент можно четко сформулировать способы обработки металла: ковка, гравировка, чеканка, чернение, литье, филигрань и фрезерование.

Ведущий: Следующий наш конкурс называется «Народная мудрость» А вы знаете пословицы о труде?
Конкурс «Народная мудрость»
Реквизит: 2 набора карточек с окончаниями пословиц о труде.
Перед каждой командой на столе лежат напечатанные окончания пословиц о труде. Ведущий произносит начало пословицы. Команда посовещавшись поднимает карточку с окончание пословицы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл

- Без труда и отдых … не сладок
- Без труда не вытащишь и … рыбку из пруда
- Без дела жить - … только небо коптить
- Без охоты нет … работы
- Без топора не плотник, … без иглы не портной
- Всё скоро сказывается, … да не скоро делается
- Всякое ремесло честно, … кроме воровства
- Всякий человек познаётся … в деле
- Глаза бояться, … а руки делают
- Есть терпение, … будет и умение
- Золотые руки у того, кто … обучился хорошо
- Кто мало говорит, … тот больше делает
- Какова пряха, такова … на ней и рубаха

Ведущий: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Жюри подсчитывает результат конкурса, а мы тем временем опять заглянем в мой волшебный сундучок.

Ведущий: Попробуйте отгадать еще одну мою загадку:
Звучащее, прозрачное,
Воды не боюсь,
А ударь – разобьюсь.
Что это? (Стекло.)
Ведущий открывает сундучок, опять звучат звуки волшебства. На экране появляется следующие картинки




Ведущий: Почти пять веков пролетело с тех пор, как в Аравийской пустыне открылась людям тайна стекла. Из соли и песка в пламени рождается оно.В наше время стекло делают на стекольном заводе, где работают тысячи людей, где самая сложная и интересная профессия – стеклодув.
Стеклодув – мастер, создающий предметы из разогретой стеклянной массы путем выдувания. Он выдувает стекло через стеклянную трубочку, создавая разные предметы: посуду, шары и др. В своей работе мастер пользуется и другими инструментами: ножницами, щипцами. Человек этой профессии должен быть терпеливым, выдержанным, здоровым. Стеклодув за один день выдувает 250 шаров, а это требует большого напряжения легких. Эта профессия считается рабочей, но без творчества и воображения ему не обойтись.

Ведущий: Ребята, не хотите ли вы стать сейчас стеклодувами?
Дети: Очень хотим.
Ведущий: Пожалуйста, вот ваши инструменты. А следующий наш конкурс так и называется «Мастера-стеклодувы».
Конкурс «Мастера-стеклодувы».
Реквизит: трубочки для коктейля по числу участников, два флакона жидкости для мыльных пузырей.
Дети соревнуются в парах. От каждой команды по одному участнику. Они берут трубочки и дуют в них. У кого получится надуть самый большой пузырь, тот и зарабатывает для команды 1 балл. Если у соперника пузырь лопнул, то второй участник может продолжать надувать свой пузырь, пока и он не лопнет

Ведущий: Ребята, вы дули в свои трубочки как настоящие мастера-стеклодувы. И если бы ваши пузыри превратились в стекло, они стали бы самыми красивыми новогодними игрушками.

Жюри подсчитывает результаты всех конкурсов

Ведущий: И в завершение нашей конкурсной познавательной программы приглашаем вас на дефиле мастериц из нашего Дома детского творчества.

По 2 представителя от каждого кружка проносят мимо зрителей свои красивые поделки. Делают круг почета и выстраиваются красиво в линию перед зрителями.

Ведущий: Как у вас красиво получается. В чём ваш секрет?

Учащиеся кружка «Рукодельница»: Хороший товар сам себя хвалит.
Учащиеся кружка «Бисероплетение»: Хорошая работа два века живёт.
Учащиеся кружка «Кол-Онер»: Красна птица опереньем, а человек умением.
Учащиеся кружка «Мастерская Поделкина»: Поспешишь – людей насмешишь.
Учащиеся кружка «Модельер-конструктор»: Дело мастера боится.

Ведущий: Какие вы молодцы! Какие красивые работы вы делаете! У вас золотые руки!

Подведение итогов. Награждение участников.

Ведущий: Писатель Максим Горецкий писал: «Народное искусство особенно – это море, которое таит в себе бесчисленные сокровища. Только нужно уметь их достать».
Золотые руки мастеров во все времена творят настоящие чудеса. Ребята, мы приглашаем всех записаться в наши кружки и окунуться в творчество!
Я рассказала вам только о некоторых промыслах и ремеслах, а в моем сундучке еще много всяких чудес. Но об этом в следующий раз!
До свидания!

Немного фотографий с мероприятия:






Рекомендуем посмотреть:

Сценарий творческой мастерской для детей Сценарий закрытия лагерной смены в загородном лагере Познавательная конкурсная программа по декоративно-прикладному творчеству. Сценарий с презентацией Профилактическая развлекательно - познавательная игра для старшеклассников «100 конфет» по теме «Дел

Похожие статьи:

Сценарий на День молодежи на улице с конкурсами

Сценарий мероприятия ко Дню воинов интернационалистов в доме культуры

Сценарий на юбилей дома культуры

Участник №52 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2018 года
Новогодняя игротека для младших школьников | Познавательная конкурсная программа по декоративно-прикладному творчеству. Сценарий с презентацией
Опубликовано: 1964 дня назад (4 декабря 2018)
Просмотров: 20325
+10
Голосов: 10
Елена Геннадьевна Бонь # 5 декабря 2018 в 15:00 +6
Здравствуйте, Елена Александровна. Отличное познавательное мероприятие, посвящённое народным промыслам, у Вас получилось. Принимайте голос. Удачи в конкурсе!
Елена Александровна Хвостикова # 5 декабря 2018 в 16:23 +4
Елена Геннадьевна, здравствуйте. Спасибо за поддержку!
С уважением Е.А.
Светлана Константиновна Бычкова # 5 декабря 2018 в 19:31 +8
Добрый вечер, Елена Александровна! Прекрасно разработанный сценарий конкурсной программы,красиво проиллюстрирован,познавателен. Успехов в творчестве! Голос!
Ольга Андреевна Зубарь # 6 декабря 2018 в 17:48 +8
работа заслуживает внимания...действительно познавательная работа не только для детей)) оформлена методически правильно о очень ярко
Елена Александровна Хвостикова # 6 декабря 2018 в 20:20 +3
Ольга Андреевна, здравствуйте. Спасибо за комментарий, за ваши слова поддержки!
Елена Александровна Хвостикова # 6 декабря 2018 в 20:22 +3
Светлана Константиновна, здравствуйте. Очень приятно, что вы посетили все мои четыре новые разработки, оценили их и написали хорошие, добрые пожелания.
Ирина Юрьевна Ручина # 6 декабря 2018 в 20:09 +8
Здравствуйте, Елена Александровна! Спасибо за приглашение. Сценарий познавательной конкурсной программы очень интересный, мне понравился. Такие мероприятия формируют у детей познавательный интерес к народной культуре через ознакомление с народными промыслами. Творческих Вам успехов и вдохновения примите мой голос.
Елена Александровна Хвостикова # 6 декабря 2018 в 20:19 +3
Ирина Юрьевна, здравствуйте. Спасибо, что зашли в гости, что отдали мне свой голос! спасибо.
Вера Валерьевна Павлова # 6 декабря 2018 в 21:01 +7
Елена Александровна!
Ваш Сценарий познавательной конкурсной программы по ДПИ "Сундучок ремесел"впечатлил меня тем количеством интересного материала, о котором Вы так интересно, емко и с различными конкурсными заданиями могли рассказать детям.В ходе мероприятия дети узнали о различных ремеслах: ручное прядение, ткачество, Жостовская роспись, самодельные игрушки, работа с металлом и стеклом.Все познания детей смогли проявиться в конкурсах: смотай нить в клубок, ткачи, составь узор на подносе, найди свою половину, народная мудрость (пословицы), мастера стеклодувы.
Все поставленные задачи Вами были выполнены и достигнута цель:Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, что очень актуально в данное время. Как говорит народная пословица "Не то дорого, что дорого, а то дорого, что руками мастера сделано"-имеенно эта мысль проходит через все Ваше мероприятие!
Голос за идею и приобщение детей к народным промыслам!
Елена Александровна Хвостикова # 7 декабря 2018 в 05:22 +3
Вера Валерьевна, здравствуйте. Спасибо за ваши слова и оценку мероприятия. Вот уже два года подряд в нашем Доме детского творчества проводятся тематические недели. На неделе творчества руководители всех кружков прикладного характера проводят открытые мероприятия. Последние два моих сценария "Бумажные фантазии" и "Сундучок ремесел" как раз из этой серии работ.
Еще раз спасибо!
Светлана Христьяновна Лаптева # 7 декабря 2018 в 15:42 +7
Здравствуйте,Елена Александровна. С удовольствие побывала у вас в гостях, познакомилась с вашей разработкой "Сундучок ремесел". Вами подобран интересный и познавательный материал, по различным ремеслам. Подобраны интересные конкурсы и задания, все продумано. Примите мой голос! Спасибо за приглашение.
Елена Александровна Хвостикова # 7 декабря 2018 в 16:04 +1
Светлана Христьяновна, спасибо за хорошие, добрые слова
Вера Валерьевна Ляпина # 12 декабря 2018 в 14:44 +2
И эта конкурсная программа просто замечательная. Вы смогли подобрать задания так, что детям негде будет скучать. И с ремеслами повстречались и сами себя смогли проявить в каждом деле, не всегда легком. Отлично! Голос
Оксана Анатольевна Данильченко # 13 декабря 2018 в 14:05 +2
Все супер! Обязательно проведу со своими ребятами. Очень интересно и увлекательно. Цель и задачи выполнены. Публикация пригодится для многих педагогов.
Ирина Панова # 30 июня 2022 в 14:08 +1
Спасибо большое! Это то, что искала, просто и познавательно!
Татьяна # 6 февраля 2024 в 08:13 0
Спасибо, огромное! Замечательное мероприятие!