Тема урока: «Обучение написанию сжатого изложения на материале автобиографического произведения Ю.Бондарева «Оружие»
Автор разработки урока: Монетова Елена Олеговна, учитель русского языка и литературы.
Место работы: МБОУ «Средняя школа №6»города Зарайска Московской области.
Эпиграф к уроку:
«Самое страшное, что несет с собой война человечеству, - это смерть самого человека А.Дюнан
1.Назначение урока по подготовке к изложению, его цели и задачи.
Уроки подготовки к написанию сжатого изложения особенно важны, так как ошибки, допускаемые учащимися в письменных работах, свидетельствуют о переменных вопросах в обучении сжатому изложению.
Данный урок подготовки к изложению на материале автобиографического рассказа Ю.Бондарева «Оружие» с элементами личностного ориентированного обучения может быть проведен в 9 классе.
Цели урока
1.Познавательные:
а) повторить изученные речеведческие понятия (тема, основная мысль, тип речи, микротемы, опорные слова в микротемах, языковые средства)
б) познакомить с новыми сведениями: о жанровых признаках текста
2.Практические:
а) закрепить умение работы с речеведческими понятиями при подготовке к сжатому изложению;
б) формировать умение читать схему текста
3.Общепредметные:
а) воспитывать:
- интерес к предмету с помощью содержания текста;
- ответственное отношение к исторической памяти;
- языковую личность, владеющую разными видами компетентности;
- интерес к жизни, любовь к близким людям
б) развивать логическое мышление во время анализа текста, развивать личные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо).
в) формировать умение самостоятельно пополнять знания (во время написания изложения пользоваться орфографическим словарем).
Основными задачами урока является следующие :
1.обучение учащихся верному пониманию основной мысли исходного текста;
2.учить выделять главное и существенное, исключая подробности, но сохраняя при этом основные микротемы;
3.уметь строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме;
4.выдерживать в работе стилевое и стилистическое единство, соблюдать речевые нормы.
Этот урок- первый этап работы над обучающим изложением:
Урок построен на материале автобиографического рассказа Ю. Бондарева «Оружие», что создает дополнительные возможности для развития филологической, речевой компетентности школьников. Для изложения выбран этот текст намеренно, так как он доступен учащимся по своей идейной и художественной направленности. Учитель совместно с учащимися подробно анализирует его речевую структуру, функциональные возможности, проводится языковой анализ, объяснение незнакомой лексики. Благодаря такой разносторонней работе с текстом, содержащим личные воспоминания, размышления, школьники приобретают специальные речевые умения, навыки.
Важно, что при подготовке к написанию изложения используется раздаточный материал, чтобы учащиеся воспринимали текст и на слух и зрительно. При работе над текстом учителю необходимо акцентировать внимание учеников на способности правильно определять тему, основную мысль произведения: Говорить о размышлениях автора следует тактично, без назидательности, естественно, вовлекая ребят в область раздумий о том, как следует жить.
Сам текст для изложения и содержания работы на уроке необходимо обсуждать с учениками. Это совместное проектирование связано с потребностью в мотивированном отношении к уроку и заданиям. При ответе учащегося должна чувствоваться глубоко аргументированная, отличающаяся от других мнений, точка зрения. Это и есть элементы личностно ориентированного обучения. Этот урок проводят по-разному. Можно разделить класс на группы, где каждая самостоятельно или сотрудничая с учителем делает какой-либо языковой анализ текста, а затем объясняет остальным учащимся.
Следует отметить и то, что на уроке учитель делает специальные акценты на замысле (теме, основной мысли, стиле, жанре), проводится лингвистический анализ текста, языковых единиц разных уровней (фонетики, лексики, морфологии, систаксиса и стилистики).
Особое значение на этом уровне уделяется словарной работе, объяснению трудных слов, словам-сигналам: «когда-то очень давно», «теперь».
Подобный урок отвечает методическим требованиям проведения уроков обучения написанию сжатого изложения, ведь главная задача – научить детей кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, события, явления вдумываясь в содержание произведения
Оборудование:
1.Раздаточный материал (текст изложения Ю.Бондарева «Оружие»)
2.Портрет и выставка книг.
3.Иллюстрированный материал (фотографии оружия из оружейной палаты)
4.Репродукция картины В.А.Верещагина «Апофеоз войны»
Организация работы
2 Ход урока
I Вступительное слово учителя.
Вид творческой работы и особенности ее выполнение (сжатое изложение по тексту из художественного повествования)
II Краткие сведения о писателе, времени создания рассказа
Юрий Бондарев – писатель фронтового поколения, он пришел в литературу в 50-60 годы. Человек прошедший страшную дорогу Великой Отечественной войны, спустя десять лет, решил рассказать об ужасах военных лихолетий, о простых солдатах, которые в бесчеловечных условиях сумели остаться настоящими людьми, внутренне красивыми и цельными. У Юрия Бондарева много произведений: повесть «Батальоны просят огня», «Последние залпы», роман «Горячий снег» (1969г.) и другие. В 70-80 годы прошлого столетия он создает сборник «Мгновения», который содержит интересные и познавательные очерки. С высоты прошлых лет писатель говорит о проблемах, волнующих его. Мы познакомимся с одним из этих очерков, названным Ю. Бондаревым «Оружие».
III Чтение текста учителем
«Когда-то, очень давно, на фронте, я любил рассматривать трофейное оружие. Гладко отшлифованный металл офицерских парабеллумов отливал вороненой чернотой, рукоятка как бы сама просилась в объятия ладони, спусковая скоба требовала погладить ее, просунуть указательный палец к твердой упругости спускового крючка – во всем готовом к убийству механизме была чужая томящая красота, какая-то тупая сила призыва к власти над другим человеком, к угрозе и подавлению. Браунинги и маленькие «вальтеры» поражали своей игрушечной миниатюрностью, пленительным перламутром рукояток – в этих пистолетах все было аккуратно выполнено, все сияло женственной нежностью, и была ласковая смертельная красота в прохладных крошечных пульках. И как гармонично сконструирован был немецкий «шмайсер», совершенный по своей форме автомат, сколько человеческого таланта было вложено в эстетическую стройность линий и изгибов, манящих покорностью и словно бы ждущих прикосновение к себе. Тогда я много не понимал и думал: наше оружие грубее немецкого, и лишь подсознательно чувствовал некую противоестественность в утонченной красоте оружия смерти, оформленного как дорогая игрушка руками самих людей, смертных, недолговечных. Теперь же, проходя по залам музеев, увешанных оружием всех времен – саблями, кинжалами, секирами, пистолетами, - видя роскошную инкрустацию оружейных лож, золото, сверкающее в руках мечей, я с тошнотным чувством соприкосновения спрашиваю себя: «Почему люди, подверженные, как и все на земле, ранней или поздней смерти, делали и делают оружие красивым, даже изящным, подобным предмету искусства? Есть ли какой-нибудь смысл в том, что железная красота убивает самую высшую красоту творения – человеческую жизнь?»
IV Беседа и графическое оформление текста для выявления его особенностей.
1. План содержания (тема, материал, основная мысль)
- Каковы ваши первые впечатления от текста? Что вам особенно понравилось и запомнилось?
- В чем основные намерения автора ?
- Какова тема текста? (отношение автора к оружию в разные периоды его жизни)
- Какова же основная мысль произведения? (Каждому человеку стоит задуматься о ценности человеческой жизни, вернее, о ее бесценности)?
-Почему, говоря об оружейных мастерах ,люди восхищаются плодами их творения ,ведь они делают орудие смерти?(Мы восторгаемся искусством мастерства ,стремлением превратить каждую вещь в произведение искусства. Каждый человек отмечает про себя ее изумительные стороны ,совершенно забывая об истинном предназначении этого предмета)
- Расскажите , кого из русских оружейников Московского Кремля знаете вы?(Филипп Тимофеев, Евтихий Кузовнев , Григорий и Леонтий Вяткимы .Они создали свои произведения в 17 веке .Эти художники орнаментировали ложа пищалей перламутром ,золотом и слоновой костью.
- Можно ли говорить о том, что великие мастера своими творениями выражали саму жизнь, преодолевая смерть?(Искусство вечно ,поэтому сильнее смерти.Оно живет в сердце человека, облагораживает его душу.)
- В каком стиле написан отрывок? Докажите.
- В каком жанре создано произведение? (Художественное повествование).
- Какой заголовок можно придумать к этому рассказу? (Красота убивать не может! Главная ценность жизни – сама жизнь; «Железная красота» и «высшая красота творения»; Оружие)
- Выберите заголовок и запишите его в черновике.
2. План выражения ( построение текста, тип речи, языковые средства)
- На сколько частей можно разделить текст? Пронумеруйте их. О чем идет речь в каждой из них?
- Каким образом начинается каждая часть? (Начинается словами «когда-то, очень давно…». Заканчивается «теперь же…» Автор рассказывает об отношении к оружию в разные периоды своей жизни. С годами каждый человек переосмысливает для себя важность ценностей ,расставляя их приоритеты. Давно – непонимание,юношеская бравада,теперь –мучительное чувство неприятия.
- О ком говорит рассказчик в каждой части? О себе или о других? ( О себе, так как он – главный герой повествования).
- Определите тип речи.
- В отдельных частях найдите опорные слова, подчеркните их.
- Посмотрите схему текста (на доске) и скажите, как в ней отражено содержание текста?
Схема текста
Когда-то, очень давно…
Я любил рассматривать оружие
Томящая красота,
Сила призыва и власти
Смертельная красота
Сколько человеческого таланта было вложено
Тогда я многого не понимал… и лишь
Чувствовал противоестественность
Теперь же…
Я спрашиваю себя:
«Почему люди делают оружие красивым?»
«Есть ли смысл в том, что железная красота убивает самую высшую красоту творения - человеческую жизнь?»
План
1. Когда-то, очень давно…
Любил рассматривать оружие
2 .Томящая красота
3.Смертельная красота
4.Человеческий талант
5.Тогда я не понимал, но чувствовал противоестественность
6.Теперь же, спрашиваю себя:
«Есть ли смысл в том, что железная красота убивает самую высшую красоту творения – человеческую жизнь?»
Сжатие текста
- Обозначьте буквой «С» существительное, особенно важное в тексте, а дополнительную информацию заключите в квадратные скобки, обращаясь для справки к схеме текста и к плану
«Когда-то, очень давно, на фронте, я любил рассматривать трофейноеоружие.
[Гладко отшлифованный металл офицерских парабеллумов отливал вороненой чернотой, рукоятка как бы сама просилась в объятие ладони, спусковая скоба требовала погладить ее, просунуть указательный палец к твердой упругости спускового крючка] во всем готовом к убийству механизме была чужая томящая красота, [какая-то] тупая сила призыва к власти над другим человеком, к угрозе и подавлению. [Браунинги и маленькие «Вальтеры» поражали своей игрушечной миниатюрностью, пленительным перламутром рукояток] – В этих пистолетах все было аккуратно выточено, все сияло женственной нежностью, и была [ласковая] смертельная красота в [прохладных] крошечных пульках. [И] как гармонично сконструирован был немецкий [«шмайсер», совершенный по своей форме] автомат, сколько человеческого таланта было вложено в [эстетическую] стройность линий и изгибов, [манящих покорностью и словно бы ждущих прикосновения к себе].
Тогда я много не понимал [и думал: наше оружие грубее немецкого,] и лишь подсознательно чувствовал [некую] противоестественность в [уточненной] красоте оружия смерти, оформленного [как дорогая игрушка] руками самих людей [смертных, недолговечных.]
Теперь же, [проходя по залам музеев, увешанных оружием всех времен – саблями, кинжалами, секирами, пистолетами, видя роскошную инкрустацию оружейных лож, золото, сверкающее в рукоятках мечей, я с тошнотным чувством сопротивления] спрашиваю себя: «Почему люди, [подверженные, как и все на земле, ранней или поздней смерти,] делали и делают оружие красивым, [даже изящным,] подобным предмету искусства? Есть ли какой-нибудь смысл в том, что железная красота убивает самую высшую красоту творения – человеческую жизнь?»
3. Языковые особенности текста
- Докажите, что текст написан в художественном стиле.
- Назовите к отдельным опорным словам основные художественные средства. («тупая» сила – это метафорический синоним. «Смертельная красота» - это прием лексической несочетаемости (оксюморон). Автор пишет об «уточненной красоте», но чувствует «нежную противоестественность». Это прием скрытой антитезы. Следует отметить прием эпифоры (концовки), повтор вопросов: «Почему» люди… и «Есть ли какой-нибудь смысл…»
- Попробуйте заменить некоторые слова синонимы на уровне авторского замысла «тупая» (сила) – бессмысленная сила «томящая» (красота) – тревожная, беспокойная.
- Что является основной целью в замысле автора? (Поделиться своими размышлениями о том, как с высоты прожитых лет изменилось его отношение к жизни. Он понял, насколько бессмысленна и античеловечна война.)
- Как проявляются жанровые признаки художественного текста на разных языковых уровнях?
На уровне фонетики:
- Прочитайте вслух отдельные отрывки, поясните мелодичность текста, его благозвучие.
На уровне лексики:
- Какие слова являются ключевыми в понимании смысла произведения? («любовался оружием», «любил рассматривать», «механизм убийства», «тупая сила», «смертельная красота» и другие)
- Как вы объясните понятие « смертельная красота»? Понятие «красота» не несет в себе смерти?
-Какой прием использует автор, употребляя несовместимые ,взаимоисключающие понятия? (Прием лексической несочетаемости Оксюморон)
На уровне словообразования:
- Объясните на примере отдельных слов значения уменьшительных суффиксов («крошечные пульки»), суффиксов, обозначающих прошедшее время в первой части («любил», «поражался»), суффиксов, обозначающих настоящее время во второй части.
На уровне морфологии:
- Что дает автору повествование от первого лица?
-Почему в первых абзацах текста преобладают прилагательные и причастия ,а в последних - чаще глаголы?(В начале текста автору важно поделиться с читателем важной мыслью: в юности человек в плену своих эмоциональных внутренних ощущений ,ему нравится жить здесь и сейчас, наслаждаться своими сиюминутными переживаниями. Употребление прилагательных помогает описать это эмоциональное отношение героя к оружию. В конце повествования преобладание глаголов «не понимал», «рассуждал», «чувствовал» раскрывают желание героя разобраться в себе самом ,переосмыслить былое отношение не просто к оружию ,а к жизни в целом.)
- Глаголы какого времени употреблены в первой части? Глаголы какого времени употреблены во второй части? Почему?
- Почему в тексте часто встречаются причастия и прилагательные? Какова их функция? ( Они усиливают образность, способствуют эмоциональному воздействию.)
На уровне синтаксиса:
- Какие предложения преобладают? (Сложные, сложноподчиненные, с однородными глаголами)
- Почему в тексте много предложений с обособленными членами? (Важно было рассказать о своих впечатлениях очень подробно, детально разобраться, почему изменились взгляды, ценности жизни.)
- Объясните роль бессоюзных сложных предложений? (Рассказчику необходимо сделать выводы, объяснить собственную позицию.
- Какие виды связи между предложениями?
V Пояснение трудных слов, записанных на доске
Секира
Инкрустация
Оружейное ложе
Парабеллумы
Увешанных
Отшлифованный
Выточено
Аккуратно
Миниатюрность
Перламутром
VI Повторное чтение всего текста
VII Запись текста школьниками
VIII
Итоги урока. Оценка деятельности учащихся, отметки
IХ
Дифференцированное домашнее задание.
1.Найти в сборнике Ю.Бондарева «Мгновения» понравившийся рассказ и придумать к нему вопросы.
2.Написать сочетание – миниатюру «Какие истины помог мне открыть Ю. Бондарев»? или «Самое страшное, что несет с собой война человечеству – это смерть самого человека». (А.Дюнан)
3
Методические выводы по уроку с элементами личностно ориентированного обучения
Многие научные исследователи личностно ориентированного обучения (А.Г.Асмолов, Н.И.Алексеев, Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, Н.Б.Крылова, И.С.Якиманская и другие) доказывают ее актуальность, позитивность и эффективность. Нам ближе одна из методик этого обучения – это совместное проектирование содержание урока, совместное выполнение каких-либо заданий, то есть партнерство ученика и учителя. Данный урок по развитию речи демонстрирует некоторые элементы личностно ориентированного обучения:
1)совместный выбор текста учителем и учениками; чтобы в нем выражен творческий характер усвоения содержания;
2)самостоятельная или совместная с учителем работа над речевыми и художественными особенностями текста;
3)рефлексивный компонент: выбранный материал для урока содержит возможность ошибаться, исправлять собственные ошибки, вырабатывать умение находить компромиссы, пути решения;
4)присутствует позитивная направленность ориентации в духовных и культурных ценностях;
5)при ответе ученика чувствуется собственная, отличающаяся от других точка зрения;
6)научно устоявшиеся точки зрения проанализированы на уроке в соответствии со всеми требованиями «сильной позиции критичности».
После проверки учителем изложений и их анализа целесообразно предложить ученикам творческое задание: написать классное сочинение, чтобы они могли выразить свое отношение к проблеме, затронутой в рассказе Ю.Бондарева. Темы подобного сочинения могут быть разные: «Какие истины помог мне открыть Ю.Бондарев?» или «Самое страшное, что несет с собой война человечеству, - это смерть самого человека» (А.Дюнан),
Можно предложить другое задание: списать текст, расставив знаки препинания, выучить отдельные отрывки наизусть либо найти в сборнике Ю.Бондарева «Мгновения» понравившийся рассказ и придумать к нему вопросы. На наш взгляд, дифференцированное домашнее задание – это тоже элемент личностно ориентированного обучения.
Использованная литература
Бондарев Ю. Повести и рассказы. – М: «Художественная литература» 1997.
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного обучения: Монограф. – Ростов н\Д, 2000. – 352 с.
Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие. – Ростов н\Д, 2000. – 43 с.
Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию.// Новые ценности образования. № 6 – М.,1996. с.10-39.
Гульчевская В.Г., Лакоценина Т.П. Педагогические основы личностно-ориентированного образования: : Модульное пособие для дистанционного обучения. – Ростов н/Д.: изд-во РО ИПК и ПРО, 2000. – 36 с.
Иванова С. Нетрадиционный урок литературы. Сельская школа. 1998., № 5-6, с. 74-76.
Фалина Т.М. Подготовка к сжатому изложению по отрывку из повести Л.Н.Толстого «Юность». – М. 2005.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000 (Библиотека журнала «Директор школы». Выпуск № 7, 2000г.) – 145 с.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина
Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы)
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ
Похожие статьи:
Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся
Конспект урока по литературе в 10 классе
Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»
Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»