Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Беседа о цветах для учащихся 4-5 класса

Беседа для школьников 4-5 класса «Цветочные истории»
Внеклассное мероприятие.
Библиотечный урок для учащихся 4-5 классов.
Цель: активизация чтения учащихся, формирование познавательной деятельности.
Задачи: расширение и углубление знаний учащихся о растительном мире, знакомство с литературой о цветах, имеющейся в библиотеке, в помощь изучению предметов школьной программы (окружающий мир, биология).
********
Добрый день! Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по Цветочной стране.
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок», - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. Цветы сопровождают нас на протяжении всей жизни: встречают при рождении, дарят хорошее настроение в будни и праздники. «Светлеет грусть, когда цветут цветы» - сказал другой известный человек, поэт Николай Рубцов.
У каждого человека есть свой заветный цветок – тот, который нравится или тот, который предназначен ему по гороскопу. В книге «Энциклопедия русских имён» вы можете узнать о таком цветке. Например, для Александра заветным цветком будет гладиолус, для Игоря – маргаритка, для Павла – астра, а для Анны – розовая астра, для Ирины – ландыш, для Марины – лилия и так далее.
Мир цветов очень многолик, таинственен и интересен. О цветах складывали и сейчас складывают стихи, песни, романсы. У каждого цветка есть своя легенда, с некоторыми из них я вас сегодня познакомлю.
Какой цветок появляется первым после ухода матушки-зимы? Правильно, ПОДСНЕЖНИК. (ПОКАЗАТЬ).

Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть её своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшее. И с тех пор подснежник стал символом надежды.
По другой легенде: богиня Флора дарила цветам костюмы для карнавала, и подснежнику достался белый-пребелый костюм. Снег тоже захотел принять участие в празднике, хотя наряда ему не полагалось. Тогда он стал упрашивать растения поделиться одеянием. Однако цветы, боясь холода, не откликались на его просьбу, и только подснежник укрыл его. Вместе закружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.
Русская легенда уверяет, что однажды старуха Зима со своими спутниками Стужей и Ветром решили не пускать на землю Весну. Все цветы испугались Зимы и поникли. Лишь один цветок не испугался, выпрямил стебелёк и смело расправил лепестки. От того и получил своё название – подснежник. Говорят, если хорошо прислушаться, можно услышать звон его прозрачных колокольчиков. Они звенят, чтобы разбудить спящую крепким сном природу, заставить раскрыться фиалки и зазеленеть леса.
Этот цветок вам тоже хорошо знаком. Это ВАСИЛЁК. (ПОКАЗАТЬ).

Однажды небо упрекнуло ниву (засеянное поле) в неблагодарности: «Всё, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне песни, цветы – благоуханье, леса - таинственный шепот, и только ты не выражаешь признательности, хотя никто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья».
«Я тебе благодарно,- ответило поле. - Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю её золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви».
«Хорошо, - согласилось небо, - если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе». Мгновенно случилось чудо: среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом с небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба – василькам.
Есть и другая легенда об этом цветке. В красивого статного парня Василия, пахавшего на берегу землю под рожь, влюбилась русалка. Вскоре полюбил и он её. Но не могли они никак договориться, где жить: в воде или на суше. Русалка не могла жить без воды, а Василий – без земли. Долго они спорили, уговаривали друг друга, но никто не хотел уступать. И тогда превратила русалка своего возлюбленного в скромный голубой цветок. Думала, что пойдут дожди, ветер оторвёт его от земли и унесёт в водную пучину. Но крепко держался цветок за пашню. Так и живёт он на земле. А название цветок получил от имени красивого статного парня Василия – василёк.
А это какой цветок? Совершенно верно, ОДУВАНЧИК. (ПОКАЗАТЬ).

Однажды солнышко взмахнуло золотым рукавом, и брызнули на землю золотые огоньки – одуванчики. Весело и радостно стало на земле, но свирепая зима рассердилась на солнышко и махнула своим серебряным рукавом, запорошила весёлые огоньки снегом. С той поры братцы-одуванчики так и щеголяют: сначала в жёлтом платье, а потом – в пушистой шубке.
Ещё хочу рассказать вам одну легенду: об одном очень таинственном цветке. Можем быть, кто-то знает, какой цветок связан с праздником Ивана Купалы?
(Иван Купала – славянский народный праздник летнего солнцестояния, наивысшего расцвета природы. «Купала» означает «жар, жаркое стремление к чему-нибудь». Отмечают 7 июля).
Так какой же это цветок, кто знает? Это цветок – ПАПОРОТНИК. (ПОКАЗАТЬ).

Папоротник всегда поражал человеческое воображение тем, что в отличие от других растений, он никогда не цветёт. Логика предков была такой:
раз никто не видел, как цветёт папоротник, значит, его охраняют волшебные, а скорее всего злые подземные силы. Хотя предания говорят, что всё-таки папоротник цветёт, но всего лишь 1 день в году. В ночь на Ивана Купала, когда нечисти лесной и подземной будто бы дана всякая власть, спрятанное под землёй золото вспыхивает и горит. Это пламя подбирается и горит на папоротнике: на нём распускается огненный цветок. Человек, увидевший это чудо и сорвавший цветок, овладевает тайными знаниями, в частности, приобретает способность видеть сокрытые под землёй сокровища. Сорвать же цветок непросто, а сорвав, надо мчаться с ним, не оглядываясь. Чуть одолеет страх, посмотришь назад, и цветок исчезнет из рук.
Вот такие существуют легенды.
Об этих и многих других цветах вы можете прочитать в книгах:
1.Уокер Д. Цветы.
2.Удивительные растения. Серия «Я познаю мир».
3.Онегов А. Тропинка полевая.
4.Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы.
5.Сотник В.Ф. Кладовая здоровья.
6.Малютин Н.И. Дельфиниумы.
7.Вовк Б. Цветы.
Прочитав эти книги, вы узнаете много интересного. Например, наукой установлено, что в цветах многих тропических растений во время цветения возникает высокая температура, достигающая 40-44 градусов.
А ещё, оказывается, та или иная окраска цветка отнюдь неслучайна.
Синие и фиолетовые цветы привлекают пчёл, желтые цветы они почти не замечают, к зелёному – равнодушны, а красные их даже отпугивают. Зато бабочек наоборот привлекают красные цветы.
С давних времён у каждого цветка было своё назначение. На Востоке придумали даже своеобразный язык цветов и назвали его Селам. Букет цветов мог служить вместо послания. Если средневековый рыцарь просил руки у своей избранницы, то посылал ей розы. Маргаритки, переданные в ответ, означали согласие. Венок из них – нужно подумать. Фиалка означала скромность, васильки – доверие, астра – печаль, роза и гвоздика – любовь. По числу колокольчиков можно было назначить час встречи.
А по тому, как раскрываются и закрываются цветы, можно узнать время. Мак, например, раскрывается в 5 часов утра, фиалка в 7-8 ч. утра, мать-и-мачеха в 9-10утра. И закрываются в разное время: мак в 3 часа дня, фиалка в 5-6 час. вечера.
Пополнить ваши знания о цветах помогут и эти книги:
1.Книга для чтения по ботанике. Составитель Трайтак Д.И.
2.Туганаев В.В. Зелёные спутники человека.
3.Плешаков А.А. Зелёные страницы.
4.Популярная энциклопедия растений.
Книга Шапиро И.А. Загадки растения – сфинкса расскажет вам о растениях- хищниках, оказывается, есть в природе и такие.
На этом я закончу нашу с вами беседу о цветах. Если мир цветов стал вам чуточку ближе и понятнее, я очень рада. Надеюсь, что книги, которые я сегодня показала, вызовут у вас интерес, и вы с удовольствием их прочтёте.

Дети знакомятся с книгами, читают.
В заключении проводится викторина «Литературные цветы».
Викторина «Литературные цветы»
Из какого цветка появилась на свет Дюймовочка?
(ТЮЛЬПАН. Г.Х. Андерсен. Дюймовочка).

Какие цветы росли у Кая и Герды?
(РОЗЫ. Г.Х. Андерсен. Снежная королева).

Какой цветок рос на планете Маленького принца?
(РОЗА. А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц).

В каком произведении герои летели на воздушном шаре в Цветочный город?
(«НЕЗНАЙКА И ЕГО ДРУЗЬЯ». Н.Носов).

Какой цветок был подарен Чудовищу в сказке С.Т. Аксакова?
(АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК. С.Т. Аксаков. Аленький цветочек).

От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан?
(ОГНЕННЫЙ ЦВЕТОК. Р.Киплинг. Маугли).

Для какой героини голубые фиалки служили периной, лепестки розы – одеялом?
(ДЮЙМОВОЧКА. Г.Х. Андерсен. Дюймовочка).

Какие цветы в феврале месяце зацвели в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»?
(ПОДСНЕЖНИКИ С.Я. Маршак).

Какой цветок хотел создать Данило-мастер?
(КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК. П. Бажов. Каменный цветок).

Из какой сказки эти слова:
«Лети, лети, лепесток,
через запад и восток,
через север, через юг,
возвращайся, сделав круг»?
( П. Катаев. ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК).

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий библиотечного часа для 2-3 класса Стихи о цветах для детей 5-9 лет Путешествие в страну цветов. Конспект беседы со старшими дошкольниками с презентацией Сказка о цветах для детей 5-10 лет. Флоксы

Похожие статьи:

Легенды о цветах для детей

Рассказ про иван-чай для детей 3 класса

Рассказ про клевер, 1-2 класс. Окружающий мир

Рассказ про пижму для 2 класса по окружающему миру

Рассказ про тысячелистник, 2 класс. Окружающий мир

Участник №18 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 декабря 2015 года по 5 марта 2016 года
Библиотечное мероприятие к 23 февраля, 5 класс
Опубликовано: 3018 дней назад (23 декабря 2015)
Просмотров: 4599
+1
Голосов: 1
Светлана Алексеевна Афанасенко # 9 января 2016 в 17:48 0
Спасибо! Беседа содержательная, материал расширяет кругозор учащихся, воспитывает любовь к природе, чувство прекрасного. Использованы легенды, стихи, предлагается список книг о цветах.
Творческих Вам успехов!