Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по географии в 8 классе с презентацией. Региональный компонент

Конспект урока по географии в 8 классе по теме: «Природное наследие Башкортостана. Экологические проблемы»
Ильина Марина Станиславовна, учитель географии
Место работы: МОКУ СОШ села Нижнеулу-Елга
Конспект урока по географии в 8 классе. Природное наследие Башкортостана. Экологические проблемы.
Цель: создать условия о формировании представлений о природном наследии Башкортостана, его острых экологических проблемах и возможных путях их решения;
Задачи:
1) показать природную уникальность Башкортостана и нашей местности на примере отдельных природных объектов, раскрыть современные экологические проблемы региона на примере объектов природного наследия Башкортостана и своего села;
2) совершенствовать умения учащихся самостоятельно искать материал к докладу,используя сеть Интернет, проектно-исследовательскую работу, продолжить формирование умения работать с настенной картой,атласом,контурными картами, умение правильно оформлять работу в виде презентаций к докладу;
3) воспитывать бережное отношение к окружающей природе, любовь к малой Родине.
Оборудование: физическая карта России и Башкортостана,экологическая карта Ермекеевского района, энциклопедия Ермекеевского района 2010 года,экологические проекты учащихся: Полозова Антона "Экология родника Вознесения Господне", Артемьевой Анастасии "Мониторинг родников села Нижнеулу-Елга", фотографии объектов природного наследия своего края, магнитная доска, проектор, ноутбук, персональные компьютеры на столах учащихся,сеть Интернет, презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, что на этом уроке вы узнаете много интересного о Башкортостане. Я очень хочу, чтобы сегодня все активно работали на уроке.
2. Рефлексия.
-Ребята, у вас на партах лежат смайлики, отражающие ваше настроение. Выберите каждый себе смайлик. Я думаю, что у нас у всех в течение урока такое хорошее настроение и останется (слайд 1).
3. Проверка домашнего задания Учащимся было дано задание изучить географические объекты на карте Башкирии, вспомнить какие географические объекты изучили в курсе истории и культуры Башкортостана 5-6 классов.
Тестирование: (По методике Уткина учителя географии гимназии города Уфы)
(слайд 2). Перед вами карточки с заданиями внимательно читаем тесты и наносим на бланк с ответами, для этого берём карандаши записываем имя и фамилию на карточке, находим нужный ответ сочетание буквы и цифры, наносим карандашами на карточку.(Карточки многоразовые покрытые специальной ошкуренной плёнкой, записи наносятся карандашом, которые после оглашения результатов стирается простым ластиком) меняемся с соседом по парте и сверяем ответы с помощью трафарета.Выставляем оценку по следующим критериям:
Оценка "5" выставляется, если все ответы верны.
Оценка "4" выставляется, если 1-2 неверных ответов.
Оценка "3" выставляется, если 3-4 неверных ответов.
Оценка "2" выставляется, если 5 и более неверных ответов.
Вопросы тестирования:
1) Какое водохранилище Башкортостана называют «жемчужиной Башкирии», «морем трех городов», «горной сказкой», хотя оно и не самое большое по площади?
А. Павловское
Б. Ермекеевское
В. Нугушское
Г. Кармановская
2) Самое большое по площади озеро Башкирии:
А. Аслыкуль
Б. Кандрыкуль
В. Нугушское
Г. Зингереевское
3) Какой из перечисленных заповедников находится в Башкортостане?
А. Ильменский
Б. Йеллоустонский
В. Шульган-Таш
Г. Баргузинский
4) Какая из пещер находится в Башкортостане? В одном из залов этой пещеры находятся наскальные рисунки, сделанные человеком палеолитической эпохи.
А. Драконовы
Б. Капова
В. Мамонтовые
Г. Кунгкрская
5) В какую реку впадает наша река Ря?
А. Белаую
Б. Уфу
В. Ик
Г. Дёму
6) Как на башкирском языке звучит название реки Белая?
А. Караидель
Б. Агидель
В. Нугуш
Г. Ашкадар
7) На какой возвышенности располагается наш Ермекеевский район?
А. Бугульмино-Белебеевской
Б. Прибельской
В. Общий Сырт
Г. Уфимское плато
8) Какая гора Башкирии знаменита горячими источниками?
А. Иремель
Б. Ямантау
В. Балкантау
Г. Янгантау
9) Название гор-одиночек Башкирии, остатков рифов древних морей:
А. Плато одиночки
Б. Скалы одиночки
В. Горы одиночки
Г. Шиханы
10) Символ Башкортостана-
А. Хризантема
Б. Берёза
В. Курай
Г. Клён
«Географическая дуэль»
Показать объекты по карте Башкирии.
Для двух учеников у карты учащиеся с места называют по 5 объектов.
Ермекеево, река Белая, Уфа, озеро Аслыкуль, Уральские горы, заповедник Шульган-Таш…
Кто из них больше показал объектов тот и победил.
4 слайд презентации с фото природных объектов Башкирии(Пещера Шульган-Таш, Шиханы, гора Янгантау,река Белая)
-Как назовём эту красоту? Кто создал её? (Природная красота, природа создала)
-После нас кому останется вся эта красота? (Наследникам)
-Что нам нужно сделать, чтобы наше будущее поколение увидело эту красоту природы? (Сохранить, беречь, охранять)
-Кто подскажет мне тему нашего урока? (Природное наследие Башкортостана. Экологические проблемы.)
Учащиеся записывают тему урока в тетрадях: Природное наследие Башкортостана. Экологические проблемы.
-Как вы понимаете термин природное наследие?
Из 24 объектов Всемирного наследия в России: 15 культурных объектов, 9 природных объектов. 6 культурных объектов признаны шедеврами человеческого созидательного гения (критерий I) и 4 объекта — природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности (критерий VII). Три объекта являются трансграничными, то есть расположены на территории нескольких государств.
Всего в полном списке Всемирного наследия на 2010 год числится 911 объектов, то есть доля объектов России в мире — 2,6 процента.
4. Постановка целей.
-Глядя на тему урока, давайте определим, что мы сегодня на уроке изучим и узнаем?
-Сегодня мы познакомимся с некоторыми объектами природного наследия Башкирии и нашего села, поговорим об их экологических проблемах и возможных путях решения проблем.
5. Проблемный вопрос.
-Ребята, а в чём заключается уникальность природы Башкирии и какие проблемы за этим скрываются? На этот вопрос вам необходимо будет ответить к концу урока. (слайд 5,7)
6. Изучение нового материала:
-На нашей конференции сегодня присутствуют представители различных профессий: Гидролог, Спелеолог, Экологи, Геолог, Историк, Эксперты. Они разделились на 3 группы. У каждой группы был свой природный объект, по которому должны были провести поисково-исследовательскую работу и составить презентацию проекта
-Ребята спелеолог-какая это профессия? (Это ученый, изучающий карстовые полости, то есть пещеры, условия и особенности их образования, стадии развития и т.д.)
-Вспомните, что такое карст? (Природное углубление в земной коре, созданное водой)
-Заслушаем выступление «гостей», это «представители» Каповой пещеры- Спелеолог, Историк и Эколог.
Практическая работа (работа выполняется в парах)В тетради сделать запись в виде ответов на вопросы в форме таблицы. На контурные карты отметить исследуемые объекты.
Запись на доске:
Название Географическое положение Уникальность Использование Экопроблемы Следствия Решение
-Вспомните, что вы изучали о пещере Шульган-Таш на уроках истории и культуры Башкортостана?
1)Капова пещера.Находит объект на Google Earth - карте мира со спутника через Интернет
1.Сообщение спелеолога. Рассказ сопровождается показом географического объекта на карте Башкортостана.
1 слайд. Капова пещера – самая известная на Урале и одна из самых крупных карстовых полостей.
2 слайд. Название произошло от характерной для пещеры капели с потолка, то ли от слова «капище».
Второе, не менее распространенное, название пещеры – башкирское Шульган-Таш. Слово «таш» на башкирском означает «камень», а Шульган – «исчезла», это речка, вытекающая из пещеры и впадающая в реку Белую (Агидель).
3 слайд. В эпосе «Урал-батыр» Шульган – это брат главного героя, повелитель подземного мира.
4 слайд. Пещера находится на территории Бурзянского района республики Башкортостан, в заповеднике «Шульган-Таш», на правом берегу реки Белой.
5 слайд. Вход в пещеру впечатлит всякого. Это огромная арка высотой в 20 и шириной в 40 метров.
6 слайд. Слева от входа – Голубое озеро, из которого вытекает речка Шульган, его глубина – более 80 метров! Это излюбленное место драйверов.
7 слайд. Пещера очень протяженная – около трех километров. Она состоит из трех этажей. В ней есть огромные залы, коридоры, галереи, подземные озера, подземная река Шульган (она-то и образовала это чудо природы), сифонные подводные полости.
8 слайд. Длина первого этажа пещеры невелика – около 300 метров. Для подъема на второй этаж нужно преодолеть высокий вертикальный колодец. Как туда попадал оставивший наскальные рисунки древний человек – можно только гадать.
9 слайд. В пещере сохранился уникальный сталагмит высотой в три метра и шириной у основания около восьми метров.
Задание.
Ученики используя гиперссылку в презентации (слайд 16) дают определение терминам сталактит и сталагмит
2. Выступление Историка
1 слайд. Впервые Капову пещеру описал известный ученый-исследователь Южного Урала П.И. Рычков.
2 слайд. Широкую известность пещере придали открытые в ней в 1954 году зоологом А.В. Рюминым древние наскальные рисунки.
3 слайд. Ученые датируют их эпохой палеолита. Возраст рисунков огромен – 14-14,5 тысяч лет. Количество рисунков – около 200, но относительно хорошо сохранилось лишь около 30.
4 слайд. Ведь тогда считалось, что рисунки вымерших животных эпохи палеолита встречаются только во Франции и Испании. Оказалось, что на Урале в то время жили не менее развитые люди, чем в Европе Интересно, что на потолке пещеры не было никакой копоти, хотя ведь для того, чтобы выполнить рисунки в пещерной темноте, нужен был свет. Оказывается, у древних людей был аналог керосиновой лампы, вместо керосина они использовали жир. Такую «жировую» лампу нашли в пещере археологи из Уфы.
5 слайд. В ней проводились важные ритуалы.
Помимо черепов, в пещере были найдены каменные орудия труда, охра, угли, зола. Этим находкам – 15-17 тысяч лет.
3.Выступление Эколога
1 слайд. Эта слава губительно сказалась на пещере. Некоторые недобросовестные туристы во многих местах исписали стены пещеры, обломали прекрасные натечные образования - сталактиты, сталагмиты, пещерный жемчуг и другие кальцитовые образования. Пострадали и рисунки.
2 слайд. В итоге в 1971 году вход в пещеру запретили. Здесь установили металлические решетки, закрывающиеся на замок.
К сожалению, под воздействием внешних факторов многие рисунки и сейчас постепенно погибают. Ученые все еще бьются над вопросом как же сохранить уникальное наследие наших далеких предков. Для большей сохранности рисунков туристов к ним не пускают.
3 слайд. Желающим посмотреть наскальную живопись придется довольствоваться копиями рисунков в натуральную величину во входном гроте пещеры.
Тем не менее, из-за изменения микроклимата пещеры вследствие обилия экскурсантов рисунки, хранившиеся около 15 тысяч лет, все больше тускнеют и вскоре могут быть утрачены.
4 слайд. Для сохранения уникального объекта Башкирии пещера охраняется законом, прилегающая территория и сама пещера стали заповедной территорией.
Задание. Найти определение заповедника по Интернету.
Учитель проверяет заполняемость таблицы. Обсуждение результатов таблицы.
Эксперт делает вывод о следствии экологической проблемы. Учащиеся ищут ответ на проблемный вопрос пути сохранения объекта природного наследия.

Физминутка «Правда или нет» если правда- встаём и хлопаем в ладоши, если не правда - сидим и качаем головой. Правда этот географический объект находится в Башкирии. Не правда-за её пределами.
(Шульган-Таш, река Волга, Капова пещера, Шиханы,Ильменский заповедник, река Белая, гора Ямантау, гора Янгантау,Камчатские гейзеры, Южно-Уральские горы,озеро Байкал,водопад Кук-Караук,Салаватская пещера,, леса Коми,Плато Путорана)
2) Шиханы
1.Сообщение Геолога. Находит объект на Google Earth - карте мира со спутника через Интернет
1 слайд. Не все знают, что в Башкирии можно увидеть настоящие древние коралловые рифы, которые находились в прошлом на дне Пермского моря. Это удивительное место находится около города Стерлитамак и представляет собой несколько высоких холмов конусообразной формы. Их называют Стерлитамакскими шиханами. Все шиханы стоят на правом берегу реки Белой.
2слайд. Самый высокий шихан – Тратау (или Торатау). Его высота – 402 метра над уровнем моря, а относительная – 280 метров. Тратау - самый южный из шиханов. У его подножия сохранились развалины женской тюрьмы.
3 слайд. Шихан Тратау красуется на гербе города Ишимбай, является символом Ишимбайского района Башкирии.
4 слайд. А в прошлом эта гора считалась священной.
5 слайд. Другой шихан – Куштау – самый большой по площади. Он имеет форму вытянутого хребта с тремя вершинами. На шихане Куштау (357 метров) зимой работает горнолыжная трасса. Так что в холодное время года можно не только насладиться видом красивых гор, но и прокатиться по ним на лыжах.
6 слайд. Самый северный шихан – Юрактау. Его высота – 338 метров над уровнем моря (или 220 метров от подошвы).
Стерлитамакские шиханы являются уникальными геологическими памятниками природы. Их возраст – более 230 миллионов лет.
7 слайд. Здесь можно увидеть окаменевших морских обитателей - кораллы, брахиоподы, губки кораллам, мшанкам, фузулинидам, иглокожим, фораминиферам, ,водорослями т.д. Интересующиеся геологией могут пополнить свою коллекцию интересными экземплярами.
2. Сообщение Эколога
1 слайд. По сути, шиханы можно назвать настоящим геологическим музеем под открытым небом.
2 слайд. Вдобавок на их склонах встречаются редкие растения, занесенные в Красную книгу: парнолистника перистого, бобовника (дикий миндаль), вишню степную, можжевельник и других.
3 слайд. Всего шиханов три – это Юрактау, Куштау и Тратау.
4-5 слайды. До недавнего времени был и четвертый шихан – Шахтау. Но, увы, его поглотило стерлитимакское предприятие «Сода». К настоящему времени от Шахтау практически ничего не осталось. Промышленная разработка шихана началась еще в 1950-е годы. Шахтау находился ближе всего к Стерлитамаку – всего в 5 километрах.
Оставшиеся три шихана пока в сохранности, Шихан Тратау гора Юрактау. в числе памятников природы, подлежащих охране, однако угроза повторить незавидную судьбу Шахтау существует. ОАО "Сода" нуждается в дешевом и высококачественном известняке.
6 слайд. Прошедшие через его чрево мелкие кусочки шахтауского известняка теперь отравляют воздух и воду. Уродуют сотни гектаров ландшафта и чудесные заливные луга, долины рек Белой и Селеук "белые моря" — отстойники, грозящие уничтожить саму реку Белую.
3.Выступление Эксперта
7 слайд. За сто лет можно вырастить новый лес. За 250 лет можно восстановить почвенный покров. Затратив миллионы человеко-часов можно возродить погубленные реки и озера. Но ни за какие ценности невозможно заново построить шиханы, каркас которых состоит из мириад связанных между собой известковых стеблей древних водорослей и окаменелых телец морских беспозвоночных, вымерших более 200 миллионов лет назад. Это действительно неповторимые в истории Земли явления природы.
8 слайд. Пусть они служат нам и нашим потомкам как комплексные памятники Необходимо использовать их для проведения научно-исследовательских работ, в учебных целях, для развития внутреннего и международного туризма.
Учитель проверяет заполняемость таблицы. Обсуждение результатов таблицы.
Эксперт делает вывод о следствии экологической проблемы. Учащиеся ищут ответ на проблемный вопрос пути сохранения объекта природного наследия.

4) Природные уникумы нашей местности.
Учитель демонстрирует фотографии: Коровьего оврага,озера Зингереевское, реки Ря, Мартын горы, оврага Султан, оврага Пата кус, святого источника Вознесения Господне.(Ребята называют уникальные природные объекты своей местности).
О положительном и об отрицательном влияния человека на объекты природного наследия нам расскажет
6.Сообщение гидролога нашей местности о роднике «Святой источник Вознесения Господне»
1 слайд.Часовня у святого источника Вознесения Господня построена на пожертвования жителей села - 2012 году в нашем селе Нижнеулу-Елга Ермекеевского района.
Сам источник расположен в балочной системе, у подножья холма; в 5 км от районного центра Ермекеево, в 400 метрах от села Нижнеулу-Елга, в 200 метрах от реки Ря.
2-5 слайды. По данным исследования температура воды в роднике колеблется от 3 до 7 градусов по Цельсию. Объём воды в среднем 2 литра за 4 секунды. Прозрачный, без цвета и запаха, по содержанию минералов среднеминерализованна и пригодна для питья, кислотность воды нейтральна, количество известняка в норме, тяжёлые металлы отсутствуют, наблюдается помутнение воды во время сильных дождей.(Сопровождается слайдами с результатами и фотографиями экологических проектов.Демонстрируется экологический проект "Экология родника Вознесения Господне", "Мониторинг родников села Нижнеулу-Елга", статья в Энциклопедии Ермекеевского района 2010 года, страница 146 "Святой источник Вознесения Господнего" Ильиной Марины Станиславовны. Написанная по результатам исследовательских работ учащихся.)
Выступление эколога.
1-3 слайды. В настоящее время он облагорожен, там построили часовню, огородили железным забором, поставили скамейки, внутри часовни устроили купель, сам родник пустили через железную трубу, вокруг посадили цветы, деревья, кустарники.
4-6 слайды. Ежегодно источник привлекает этнографических туристов-студентов,комплексная практика студентов-экологов Московского государственного гуманитарного университета имени Шолохова отдыхающих в загородной учебно-оздоровительной базе "Кульчум", да и жителей не только села, но и всего района и прилегающих районов и городов Башкирии.
7 слайд. В прошлом, родник был священным местом чувашей, у его подножья собирался народ с окрестных деревень праздновать Троицу, пели, плясали, над ним на холме великий чувашский писатель Константин Иванов читал свои стихи для сельчан, во время приезда к своей невесте с соседней деревни Заряново.
8 слайд. Однако во время советской власти родник намеренно уничтожили, закопав его бульдозером, но он выжил, родился заново и радует нас.
Учитель проверяет заполняемость таблицы. Обсуждение результатов таблицы.
Эксперт делает вывод о следствии экологической проблемы. Учащиеся ищут ответ на проблемный вопрос пути сохранения объекта природного наследия.

7. Закрепление изученного материала
-В нашей местности какие природные объекты можете назвать? О каком объекте более подробно узнали?
- Как же происходит изменение природы Башкортостана хозяйственной деятельностью человека?
Задание.Мы можем помочь как жителям, так и властям данного региона. Если спросите чем? Мы сейчас, постараемся создать проекты природоохранных знаков для конкретного района.(работа в группах)
Ребята создают знак и крепят его на магнитной доске.
9. Рефлексия
- Ребята, что вы сегодня узнали на уроке?
- Были ли достигнуты поставленные в начале урока цели?
-Чем же уникален Башкортостан?(Башкортостан уникален своим историческим наследием и природой).
10. Домашнее задание:
Прочитать параграф 34; ответить на вопросы.
(по выбору)
1. Приготовить доклады, или презентацию к следующему уроку о других уникальных уголках Башкортостана и своей местности, отразив экологические проблемы и пути их решения.
2. Создание и защита проектов природоохранных знаков используя интернет-ресурсы.
Итог урока
На протяжении всего урока на семинаре работали эксперты-это все мы, мы дадим оценку выступлениям. Самооценивание. Взаимооценивание.
Рефлексия.И в завершении мне хотелось бы узнать, какое сейчас у вас настроение. Выберите себе смайлик.
-Я благодарю вас за работу на уроке!







Презентация на тему: Природное наследие Башкортостана. Экологические проблемы

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока географии для 8 класса коррекционной школы с презентацией. Животные тропических лесов Конспект урока географии с презентацией для 8 класса коррекционной школы. Животные саванн Африки Конспект урока географии с презентацией для 8 класса коррекционной школы. Растительный и животный ми Урок географии в 8 классе по теме "Растительный и животный мир России" с презентацией. Разработка
Участник №76 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Опубликовано: 3131 день назад (24 сентября 2015)
Просмотров: 4146
+1
Голосов: 1
Ольга Михайловна Подгорных # 29 сентября 2015 в 06:52 0
спасибо за урок, как будто побывала в Башкортостане!+1
Фарида Идгаровна Гатиятуллина # 29 сентября 2015 в 19:36 0
Отличный урок, очень насыщенным местным материалом!
Марина Станиславовна Ильина # 29 сентября 2015 в 19:45 0
Спасибо большое, очень приятно услышать похвалу от своих коллег-учителей