Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, используя народные подвижные игры Поволжья.
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического социального Государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную, религиозную терпимость. По данным всероссийской переписи населения 2015 года в городе проживают люди 104 национальностей. Пятерка национальностей с наибольшим количеством проживающих в городе выглядит следующим образом: в этническом составе преобладают русские (83,2 %), проживают татары (3,8 %), украинцы (2,8 %), мордва (2,0 %), чуваши (1,8 %), прочие национальности составляют в сумме 6,4 % (2002). В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные, моральные качества, толерантное отношение к людям других национальностей. Посредствам приобщения детей к национальным игровым традициям. Введение детей в национальную культуру мы реализуем через
следующие задачи:
1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья;
2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах;
3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой);
4. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и играм народов Поволжья.
Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Их разнообразие огромно. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Мы предлагаем рейтинг подвижных игр нашего детского сада. На вопрос «Назовите подвижные игры, в которые вы играли в детстве» или «В какие игры вы любите играть (для самых маленьких) отвечали 3 поколения в возрасте от 5 до 65 лет. Количество опрошенных составило 86 человек. Всего респондентами были названы 38 подвижных игр.
Среди них лидирующие позиции занимают:
• на 10 месте игра «Футбол», «Кандалы» («Цепи»), «Скакалки»;
• на 9 игра «12 палочек»;
• 8-е место разделили игры «Жмурки», «Резинки», «Штандер»;
• на 7 «Лягушки»;
• на 6 «Лапта»;
• на 5 «Классики»;
• на 4 «Казаки – разбойники»;
• на 3 «Прятки»;
• на 2 игра «Вышибалы»;
• на 1 игра «Догонялки» («Ловишки»).
В результате опроса мы пришли к выводу, что одинаковые игры объединяли целые поколения людей, находящихся в разных концах бывшего СССР, а теперь России, то есть люди, проживавшие в одно и тоже время в России, Украине, Белоруссии, Казахстане и других союзных республиках играли в одни и те же игры:
• поколение 60 – 70-х: «Лапта», «Чижик», «Клек», «Городки», «Вышибалы», «Штандер», «Казаки – разбойники», «Прятки»;
• Поколение 80 – 90-х: «Резиночки», «Штандер», «Вышибалы», «Классики», «Казаки – разбойники», «Прятки»;
• Поколение 2000-х: «Чай – чай выручай», «Винкс», «Драконы и оборотни», «Вышибалы», «Штандер», «Жмурки».
Народные игры интересны и современным детям. Так для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространенность среди других народов. Играм свойственна гармоничность сочетания самобытного национального начала с интернациональным. Этому способствует поразительное многообразие видов, разновидностей, вариантов многих игр («Бабки», «Лапта», «Чижик», «Жмурки», «Салки»). Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям»), детская борьба-возня и др. Вместе с тем эти игры служат выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Невеста», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники» и др.). Многочисленны игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли...», «Лен», «Мак», «Капуста»).
В древнем искусстве башкир сочетались драма, музыка, танец, игра. Дети, наблюдая за игровыми упражнениями взрослых, стремились освоить необходимые навыки. С 4-5-летнего возраста мальчиков начинали обучать верховой езде. Мальчики чуть постарше тренировались в стрельбе из лука, постигали премудрости охотничьего мастерства. Башкир - охотник, воин, отличный наездник - должен был передать свои умения и навыки сыновьям. Современные народные башкирские игры пользуются популярностью. Известны игры в «Альчики», «Городки», («Бура»), «Чижик», «Прятки», с мячом, с деревянным шаром. Играют в них и мальчики, и девочки. Ряд башкирских игр содержит элементы театрализации. Одни из них сопровождаются песнями, другие основаны на танцевальных движениях. Встречаются игры, которые развиваются в форме драматического диалога, например «Возьму птенца», «Спрячу платочек», «Медведи-волки есть ли тут?», «Кольцо», «Верблюд».
Современные игры в Бурятии имеют самобытные черты, связанные с особенностями истории народа и с природными условиями республики. В краю потомственных скотоводов много разнообразных игр, участники которых изображают животных (лошадей, верблюдов, волков, маралов и др.) или используют кости животных (разные виды игры «Шагай» и др.). В популярных среди молодежи шуточных танцах-играх часто также изображаются действия животных или птиц («Медвежий танец», «Танец тетеревов» и др.). В этих танцах-играх нашел отражение охотничий промысел, распространенный в лесных районах Бурятии.
Татарский народ тоже богат на игры и праздники. Самым любимым праздником является Сабантуй, что с перевода с татарского языка означает «праздник плуга». Люди радовались пробуждению природы и хотели задобрить землю, чтобы она подарила богатый урожай. Сабантуй – это массовое гуляние и, конечно, народные игры: бег с яйцом в ложке, битье горшков, перетягивание каната, бег в мешках. Дети играли в «Дедушка с посошком», «Ящерица», «Летели – Летели».
Чувашские игры: «Хищник в море», «Рыбки» (Пула), «Луна или солнце»; марийские народные игры: «Катание мяча», «Биляша»; удмуртские игры: «Водяной», «Серый зайка», «Охота на лося» и т.д.
Игры народов Поволжья возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т. п. Устанавливались и правила выбора водящих (назначение по желанию играющих, с помощью считалок и т. п.), а также придумывались наказания проигравшему.
Широкое использование фольклора в подвижных играх способствует ознакомлению детей с традициями разных народов. Кроме познавательного фольклор имеет важное воспитательное значение, так как показывает эстетическое богатство культуры народов Поволжья. В результате у воспитанников детского сада формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру, целостные представления об исторических традициях и ценностях культуры народов Поволжья.
Вся работа по ознакомлению детей с подвижными играми народов Поволжья проходит в тесном контакте с семьей. Родители стали активными участниками проектов, помогают в оформлении фотовыставок о любимых играх детства, о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков, поделок.
В результате ознакомления детей с подвижными играми народов Поволжья воспитанники нашего детского сада достигли следующих результатов:
1. Умеют самостоятельно играть в народные подвижные игры.
2. Дети используют в активной речи жеребьевки, считалки, загадки.
3. Дети осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках.
4. Знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
5. Используют атрибуты русской народной культуры (костюмы, головные уборы) в самостоятельной деятельности. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Литература:
Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР.- М.: Просвещение, 1988г.
Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003 г.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников
Проект для детей 6-9 лет "Что в имени тебе моем..."
Проект в ДОУ. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Беседа о Конституции для старших дошкольников
Беседа о Президенте России в старшей группе
Об учителях духовных для детей
Тематическая беседа для детей старшей – подготовительной группы «Полководцы и герои»
Беседа для детей 5-8 лет. Ими гордится Россия