Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Как правильно читать сказки детям

Особенности исполнения сказок
Наиболее распространённым литературным жанром, с которым знакомятся учащиеся в начальной школе, являются сказки. Через них дети овладевают языками своего народа, начинают понимать его красоту, узнают о родной природе, обычаях, учатся преодолевать трудности. Сказка воспитывает у ребёнка ненависть к злу и несправедливости, учит быть его честным и добрым, трудолюбивым, храбрым и отзывчивым.
Сказки несут в себе народную мудрость. В них воплотились высокие идеалы народа, его мечты о счастливой жизни, покорении природы, его «чаяния и ожида-ния». Язык сказок прост, красочен, образы конкретны, действия увлекательны, тематика и герои всегда понятны детям. Создавалась сказка устно и была рассчитана на слушателя. Этой особенность сказки обусловливается, прежде всего, манера её чтения (чаще рассказыванию). Сказка рассказывается в простой, задушевной, разговорной манере. Передача её всегда предусматривает тесный контакт со слушателем, постоянное общение с ним. Чтец в процессе рассказывания как бы обращается к слушателю, ищет его сочувствия, поддержки. Такой тесный контакт со слушателем вытекает из самой формы сказки, в которой часто содержится или вопрос, или участие, или обращение к слушателю, например: «А что – догадайтесь сами» («Мальчик и злая медведица»).; «И сейчас кот, петух и Жихарка в избушке живут и нас с тобой в гости зовут» («Жихарка»); «Ну, слушайте!» (Тростниковая шапка») и др.
В основе сказки всегда лежит реальная действительность. Сказочная фантастика отражает стремления людей к счастливой жизни.
Реальная основа сказки диктует чтецу простые, естественные, живые интона-ции, характерные для обычного бытового общения.
Таинственность, присущая главным образом сказкам волшебным, соблюдается исполнителем при чтении зачина и тех мест, в которых повествуется о чудесных действиях, событиях, превращениях. Эти места читаются несколько таинственно, замедленно, приглушённым голосом, с паузами перед теми эпизодами, в которых говорится о волшебных приключениях героев.
Сказки строятся на принципе антитезы: добро противопоставляется злу, трудолюбие – праздности, ум – глупости, честность – жульничеству и т.д.
Эти особенности надо передавать при чтении. Места, в которых даётся противопоставление, следует выделять голосом, заострять на них внимание слушателей. Это выделение подводит детей к верному пониманию вывода, который обычно следует за противопоставлением.
Герои в сказках в подавляющем большинстве даются прямолинейно, с уже законченными, сложившимися характерами. Причём они резко делятся на положительных и отрицательных. Это либо трудолюбивые падчерицы, мудрые Василисы, самоотверженные Иваны-царевичи, либо злые мачехи, коварные Бабы Яги, жестокие Кощеи Бессмертные.
Деление героев сказки на положительных и отрицательных определяет манеру чтения текста. При первой же встрече с героем дети должны почувствовать, какой это будет герой, как надо к нему относиться: симпатизировать и сочувствовать или осуждать и ждать наказания.
Так, при первом упоминании о падчерице из сказки «Морозко» и чтении о её тяжёлой жизни у мачехи нужно сразу же возбудить у детей симпатию к девушке, подчеркнуть её трудолюбие, сердечностью особенно сочувственно надо прочитать фразу «Она и скотину кормила-поила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – ещё до свету», чтобы дети ясно представляли, как тяжела была жизнь у девушки. Фразу «Ничем старухе не угодишь – всё не так, всё худо» надо произнести возмущённо, сделать упор на слова «ничем, всё не так, всё худо», чтобы дети почувствовали несправедливость старухи, её жестокость и пожалели падчерицу.
Сказка обычно начинается устойчивой сказочной формулой – зачином: «Жили-были», «В некотором царстве…», «Давным-давно».
Цель зачина – сосредоточить внимание слушателя, ввести его сразу в ту обстановку, в те времена, в которых будет развёртываться действие, с кем придётся иметь дело. В сказках о животных, в которых действуют существа реальные, зачин читается замедленно и повествовательно. В волшебных сказках, где всего можно ожидать (и скатерти-самобранки, сапог-скороходов, жар-птиц и т.д.) зачин читается таинственно, чтобы сразу ввести детей в мир сказочной фантастики.
Многим волшебным сказкам предшествует присказка. Например: «На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн: вверх идёт – песню заводит, вниз идёт – сказки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди. Будет сказка сказываться с утра после обеда, поевши печёного хлеба».
Присказка не связана с содержанием сказки, цель её – привлечь внимание слушателя. Потому читается она живо, заинтересованно, шутливо, в ней выделяются рифмующиеся слова, а также слова, характерные для сказки: «на море, на океане», «кот Баюн», «жили-были».
Последняя фраза читается несколько медленнее, значительнее, чем вся при-сказка. Это делается для того, чтобы настроить детей к прослушиванию сказки.
Действие в сказке начинается сразу («Посадил дед репку…», «Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли его на крыльях…»). Одна картина сменяет другую, один эпизод следует за другим. Так, в сказке «Морозко» только старуха приказала старику везти падчерицу в лес, как старик уже запряг лошадь, посадил дочь и повёз в лес. Только он её оставил одну-одинёшеньку в лесу, как к ней уже спускается Морозко. Только Морозко одарил её дорогими подарками, как едет за ней старик, и т.д.
Чтение каждого отдельного эпизода требует от чтеца умения словесно нарисовать яркую законченную картину.
Один эпизод от другого надо отделять длительной паузой; участвующих в нём лиц выделять логическим ударением; каждый поступок героя должен получить соответствующую интонационную оценку.
Все сказки имеют счастливый конец. Добро в них всегда побеждает, зло наказывается. Эту особенность необходимо передать при чтении: конец читать замедленно, с интонацией удовольствия, похвалы, чтобы дети ощутили удовлетворение, порадовались за судьбу положительного героя сказки, почувствовали осуждение несправедливости и зла.
Сказка имеет свои выработанные веками художественные приёмы, на них следует обратить внимание детей. Их надо выделять при чтении.
Приём троичности (три царевича, три сестры, три загадки и т.д.).
Повторы. Фиксируют внимание на самом главном, их обязательно надо выделять при чтении: читать более медленно, значительно, с усилением голоса, чтобы дети насторожились, почувствовали их значимость.
Сказкам свойственны учтивые выражения (слезами умывалась, как сыр в масле каталась, кустик за кустик и т.д.) постоянные эпитеты (наливное яблочко, чистое поле, тёмный лес, кисельные берега), повторы (затужил – заплакал, ждал – пождал, заигралась – загулялась).
Эти художественные приёмы создают специфический сказочный колорит. Поэтому, читая сказку надо обращать на них внимание: читать более эмоционально.
В прозаическое повествование сказки часто вкрапливаются небольшие рифмованные песенки. Они органически связаны с содержанием и передают состояние, настроение героя, или намерение действующего лица, или используется как приём заманивания. Читая песенки, необходимо учитывать, кто её поёт и цель. Они должны пропеваться или произноситься речитативом
Многие герои сказок наделены забавными прозвищами: мышка-норушка; мальчик с пальчик, лягушка-квакушка, конёк-горбунок. Во время чтения эти прозвища надо выделить, чтобы дети ярче представили себе образ и запомнили его.
Сказка иногда заканчивается концовкой: «Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали жить-поживать да добра наживать».
Концовка, как и зачин, имеет определённый смысл: она разряжает внимание слушателей, подчёркивает завершение сказки, создаёт радостное настроение. Читается концовка лукаво, весело, живо. Чтобы отделить её от повествования, перед ней делается пауза.

Рекомендуем посмотреть:

Как читать сказки детям Сказки о звуках для детей Психологические сказки для детей НОД по развитию речи в средней группе "Мои любимые сказки"

Похожие статьи:

Сказки для детей. Лисичка-сестричка и серый волк

Сказки для младших школьников. Тёплый хлеб

Иван - крестьянский сын и чудо-юдо

Несмеяна-царевна. Сказка

Марья Моревна. Сказка. Читать

Игровая деятельность дошкольников | Трудовое воспитание в детском саду
Опубликовано: 3630 дней назад (12 мая 2014)
Просмотров: 6599
Рубрика: консультации
+18
Голосов: 18
Нелли Юрьевна Андреева # 12 мая 2014 в 18:38 +5
Вроде бы про сказки знаем много и работаем с ними, а прочитала Вашу статью и освежились в памяти основные моменты работы со сказкой. Есть ценные рекомендации по работе со сказкой.Порекомендую молодым специалистам почитать Вашу статью.Спасибо!
Наталья Алексеевна Петрова # 12 мая 2014 в 18:55 +4
Спасибо за комментарий. Надеюсь что статья пригодиться в вашей работе.
Ираида Юрьевна Ляпунова # 12 мая 2014 в 19:56 +6
Наталья Алексеевна, Ваша статья помогла вспомнить те особенности при чтении сказки, про которые мы взрослые иногда просто забываем. А ведь сказка - источник мудрости, кладезь культуры и передавать её смысловое значение надо особенно, с "душой". СПАСИБО! ГОЛОС!
Наталья Алексеевна Петрова # 12 мая 2014 в 20:38 +4
Спасибо за ваш комментарий. Сказка учить жизни и развивает воображение.
Елена Скрябина # 12 мая 2014 в 22:15 +5
Сказки оказывают большое воспитательное значение в жизни ребенка, учат различать добро, коварство, скупость и бесстрашие. И от того, как будет прочитана сказка, зависит будет ли донесён весь скрытый смысл заложенный в тексте. Педагогов этому учат (меня по крайней мере учили), а вот наша задача научить родителей, хотя у многих в силу внутреннего чутья и артистизма получается не хуже, а иногда даже лучше. Не у всех конечно есть своя Арина Родионовна, а хотелось быsmile
Оксана Сейитмедова # 12 мая 2014 в 22:33 +3
Спасибо большое! С удовольствием прочитала вашу статью,возьму себе в закладки пригодится.Век живи-век учись!
Наталья Валентиновна Моисеева # 12 мая 2014 в 23:26 +4
На сказках выросли мы, наши дети, наши родители. Нужно читать и рассказывать сказки детям. Вы, Наталья Алексеевна, точно указываете в своей статье, что чтец должен обладать талантом. Именно от интонации рассказывающего буде зависеть реакция ребёнка на сказку. Голосую за интересную статью!
Ольга Ивановна Марченко # 13 мая 2014 в 06:36 +3
Благодарю, за предоставленный материал. Значение сказок в жизни детей бесценно. Они учат отличать добро от зла, учат проявлять сочувствие и сострадание, учат добру и справедливости,является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения. Надо торопиться наслаждаться минутами детства, когда можно посидеть с сыном или с дочкой рядышком, полистать книжку и обсудить любимых героев. Примите мой голос!
Жанна Генриховна Ищенко # 13 мая 2014 в 11:55 +3
Полезная консультация как для педагогов, так и для родителей. Иногда полезно вспомнить, как лучше прочитать сказку ребёнку, чтобы увлечь и доставить ему радость.
Екатерина Андреевна Струнина # 13 мая 2014 в 13:09 +3
очень интересно . Обязательно приму к сведению для чтения своим воспитанникам. СПАСИБО. ГОЛОС!!!
Наталья Алексеевна Петрова # 13 мая 2014 в 16:41 +2
Спасибо большое за ваши комментарии. Через сказки мы все прошли. И до сих пор их любим.
Татьяна Ивановна Пунтусова # 13 мая 2014 в 21:12 +3
Наталья Алексеевна, вы своей статьёй не только даёте ценные совете по работе над сказкой, её содержанием, а гораздо больше чем кажется на первый взгляд! Ведь сказка - это то на чём росло старшее поколение, наше и поколение наших детей! Почему сказки любимы нами на протяжении всей жизни? Ответить на этот вопрос односложно нельзя. Ведь сказка - детство, это голос мамы, бабушки, это таинство, которое делает мир интереснее, добрее и лучше! Говорить можно на эту тему бесконечно, одно неоспоримо и ясно, что воспитание и развитие ребёнка через сказку самое влиятельное, результативное и приятное!
Ольга Павловна Репьева # 13 мая 2014 в 22:26 +4
Здравствуйте, Наталья Алексеевна. С большим интересом прочла вашу статью. Я много сказок читаю детям, потом мы их пересказываем, или распределяем по ролям. Правильное прочтение текста важно не только детям, но и взрослым. Сказку можно по разному прочесть, но интересна детям будет только та, где правильно расставлены голосовые интонации. Я для себя кое-что уяснила, поняла, на что обратить внимание, спасибо за предоставленный материал. Вам мой голос.
Наталья Алексеевна Петрова # 14 мая 2014 в 09:29 +2
Спасибо за комментарий. Я свами согласно что сказки нужны всем и взрослым и особенно детям.
Ольга Васильевна Яковлева # 14 мая 2014 в 14:25 +4
Очень интересный и полезный материал. Вроде бы все знаем о сказках. Но на самом деле это целый мир со своими законами, канонами, правилами. Мы все выросли на сказках, помним их, любим, рассказываем нашим детям. Спасибо за статью Творческих успехов! голос
Юлия Владимировна Мещерякова # 14 мая 2014 в 17:57 +3
Прочитала Вашу статью с интересом! Сказки учат видеть добро.
Творческих успехов Вам!
Гульнара Алмазовна Шарипова # 14 мая 2014 в 18:47 +3
С большим интересом прочитала статью. Сама работаю старшим воспитателем в детском саду. В последнее время стараемся уделять больше внимания сказкам, используем сюжеты практически во всех видах деятельности. Голосую. Спасибо за интересный материал.Обязательно посоветую прочитать своим педагогам.
Наталья Алексеевна Петрова # 14 мая 2014 в 18:56 +2
Спасибо за комментарий. Сказки очень важны для детей они могут видеть добро и отричательные примеры, и не повторять их.
Александр Семенович Жбанов # 14 мая 2014 в 20:48 +3
Обязательно пригодится на старости лет в деле воспитания внуков. Спасибо!
Анжелика Александровна Гинтер # 14 мая 2014 в 20:58 +2
Наталья Алексеевна, спасибо за интересный и полезный материал. На сказках выросло не одно поколение, благодаря им мы становимся добрее, мудрее. Дети очень любят сказки, учатся видеть добро и зло, провести грань между ними.Важно правильно прочесть сказку, от этого зависит ее восприятие. Из Вашей статьи много взяла для себя. Голосую с удовольствием!
Наталья Яковлевна Кресс # 15 мая 2014 в 06:31 +2
Очень интересная статья! Выделено много рекомендаций для правильного чтения сказки! Дети любят сказки, но чтобы ребёнку было интересно, нужно и эмоционально её прочитать! Спасибо за статью, в моей работе она очень пригодится!
Наталья Алексеевна Петрова # 15 мая 2014 в 06:51 +1
Спасибо за комментарий. Сказки очень важны для всех, особенно сегодня, когда очень много зарубежных непонятных.
Татьяна Аркадьевна Шукшина # 15 мая 2014 в 21:35 +2
Прочитала Вашу статью и поняла, что читала сказки неправильно! smile
На самом деле очень интересная и познавательная статья.Распечатаю для родительского уголка. Часто слышишь от родителей :" Хочу ребенку почитать, а он не слушает." Может быть статья поможет читать так, чтобы ребенок слушал. Спасибо!
Наталья Алексеевна Петрова # 16 мая 2014 в 13:15 0
Спасибо за комментарий. Сказка нужна ребёнку, а в чтении взрослого и обязательно с имоцианальным оттенком будет еще привлекательней.
Елена Викторовна Афанасьева # 19 мая 2014 в 20:45 +1
Благодарю!Очень интересный материал,полезный и педагогам и родителям.Правильное чтение привлекает внимание и зарождает интерес,а это один важных моментов воспитания приучить детей читать книги.Голосую за!
Елена Викторовна Афанасьева # 19 мая 2014 в 20:45 +1
Благодарю!Очень интересный материал,полезный и педагогам и родителям.Правильное чтение привлекает внимание и зарождает интерес,а это один важных моментов воспитания приучить детей читать книги.Голосую за!
Вера Александровна Орехова # 19 мая 2014 в 20:58 +1
Спасибо большое Вам за такую нужную консультацию. Чтение сейчас стоит на первом месте в воспитании, обучении детей. У детей обязательно нужно развивать интерес к чтению сказок, художественной литературы, особенно в наше время. По опыту вижу, что детям сейчас родители практически не читают, поэтому многим детям не интересно, когда я читаю сказки, рассказы.Я дамаю, что читать надо ежедневно, учить внимательно слушать и отвечать на вопросы.Спасибо за полезный и ценный материал. Удачи!
Наталья Алексеевна Петрова # 20 мая 2014 в 12:45 0
Спасибо за комментарий.Ребенок через сказки может сравнивать добро и зло, хороший или плохой поступок. Развить у себя воображение, творчество. Очень хочется вспомнить слова: "Сказка жить помогает".
Екатерина Владимировна Семенова # 20 мая 2014 в 14:31 +1
У вас расписано все правильно, очень полезный материал. Некоторым молодым педагогам, придерживающимися строго поведения с детьми было бы очень полезно почитать. Спасибо!
Татьяна Андреевна # 20 мая 2014 в 18:42 +1
Интересный материал. Пригодится в работе, так как детки в любом возрасте очень любят слушать сказки!!! Большинству родителям то же такой материал станет находкой. Спасибо мой голос ВАШ.
Наталья Алексеевна Петрова # 22 мая 2014 в 09:38 0
Спасибо за комментарий. Нам всем необходимы сказки, иногда даже можно найти в них ответы на некоторые вопросы.
Люция Ахатовна Мухаметшина # 9 декабря 2014 в 22:02 +1
Добрый вечер,коллега.Благодарю, за предоставленный материал. Значение сказок в жизни детей бесценно. Они учат отличать добро от зла, учат проявлять сочувствие и сострадание, учат добру и справедливости,является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения,тем более, в наш век всеобщей компьютеризации это очень актуально. Примите мой голос!Творческих вам успехов!