Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект внеклассного мероприятия по биологии в 6 классе

Внеклассное мероприятие «В гостях у солнечного цветка и его родственников»
Автор: Катаева Наталья Сергеевна, учитель биологии МАОУ СОШ № 9 г. Златоуст Челябинской области
Назначение: данное мероприятие интересно для учителей биологии.
Цель: ознакомление с многообразием семейства Сложноцветных;
Задачи:
расширять кругозор, развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к природе.
Пояснение: данное мероприятие для учащихся 6 классов,
в нём участвуют: ведущий и его помощники с надписями «Астра», «Подсолнечник», «Чертополох», «Цикорий»;
3 команды по 5 – 6 человек.
Ход мероприятия
Ведущий:
Сегодня мы познакомимся поближе с семейством Сложноцветных. Оно носит также и второе название «Астровые».
Астра:
Моё имя переводится как «звезда». В одной легенде говорится о том, что я выросла из пылинки, упавшей со звезды! Каждую ночь я смотрю на своих сестриц, и они подмигивают мне с высоты.
Но мои родственники, прекрасные и нежные Эдельвейсы, счастливее меня! Они даже могут разговаривать со звёздами, потому что растут высоко в горах! Эдельвейсы являются символом Швейцарии.

Ведущий:
Из достоверных источников известно, что астры родом из Китая, а в Европе оказались благодаря путешественнику по имени Инкервиль, который вывез Вас в Европу в 1726 году.
Подсолнечник:
А вот меня на родине, в Мексике называли «Цветком Солнца», и из золота индейцы отливали моё изображение. А в США есть штат Канзас, который называется «штат Подсолнуха».
Ведущий:
И хризантема тоже символ Солнца, только в Японии! Это стало известно историкам из летописей VIII века. Она украшает государственный герб и печать Японии, и даже императорский трон называют «хризантемовым». Японцы даже день рождения хризантем осенью отмечают.

Чертополох:
Я являюсь символом Шотландии уже более 500 лет. Впервые моё изображение появилось в 1470 году на серебряных монетах во времена правления Джеймса III. А в 1687 году даже был создан рыцарский Орден Чертополоха. Да будет вам известно, что в рыцарский Орден Чертополоха входят даже члены королевской семьи. Рыцари и леди – члены Ордена носят золотые цепи с чертополохами в качестве звеньев, а также звезду на груди с эмблемой и с девизом «Никто не рассердит меня безнаказанно».

Ведущий:
А почему именно Вы, сорняк, а не какое-то благородное растение, стали таким почитаемым в Шотландии?
Чертополох:
Существует легенда, согласно которой спящее шотландское войско было разбужено воплями противника, наступившего босой ногой на колючий чертополох. Благодаря этому шотландцы успели мобилизоваться после сна и одержать победу. В благодарность, меня даже назвали Хранителем.
Ведущий:
А вот Василёк тоже был сорняком, а теперь изображен на гербе Швеции.

Цикорий:
Я, как вам всем известно, украшаю пустыри своими нежными голубыми цветами. Но я всегда верил в то, что на меня обязательно должны обратить внимание, и чудо случилось! Однажды король Фридрих II ввёл высокую пошлину на кофе. Садовник Тимме решил найти ему достойную замену. Он изготовил кофе из моих корней. Это оказалось намного дешевле, а по вкусу, как оказалось, мы с кофе похожи.

Ведущий:
А хотите знать, как с помощью репейника наблюдательный человек смог создать удивительное изобретение? Случилась эта история в Швейцарии в 1941 году. Инженер Жорж де Местраль, во время прогулки с собакой, попал в репейник. Вынимая репьи из шерсти пса, он внимательно их рассмотрел и увидел, что каждый репей был прочно прикреплён с помощью крючков. Этот наблюдательный человек придумал застёжку – липучку. Она прочно вошла в жизнь людей, они используют её теперь в одежде, на обуви и на Международной космической станции для крепления предметов!
Подсолнечник:
Я-то в отличие от всех Вас, прекрасен! Я украшал оранжереи и сады! Меня воспевали поэты! Художник Ван Дейк написал автопортрет не с каким - нибудь Репейником, а вместе со мной, Подсолнечником! Много моих изображений сделал художник Винсент ван Гог. Даже писатель Оскар Уайльд вдевал меня в петлицу пиджака!


Ведущий:
Ну, тогда - то Вы были совсем маленьким! Это позже люди вывели крупноцветковые сорта, а крестьянин Бокарев в 1829 году придумал пресс и сумел выдавить из ваших семян масло! У Вас есть родственник - топинамбур. Его родиной тоже является Америка. В 1610 году топинамбур сначала привезли в Англию, потом во Францию. В XVIII веке его клубни иногда путали с картофельными, но ведь эти растения из разных семейств.

Ведущий:
В Мексике рос цветок, который назывался акокотли - «водяная труба». Королевский ботаник Каваниллис доставил его в Испанию, дал другое название «Даллия» – в честь своего шведского коллеги Даля, ученика Линнея.
Но вот когда однажды ботаник Виденау получил посылку с семенами этого же растения от Александра Гумбольдта, который только что вернулся из путешествия по странам Центральной и Южной Америки, то он посадил их у себя в саду, а когда появились красивые цветы, решил назвать их в честь профессора минералогии Петербургской академии наук - Иоганна Готлиба Георги. Так и получилось у одного растения три названия.

Подсолнечник:
Но почему люди не смогли договориться о том, как этот цветок назвать?
Ведущий:
Много людей из разных стран путешествовало в те времена по странам Америки, они привозили семена растений, сажали их в саду. Понятно, что в Испании, Португалии, Германии, Великобритании, их называли так, как хотели. Карл Линней ввёл латинские названия, чтобы учёные понимали, о каком растении идёт речь.
Вот немцы называют рудбекию «солнечная шляпа», а первые поселенцы Северной Америки называли рудбекию «Черноглазая Сюзанна», потому что у растений, произрастающих в Северной Америке, были тёмно окрашенные сердцевины соцветий. Название «рудбекия» было дано Карлом Линнеем в честь его друга и учителя.
Ведущий:
А ещё в это семейство входят пижма, девясил, бодяк, маргаритки, череда, одуванчик, тысячелистник.
Ведущий:
Сегодня вы должны показать свою эрудицию по теме «Сложноцветные».
Конкурс №1 «Викторина»
1. Какое растение называют последней улыбкой осени? (Астру)
2. Какое растение приносят в свои гнёзда орлы, чтобы избавиться от блох и клещей? (Полынь)
3. Какой цветок с соцветием похожим на белую звезду, растущий высоко в горах, означает счастье и любовь? (Эдельвейс)
4. Какое растении является символом Шотландии? (Чертополох)
5. Как называется ароматическая трава, которая применяется как приправа? (Тархун, эстрагон - вид полыни)
6. Какое растение называют «плешивец»? ( Одуванчик)
7. Однолетнее растение из семейства сложноцветных, одноимённое с блюдом, которое можно с этим растением и приготовить (Салат)
8. Что такое чернобыль? (Полынь)
9. Какое растение называют «иерусалимский артишок»? (Топинамбур)
10. Знаете ли вы излюбленное блюдо Петра I из растения семейства сложноцветных? (Артишок)
Конкурс № 2 Кроссворд
Ведущий:
Отгадайте названия растений семейства и найдите ошибки.
Каждой команде дают кроссворд.

1. Травянистое растение, которое по легенде даёт человеку девять сил.
2. Травянистое растение с синими цветками, которое встречается среди посевов ржи.
3. Земляная груша.
4. Травянистое растение, которое называют дикой рябинкой.
5. Травянистое растение, которое имеет жёлтые соцветия и опушённые семена, легко разносимые ветром.
6. Огородное растение, у которого в пищу употребляют мясистое цветоложе.
7. Сушеный корень этого растения употребляется как примесь к кофе и для приготовления суррогата кофе.
8. Плодовое дерево и кустарник с небольшими сочными тёмно – красными плодами.
9. Растение с плодами, снабжёнными цепкими щетинками, с помощью которых плоды прицепляются к шерсти животных.
10. Декоративное растение с пышными соцветиями. В Японии существует орден этого растения.
11. Травянистое растение с крупным жёлтым соцветием на высоком стебле, разводимое для получения семян, содержащих масло.
12. Травянистое растение или полукустарник с сильным запахом, птицы приносят его в гнёзда для того, чтобы избавиться от насекомых.
13. Огородное растение, съедобные утолщённые корни жёлтого цвета употребляют в пищу.
Ответы: 1.Девясил 2. Василёк 3. Топинамбур 4. Пижма 5. Одуванчик 6. Артишок
7. Цикорий 8. Вишня (ошибка) 9. Репейник 10. Хризантема 11. Подсолнечник 12. Полынь 13. Репа (ошибка)

Рекомендуем посмотреть:

Игра по биологии для 6-7 классов "Эти замечательные животные" Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии, 6 класс Конспект интегрированного мероприятия «Изобразительное искусство, литература и биология», 6-7 класс Внеклассное мероприятие по биологии для 6 класса

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по биологии «Зимние явления в жизни растений», 6 класс

Дидактическая игра по биологии, 6-7 класс

Сценка по биологии, 7 класс

Игра путешествие по биологии, 6 класс

Конкурс знатоков биологии, 6 класс

Интегрированное мероприятие «Забавная анатомия» 8 класс | Внеклассное мероприятие по биологии для 6 класса
Опубликовано: 3422 дня назад (14 декабря 2014)
Просмотров: 2931
+3
Голосов: 3
Наталья Борисовна Щипцова # 15 декабря 2014 в 09:41 0
Добрый день Наталья Сергеевна. С удовольствием познакомилась с Вашим мероприятием. Очень интересное, насыщенное и познавательное, проведено в увлекательной форме. Учащиеся получили новую дополнительную информацию, показали свои знания в конкурсах. Все хорошо оформлено, отличные фотографии. Спасибо, обязательно возьму на заметку. Успехов Вам, примите мой первый голос.
Наталья Сергеевна Катаева # 15 декабря 2014 в 10:44 0
Спасибо, Наталья Борисовна! Ребятам нравятся различные конкурсы, элементы некоторые можно применять на уроках. В ближайшее время побываю у Вас в гостях, посмотрю Ваши работы.
Я ещё не умею переводить фото и рисунки, поэтому время уходит на это, не всё получается!
Лидия Витальевна Максимова # 20 декабря 2014 в 22:46 0
Спасибо, Наталья Сергеевна, за разработку. Порой в суете уроков не хватает времени,чтобы подготовить детям в необычной форме урок, а Вам это удалось. Обязательно проведу подобное мероприятие в своём классе. Уверена, детям оно понравится, и даже, думаю, у нас появится своя коллекция замечательных фотографий по этой теме. У нас школа сельская, и все очень любят выращивать цветы!
Наталья Сергеевна Катаева # 21 декабря 2014 в 09:31 +1
Буду рада, Лидия Витальевна, если у Вас всё получится! Мне пришлось прочитать много литературы для подготовки, но я не жалею времени, ведь самое главное, чтобы ребятам не было скучно на уроках. Конечно у нас на это не хватит времени, но самое главное, такие уроки запоминаются надолго!
Валентина Николаевна Лизина # 11 января 2015 в 00:23 0
Очень хороший материал, объемный, видно что много трудов потрачено.Спасибо. очень понравился.Оформлено красочно. наглядно.