Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР

Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР "В гостях у Ежа - портного"
Автор: Рыбкина Наталья Владимировна, учитель-логопед МБДОУ д/с комбинирован-ного вида «Белочка»г. Трубчевск, Брянская область.
Описание
Предлагаю вашему вниманию конспект фронтального логопедического заня-тия "В гостях у Ежа-портного"
Назначение материала:
конспект может быть использован учителями-логопедами дошкольных уч-реждений, воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, а так же воспитателями общеобразовательных групп в работе с детьми дошкольного возраста 5 – 6 лет.
Занятие для детей 5-6 лет «В гостях у Ежа-портного»
Цель: Активизировать и расширять словарь детей по теме «Одежда».
Программные задачи:
Познакомить детей с новыми материалами и их основными отличиями: вельвет - плотный, ребристый на ощупь; шифон - очень лёгкий, прозрачный.
Закрепить названия знакомых тканей и их свойства (ситец, джинс). Закреп-лять умение согласовывать в речи числительное с существительным. Уп-ражнять в использовании в речи приставочных глаголов: зашить, перешить, пришить, подшить, сшить. Упражнять в согласовании притяжательных ме-стоимений (мой, моя, мои, моё) с существительным. Развивать внимание, па-мять, мышление у детей. Воспитывать бережное отношение к одежде, доб-рожелательное отношение друг к другу, желание оказывать помощь.
Предварительная работа
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Одежда», рассматривание альбомов, иллюстраций и образцов с различными видами одежды, чтение сказок «Лесное ателье», «Красная шапочка», С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный», «Каждый своё получил» (Эстонская сказ-ка. Перевод М. Булатова), «Чудесная шуба» (Казахская сказка. Обработка Н. Северина), стихотворение З. Н. Александрова «Сарафанчик». Разучивание загадок по теме одежда. Дидактические игры «Четвёртый лишний», «Ласко-вые слова», «Скажи наоборот», «Один - много», «О какой одежде можно ска-зать так...», «Подберите нужные слова», «Телефон». Изготовление атрибутов к занятию.
Оборудование
Берёза, объявление, «волшебная ниточка», чудо-дерево, картинки с одеждой, цифры, атрибуты для сказочного леса, кукла «Ёж-портной», Маг-нитная доска, лоскутки ткани: ситец, джинс, вельвет, шифон, схема для со-ставления рассказа о ткани, «волшебная ниточка», готовая одежда, картинки с изображением одежды, картинки «Почини одежду» с изображением живот-ных, маски (лиса, медвежата, белка, волк, заяц), лоскутки материала для по-дарка детям, аудиозапись.

Ход занятия
I. Вводная часть.
Логопед: - Посмотрите, ребята, на елку. Здесь что-то написано - (снимаю, чи-таю).
«Объявление»
Ёж-портной
Обошьет народ честной.
Платья для бала,
Костюмы для дела,
Халаты, рубашки
Для отдыха и сна.
Скорее, ребята,
Скорее, дошколята,
Бегите, спешите сюда!
Иголки и нитки
Готовы всегда.
Привез я и бархат,
И шерсть, и атлас.
Наряды отличные будут у вас,
Приглашаю вас в своё лесное, швейное ателье!
Ёж - портной.
- Ребята, кто шьёт одежду в ателье?
Ответы детей: (швея, портной, портниха).
Логопед: - А вы хотите отправиться в гости к ежу-портному в его лесное, швейное ателье? Волшебная ниточка укажет нам путь, становитесь все за мной. (Идём по ниточке, звучит музыка..)
II. Основная часть
2.1 Дидактическая игра «Чудо-дерево»
(Подходим к чудо-дереву)
Логопед: - Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт,
И на ветках зреют в срок
Много платьев и сапог,
Зреют кофты, юбки, брюки,
Подставляйте, дети, руки!
- Посмотрите, ребята на чудо-дерево. Что на нём растёт? Посмотрите внима-тельно, какие предметы на дереве лишние? Назовите их. (Ответы детей.) По-чему они лишние? (Ответы детей.) (Лишние картинки убираются.)
Логопед: - Как можно всё это назвать, одним словом? Верно, одежда.
- Давайте посчитаем, сколько выросло одежды на нашем дереве.
- Маша посчитай, сколько выросло платьев на нашем дереве. Показываю указкой, ребёнок считает «1 платье, 2 платья, 3 платья,4 платья, 5 платьев».
- Ксюша посчитает юбки. Ребята, а вы внимательно слушайте, вдруг Ксюше нужна будет помощь.
- Паша, посчитай майки.
- Кто хочет посчитать, сколько свитеров выросло на дереве?
2.2 Дидактическая игра «Цифра - помощница»
Логопед: - А сейчас внимание - следующее задание. У меня есть цифры – они будут вашими помощниками и подскажут, сколько на дереве созреет другой одежды (рубашек, шуб, шарфов, курток, плащей и т.д.).
- Смотрите, дети, на дереве одна рубашка. (Подставляю цифры от 2 до 10). А сейчас, сколько рубашек?
Ответы детей: - три рубашки, четыре халата, пять блузок, шесть костюмов и т.д.
Логопед: - Молодцы, ребята. Выполнили все задания правильно. Ворота от-крылись, и мы попали в сказочный лес, где-то здесь поблизости и живёт ёж-портной.
2.3 Психогимнастика
Звучит спокойная музыка.
Логопед: - В лесу холодно. Давайте разожжём костёр, чтобы огонь вспыхнул, нужно передать друг другу доброту и тепло наших сердец, горячие улыбки. Встаньте в круг. Я передаю тепло моего сердца, на моём лице загорается улыбка, и этой улыбкой я зажигаю следующую улыбку и дарю хорошее на-строение. Я крепко пожимаю руку своему соседу. Когда тепло снова коснёт-ся моего сердца, моей руки, костёр вспыхнет ярким пламенем.
- Закройте глаза. (Превращаюсь в ежа-портного, надеваю куклу-марионетку на себя и продолжаю говорить.) Почувствуйте, как стало тепло вашим рукам, вашему сердцу, вашей душе. Вы согрелись!
Звучит весёлая музыка.
2.4. «Лесное ателье ежа-портного»
Логопед: - Здравствуйте, ребята! А вот и я, ёж-портной! Вы меня узнали? Я приглашаю вас в свою мастерскую - швейное ателье. Проходите, присажи-вайтесь. (Дети садятся).
Логопед: - Я хочу вам рассказать об одежде. Одежду придумали люди в дав-ние-давние времена. Одежда помогала людям согреться. Постепенно они научились делать ткани, и одежда стала меняться. Особенно женщины уде-ляли большое внимание одежде, хотели, чтобы она их украшала. Они шили одежду для улицы, для дома, для праздников, для девочек, для мальчиков.
- Ребята, кто запомнил, из чего шьют одежду?
Ответы детей: (одежду шьют из ткани.)
Логопед: - Правильно, ребята!
- Ткань бывает разная. Перед вами лежат кусочки ткани. Сейчас мы с вами будем рассматривать разную ткань, и рассказывать о ней по схеме. (Выстав-ляю схему на фланелеграфе.)
- Сначала расскажем, как называется ткань, какого она цвета. Затем, какая она на ощупь? Что из неё можно сшить?
- Возьмите первый лоскуток, положите его перед собой. Как называется эта ткань?
Ответы детей: (Ситец.)
Логопед: - Верно.
- Какого цвета ситец?
Ответы детей: (Ситец синий с мелкими цветочками.)
Логопед: - Возьмите ситец и потрогайте его. Какой он на ощупь, какой по толщине? (Дети трогают, дёргают, дуют на ткань.)
Ответы детей: (Мягкий, прочный, лёгкий, тонкий.)
Логопед: - Какую одежду можно сшить из ситцевой ткани? (Халат, летний сарафан, платье, юбку и т.д.)
- Молодцы, ребята! Уберите ситец на край стола и возьмите следующий лос-куток.
- Как называется эта ткань?
Ответы детей: (Джинс.)
Логопед: - Верно, это джинс. Потрогайте и рассмотрите его внимательно.
- Кто хочет рассказать о джинсе с помощью схемы?
Ответы детей: (Это - джинс. Он синего цвета. На ощупь - плотный, тёплый, гладкий. Из джинса можно сшить брюки, шорты, сарафан, юбку, рубашку и т.д.)
Логопед: - Положите джинсовый лоскуток на ситец и возьмите следующий.
- Эту ткань вы ещё не знаете. Это вельвет. Как называется эта ткань? (Инди-видуальные ответы детей.)
- Рассмотрите внимательно вельвет, потрогайте его. Кто хочет рассказывать о нём?
Ответы детей: (Это вельвет. Он синего цвета, на ощупь вельвет плотный, тё-плый, мягкий, толстый, ребристый - сделан как будто из полосочек, рёбры-шек, дорожек; из вельвета можно сшить юбку, брюки, пальто, плащ, куртку и т. д.)
Логопед: - Так какое главное отличие вельвета от других тканей? (Вельвет ребристый.)
(Ответы детей.)
Логопед: - Отложите его в сторону.
- Возьмём последний лоскуток. Это тоже новый материал - шифон.
Рассмотрите шифон и потрогайте его. Кто хочет начать рассказывать?
Ответы детей: (Это шифон. Он белого цвета, на ощупь - гладкий, тонкий, лёг-кий, воздушный (то есть очень лёгкий.)
- Подуйте на шифон (дети дуют).
Ответы детей: (красивый, праздничный, нарядный).
Логопед: - Возьмите лоскуток, посмотрите через него на свет, он прозрачный - я вас вижу.)
- Подумайте, что можно из него сшить.
Ответы детей: (Можно сшить лёгкое платье, блузку, вечернее платье, баль-ное, шарфик - как украшение к одежде.)
Логопед: - Молодцы, ребята! Давайте повторим, как называется этот матери-ал? (Индивидуальные ответы.)
- Назовите главное отличия шифона от других тканей.
Ответы детей: (Шифон очень лёгкий и воздушный, прозрачный.)
Логопед: - Давайте вспомним, какие ткани вы увидели у меня в мастерской? (Я показываю образцы, а дети называют.)
- Вы ребята молодцы, запомнили все мои ткани. Давайте немножко отдох-нём. Вставайте, подходите все ко мне.
2.5 Пальчиковая гимнастика «Две подружки, две портняжки»
Две портняжки, две подружки Показать ладошки.
Взяли в руки по катушке: Имитация хватательных движений.
Даше сшили сарафан, Сгибание
Деду вышили кафтан, пальцев
Бабушке зашит жакет, по одному
Больше дырочек в нём нет, на обеих
Дядюшке из юбки новой руках.
Перешит жилет лиловый.
А девчонкам и мальчишкам
Перешито по штанишкам.
Логопед: - А сейчас я приглашаю вас в зал готовой одежды. Проходите, не спешите.
- Посмотрите, какую одежду я сшил. Назовите, что вы видите.
Ответы детей.
Логопед: - А это образцы будущей одежды. Назовите её.
Ответы детей.
Логопед: - Молодцы, ребята!
2.6 Дидактическая игра «Жадина»
Логопед: - Я предлагаю вам поиграть в игру «Жадина». Ребята, а вы знаете, кого называют жадиной?
Ответы детей.
Логопед: - Верно. Жадиной зовут того, кто не умеет делиться, ничего не даёт, отнимает чужое, кому всего мало. Послушайте правила игры: нужно пра-вильно подобрать слова мой, моя, мои, моё к готовой одежде и к моделям. Будьте внимательны, повторяться нельзя.
Ответы детей: - Моя шуба, мой шарф, мои носки и т.д.
Логопед: - Молодцы, ребята! Верно, выполнили все задания игры. Но это всего лишь, игра, а в жизни жадничать нехорошо и не нужно. Ведь жадин никто не любит и не хочет с ними дружить.
2.7 Инсценировка «Лесное ателье»
Логопед: - Ой, ребята, пока мы с вами играли, ко мне пришли лесные жители - мои клиенты. Кого называют клиентами портного?
Ответы детей: - Клиент - это тот, кто обращается с просьбой сшить или отре-монтировать одежду.
Логопед: - Присаживайтесь на брёвнышко поудобнее. (Дети садятся на ска-мейку, участники инсценировки одевают маски.)
(Выставляю поочереди картинки с изображением животных.)
Логопед: - Посмотрите, кто прибежал ко мне первым? Верно, лиса.
Лиса: — «Помоги, ёж! Кур воровала, шубу разорвала. Зашей, пожалуйста, дырки!»
Ёж (логопед): - Хорошо, выполню твой заказ, зашью дырки.
- Пришли медвежата и попросили.
Медвежата: - «Дядя ёж, перешей нам шапки. Мороз, уши мёрзнут».
Ёж: - Хорошо, перешью вам шапки. В новых шерстяных шапках вашим уш-кам будет тепло.
Ёж: - Прискакала белочка-хлопотунья, жалуется:
Белочка: - «Орехи собирала, у фартука карманчик оторвала, юбку тоже нуж-но подшить. Помоги, пожалуйста!»
Ёж: - Не расстраивайся, хозяюшка! Сошью тебе новый ситцевый фартук и юбку подошью. Будешь, белочка, нарядная хлопотать в лесу.
Ёж: - Прибежал серый волк и воет:
Волк: - «Помоги, пожалуйста, дружище - ёж, пришить пуговицы к рубашке».
Ёж: - Хорошо, Серый, пришью пуговицы капроновыми нитками. Никогда не оторвутся.
Ёж: - Заяц косой вприпрыжку прибежал.
Заяц: - «Сшей мне бархатную жилетку: скоро будет карнавал. Лишь бы ты не опоздал».
Ёж: - Не волнуйся, заяц, сошью тебе жилетку в срок.
- Ой, сколько много заказов! Теперь самое главное всё хорошо запомнить и ничего не перепутать. Помогите мне, ребята, вспомнить все заказы. (Обра-щаю внимание детей на картинки, выставленные на фланелеграфе.)
Ёж: - Лисе...
Ответы детей: - шубу зашить.
Медвежатам... - шапки перешить.
Белке... - пришить карман на фартук и подшить юбку.
Волку... - пришить пуговицы к рубашке.
Зайцу... - сшить бархатную жилетку.
Ёж: - Теперь я точно всё запомнил, ничего не перепутаю.
- Ребята, что нужно делать с одеждой, чтобы она всегда была опрятной, ак-куратной?
Ответы детей.
Логопед: - Как правильно ухаживать за одеждой?
Ответы детей: - Стирать, гладить, стараться не пачкать, не рвать и т.д.
Ёж: - Правильно. Молодцы, ребята!
- На память о нашей встрече я подарю вам лоскутки разной ткани, из которой вы вместе с воспитателями сможете сшить новую, нарядную одежду для ку-кол. А мне пора прощаться с вами, меня ждёт работа. Я очень рад был с вами встретиться, приходите ещё ко мне в гости.
- Повернитесь к чудо-дереву. Закройте глазки. А эта волшебная мелодия пе-ренесёт вас обратно в детский сад. (Снимаю игрушку, звучит музыка.)
III. Заключительная часть
Логопед: - Вот мы и в детском саду! Ребята, где мы сегодня побывали?
Ответы детей: - В швейном ателье. В гостях у ежа-портного.
Логопед: - Да, мы побывали в сказочном лесу у ежа-портного. Вам понрави-лось? Что понравилось больше всего?
Ответы детей.
Логопед: - Мне тоже очень понравилось, как вы выполняли задания, отвечали на вопросы. Все были внимательны, вежливы, старательны. Мне очень при-ятно. Наше занятие закончено.

Список использованной литературы:
1. Е. А. Левчук «Грамматика в сказках и историях»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по восприятию музыки в старшей группе детского сада НОД для детей старшей группы: Культура и традиции мордовского народа Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: Зима НОД в старшей группе. Знакомство с днями недели

Похожие статьи:

Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы

Конспекты занятий по математике в старшей группе

Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе

Участник №83 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Опубликовано: 3132 дня назад (29 сентября 2015)
Просмотров: 6394
+9
Голосов: 9
Елена Анатольевна Скутарь # 29 сентября 2015 в 15:50 +1
Конспект занятия интересный. Проведена очень большая предварительная работа. Соблюдены все этапы занятия. Очень интересное пособие использовалось на занятии. Заметно, что дети с удовольствием выполняли представленные задания. Поставленные вами цели и задачи реализованы.
Наталья Михайловна Разинкина # 30 сентября 2015 в 00:06 +1
Здравствуйте Наталья Владимировна. Занятие очень понравилось. Замечательная идея с куклой-марионеткой, думаю дети были в восторге. Всё занятие было проведено в игровой форме,выдержана единая сюжетная линия. Оно было очень насыщенное и несло хорошую речевой нагрузку. Дети знакомились с тканями,свойствами тканей,составляли описательные рассказы о тканях по схеме. А ещё мне очень понравилась психогимнастика,с ее удивительным словами. Вам голос
Елена Петровна Шабанова # 30 сентября 2015 в 10:52 +1
Занятие насыщенное, много игровых моментов. Немного вызвала сомнение игра "Жадина". Идея понятна, но вроде бы сначала дети играют... а потом как бы порицание. Можно было бы предложить детям сделать себе гардебор... разложить предметы одежды в нарисованные шкафчики. Но думаю, в вашем случае, это всего лишь небольшая часть очень интересного занятия. Поэтому дети, наверняка, не обратили внимания на этот момент. Много интересных методических изюминок. Сразу видно работу опытного педагога. Можно использовать ваш конспект не только в логопедическом группе, но и в группе общеразвивающей направленности как итоговое по теме "Одежда".
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 30 сентября 2015 в 13:57 +1
Спасибо. Очень много интересных моментов. Главное: наглядность. Вам голос
Любовь Зайцева # 1 октября 2015 в 21:23 0
Очень обширный материал! Мой голос!
Наталья Петровна Лапеева # 28 октября 2015 в 19:15 0
Наталья Владимировна, здравствуйте! Познакомилась с Вашим конспектом занятия для детей старшей группы. Много интересного почерпнула для себя. Необыкновенная кукла-еж создает ощущение реального присутствия сказочного персонажа, что несомненно оживляет занятие, поддерживает интерес к беседе, вызывает стремление общаться с этим героем, активизирует речь детей, тем самым способствует выполнению главной цели логопедического занятия. Хочется отметить большую предварительную работу и подготовку атрибутов к занятию. Чудо-дерево просто чудо! Занятие интересное, демонстрирует не только полученные ранее знания детей, закрепляет навыки, но и расширяет их кругозор, обогащает словарь. Желаю Вам успехов в конкурсе! Мой голос Вам.
Юлия Борисовна Скулкина # 6 ноября 2015 в 22:14 0
Наталья Владимировна, спасибо за Ваш материал.
Вами была проделана огромная работа. Скоро по плану будем проходить тему "Одежда", очень во время я познакомилась с вашим конспектом.
Ваше чудо-дерево впечатляет, оно очень интересно обыграно в сюжете. А еж-портной - просто отличный, уже думаю, какого героя я сошью для своих ребят!
Примечательно, что сами ребята были героями в сюжете истории. Особенно отметила для себя то, что Вы закрепляете использование в речи приставочных глаголов: зашить, перешить, пришить, подшить, сшить.
Подбор описательных прилагательных тоже трудно дается детям с ОНР, полезные задания на развитие этих возможностей.
Спасибо еще раз.
Юлия Викторовна Югова # 9 ноября 2015 в 17:48 0
Здравствуйте! Хорошее обобщающее занятие, интересный сюжет, прекрасные атрибуты. smile Занятие насыщенное, подробно проработаны и решены программные задачи. Удачи!
Надежда Ивановна Фоменко # 11 ноября 2015 в 12:11 0
С интересом прочитала конспект вашего занятия. Понравился тщательно подобранный речевой материал, пальчиковая гимнастика интересная, все этапы соответствуют теме занятия. Занятие получилось живое, очень насыщенное, поданное в игровой форме, так что дети и не поняли, что они чему-то учатся.Спасибо.