Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Патриотическое воспитание дошкольников на занятиях по развитию речи

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, в том числе с ОНР, ЗПР на занятиях по развитию речи
Патриотическому воспитанию в нашем детском саду уделяется достаточно внимания, которое включает целый комплекс задач: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Патриотическое воспитание осуществляется в нашем ДОУ согласно комплексно – тематическому планированию. Так, в теме «Кем быть», формируется понятие о нужности и важности всех профессий, об уважении к труду людей. В теме «Мама, папа, брат и я –это вся моя семья» - формируется представление о родственных отношениях в семье, о любви и уважении внутри семьи, к старшему поколению, родному дому. Тема «Защитники Отечества» помогает формировать у детей чувство гордости за достижения своей страны, народа, воспитывает чувство уважения и благодарности к людям защищающих Родину, за их мужество и отвагу.

Речь является важным средством в познании окружающего мира. На занятиях по развитию речи мы работаем над системой развития речи, в которую входят следующие направления:
• правильное звукопроизношение;
• лексико-грамматический строй речи;
• обогащение словарного запаса детей;
• развитие связной речи.

Развитие правильного звукопроизношения.
В данном направлении по выщеуказанным темам подбираются специальные задания и упражнения (чистоговорки, пословицы, речевые и пальчиковые игры). Например:
АША-АША-АША — Россия — родина наша; ЕЧЬ-ЕЧЬ-ЕЧЬ- Родину будем беречь; ТРУ-ТРУ-ТРУ — защитим страну и т. д.
На занятиях решаются речевые задачи – автоматизация звукопроизношения, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Развитие лексико-грамматического строя речи.
Использую логопедические игры, например
«Сложи и расскажи»
Цель: развивать умение концентрировать внимание, развитие мелкой моторики.
Игровые действия: из частей рисунка сложить картинку и рассказать о том, какой род войск на ней изображен
Словообразование: граница- пограничник, пограничный;
Использование предлогов: моряк — в море,
Преобразование прилагательных от существительных: слово- солдат (каша –солдатская (какая?) ремень- солдатский (какой?), сапоги — солдатские (какие?)
Глаголы (действие предмета) летчик — летает; солдат — защищает, пограничник — охраняет.

Обогащение словарного запаса детей.
Подбираем слова –синонимы (Родина — отечество. Отчизна); Защитник отечества (солдат, воин, боец); Расширяем словарный запас: подвиг, Победа, героический поступок, ветеран и т. д.

Развитие связной речи.
Работая над развитием связной речи мы закрепляем с детьми новые слова. Строим с ними фразы и предложения. Учимся составлять рассказы по сюжетной картинке, по мнемотаблице. Например, составляем рассказ по картинке «Ветераны», с наводящими вопросами, делаем вывод. Закрепляем понятие «Мир — строит, война — разрушает».

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с ОНР и ЗПР ведётся на доступном материале
- с учётом принципа перехода от малого к большому, от более близкого ребёнку (личностно значимого) к менее близкому (культурно-историческим фактам).
- Успешность развития дошкольников с общим недоразвитием речи при знакомстве с культурой, природой родного города зависит от их активного взаимодействия с окружающим миром через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение.
- Так как дошкольники обладают наглядно-образным мышлением, необходимо насытить окружающую действительность предметами и пособиями, позволяющими детям более точно представить то, о чём им говорят. В нашей группе создана предметно-развивающая среда, содержащая материал по ознакомлению с родным городом (иллюстрации, наборы открыток, тематические папки, карта города, символика города, макеты детского сада и его окружения), краем (карта области, гербы городов нашей области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области), страной (карта России, наборы открыток о городах нашей страны, природные зоны), государственной символикой (герб, флаг, гимн, портрет президента России), историческим прошлым России (иллюстрации и тематические папки по темам, предметы народного декоративно-прикладного искусства, русские игрушки, куклы в национальных костюмах, художественная литература и книги – раскраски, дидактические и сюжетно-ролевые игры), а также материл по духовно-нравственному воспитанию детей (детская Библия, фотографии с изображением храмов, художественная литература по фольклору – сказки, былины, предания).

Большое значение в своей работе мы отводим оформлению развивающих презентаций. В них удобно помещать любые задания и упражнения. Чтобы презентация была интересна и стимулировала познавательную и поисковую активность ребёнка, она должна быть «живая». Любой слайд с заданием оформляется так, чтобы он был динамичен, детали изображения в нём передвигались, проявлялись, окрашивались, изменялись, оформлялись звуковыми эффектами и музыкальным сопровождением.

Основными принципами работы по нравственно-патриотическому воспитанию являются:
- принцип историзма, который сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни). Этот подход основывается на несформированности у дошкольников с ОНР исторического сознания, способности определить своё место и проследить удалённость событий. Альбом «Сормово вчера и сегодня»
- принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в освоении знаний о городе, учитывая индивидуальные особенности – речевое развитие, развитие эмоциональной и познавательной сферы;
- принцип интегративности, который реализуется во взаимосвязи различных областей познания, а также во взаимосвязи с семьёй;
- принцип систематичности и последовательности реализуется при тематическом планировании занятий. Темы занятий по нравственно-патриотическому воспитанию повторяются в старшей и подготовительной группе, изменяются только содержание, объём познавательного материала и сложность. Неоднократное обращение к одной и той же теме способствует развитию у детей внимания, длительному сохранению у детей интереса к данной теме, эффективному и системному усвоению детьми знаний.

Таким образом, на занятиях по развитию речи решаются задачи не только речевого развития, но и задачи, которые способствуют правильному формированию нравственно - патриотических чувств ребенка дошкольного возраста. Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса. Наши дети должны продолжать славную историю России. Сегодня мы готовим их к этому!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в средней группе Проект в средней группе «По страницам сказов Бажова» Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр Из опыта работы воспитателя ДОУ

Похожие статьи:

Беседа о щедрости и жадности с детьми старшей – подготовительной группы

Герб России. Описание и значение для детей

Конспект интегрированной НОД в 1 младшей группе с использованием ИКТ на тему: Сказки | Конспект комплексной интегрированной НОД по математике для детей средней группы на тему: Транспорт
Опубликовано: 1277 дней назад (28 сентября 2020)
Просмотров: 2986
+1
Голосов: 1
Виктория Александровна Останина # 2 октября 2020 в 22:19 0
Наталья Юрьевна, здравствуйте.
Патриотическое воспитание - важное направление в работе воспитателя.
С интересом для себя прочитала, что и развивая речь, можно прививать любовь к Родине.
Важно, очень важно с самого раннего детства проговаривать с детками, что они часть большой страны. буду использовать отдельные приёмы в работе.
Спасибо. Голос.