Доклад на тему: Развитие связной речи у дошкольников
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать её, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. (Слайд №1) К сожалению, в современный век активно входят в нашу жизнь телевидение, компьютеры, СМИ. Так важно развивать у детей с самого раннего возраста связную речь. (Слайд №2) Ведь практически все свободное время, большая часть подросткового поколения проводит не с друзьями во дворе, играя в дворовые игры, а сидя дома у экранов телевизоров, компьютеров. Наши дети теряют способность говорить развернуто, используют в своей речи, как правило, шаблонные фразы, а то и вовсе обходятся односложными ответами. Поэтому проблема развития связной речи так актуальна на современном этапе.(Слайд №3) Проводя мониторинг речевого развития детей было выявлено, что дети не справились такими заданиями как: (Слайд№4) • Выучить небольшое стихотворение.
• Описать предмет, картину, игрушку.
• Составить рассказ по картинке.
• Пересказать отрывок из сказки.
• Адекватно воспринимать в театре художественный образ.
После чего было проведено родительское собрание. «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста». (Слайд №5) Я решила, что заниматься решением этой проблемы должны не только педагоги, но и родители. Были проведены индивидуальные беседы с родителями, предоставлены памятки родителям «Развитие связной речи». В ходе совместной деятельности предлагала игры для всей семьи:
• Игра «Закончи предложение»
• Игра «Если бы….»
• Игра «Черный ящик» и много других.
Я поставила перед собой задачу: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли и рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В своей работе по обучению детей связной речи я использую приёмы мнемотехники.
(Слайд№6) Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это совокупность правил и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Мнемотехника помогает развить:
• Ассоциативное мышление.
• Зрительную и слуховую память.
• Зрительное и слуховое внимание.
• Воображение.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
(Слайд№7) Мнемотаблица-это схема, в которой заложена определённая информация.
(Слайд №8) суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко запоминает информацию.
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений, поговорок, пословиц, чистоговорок, пересказывание русских народных сказок.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
(Слайд №9) Этапы работы при заучивании стихотворений с дошкольниками:
• Чтение стихотворения.
• Беседа по содержанию, разбор новых слов.
• Рассматривание готовой таблицы (созданной взрослым).
• Чтение стихотворения взрослым с опорой на символы.
• Рассказывание стихотворения с опорой на символы самими детьми с небольшой помощью взрослого.
• Самостоятельное рассказывание стихотворения детьми с опорой на схему.
(Слайд №10) С помощью мнемотаблиц удается:
• Вызвать интерес к заучиванию стихов.
• Развивать память, речь, мышление, воображение.
• Развивать творчество.
• Увеличивать круг знаний об окружающем мире.
• Преодолевать робость , застенчивость, стеснительность детей .
(Слайд №11) Составление рассказа по картинке.
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
(Слайд №12) В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов.
Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними.
Сюжетные картины – предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.
Ещё в своей работе использую театрализованные игры.
(Слайд №13) Театрализованные игры- это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
(Слайд №14) Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. (Слайд №15) Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
(Слайд №16) уже в октябре 2015года проводя мониторинг речевого развития детей результат порадовал.
(Слайд№17) Таким образом, можно сделать следующие выводы:
• у детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать
• интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;
• расширился круг знаний об окружающем мире;
• расширился активный и пассивный словарный запас;
• появился интерес к заучиванию стихов;
• дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.
Использование приема мнемотехники позволяет мне повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.
(Слайд№18)
Литература:
1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники – Спб., «Детство-Пресс», 2013г.
2. Карпова С. Н., Степанова М. А. Особенности связной речи дошкольников при общении со взрослыми и сверстниками//Вестник МГУ. Серия «Психология». – 2009г. – №3).
Здравствуйте Оксана Александровна! Меня тоже волнует тема развития связной речи у детей дошкольного возраста. Работаю с детками не только с нарушением речи,но еще и зрения. У них еще сложнее протекает формирование фразы и связной монологической речи. Я тоже использовала с детьми постарше схемы с графическим изображением последовательности рассказывания. А сейчас работаю с малышами. Мне очень понравились Ваши цветные мнемотаблицы и многое другое. Обязательно попробую Ваши разработки в своей работе! Замечательно! Голос!
Здравствуйте, Оксана Александровна, примите голос!
Работа заслуживает внимания широкого круга педагогов и родителей.
Вы очень подробно и последовательно разобрали способы развития связной
речи у детей. Это очень важно уметь помочь детям в совершенствовании речевых умений.
Спасибо за публикацию, беру в закладку. С уважением, Е.Г.
Оксана Александровна, Добрый вечер! Спасибо за приглашение!
Согласна с мнением коллег, тема актуальна в современно социуме. Мы стараемся преодолевать трудности общения, ищем подходы, методы решения данной проблемы. Спасибо за помощь, за опыт!
Рекомендую! Голосую!
Оксана Александровна! Спасибо, что делитесь своим опытом по развитию связной речи у детей дошкольников. Доклад и презентация по теме обязательно будут востребованы, особенно молодыми педагогами. Примите голос.
Оксана Александровна, благодарю за приглашение! Извините, что комментирую материал с опозданием.
Спасибо за то, что делитесь с нами опытом своей работы по очень актуальной теме "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста".
Ваша педагогическая статья имеет весомую методическую ценность. За презентацию - отдельное спасибо!!!
Лишь по оформлению совет на будущее - в начале статьи указывайте автора, описание, цель, задачи.
Примите и мой доброжелательный голос в поддержку!!!
С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень интересный, актуальный, содержательный материал, уверена будет востребован многими педагогами. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Здравствуйте, Оксана Александровна! Благодарю Вас за приглашение!
Содержательный материал по актуальной, практически для всех возрастов, теме,
полезен и интересен для педагогов по многим направлениям деятельности.
Обязательный голос Вашему творческо-исследовательскому поиску!
Новых идей))).
Оксана Александровна, вы представили статью на актуальную тему, поэтому она имеет профессиональную ценность... Замечательно, что есть сопутствующая презентация.
Ну, а оформлять статьи - научитесь.
Удачи Вам!