Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Классный час на тему: Новый год в начальной школе

Классный час «Новогодняя шкатулка».

Автор: Людженская Оксана Рафиковна, воспитатель ГПД МБОУ «Гимназии №11» город Норильска, Красноярского края.

Описание материала: данный сценарий используется для детей младшего школьного возраста и проведения досугового мероприятия с детьми среднего возраста.

Цель: Ознакомление с историей, обычаями и традициями новогоднего праздника в России.

Задачи:
1. Познакомить с особенностями празднования Нового года в России;
2. Способствовать развитию коллективного творчества, коммуникативности, познавательных интересов, творческого мышления;
3. Воспитать трогательные чувства к традициям народных праздников.

Оборудование: шкатулка, новогодняя открытка, поделки Дед Мороз и Снегурочка, искусственная елочка, ёлочная игрушка, белые листы бумаги, ножницы.
Ход занятия:
I. Организационный момент.

Новый год – любимейший праздник и у детей, и у взрослых. Что греха таить, каждый раз, слыша звон курантов, мы прислушиваемся к тому, как уходит старый год и наступает новый. В полночь 31 декабря, с последним ударом часов, наступает Новый год.
Новый год - самый любимый праздник. Всем нам в этот день хочется верить в сказку. Еще до прихода Нового года повсюду открываются новогодние базары, зажигаются огни на елках, улицы украшены иллюминациями. В каждом доме к его приходу готовятся дети и взрослые.
Может быть, потому мы и готовимся к этому празднику так тщательно, С большим желанием выбираем подарки, готовим вкусные вещи и устраиваем праздник для себя и своих близких.

II. Введение в тему классного часа.
Стук в дверь. Учитель открывает дверь, возле порога стоит посылка.

Учитель: Ребята, нам прислали посылку. А вот здесь еще прикреплена записка.

Читает: «Открыв посылку, вы увидите там шкатулку. В этой шкатулке найдете предметы, без которых не проходит Новый год. Потому что, это - шкатулка новогодняя».

Учитель: Ребята, мы будем ее открывать, чтобы встретить Новый год? (да)

III. Тема нашего классного часа: «Новогодняя шкатулка».

Учитель открывает шкатулку.

Первый предмет из шкатулки – ёлочка.
1 сообщение.

В России отмечать Новый год привез из Германии Петр I. Первая ёлка в России в честь Нового года появилась в канун 1700 года. По указу Петра Великого на главных площадях по ночам пылали огни в смоляных бочках, устраивали фейерверки, а дома пахло смолой и еловыми ветками.
В 1699 году Петр 1 издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января.
По инициативе великой княгини Александры Федоровны 24декабря 1817 года была устроена домашняя ёлка в личных покоях императорской семьи. Первый праздник «детской ёлки» был организован для своих детей. Ёлка была установлена в Большой столовой дворца. Расставлены столики, на каждом стояла ёлочка, и лежали подарки.
В 1852 году в Петербурге была устроена первая публичная ёлка. А к концу 19 века этот обычай стал уже и во многих деревенских домах.

Учитель: «Игра в Снежки»:
Задача – забросить снежки в свою корзину (ведро), поставленное в 2-3 метрах от участника.

Второй предмет из шкатулки – Дед Мороз.
2 сообщение.

В России, как известно, живет Дед Мороз. Существует несколько версий его происхождения, но русский Дед Мороз никак не связан с прародителем Санта Клауса – Николая Мирликийским. Хотя сам Николай Мирликийский (Николай Чудотворец, Николай Угодник) – один из самых почитаем на Руси святых. Его считали покровителем русского народа.
Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз – скорее языческий дух, персонаж народных поверий и сказок.
Образ Деда Мороза складывался на протяжении многих веков.
У славян было несколько богов, которые управляли снегами и буранами. Позвизд – бог бурь и непогод. Он носился по небесам, его сопровождала свита из бурь и ураганов.
Другой персонаж – Зимник. Его представляли в образе старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Говорили, где Зимник пройдет – там жди жестокой стужи.
Был такой персонаж как Мороз – богатырь, кузнец, который сковывает воду «железными морозами». Часто «Морозами» называли суровые зимние ветры.
Среди прямых предков русского Деда Мороза значится и восточнославянский дух холода Трескун. Именно он становился героем русских народных сказок под именем Морозко или Мороз красный нос – хозяин погоды зимы и мороза.
Еще одна версия происхождения Деда Мороза гласит, что он Дух предков. Еще до появления христианства на Руси в то, что духи умерших охраняли свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. Канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы мехом наружу и ходила по домам, колядовала. Хозяева одаривали колядующих едой. Смысл заключался в том, что колядующие представляли собой духов, которые получали награду за неустанную заботу над живущими.
В русских сказках Деда Мороза изображают как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах и с посохом. Прикосновением посоха он может заморозить все, что угодно.
Сказочного Деда представляют как взбалмошного, но строго духа зимы.
К 1870-1880 годам в домах стали устраивать Рождественские и Новогодние праздники с подарками. В сознании россиян утвердился некий персонаж с мешком подарков. Подарки, как правило, либо раздавались либо оставались у ёлки. Звали персонажа по-разному: Святочный старик или Елочный дед.
К 1890 годам святочный старик окончательно стал именоваться Дедом Морозом. К концу XIX века Дед Мороз добрый волшебник.
К началу XX века образ деда Мороза, как доброго дарителя ёлок и подарков, закрепился окончательно.
У Деда Мороза появился новый дом (раньше обитал в ледяной избушке). Сейчас новогодний дедушка живет в Вологодской области, в городе Великий Устюг. На берегу реки Сухоны в сосновом бору для него выстроен терем, а рядом зверинец, в котором живут звери. Любое письмо или посылка, пришедшее на имя Деда Мороза, даже без адреса попадает к адресату.
У Деда Мороза и Санты Клауса немало общего. Прежде всего – это доброта. Оба они стремятся принести радость и счастье в каждый дом, порадовать подарками и детей и взрослых.

Учитель: Танец «У оленя дом большой»

На каждую фразу стиха выполняется своё движение:

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)
«Стук-стук
Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку)

(Постепенно ускоряется темп песенки).

Третий предмет из шкатулки – Снегурочка.
3 сообщение.

Главный помощник Деда Мороза – Снегурочка. Образ Снегурочки возник в русской литературе XIX века. Этимология имени Снегурочка достаточно прозрачна – «Снегурками называли подобие человеческих фигур, слепленных из снега»
Официальной даты рождения Снегурочки стал 1873 г., когда замечательный драматург Александр Николаевич Островский переложил народную сказку на свой лад в пьесе «Снегурочка».
Помимо версии литературной существовали и народные версии появления Снегурочки. Девушку вылепили бездетные старики Иван и Марья. А по другой версии, ее родила большая ель. Светлая девушка появилась из-под пушистой еловой ветки и была встречена бурными приветствиями всех лесных обитателей.
Первое появления на празднике елки Деда Мороза и Снегурочки состоялось в московском Доме союза 1937 году. С тех пор дедушка и внучка вместе.
В 2006 г. была открыта усадьба Деда Мороза в Москве в парке Кузьминке. Там же, в Кузьминке, открылся и деревянный двухэтажный терем Снегурочки.

Учитель: Конкурс «Кто сумеет вырезать самую красивую снежинку».

Четвертый предмет из шкатулки – елочная игрушка.
4 сообщение.

За многие годы традиции использовались самые разные украшения для Рождественской ели. Ее обсыпали мишурой, на нее подвешивали посеребренные и позолоченные картофелины, фигурные пряники и печенки.
В XVII веке, Европа сделала первый шаг вперед в изготовлении елочных украшений. Они стали более интересными, более нарядными – золоченые шишки, звездочки, бабочки, цветы, сложенные из с серебряной фольги, оловянные проволоки. И конечно особую, неповторимую красоту елки придавали стеклянные шары.
Традиция украшения елки берет свое начало на островах Туманного Альбиона. В Англии придумали вешать на елку позолоченные апельсины и миндаль, а отсюда уже пошел обычай стеклянных новогодних игрушек.
Стеклянные украшения в Англии вошли в моду с 1850 года. Их появление было вынужденным. Этот год был засушливым и настоящие яблоки и орехи не уродились. Вот и пришлось заменить их искусственными. Но, кок бы там ни было, традиция стеклянных ёлочных украшений пришлась всем по душе.

Учитель: Загадки о зиме.

1. Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка ... Мороз
2. Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим ... Лед
3. Дом ее на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная ... Снежинка
4. Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья ... вьюга
5. Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз.
Акробатка-крохотулька,
Зимний леденец - ... Сосулька
6. Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает ... снеговик
7. Кто живёт в морях холодных
Среди айсбергов огромных?
У него усы, как ёрш,
Не боится стужи ... морж
8. Кто привез из зимней сказки
Вам подарков целый воз?
Кто ответит без подсказки?
Это…Дедушка Мороз.

Пятый предмет из шкатулки – открытка.
5 сообщение.

Первая открытка появилась в 1843 году. Инициатором ее возникновении считается сэр Генри Коул – директор лондонского музея. В декабре 1840 года он попросил художника Джона Кэлкотта выполнить на бумаге рисунок, подходящий для рождества. Изображение дополняла подпись «Веселого Рождества и счастливого Нового года!». Удивительно, но этот текст станет стандартом для всех рождественских и новогодних открыток.
Причем во всех странах и естественно на всех языках!
В 1820 годы в Европе вошло в моду еще одно замечательное изобретение – бумажный конверт. Первые открытки пересылались в конверт.
А еще через несколько десятилетий француза Пуарье озарила идея приклеивание одного из клапанов конверта сургучом или облаткой.
Письма тогда было принято отправлять надушенными. Аромат духов мог многое рассказать о владельце письма.
Среди почтовых карточек наибольшей популярностью пользовались рождественские и новогодние открытки.
Тематика открыток в странах была разнообразной.
И все, же как говорит статистика, электронная почта хоть и успела потеснить традиционного почтальона «с толстой сумкой на ремне», а все равно каждый год красочные кусочки картона разлетаются по городам и весям, неся собой всего лишь несколько слов, но за то теплых и искренних.

Учитель: Конкурс: «Рисунок с завязанными глазами».
(Участникам (3-4 человека) завязывают глаза).

Учитель: Отгадайте, что вы будете рисовать:

На морозе не дрожу, нос морковкою держу.
Только вот без зимней стужи
горько слезы лью я в лужи.
Но не жалуюсь, привык.
Как зовусь я? ... (Снеговик).

(Под веселую музыку участники конкурса с завязанными глазами рисуют снеговика).

IV. Рефлексия деятельности на уроке

Учитель: Продолжите предложения…
1. Сегодня я узнал(а)…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял(а) задания…
5. Я понял(а), что…

Учитель:Молодцы! Вы хорошо сегодня поработали.

V. Домашнее задание
Напишите небольшое письмо Деду морозу о том, о чем вы мечтаете, чем увлекаетесь, что вам нравится в школе. Расскажите, какие традиции празднования Нового года есть в ваших семьях!

Учитель:
Желаю Вам под Новый год
Веселья звонкого, как лед,
Улыбок светлых - как янтарь,
Здоровья - как мороз в январь!

Всем спасибо и с наступающим НОВЫМ ГОДОМ!

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий новогоднего утренника для начальной школы Классный час в начальной школе на тему: Зима Классный час на тему: Новый год, 3 класс Новогодние частушки для начальной школы

Похожие статьи:

Новый год в разных странах для детей 3 класса

Участник №15 творческого конкурса для детей и педагогов «Волшебная зима»
Новогодняя ёлочка из гофрированной бумаги своими руками. Мастер-класс с фото
Опубликовано: 3435 дней назад (28 ноября 2014)
Просмотров: 25359
+14
Голосов: 14
Татьяна Петровна Кушнир # 28 ноября 2014 в 16:01 +1
Здравствуйте, Оксана Рафиковна! Очень понравилась идея классного часа. Всё очень гармонично связано: предметы в шкатулке, сообщения, подвижные игры и танцы, загадки и т.п. Также понравилась рефлексия, которую Вы проводите в итоге, и домашнее задание детям. Молодец!
Светлана Христьяновна Лаптева # 28 ноября 2014 в 16:10 0
Внимательно изучила ваш сценарий, интересное содержание, разнообразные задания. Ребята смогут расширить свои знания о праздновании и традициях нового года! Спасибо, с удовольствием голосую!
Оксана Рафиковна Людженская # 28 ноября 2014 в 16:42 0
Спасибо, коллеги, за вашу оценку. Творческих вам успехов!
Валентина Черевко # 28 ноября 2014 в 16:59 0
Здравствуйте, сценарий интересный, насыщенный, дети узнают много нового. Этот классный час им обязательно запомнится надолго. Это счастье, что есть такие учителя! Мой голос!
Наталья Валентиновна Моисеева # 28 ноября 2014 в 18:20 0
Оксана Рафиковна, Ваш классный час насыщен поучительной исторической информацией, которую дети должны знать обязательно, одновременно и интересен: сюрпризный момент, игра, танец, конкурсы и загадки. Оформление соответствующее, цель достигнута, задачи выполнены. Примите мой голос.
Оксана Рафиковна Людженская # 28 ноября 2014 в 18:47 0
Спасибо! Мне важно каждое мнение. И отдельное спасибо за ваши голоса!
Татьяна Волкова # 28 ноября 2014 в 18:49 0
Доброго времени суток, очень интересный материала вы предоставили. Полностью раскрыта тема вашего классного часа, все предметы в шкатулке гармонично связаны между собой. Только небольшой вопрос, ничего личного, про Петра Первого все, думаю, знают, а вот кто такая княгиня Александра Федоровна? Голос.
Оксана Рафиковна Людженская # 28 ноября 2014 в 20:58 0
Спасибо за вашу оценку и голос! Конечно, трудно сравнить Великого Петра, но дети должны знать, что жены царей тоже делали свой вклад в развитие нашего государства. Княгиня Александра Федоровна была женой Николая II. Я думаю, что традиция детской елки - это просто прекрасный подарок для детишек.
Татьяна Волкова # 29 ноября 2014 в 22:13 0
Спасибо за ответ, только Александра Федоровна, жена Николая Второго, невинно убиенная большевиками, родилась 6 июня в 1872 году и не могла в 1817 поставить рождественскую ель.
Оксана Рафиковна Людженская # 30 ноября 2014 в 01:00 0
Значит информация в википедии неверна.
Светлана Николаевна Никишова # 28 ноября 2014 в 19:41 0
Оксана Рафиковна, Вы представили очень интересный материал, где чередуются виды деятельности. Классный час познавательный и игровой. Будет полезен и детям и педагогам. Голосую.
Светлана Владимировна Лелина # 29 ноября 2014 в 11:54 +1
Здравствуйте, Оксана Рафиковна. Изучила содержание вашего классного часа, он очень насыщенный и с чередованием различных видов деятельности. информация интересная и полезная. голос
Оксана Рафиковна Людженская # 29 ноября 2014 в 16:55 0
Спасибо!
Галина Анатольевна Скабара # 29 ноября 2014 в 22:51 +2
Добрый вечер, Оксана Рафиковна! Вы представили интересный и познавательный материал. Чередование различных видов деятельности, которое Вы использовали при составлении классного часа,позволит заинтересовать детей и получить им положительный эмоциональный заряд, а шкатулка, из которой появляются предметы,останется в памяти детей надолго. Желаю успехов!
Регина Сириновна Сабирзянова # 30 ноября 2014 в 15:47 +4
Добрый день, Оксана Рафиковна! Спасибо за приглашение на классный час с новогодней тематикой. Очень познавательный, содержательный сценарий. Ребята узнали много нового и интересного для себя. Также понравились загадки. Можно провести со своими учениками, поэтому отправляю Ваш сценарий в закладки. +1 Творческих успехов Вам, Оксана Рафиковна, и новогоднего настроения!!!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 30 ноября 2014 в 19:33 +1
Оксана Рафиковна, спасибо за приглашение на классный час «Новогодняя шкатулка»! Замечательная идея по знакомству детворы с основными символами Нового года! Занятие актуально, интересно и судя по комментариям коллег - востребовано! Творческих успехов Вам, и удачи!!! +1!!!
Татьяна Владимировна Львова # 30 ноября 2014 в 23:13 0
Прекрасный классный час! А главное - интересный и познавательный! Спасибо за такую творческую разработку!)
Оксана Рафиковна Людженская # 1 декабря 2014 в 05:07 +1
Спасибо, уважаемые коллеги, за ваши оценки и комментирии.
Григораш Анастасия Викторовна # 7 декабря 2014 в 13:35 +2
Спасибо! Материал помог при подготовке классного часа.
Марина Петровна Соколан # 7 декабря 2014 в 22:09 +2
Замечательный классный час. Все продуманно,гармонично, к месту и главное ничего лишнего. Спасибо
Наталья Петровна Терентьева # 8 декабря 2014 в 22:08 +2
Оксана Рафиковна, замечательный классный час. Много интересного познавательного материала для ребят. Очень важно знакомить ребят с историей и традициями празднования нового года в России. Ваш классный час поможет мне подготовить мероприятие к новому году. Огромное спасибо! Творческих Вам успехов!
Наталья Маратовна Черикова # 17 декабря 2014 в 11:32 0
Добрый день, Оксана Рафиковна! Вы написали замечательный сценарий. Вы используете в нём разные виды деятельности, которые постоянно меняются. Это помогает удержать внимание младших школьников. Так же классный час содержит богатый познавательный материал, изложенный в доступной форме. В сценарии содержатся подвижные игры и занимательные задания. Очень интересна идея с новогодней шкатулкой. Я возьму Вашу идею за основу и обязательно использую в своей работе.
Оксана Рафиковна Людженская # 20 декабря 2014 в 06:54 0
Спасибо, уважаемые коллеги за ваши оценки и комментарии. Буду рада, если моя разработка классного часа пригодится в вашей работе. Всем творческих успехов!
Ирина Анатольевна Князева # 20 декабря 2014 в 18:14 0
Оксана Рафиковна! Очень продуманный подбор материала. Спасибо что поделились своими наработками! С удовольствием голосую!
Виктория Анатольевна Золотая # 2 января 2015 в 19:01 0
Интересная задумка, очень понравилось Ваше мероприятие. Хорошее сочетание и полезной информации, и подвижных игр. Новый год - время сюрпризов и волшебства, поэтому идея со шкатулкой замечательная. Успехов вам в творчестве!
Татьяна Ивановна Кривоногова # 25 января 2015 в 12:21 0
Оксана Рафиковна, здравствуйте. Очень интересное мероприятие. В доступной оригинальной форме рассказывается об истории праздника. Спасибо.
Марина Александровна Городничева # 25 января 2015 в 13:49 0
Большая и познавательная информация представлена для детей. Единственное, что я бы подкорректировала - это добавила плавные переходы от познавательной части к развлекательной. А то получается говорили о Снегурочке и вдруг - бац! вырезаем снежинки. Можно спросить чем украшена шубка Снегурочки и перейти к снежинкам. Или говорим о игрушке и неожиданно загадка про Деда Мороза. Можно начать с загадки про ёлочную игрушку. А в целом, я уверена, детям понравится.
Светлана Леонидовна Меша # 25 января 2015 в 22:06 0
Замечательная идея с новогодней шкатулкой. Игры и занимательные задания подобраны в соответствии с возрастом. Классный час содержит богатый познавательный материал, изложенный в доступной форме. Виды деятельности постоянно меняются. Это помогает удержать внимание младших школьников. Удачи и творческих успехов.
Анжела Васина # 25 января 2015 в 22:41 0
Оксана Рафиковна, здравствуйте! Интересный сценарий классного часа! Много нового для себя я узнала. Думаю, что и детям было интересно. Чередование пассивной и активной работы делает классный час более живым. Наличие игр, танца, загадок, песни позволяет детям не просто только воспринимать информацию, но и принимать активное участие в мероприятии. Сказочности не хватает. Ведь младшие школьники так доверчивы и ждут чудес. А что, если какой-то сказочный персонаж принесет посылку (Например, почтальон Печкин), а на интерактивной доске маленький помощник вороненок (из "Простоквашено") будет информировать детей. Переходы от одного к другому предмету разговора не совсем гладкие. Можно прописать загадки, которые соответствуют предмету о котором пойдет речь. Удачи Вам и успехов в дальнейшем!
Марина Александровна Городничева # 26 января 2015 в 13:17 0
Согласна про загадки и с вороненком хорошая идея.
Елена Рубанова # 26 января 2015 в 15:07 0
Оксана Рафиковна, вы умница! Задумка классного часа великолепна. С методической точки зрения некоторые шероховатости видны только специалистам, а для ребят вы подобрали разные виды деятельности, материал изложен в соответствии с возрастными особенностями. Думаю, что ребята многое запомнят из того, что узнали о праздновании и традиции Нового года. Спасибо.
Людмила Николаевна Брайт # 12 февраля 2015 в 12:51 0
Оксана Рафиковна, добрый день! Спасибо за интересную идею с новогодней шкатулкой. Ребятам будет интересно, так как вами подобраны разнообразные виды деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей, что помогает удержать внимание детей до конца мероприятия. Да действительно наши дети ждут чего-то необычного, волшебного и герои из сказок или мультфильмов, могли бы разнообразить ваш праздник и сделать плавными переходы от одного до другого этапа. Удачи и творческих успехов. Спасибо!!!
Оксана Рафиковна Людженская # 13 февраля 2015 в 11:24 +1
Подсказки будут учтены. Спасибо, что нашли время и оценили мою работу. Творческих успехов, коллеги!
Вера Викторовна Янченко # 21 февраля 2015 в 15:25 +4
Добрый день, Оксана Рафиковна! Внимательно познакомилась с Вашим конспектом классного чача. и сразу же взяла себе в закладки, очень полезное, интересное, информационное содержание! Интересное использование, вместо физминуток, "Игра в Снежинки" и танец "У оленя дом большой", конкурсы рисование и вырезание, способствуют развитию мелкой моторики, загадки - развитию памяти и внимания, не забыли и про рефлексию и, даже, задали домашнее задание, хорошее закрепление темы! Оформлена публикация хорошо, в соответствии со всеми правилами, единственное, как мне видится, вы продублировали цель: Ознакомление с историей, обычаями и традициями новогоднего праздника в России, с первой задачей: познакомить, я бы заменила слово ознакомление на сохранение, но это не так актуально, все цель и задачи достигнуты по ходу классного часа! Голосую +1! Удачи Вам!