Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Библиотечный урок в 7 классе. Самые красивые места планеты

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Нам предстоит путешествие по самым загадочным, самым недоступным и, возможно, самым красивым местам нашей планеты. Мы посетим весьма любопытные и далеко не всегда известные вам даже из учебника географии территории, которые принято назвать заповедниками. Вы почувствуете прелесть всех этих мест. Библиотечный урок для учащихся 6 – 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах, прочитав которые дети могут узнать о заповедниках, как выглядят эти прекрасные места, какую роль играют в жизни человека. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о заповедниках
Библиотечный урок «Там, на неведомых тропинках…»

Центральная и Южная Америка

«А я хочу в Бразилию, в Бразилию, в Бразилию— к далеким берегам!» - звучала когда-то очень популярная бардовская песня. А зачем нам нужно в Бразилию? Да потому что там – леса Амазонки, там бродят дикие звери, которых нет больше нигде в мире, там есть места, где не ступала нога человека. Все это и так, и не совсем так. Наши с вами представления о Бразилии, а также других странах Южной Америки очень часто возникают после знакомства с книгами Жюля Верна, Конан Дойла и других писателей прошлого века.

Между тем времена изменились, и не всегда в лучшую сторону: громадные города этого континента напоминают каменные джунгли; лесам Амазонки, где обитают свыше миллиона видов животных, насекомых и растений, угрожает гибель от наступления на них цивилизации.

…Никогда вы не найдете в наших северных лесах
Длиннохвостых ягуаров, броненосных черепах.
Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей
Такое изобилие невиданных зверей…


Многие редкие животные и птицы Южной Америки находятся на грани вымирания…. А ведь леса этого континента по праву считаются «легкими Земли». Если их уничтожить, нашей планете будет нечем дышать.
Однако еще не все потеряно. Сохранилось множество уголков нетронутой природы (а каждый «уголок» в здешних краях - это тысячи и сотни квадратных километров). Для охраны живой природы в Южной Америке, как и в остальном мире, создаются все новые заповедники, национальные парки. Их пока не так много, как хотелось бы, но лиха беда начало. На территории Южной Америки насчитывается 685 заповедников, занимающих примерно 8% всей территории континента. Правда, по данным международных организаций, многие из них существуют лишь на бумаге.
О каком же заповеднике рассказать вам, чтобы можно было почувствовать всю красоту здешних мест? Ведь Южная Америка – это и тропическая жара, и места, расположенные близко к Антарктиде.

Галапагосские острова
Галапагосские острова, которые были объявлены национальным парком Эквадора в 1936 году, свою всемирную славу приобрели значительно раньше. Ведь жившие здесь уникальные виды фауны помогли английскому ученому Чарльзу

Чарльз Дарвин

Дарвину разработать его знаменитую теорию естественного отбора. Он посетил эти острова в 1835 году. Сами же острова были открыты в 1535 году испанцами.
Эти два десятков островов - архипелаг вулканического происхождения, находящийся в Тихом океане. Считается, что возраст самого «старого» из островов 7 – 10 миллионов лет, а самые молодые острова еще находятся на стадии формирования.

На галапагосских островах
Рай земной для дивных черепах
Панцирь их похожий на седло
Островам с названьем повезло
Черепаха - местный великан
На высоких лапах держит стан
с длинной шеей и такое существо
Встретить еще где -то нелегко
Нет, поверьте, больше дивных стран
Где живет наш странный великан…
Лариса Кораблева


Свое название острова получили от своей знаменитой жительницы - гигантской черепахи (по-испански во множественном числе их название звучит, как qalapaqos - наземные черепахи).
Климат Галапагосских островов значительно прохладнее того, каким он мог бы быть, находясь почти на экваторе. Дело в том, что острова омывает холодное морское течение, и температура воды порой опускается до 20 – 23С, что для этих широт необычайное явление.


Здесь полно чудесных игуан
Да, таких, что и не снилось Вам
Здесь природа чудо создала
Ящерица- кроха подросла…


Какие же морские и сухопутные животные, птицы являются «визитной карточкой» острова и охраняются законом? Слоновая, или галапагосская, черепаха (с нее-то все и началось), зеленая черепаха, древесный вьюрок, галапагосских морской лев, морская игуана, галапагосский баклан галапагосский пингвин. А в водоохраной зоне островов находят убежище киты.

Галапагосский древесный вьюрок

Галапагосский баклан

Галапагосская зеленая черепаха

Галапагосский конолоф

Галапагосский пингвин

Галапагосский морской лев

Заметили вы, что большинство животных носит в своем названии слово «галапагосский»? это значит, что все они - местные и больше нигде не встречаются. В этом и состоит уникальность заповедника. Наибольший вред ему причиняет даже не человек, а те животные и растения, которые попали сюда вместе с человеком, в том числе одичавшие собаки и кошки. А еще всем известные козы, коровы, лошади, свиньи…. Когда –то, очень давно, они были завезены на острова людьми, в том числе и часто пристававшими к берегу пиратами. Домашние животные оказались гораздо более живучими, чем аборигены островов, и постепенно стали вытеснять местных обитателей. Кроме того, ученые считают, что многие болезни домашних животных губительны для дикой природы Галапагосских островов. В наше время их отлавливают (если они живут диким образом), вывозят с островов, отправляют в эвакуацию на материк, а удивительным животным островов больше никто не мешает жить и размножаться.

Водопад Кайетур

… Шуми, шуми, о водопад!
Касаяся странам воздушным,
Увеселяй и слух и взгляд
Твоим стремленьем, светлым, звучным,
И в поздной памяти людей
Живи лишь красотой твоей…


Водопад Кайетур находится на севере Южной Америки, на территории государства Гайана. Он образован рекой Потаро. Вода здесь низвергается с высота 226 м, а ниже по течению. После основного водопада находится группа каскадов, лишь усиливающих общее впечатление от красоты этого природного феномена. С красотой этого места никто не спорит, но любители всяческой природной статистики и популярности тех или иных мест присвоили водопаду Кайетур всего лишь 26 - место в мире. Но, водопад и его окрестности прекрасны.
Первыми европейцами, увидевшими это чудо природы, были британские геологи, оказавшиеся около водопада в апреле 1870 года.

Чарльз Брокден Браун

Один из них, Чарльз Браун, опубликовал впоследствии книгу о походе в эти места, а потом вторую - о путешествии по Амазонке. В 1929 году был основан знаменитый национальный парк с таким же названием, как у водопада. – Кайетур. Здесь много того, что можно и нужно охранять: уникальные ландшафты, девственные леса, кишащие малоприятными насекомыми и змеями; дикие звери, многие из которых никогда не встречались с охотником. Может ли такое быть? – спросите вы. Дело в том, что этот район Гайаны очень труднодоступен: добраться сюда можно на маленьком самолете, который приземляется на аэродром, находящийся всего в 6 км от водопада, или пешком по труднодоступным джунглям. Может быть, поэтому туристов здесь мало. Но ведь дикой природе они не очень – они нужны…

Тайна записной книжки

Всегда интересно, попав в то или иное место планеты, узнать - почему оно так называется? Что же касается названия «Кайетур», то оно взято из языка местных индейцев. Те называли падающие воды «Кай», по имени легендарного вождя, который, переправляя свой народ через водопад, отдал свою жизнь одному из духов.

Национальный парк Жау

Это место – чистой воды тропики. До экватора здесь рукой подать, ведь расположен заповедник на территории бразильского штата Амазонас. Его территория занимает 23778,9 кв. км. Этот заповедник – самый большой в Южной Америке и самый, если так можно сказать, «образцовый»: его приводят как пример бережного сохранения лесов в бассейне Амазонки. Может быть, этому способствует строгость, с которой допускается посещение парка туристами: для въезда сюда требуется письменное разрешение бразильского правительства.

Розовый дельфин

Ламантины

В национальном парке можно встретить ягуаров, речных розовых дельфинов, а также ламантинов, одного из которых когда-то Жюль Верн поселил на своем Таинственном острове Гранта и который якобы (вопреки его природным способностям) пытался убить собаку Топа.
Разнообразие фауна (прежде всего живущей в воде и по берегам) связано с тем, что местные реки необычны: вода в них прозрачная, но очень темная. Поэтому эти реки называют «черными». Впрочем, если вы читали книгу Конан Дойла «Затерянный мир», о путешествии по притокам Амазонки в страну вымерших животных, то помните, что цвет воды в местных реках сильно зависит от цвета почв, по которым они протекают.

Такого необыкновенного разнообразия растений, как в бассейне Амазонки, вы, скорее всего, нигде больше не встретите. Лес здесь состоит из пяти ярусов, самый верхний из которых представлен гигантскими пальмами. Пальмы с персиковыми орехами и пальмы слоновые; пальмы, дающие съедобные плоды и плоды несъедобные… ниже их располагаются фикусы. Нижний ярус занимают лианы и орхидеи, в затененных места господствуют мхи и лишайники.
Вас увлекло перечисление здешних редкостей и красот? И вы по - прежнему готовы твердить: «А я хочу в Бразилию, Бразилию!..»?
Тогда вы обязательно когда – нибудь сюда попадете и даже получите разрешение бразильского правительства.

Рекомендуем посмотреть:

Урок поэзии в школе, 7-8 класс Библиотечный урок «О поэзии», 7-8 класс Библиотечный урок для школьников 5-8 класса Библиотечный урок в школе для учащихся 7-9 класса к Всемирному дню поэзии

Похожие статьи:

Сценарий мероприятия по творчеству Есенина в библиотеке

Библиотечный урок в 4 классе «Природа – единственная книга с великим содержанием» | Библиотечный урок «Красота нетронутой природы», 6-8 класс
Опубликовано: 2343 дня назад (3 июня 2018)
Просмотров: 1712
+47
Голосов: 47
Ирина Николаевна Кириллова # 3 июня 2018 в 22:43 +6
Инна Владиславовна, здравствуйте! С огромным интересом познакомилась с Вашей творческой работой. Классный урок, который и меня познакомил с самыми красивыми заповедными уголками нашей планеты, с его обитателями. Интересный и познавательный Библиотечный урок получился. Для учащихся это превосходное дополнение для составления презентаций, сообщений, а для учителей помощь для проведения урока, внеклассного мероприятия. С удовольствием голосую! Удачи!
Софья Владимировна Юхнина # 4 июня 2018 в 09:33 +6
Инна Владиславовна, здравствуйте!
Благодаря Вашему библиотечному уроку, узнала много полезной и интересной информации и увидела самые красивые места планеты. Достойная разработка, с удовольствием голосую за ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
Рауза Хайрулловна Яковлева # 4 июня 2018 в 17:08 +5
Интересный материал - много наглядного материала - животных, водных обитателей, природы. Познавательный материал про известных ученых.
Ольга Константиновна Макарова # 4 июня 2018 в 17:44 +5
Познавательно, красочно, интересно представлен Вами материал о самых красивых местах планеты!+1! Удачи!
Вера Владимировна Мухамадеева # 4 июня 2018 в 20:12 +4
Инна Владиславовна, добрый вечер! Было очень интересно познакомиться с материалом. Про замечательные места нашей планеты можно часами рассказывать. У Вас получился своего рода экскурс в заповедные места, на то он и библиотечный урок. Спасибо за приглашение, было очень интересно, успехов Вам во всех начинаниях.
Галина Викторовна Языкова # 4 июня 2018 в 20:39 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна, благодаря Вашим виртуальным познавательным библиотечным урокам мы вместе с коллегами в хорошей компании совершаем путешествие по миру, познаем неизведанное, расширяем свой кругозор.Вы очень доступно и качественно излагаете материал и создается такое впечатление, что Вы сами неоднократно побывали в этих заповедных местах и делитесь своим впечатлением. Ваши библиотечные уроки очень насыщенны, наглядны.Все безумно интересно! Я очень рада за Ваших учеников, так как Вы постоянно находитесь в творческом поиске и направляете окружающих быть с Вами " на одной волне"! Спасибо!
Ольга Вячеславовна Варламова # 6 июня 2018 в 17:54 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Большое спасибо за путешествие по самым загадочным, самым недоступным, и самым красивым местам нашей планеты. Узнала много нового и интересного! Молодец!!! С большим удовольствием голосую!!! Удачи!!!
Ольга Васильевна Подколзина # 7 июня 2018 в 18:45 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! С удовольствием побывала на Вашем библиотечном уроке "Там, на неведомых тропинках..." Действительно, сколько в мире чудесного и неизведанного! Ваша публикация в очередной раз подтверждает всем известную поговорку: "Век живи, век учись". Примите мой голос с пожеланием дальнейших творческих успехов!
Валентина Петровна Чурепкина # 8 июня 2018 в 18:14 +1
Спасибо за интересное путешествие по самым загадочным, самым недоступным и, возможно, самым красивым местам нашей планеты. Прекрасный библиотечный урок для формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе. Голос + 11. С уважением, В.П.
Ольга Николаевна Сибилёва # 10 июня 2018 в 07:47 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! С удовольствием побывала на Вашем библиотечном уроке "Самые красивые места планеты". Это заочное путешествие очень увлекательное: Вы знакомите с красотами планеты, приучаете любить окружающий мир во всём его многообразии. Прекрасные фотографии ярко дополняют и иллюстрируют заочную экскурсию. Вы создали уже целый цикл уроков, посвящённый природе! Это готовый материал для внеклассных мероприятий, которым, уверена, воспользуются коллеги.
Дальнейших творческих успехов! Мой голос 13.
Ирина Ивановна Иванова # 12 июня 2018 в 17:04 +1
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Красиво! Познавательно! Интересно! Спасибо за интересный урок!!!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 17 июня 2018 в 19:46 +1
Инна Владиславовна,спасибо за приглашение. Было интересно почитать! +1
Ирина Николаевна Ступченко # 12 июля 2018 в 15:33 0
Прикольно! Голос!