Реферат на тему: «Методики восстановления эмоционального равновесия», «правила психогигиены общения».
Автор: Мамаева Светлана Александровна, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дом детского творчества муниципального образования «Город Донецк».
Описание: Эта работа посвящена таким важным вещам, как эмоциональное равновесие и гигиена общения наших детей. Так как это весомые составляющие именно при социализации и индивидуализации подрастающего поколения.
Содержание
I. Введение.
II. Методики восстановления эмоционального равновесия.
2.1. Виды и роль эмоций в жизни человека.
2.2. Осознание ответственности за свои поступки.
2.3. Значение эмоциональной устойчивости педагога
методики её сохранения.
2.4. Примеры психологической помощи.
III. Правила психогигиены общения.
3.1. Роль общения в психическом развитии человека.
3.2. Общение и воспитание.
3.3. Обучение детей общению и взаимодействию с людьми.
3.4. Педагогическое общение.
3.5. Психогигиена - без психических перегрузок.
3.6. Принцип «Не вреди!» Как основа психогигиены общения.
3.7. Умение слушать, как один из элементов психогигиены общения.
IV. Заключение.
V. Литература.
I. Ведение.
В наш век научно-технического прогресса, когда современный человек все большее количество времени проводит перед монитором компьютера, когда удельный вес живого общения становится все ниже, а качество общения претерпевает значительные изменения в силу подмены людей в различных сферах деятельности «умными машинами», эмоциональные переживания для человека сохраняют свою необходимость и приоритетность, как один из источников обогащения внутреннего мира личности, как один из источников познания окружающей действительности. В таких условиях жизни ребёнку необходима поддержка, как дома, так и в образовательных учреждениях. Как в общеобразовательной школе, так и в учреждениях дополнительного образования. И в том и в другом случае трудно переоценить роль педагогической поддержки при социализации и индивидуализации подрастающего поколения. При этом в систему педагогической поддержки, по словам О.С. Газмана, входит психологическая, социальная и медицинскую поддержка. Семантический и педагогический смысл понятия "поддержка" заключается в том, что поддерживать можно только то, что уже есть в наличии (но на недостаточном уровне). Предметом педагогической поддержки становится, таким образом, процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Эта работа посвящена таким важным вещам, как эмоциональное равновесие и гигиена общения наших детей. Так как это весомые составляющие именно при социализации и индивидуализации подрастающего поколения.
Одними из первых о важной роли эмоций в поведении людей высказались Липер, ведущий специалист по теории личности, и Маурер, выдающийся специалист по психологии научения. Маурер утверждал, что «эмоции являются одним из ключевых, фактически незаменимых факторов в тех изменениях поведения или его результатов, которые мы называем «научением» [1, с.69].
Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающиеся в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека [5, с.94].
Большинство людей знают, какого рода ситуации интересуют их, вызывают отвращение, заставляют ощущать гнев или чувство вины. Практически каждый человек испытывает интерес, наблюдая прогулку астронавта в космосе, отвращение – видя грязь, гнев – будучи оскорбленным и вину – уклоняясь от ответственности за близких.
Так отсутствие эмоционального общения, интимного контакта младенца с матерью приводит к плохому развитию младенца, к частым болезням, ущербной эмоциональности, холодности, низкой способности к сопереживанию и сочувствию. А без всего этого ребенок, повзрослев, не сможет стать полноценным членом общества.
Из этого мы можем сделать вывод, что человеческое поведение обусловлено не только действием элементарных потребностей и инстинктов. Эмоции отражают окружающий мир и в соответствии с этим регулируют наше поведение. Они являются не только оценкой законченных действий. Для того чтобы понять такие понятия, как ценность, цель, мужество, преданность, способность к сопереживанию, альтруизм, жалость, гордость, сострадание и любовь, мы должны согласиться с существованием и исключительной важностью роли человеческих эмоций.
II. Методики восстановления эмоционального равновесия.
2.1. Виды и роль эмоций в жизни человека.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений.
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности'. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предсто ящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются
[7, 688].
Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубин штейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели» [10, 176].
Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, которые их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.
Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс [7, 512].
Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фунда¬ментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций.
Этот термин стал одним из символов медицины XX века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным. Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, увеличением темпа жизни, возрастани¬ем числа межличностных взаимодействий (в том числе конфликт¬ных), а также все более явным несоответствием между биологической природой человека и условиями его социального существования [9, 6].
2.2. Осознание ответственности за свои поступки.
Уровень осознания своей ответственности у людей не одинаков. У кого он выше, те понимают и используют принцип «He вреди!» Но к другому уровню ответственности в большинстве случаев приходится искать подходы. В качестве «мостика» к новому уровню ответственности можно использовать наиболее актуальные личные проблемы, которые возникают у многих людей в сфере общения. Нужно, чтобы человек хоть раз почувствовал радость победы над стихией общения, радость овладения ситуацией через включение сознательного контроля, прежде всего, над своим поведением. Как предотвратить очередную бытовую ссору или очередной семейный скандал. Здесь поможет знание психологических закономерностей.
1. В ссорах и скандалах никто никогда ничего не может доказать. Причина: отрицательное эмоциональное воздействие блокирует способность принимать, соглашаться, учитывать, понимать, т. е. блокируем работу мысли.
2. Нужно, чтобы для начала хотя бы один из участников ссоры усвоил вышесказанное. Если человек это усвоил, то ему легче выработать в себе отказ от ссоры
3. Все скандалы имеют очень напряженный тон. Отрицательное эмоциональное возбуждение быстро захватывает обоих участников, если ни один из них не склонен пресечь конфликт. Чтобы погасить отрицательное эмоциональное возбуждение, необходимо прекратить его подкрепление. Как говорится, «кто умней, тот замолчит первым».
4. Он прекратится, если молчание будет игнорировать сам факт ссоры, само отрицательное возбуждение партнера, как если бы ничего этого не было! Но если молчание окрашено издевкой, злорадством и вызовом, оно может подействовать как красная тряпка на быка...
5. Ссору можно прекратить, спокойно выйдя из комнаты. Но если при этом хлопнуть дверью или перед уходом сказать что-то обидное, можно вызвать аффект страшной разрушительной силы.
6. Если партнер склонен рассматривать ваш отказ от ссоры как капитуляцию, лучше уж не опровергать этого.
Т. е. позиция отказавшегося от ссоры должна исключать полностью что бы то ни было обидное и оскорбительное для партнера, чтобы ничто не подкрепляло его отрицательного эмоционального возбуждения. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний разящий выпад, а тот, кто сумеет пресечь скандал, не дать ему состояться. Как же иначе учить детей сохранять мир?
Дети перенимают наше отношение к ссорам и скандалам. Нужно учить детей отказываться от ccop. А это достигается, прежде всего, силою собственного примера взрослых.
1. Дети уважают силу. Они, как правило, чувствуют и силу и слабость. Их трудно ввести в заблуждение. Истеричность поведения старших, возмущенные выкрики, драматизированные монологи и угрозы - все это принижает их в восприятии детей, делает их неприятными, но никак не сильными.
2. Ничто так не передает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие. Оно может стать щитом для взрослого, которым он ограждает себя от отрицательного эмоционального воздействия со стороны подростка (ребенка), и орудием воздействия на него.
3. Правильное поведение можно вызвать только правильным поведением. Все способы поведенческих реакций и формы поведения детей обусловлены и переданы поведением взрослых [4].
2.3. Значение эмоциональной устойчивости педагога, рекомендации её сохранения.
Трудно переоценить значение эмоциональной устойчивости педагога. Ведь личность педагога, учителя, оказывает огромное влияние на развитие личности подрастающего поколения. Наличие эмоциональной напряженности проявляется не только у молодых специалистов, но и у педагогов со стажем. Напряженные ситуации педагогической деятельности приводят к неадекватным оценкам происходящего, к импульсивным действиям по отношению к воспитанникам, способствуют формированию таких личностных черт, как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности. Переживаемые эмоциональные состояния часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями: тремор рук, заметные изменения в мимике и тонусе лица, учащенное сердцебиение. Это отрицательно сказывается на самочувствии педагога, вызывает сильное переутомление, снижение работоспособности [2, 56].
В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента, когда учитель, воспитатель теряет самообладание и проявляет себя в пассивно-защитной (слезы) или агрессивной (окрики, нервное хождение по классу, резкий стук по столу и т.д.) форме. Подобного рода эмоциональные реакции присутствуют и деятельности опытных педагогов, в которой нередко проявляются способы разрядки эмоций на рабочем месте.
Для снятия излишнего эмоционального напряжения и восстановления эмоционального равновесия в профессиональной деятельности большую роль играет систематическая работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога. Приведенные ниже рекомендации помогут сохранить эмоциональную устойчивость, эмоциональную выразительность, позволят лучше понять себя, позитивно воспринимать события жизни, что будет способствовать развитию умения, безусловно, принимать людей, события такими, какие они есть.
Причём, надо добавить, что эти рекомендации подойдут не только работникам образования, а всем, кто испытывает подобные проблемы.
1. Станьте интересным человеком! Для этого надо получить новые знания. Любое новое знание обогатит и разнообразит ваше общение с другими людьми.
2. Цените то, что хорошо. Даже в самых тяжелых ситуациях есть позитивные моменты. Их надо найти. Несмотря ни на что, у вас обязательно есть дела, которые получаются хорошо. Вспомните о них. У вас хорошо выходит плов? Вы танцуете? Поете? У вас умный кот? Ваш пес показывает чудеса дрессировки? А ребенок первым своим словом назвал вас? Разве это не хорошо? Разве это не останется таким?
3. «Если бы я не был (он не был, мы не были бы …)…» Воображаемый диалог о том, что было бы, если … поможет вам лучше осознать ваши возможные потери и приобретения. Он позволит посмотреть вам на свою жизнь иначе, откроет ваши новые чувства.
4. Коллаж из достоинств (я вижу, что они есть). Потратьте немного времени и соорудите его для себя. Вырежьте из бумаги, журналов и красиво наклейте на большом листе список ваших достоинств. Он украсит не только вашу комнату, но и вашу жизнь.
5. «Острый диалог». Поссорьтесь с ним без него. Выговорите ему все, что хотели бы сказать, но не забывайте и его реплики. Это диалог – вас двое – хотя собеседник и воображаемый.
6. Записки о хорошем настроении. Пишите их себе и близким. Пишите только о хорошем в своем настроении и их настроении. Вы увидите, что его не так уж мало.
7. Развивайте навыки социального поведения. Читайте книги о правилах поведения, об этикете. Ваше поведение будет нравиться вам, да и окружающие оценят перемены в вас. Это придаст вам уверенность и шарм.
8. Вы и ваша социальная роль (разговор с незнакомцем). Вам надоело быть учительницей (мамой, кухаркой, женой и др.). Поговорите с вашей социальной ролью. Выслушайте ее и себя тоже. Это поможет вам уточнить, что же вы – роль или живой человек.
9. Умейте расслабляться! Напомним некоторые способы: рукоделие, музыка, декламация стихов, танцы, массаж, посещение магазина, дыхательные упражнения, бокс с невидимым противником, общение с детьми, логический самоанализ событий, чтение детективов.
Ежедневно 2-3 минуты на анализ общения, строгий анализ ошибок, которые постарайтесь исправить в ближайшее время.
- учиться отдыхать от общения, создавать для себя полосы молчания, хотя бы 2-3 часа в неделю. При этом полезно заниматься аутогенной тренировкой.
- не допускать однообразия общения.
- нельзя постоянно быть в рамках социальной роли – отдохнуть от себя как от партнера общения, побыть какое-то время другим.
- нельзя надолго оставаться лишенным духовного общения, чтобы не механизировался внутренний мир.
10. Одежда и внешность. Поход в парикмахерскую и новая одежда преобразует ваше самоощущение. Постоянство в этом деле не самый верный помощник для жизни.
11. Приветствие. Научитесь выражать его по-разному. Предлагаемые вам словесные формулы только начало для вашего личного творчества.
12. Анонимная беседа. Телефон доверия, незнакомец в пути, случайный сосед на скамейке в парке, таксист – люди, с которыми вы можете поговорить о своих личных проблемах. Выговорившись, вы почувствуете облегчение, а они поймут, что сделали доброе дело, выслушав вас.
13. Комплименты. Это знак внимания к другим людям. Умейте их сказать, захотите их сказать.
14. Имейте, что сказать… Ваши любимые темы? Да, они должны быть. Но есть и темы общие. Такой общей темой может быть то, что непосредственно присутствует в ситуации, что объединяет всех людей в ней. Это и есть общая тема.
15. Начало разговора. Не знаете с чего начать? Проявите интерес к собеседнику. Это правило давно известно. Именно от интереса к другому человеку можно перейти к любой другой теме.
16. Поддержание разговора. Говорят, что разговор становится бесконечным, если люди начинают говорить о себе. Попробуйте задавать вопросы о собеседнику.
17. Учитесь слушать активно. Кивок головой, взгляд в глаза, поза, направленная к собеседнику, реплики согласия и удовлетворения, уточнение мысли говорящего – это и наука и искусство активного слушания.
18. Путешествие. О пользе путешествий известно давно. Часто расстояние при этом не имеет значения. Важны впечатления, которые вы получаете.
19. Елочные игрушки. Их созерцание и перекладывание задолго до Нового года рождает чудесное настроение, позволяет увидеть свою жизнь в новом свете.
20. Семейный альбом. Не забывайте о старых фотографиях. Кроме ностальгических чувств, они помогут заново пережить жизненные достижения.
21. Минуты спокойствия. Они необходимы каждому. Научитесь находить их для себя и пользоваться ими, расслабляясь до конца. Удобно устроившись, проведя несколько минут наедине с собой, вы сможете привести ваши чувства в порядок, отдалите суетное и случайное от важного, существенного для вас.
22. Научитесь выражать свои чувства словами. Помните, что окружающие просто не обязаны разгадывать их, да и к тому же они погружены в свои собственные чувства. Сделайте свои чувства открытыми – в этом вам помогут ваши Я-высказывания:
Я хочу …
Я могу …
Я собираюсь …
Я думаю …
Я чувствую себя …
Вместо точек, продолжая это высказывание, вы говорите только о себе, о свои чувствах, исключая обращение к «вы», «мы», «ты».
Не надо ссылаться на кого-то или что-то, пусть ваша открытость будет вашим текстом, доступным для понимания окружающими.
23. Изменение жизненного пространства. Перестановка мебели в доме – это не только обновление внешних условий жизни, это одновременно и путешествие к собственному «Я», поиск его новых, часто неожиданных для самого себя качеств.
24. Рисунок. Сделайте шедевр. Выберите спокойную минуту и на чистом листе бумаги фломастером, карандашом, красками – чем хотите – выразите свое состояние. Ваш шедевр может заслужить не только ваше внимание.
25. Танец для себя. Да, для себя под музыку, которая вам очень нравится, а вы нравитесь или понравитесь себе, когда почувствуете влияние музыки на вас, танцующую.
26. Сравнение. На кого вы сейчас похожи? На что вы сейчас похожи? Радует ли вас этот образ? Если нет, стоит найти более симпатичное сравнение. «Я похожа сейчас на …» Надеюсь, что не на мокрую курицу.
27. Сказки. Вы давно их не читаете? Стоит прочитать хотя бы несколько сказок Г. Андерсена. Он ждет вас, спешите.
28. Найдите новое слово. Вы постоянно думаете о том, что вы «должны». Замените в своих мыслях это слово другим, например, «я хочу», «я согласна».
29. Сделайте неожиданно для себя действие, сделайте то, что вам хочется, например, поднимите камешек с дороги и подбросьте его вверх. Посмотрите, сколько неожиданных радостей вы можете подарить себе. Верните на время свое детство [12, 14].
2.4. Примеры психологической помощи.
Часто родителям и педагогам приходится самостоятельно решать психологические проблемы в общении — межличностном и профессинальном. Приведенная ниже информация может быть использована для решения этих проблем. При тактичном и гибком применении она может послужить рычагом в улучшении отношений родителей с детьми, взаимоотношений учителей с учащимися.
Спрашивают:
- Как успокоить человека, если плачет "на людях"?
- Смотря почему плачет. Если хоронит близкого - не надо мешать ему плакать. Иногда сердобольные друзья и подруги при очередном приступе горя хватают за плечи, начинают трясти: "Прекрати сейчас же! Возьми себя в руки!" Это не самый лучший вид помощи. Горе требует времени. Это как рана, ей нужно зажить. Или как нарыв, ему нужно вскрыться.
Иногда это требование только вредит. Если бы человек мог взять себя в руки, он бы это уже сделал. Любители фразы "Возьми себя в руки!" часто вызывают обратную реакцию: человеку теперь хочется плакать и от обидного тона этой фразы, осуждающе-отчужденного, снисходительно-покровительственного, брезгливого...Даже в самом лучшем случае в ней слышится упрек, неодобрение. Притом она не содержит того, "чем" и "как" брать себя в руки! Не надо противопостовлять этому человеку себя, надо как бы "войти" в его темпоритм. Можно сказать ему (ей) в убыстренном темпе, в ритме обеспокоенной взволнованности:
- Знаю, тебе трудно, не напрягайся, плачь, раз уж иначе не можешь. Плачь! Только при этом старайся услышать, чго я говорю, и отвечай мне. Вот посмотри сюда, что это?
(показать на любые предметы и спросить о них).
Вопросы рассчитаны на ограниченную возможность плачущего - на ответ одним словом. В продолжение минуты-двух постепенно замедляется, выравнивается темп вопросов и ответов. Необходимость видеть и говорить снимает доминирующее аффективное напряжение за считанные минуты, особенно, если это сочетается с ходьбой. Плачущему необходимо знать, что его не осуждают за слезы, что его не бросят в беде, что ему сочувствуют.
Есть люди, которые любят, чтобы их утешали. После нескольких попыток утешить и успокоить их они выпрашивают новые порции утешений . Чтобы не подкреплять их слез своим участием, не способствовать развитию плаксивости, следует с мягкой сдержанностью отстраниться, оставить или замолчать, занявшись своим делом. А если этот человек молод, то, не утрачивая доброжелательного тона, можно внушить спокойно и властно:
- Ты сейчас успокоишься, потому что тебе уже выдана полная мера нашего искреннего сочувствия. И плакать теперь уже некогда, дело ждет.
Из любителей выпрашивать утешение находятся и такие, которые облегченно успокаиваются после того, как на них прикрикнут со свойской суровостью: "Хватит! Слезы-то кончились, а ты все плачешь!"
Выбор способа помощи и степени участия нужно соотносить с обстоятельствами и с характером человека. Когда ему хуже, чем окружающим, надо ненавязчиво помочь ему делом, и сочувствием, и утешением, и возможностью "излиться". А если человек уже злоупотребляет вниманием, хотя причины его переживаний незначительны или уже устранены, то после вышеупомянутых способов помощи можно прибегнуть к спокойной властности короткого, но энергичного внушения [3].
III. Правила психогигиены общения.
3.1. Роль общения в психическом развитии человека.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о наличных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мы прежде всего имеем в виду технику и средства общения.
Техника общения — это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы — предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.
В процессе общения применяются некоторые виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения.
Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.
Коммуникативные способности — это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность.
Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует с развитостью у него коммуникативных способностей [7, 520].
3.2. Общение и воспитание.
Если учение преимущественно определяет познавательное развитие ребенка и непосредственно соотносится с предметной, практической деятельностью, то общение более всего влияет на становление личности и, следовательно, связано с воспитанием, взаимодействием человека с человеком. Психологически правильное воспитание и есть продуманное, научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности.
Воспитательное воздействие человека на человека предполагает правильное восприятие и оценку друг друга людьми, вовлеченными в этот процесс. Поэтому если мы не знаем механизмы восприятия человека человеком в процессе общения, то вряд ли сможем разумно управлять воспитательным процессом через общение, предвидеть его результаты.
Развитие мотивов общения идет параллельно с развитием личности ребенка, системы его интересов и потребностей. Выделяются следующие разновидности общения: органические, познавательные, игровые, деловые, интимно-личностные и профессиональные.
Органические мотивы — это потребности организма, для постоянного удовлетворения которых необходимо общение младенца со взрослыми людьми.
Когда дети включаются в разнообразные игры, то поводом для общения с окружающими людьми для них становятся игровые мотивы, которые представляют собой сочетание потребности в познании и движении, а позднее — в конструировании. Игра становится источником не только этих, но еще одной группы мотивов — деловых. М. И. Лисина считает, что деловые мотивы общения рождаются у детей в активной игровой и бытовой деятельности, связаны с необходимостью получения помощи со стороны взрослых.
Три названные группы мотивов доминируют у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Интимно-личностные мотивы возникают тогда, когда появляется способность и потребность в самопознании и самосовершенствовании. Это обычно связано с началом подросткового возраста. Когда старшие школьники задумываются над своей будущей профессией, у них появляется последняя группа мотивов общения, встречающихся в детстве,— профессиональные.
Содержанием общения, которое служит воспитательным целям, является передача от человека к человеку полезной информации, на основе которой люди могут формироваться и развиваться как личности. Эта информация включает ценности, нормы и формы поведения, оценки и представления, идеалы, цели и смысл жизни. Мера их принятия одним человеком в общении с другими людьми зависит от отношения людей друг к другу. Данные отношения, в свою очередь, определяются эталонами межличностного восприятия.
В процессе познания людьми друг друга эти эталоны выполняют роль мерки, которая прикладывается к одной личности и определяет ее воздействие на другую личность [8, 333].
3.3. Обучение детей общению и взаимодействию с людьми.
Стиль и методы руководства детскими группами и коллективами должны отличаться от приемов руководства коллективами взрослых людей, так как в качестве основной задачи в управлении детскими группами и коллективами ставится задача обучения и воспитания у детей умений и навыков группового взаимодействия. Существуют и возрастные особенности руководства детскими коллективами, отражающие специфику возрастной психологии и обеспечивающие преемственность в развитии соответствующих коммуникативных умений.
Практически организуя работу детских групп и коллективов, педагог должен научить детей умело общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения.
Научить детей создавать в группе эмоционально благоприятные личные взаимоотношения.
Научить детей снимать конфликты в сфере личных и деловых межличностных отношений.
Обучение правильному распределению обязанностей предполагает проведение систематической разъяснительной работы, направленной на то, чтобы убедить детей в том, что коллективная деятельность, построенная на основе разделения функций, их специализации и кооперации, координации усилий членов группы, является прогрессивной. При правильной организации такая работа идет на пользу всем без исключения людям, порождая значительный материальный выигрыш, обеспечивая социальную и моральную поддержку и способствуя развитию каждого как личности. Это происходит тогда, когда группа или коллектив не доминируют над личностью, не ущемляют ее интересов и не подавляют ее.
Две самые важные роли, которые встречаются практически во всех организованных группах детского типа,— это роли руководителя и исполнителей. Их выполнению в первую очередь необходимо обучить детей. Ребенку, прежде всего, нужно показать, как собрать детей, распределить между ними обязанности, добиться того, чтобы каждый из них хорошо понял и принял свою роль. Следующий этап обучения преследует цель усвоения функций по координации, контролю совместной деятельности, подведению ее итогов. Сначала взрослому нужно научить ребенка подчиняться ему, а затем — своим товарищам, причем необходимо следить за тем, чтобы от внешнего контроля за своей деятельностью ребенок постепенно переходил к внутреннему самоконтролю, от добросовестного выполнения обязанностей в присутствии других людей к добросовестному их исполнению наедине с самим собой.
Важным условием хорошего делового взаимодействия являются благоприятные личные взаимоотношения членов группы. Поэтому Детей необходимо также учить устанавливать хорошие личные контакты, располагать к себе людей, создавать и поддерживать у них хорошее настроение. Это требует усвоения детьми приемов эмоционально благоприятного межличностного общения.
Особую педагогическую задачу составляет воспитание у ребенка способности оставаться и в коллективе свободной, независимой личностью, не обезличиваться и не утверждать свое личное «Я» за счет свободы и подавления личностей в других людях, нарушая их интересы. Практическое решение данной проблемы иногда осложнено тем, что не каждый взрослый человек в состоянии вести себя, так как положено, готов стать примером и образцом для подражания со стороны детей.
В совместной деятельности у людей нередко возникают споры, дискуссии, противоречия во взглядах, могущие, если их своевременно не снять, перерасти в конфликт, завести совместную деятельность в тупик. Имея в виду природную импульсивность детей, их эмоциональную экспансивность и несдержанность, неумение контролировать свои действия и поступки, важно как можно раньше научить детей следовать определенным правилам в спорах и дискуссиях — таким, которые предупреждают возникновение конфликтных и тупиковых ситуаций в совместной деятельности.
Можно предположить, что младшим школьникам вполне доступно элементарное научение в сфере ведения споров и дискуссий, включая способность слушать и понимать других, предупреждать и устранять конфликты в межличностных отношениях. Словом, этот возраст обладает значительными, далеко еще не полностью исследованными и использованными на практике резервами психического и поведенческого развития детей. Одной из причин того, почему подростки и многие старшеклассники не умеют общаться, почему взрослым совместно с ними бывает так трудно решать различного рода задачи, является то, что этому детей в младшем школьном возрасте никто специально не учит [8, 472].
3.4. Педагогическое общение.
Среди специальных педагогических способностей есть и способность особого рода, которую нельзя однозначно отнести ни к деятельности учителя, ни к работе воспитателя, так как она одинаково необходима им обоим. Это способность к педагогическому общению.
Какова структура коммуникативных способностей, знаний, умений и навыков, используемых педагогом в общении с учащимися?
Прежде всего заметим, что коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении,— это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей. Из этого можно сделать по меньшей мере два полезных вывода:
1. Разговор о способностях к педагогическому общению не может вестись независимо от обсуждения общих коммуникативных способностей, проявляемых во всех сферах человеческого общения.
2. Когда речь идет о способностях к педагогическому общению, то ограничиваться разговорами об общих коммуникативных способностях нельзя. Во-первых, далеко не все коммуникативные способности человека проявляют себя одинаковым образом и в одинаковой мере необходимы педагогу. Во-вторых, есть ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть педагог и которые не являются необходимыми для людей других профессий, В частности, познание человеком других людей, познание самого себя, правильное восприятие и оценивание ситуаций общения, умение вести себя по отношению к людям, действия, предпринимаемые человеком в отношении самого себя.
Рассмотрим каждую из выделенных групп коммуникативных способностей более детально и одновременно наметим те проблемы, которые могут возникать в процессе педагогического общения из-за недостаточного развития этих способностей.
Познание человека человеком включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем; оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений; оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику.
Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний; оценку своих способностей; оценку своего характера и
других черт личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.
Умение правильно оценить ситуацию общения — это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.
Интересны в педагогическом плане, но менее изучены и порождают больше разнообразных проблем на практике так называемые невербальные формы педагогического общения. Связанные с этим коммуникативные способности включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства; умение извлекать из общения максимум пользы для себя [8, 452].
3.5. Психогигиена - без психических перегрузок.
Психогигиена - это наука о том, как достигнуть психического здоровья, и сохранить его. Психическое здоровье - это общий термин, который используют для описания психологического состояния в целом. В это понятие входит то, как человек относится к себе, как он умеет создавать и развивать отношения с другими людьми, как он справляется с трудностями.
Хорошее психическое здоровье - это не только отсутствие психических расстройств. Психически здоровый человек умеет контролировать свои эмоции и поведение, справляться с проблемами, создавать и сохранять полноценные отношения, а также эффективно восстанавливаться после пережитого стресса. Другие признаки хорошего психического здоровья:
• общее чувство удовлетворенности жизнью;
• способность и желание веселиться;
• наличие значимого и любимого дела в жизни;
• гибкость психики, позволяющая человеку легко учиться и адаптироваться к изменениям;
• способность поддерживать равновесие между трудом и отдыхом;
• уверенность в себе и высокая самооценка.
Эти качества позволяют человеку вести полноценную, продуктивную жизнь, чувствовать себя счастливым [4, 3].
3.6. Принцип «Не вреди!» Как основа психогигиены общения.
Когда человек говорит: - Такой уж у меня характер! -он снимает с себя ответственность за его проявления...
- Как я могу судить о своем характере! - он освобождает себя от самопонимания и самоконтроля...
- Характер - это мое личное дело! - отметает претензии и попытки его коррекции...
В этих привычных фразах, прежде всего, позиция безответственности, лености мышления, бездумность. Иногда - воинствующее невежество.
Дети легко перенимают те позиции, которые не требуют психического усилия. И прежде всего - позицию безответственности.
Кто из родителей смог задуматься о своем характере , тот может стать другом своих детей. И тогда они задумываются... Хотя бы о том, что такое характер. Не так уж важна точная научная формулировка. Лишь бы вошло в сознание, что в содержании понятия "характер" главное - это отношение человека ко всему и ко всем и способы его выражения. В данной работе для нас имеет значение, как относится человек к людям и к себе и как это выражается именно в общении.
Общение нуждается в санации (оздоровлении). Необходима повсеместная упорная просветительная работа, нужно нести, насаждать, укоренять психогигиену общения. И начинать нужно с родителей.
Среди разделов психогигиены наиболее важным для всех воспитателей является психогигиена общения. Этот раздел требует особого внимания. Эта отрасль психогигиены, не утрачивая своего значения как медицинской науки, настолько близко подошла к психологии, что в психиатрических учреждениях получила прописку именно в кабинете психолога, в зоне его компетенции. Это потому, что закономерности общения и способы его сознательной регуляции рассматривает именно психология. Тогда что же здесь от медицины?
Прежде всего - принцип "Не вреди!". Не вреди нервно-психическому здоровью человека, группы, общества. Кроме того, та информация, на которой базируется этот принцип, относится к медицинской психологии. А медицинская психология многое вобрала в себя из неврологии и психиатрии.
Психогигиена общения, как и психогигиена вообще, может приобретать различные акценты и профили в зависимости от области своего приложения. Например, приложением психогигиены общения к работе медицинских учреждений является врачебная деонтология - наука о врачебной профессиональной этике. Здесь тот же принцип "Не вреди!", но его базисная информация имеет медицинский профиль, хотя и остается в компетенции психолога. Это наука о нормах поведения медперсонала в общении с больными. Приложение психогигиены общения к работе воспитателей - педагогическая деонтология. Конкретные положения, нормативы и правила деонтологии определяются спецификой учреждения, профессии. Но везде они подчинены принципу "Не вреди!".
Каждый современный человек (особенно городской) общается с неисчислимым многообразием человеческих индивидуальностей, и каждая личность - это целый мир. Поэтому сфера общения чрезвычайно сложна. Она связана абсолютно со всеми сторонами человеческой жизни. Общение взрослых людей с человеческим детенышем делает его человеком. В сфере общения формируются ценностные и другие ориентации человека. Сфера общения - самый мощный источник тех факторов, которые определяют наше психическое состояние, вплоть до нервно-психического здоровья и его нарушений...
Помимо психогигиены, существует ли в сфере общения иная нормативная регуляция? Существует.
Какие орудия социального контроля ее выполняют?
Прежде всего - право, т. е. установленные государством правовые нормы поведения людей.
Есть и другой вид социального контроля над сферой общения: нравственно-этический. Каждое действие и каждое слово человека (менее строго - почти каждое) в различной степени способствует либо добру, либо злу, приносит либо пользу, либо вред.
В качестве синонима нравственной, моральной практики нередко употребляют слово "этика", тогда как этика - это прежде всего учение, наука о морали, ее теория. Однако эта наука, кроме задач теоретических, имеет важную для нас область социально-практического приложения - это проблемы нравственного воспитания человека.
Нравственность никогда не выступает сама по себе. Она всегда проявляется в чем-то и не ограничивается какой-то определенной сферой явлений. Поэтому для нравственного воспитания могут быть использованы любые обстоятельства, тем более в сфере общения.
В самой практике общения выражается такая высокая степень органической связи между этикой (моральной практикой) и психогигиеной общения, что трудно заметить, где кончается одна и начинается другая. Соблюдение принципа "Не вреди!" совпадает с положительным знаком нравственности, т. е. служит добру. Нарушение этого принципа психогигиены всегда открывает шлюзы зла. Т. е. сама психогигиена общения (и наука, и практика), находясь на службе охраны нервно-психического здоровья, вместе с тем способствует нравственному контролю.
Без психогигиены общения (без ее принципа "Не вреди!" и без ее информации о психологических закономерностях общения) моральная практика может совершенно неожиданно обрести отрицательный знак (человек, полагая, что делает добро, порождает зло или при видимом соблюдении правовых норм другому человеку приносится вред). Несоблюдение принципа "Не вреди!" в конечном итоге служит одной из основных причин многих сердечных заболеваний и нервно-психических расстройств.
Соблюдение правил психогигиены общения - один из важнейших путей психологической помощи и непременное ее условие.
Самый главный принцип общей психогигиены - "Не вреди!" - является базисным и в психогигиене общения. Все ее правила так или иначе основываются на этом принципе.
Самое первое правило психогигиены общения содержит требование - подчинить все свое поведение этому принципу.
Второе правило является продолжением первого: всем своим поведением (и информационным в том числе) способствовать распространению этого принципа и формированию самоконтроля в сознании людей.
Третье правило требует способствовать всем своим поведением ликвидации последствий нарушения этого принципа среди окружающих.
Нравственное воспитание наших детей удобно сочетать с формированием в их сознании этого принципа и усвоением этих самых основных правил. Чем раньше они организуют поведение человека, тем выше будет уровень его нравственного сознания и ответственности, тем гармоничнее и полноценнее он будет как член общества.
Но чтобы реализовать эти правила в повседневном поведении детей, необходимы взрослые с сильным положительным моральным характером, чтобы они могли вызвать непроизвольное стремление им подражать [3, 5].
3.7. Умение слушать, как один из элементов психогигиены общения.
Умение слушать - великое и достаточно редкое умение. В него включается и умения слышать, то есть умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им, и умение слушать так, чтобы ваш собеседник хотел вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием. Умение слушать помогает установить контакт и расположить к себе собеседника, понять его точку зрения - и при необходимости повернуть ее в нужную сторону.
Умение ребенка слушать - один из показателей готовности ребенка к школе. Когда навык несформирован, ребенок задает вопрос и убегает, не дослушав ответ: перебивает говорящего или переключается на другое занятие, пока тот говорит. Шаги, составляющие данный навык: ребенок смотрит на человека, который говорит, не перебивает, пытается понять, что было сказано, говорит «да» или кивает головой, а чтобы лучше понять, может задать вопрос по теме.
Едва ли есть универсальная формула умения слушать, предпочтительный стиль слушания определяется психотипом рассказчика, да и разные ситуации требуют разного. Деловое слушание - это преимущественно фиксация информации и повтор основных смысловых пунктов. Личное слушание более разнообразно. Когда-то это взаимопомощь с вчувствованием и отражением чувств, когда-то живое развлечение собеседников, предполагающее и обмен яркими эмоциями, и уместный анекдот в ответ, и дружеские наезды.
При любых типах слушания важнейшим моментом является внимание к собеседнику, внимание к тому, что он говорит.
Вторым по важности моментом качественного слушания являются точные подстройки под собеседника. Подстройки по жестам, по выражению лица и глаз, темпу речи, словарю и ценностям, подстройки по дыханию - все это создает ощущение "мы вместе, мы свои" и улучшает контакт в общении.
Что касается зрительного контакта, то здесь важнее не сколько, а как. Большинство людей избегают в общении смотреть в лицо и глаза собеседнику, примерно столько же, когда смотрят, выражают недоверие и критику, так или иначе негативную оценку. Правильно учить людей смотреть в глаза чаще, но еще важнее - смотреть доброжелательно, с теплой поддержкой.
Чтобы заслужить репутацию достойного собеседника, полезно знать, что такое конфликтогены - и в своем общении их не использовать. Категоричные негативные оценки и возражения, упреки и обвинения, жалобы и оправдания, как и в целом, общение в кругу негативных тем - помеха качественному общению. Напротив того, освоенный навык Тотального Да сделает ваше слушание одновременно и продуктивным, и приятным: собеседник будет уверен, что вы его слышите и понимаете, в то время как вы действительно смогли услышать то дельное, что человек хотел сказать.
Не важно, с какого приема вы решите начать тренировать навыки грамотного слушания - все, что вы освоите, будет очень полезным [4, 4].
IV. Заключение.
Изучив материал по теме «Эмоциональное равновесие человека» можем сделать вывод, что значение эмоций в жизни человека, в его деятельности, общественном развитии трудно переоценить. Где бы мы ни находились: дома в семье или на работе, в обществе друзей или среди незнакомых людей, в театре или наедине с собой – мы всегда воспринимаем окружающее на нас воздействие, как-то оцениваем его, как-то к нему относимся. И всегда и везде это восприятие сопровождается определенным нашим внутренним отношением ко всему происходящему. Человек переживает то, что с ним происходит и им же совершается: он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему обеспечивает наличие эмоций.
Также мы убедились, что эмоциональное здоровье имеет огромное значение для полноценной жизни каждого человека.
Также теперь мы знаем, что здоровый эмоциональный фон не возможен без соблюдения правил, обеспечивающих психогигиену нашего общения. А общение в свою очередь формирует личность человека.
В современном мире люди не могут обходиться без общения, человек большинство своего времени проводит в обществе: на работе в офисе, в семье, с друзьями. Любая общественная деятельность не обходится без нее, также существует множество профессий, где необходимы навыки общения с людьми: учителя, юристы, журналисты и политики и т.п.
. Через других людей, развитых, образованных эрудированных и эмоционально созревших, мы получаем важную информацию об окружающем мире, которая формирует наше мировоззрение и помогает нам стать культурными, воспитанными, нравственно развитыми и цивилизованными людьми.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
• общение является неотъемлемой частью человеческой жизнедеятельности. Влияние на нас общественного мнения доказывает это. Также существует множество способов влияния людей друг на друга, например, гипноз, шантаж, мода, внушение.
• общение - это потребность, оно является целью отношений с окружающими людьми.
• общение - это источник знания и понимания окружающих.
Если общение человека полноценно, то он чувствует себя удовлетворенным и счастливым, это способствует развитию его возможностей, самореализации и успеху. Если же человек напротив, мало общается, замыкается в себе, то он развивает в себе комплекс неполноценности, лишает себя полезной информации и новых возможностей, общее психическое состояние человека ухудшается. Таким образом, значение общения в жизни человека очень велико.
Не стоит забывать, что полноценное общение возможно только в обществе, которое соблюдает психогигиену общения!
Литература.
1. Дружинин В. Психология. – СПБ.: Питер, 2001.- 656 с.
2. Ежова Н.Н. рабочая книга практического психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2008
3. Жутикова Н.В. Дошкольник. Статьи по детской психологии. Воспитание ребенка. Принцип "Не вреди!" как основа психогигиены общения.
4. Жутикова Н.В. - автор статьи
5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПБ.: Питер. 2008. – 782 с.
6. Кан-Калик В. А. Основы профессионального педагогического общения.- М., 1987.
7. Немов Р.С., 1995 Издательство «Просвещение», 1995. В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
8. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. — Т. II. — С. 176.
10. Свияш А. Улыбнись, пока не поздно! – М.: Астрель, 2006.
11. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. – М.: Психотерпия,
Рекомендуем посмотреть:
Классификация нетрадиционных уроков
Оформление детских рисунков своими руками
Как писать методическое пособие
Психологические приемы обучения на уроке в ДШИ
Похожие статьи:
Высказывания о вежливости, доброте, зле и культуре поведения