Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование гражданственности у детей дошкольного возраста

Формирования гражданственности в образовательной деятельности детского сада
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Именно в этом возрасте закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, любовь к своим ближним, к родным местам, родной стране.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.

Патриотизм – высокое и сложное человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не определимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Воспитывать патриотические качества необходимо с раннего детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Яркие впечатления, полученные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы научить детей любить свою семью, родной дом, город, историю и культуру своей страны. Важно помочь ребёнку раскрыть значение малой Родины в своей жизни, и в то же время понять, что он может сделать для неё.

Существует Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО), которая представляет собой документ, определяющий единые для России базовые объем и содержание дошкольного образования, осваиваемые в дошкольных организациях и планируемые результаты освоения программы. Ее целью является всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Предполагается, что в области формирования основ гражданственности и патриотизма у детей 6-7 лет педагогический работник обязан воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям. Также он должен расширять представления детей о праздновании государственных праздников и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать у них чувство гордости за достижения страны в сфере спорта, науки и искусства, чувство служения и верности интересам страны.

Подъем в последнее время национального самосознания обусловил социальный заказ на такие черты личности, как патриотизм и гражданственность. Появился ряд документов и государственных программ, касающихся воспитания гражданственности, где возрождение и развитие гражданственности и патриотизма рассматривается как важная цель и социальная ценность, основа духовно-нравственного единства Отечества.

В настоящее время возникает необходимость более глубоко изучить и переосмыслить потенциал гражданского воспитания для воспитанников дошкольных образовательных учреждений с точки зрения его содержательной и практической стороны. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что формирование гражданских навыков, гражданской позиции, гражданственности необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, а также этот процесс должен осуществляться не только в стенах образовательных учреждений, но и в домашних условиях.

Задачи образовательной деятельности:
- формировать гражданско-патриотические отношения и чувство сопричастности к своему дому, городу, к природе; чувство гордости и ответственности за свою Родину;
- развивать познавательный интерес к традициям семьи, детского сада, города, к символике своей Родины;
- воспитывать любовь к своей семье, Отечеству, ценностное отношение к природе своего родного края.
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на восприятие сведений об историческом, культурном, природном, социальном облике родного края.

Принципы построения системы образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию:
- строятся с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
- предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей при проведении режимных моментов;
- предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
- комплексно-тематический – построение образовательного процесса вокруг нескольких тем;
- интеграции – единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, возможность реализации содержания образования в разных видах детской деятельности;
- культурологический – воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края;
- краеведческий – используется местное окружение, проводятся экскурсии на природу, в музеи для накопления чувственного опыта;
- непрерывность и преемственность – внедрение похожих тем на всех этапах и возрастных группах;
- деятельностный подход – любые знания приобретаются ребёнком во время активной деятельности;
- историзма - реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни);
- гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Развитие ребенка зависит от того, где, в каком окружении он растет, кто его воспитывает, как организовано воспитание. Окружающая среда должна быть насыщенной, неординарной, разнообразной и меняющейся.
Предметно-развивающая среда должна быть для ребенка информативной, удовлетворять его возрастные потребности в новизне, преобразовании и самоутверждении.

В окружении ребенка находится стимульный материал трех типов: используемый в процессе специально организованного обучения иной, но похожий на обучаемый материал свободный: т.е. позволяющий ребенку применять усвоенное средство и способы познания в других обстоятельства.
Чтобы создать условия для гражданско-правовой среды, необходимо выделить следующие направления: социально-правовое, государственное, географическое, историко-культурное, экономическое.

В социально-правовом направлении используется материал, направленный на ознакомление с семьей, ее традициями, правилами. Не менее важно подготовить материал, который знакомит детей с нормами безопасности (дома, в группе, на природе, при общении с животными и т.д). Необходимо знакомить детей с элементарными правилами безопасности. И этот материал находит свое место в предметно-развивающей среде, как и материал о социальном окружении ребенка взрослыми и сверстниками.

Цель государственного блока - формировать первоначальные представления о государстве, об истории его создания и развития. Детей знакомят с историей Московского кремля, с символикой государства и государственной структурой. Поэтому государственная среда может включать в себя:
- альбомы о стране;
- карту;
- яркие достопримечательности.

Дети совместно с родителями создают традиционные и нетрадиционные мини-коллекции. Для знакомства с государственными документами возможно создание мини-музеев.

Следующее направление - историко-культурный блок. Материал знакомит детей с историей появления человека на Земле, его образом жизни с древних времен (жилище, одежда, ведение домашнего хозяйства, виды деятельности, средства передвижения). Широко используется материал, который знакомит дошкольников с многообразием народов и народностей, проживающих на территории России, с традициями и культурой этих народов. Большое внимание уделяется знакомству со знаменитыми людьми отечества: учеными, писателями и другими.

Географический блок предусматривает ознакомление детей с местоположением Земли, особенностями природных и климатических зон, многообразием народов мира, с особенностями их культур. Уместно будет использовать материал по ознакомлению с международными правозащитными документами, а также с международными праздниками.

Рекомендуем посмотреть:

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ. Презентация Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников. Консультация для родителей ДОУ Сценарий праздника по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников Консультация для педагогов ДОУ "Люби и знай родной свой край"
Формы и методы работы с родителями в ДОУ | Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ
Опубликовано: 170 дней назад (14 мая 2024)
Просмотров: 374
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!