Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологическое мероприятие в летнем пришкольном лагере. Сценарий

Конспект урока по основам здоровья в 5 классе
Тема: Природа – источник жизни на Земле.
Автор: Курасова Светлана Николаевна, учитель физической культуры и основ здоровья Красноармейской общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней администрации Новоазовского района
Аннотация: данная разработка затрагивает вопросы жизнедеятельности человека и окружающей среды, роль растений и использование лекарственных трав. Материал предназначен для учителей, воспитателей и родителей. Возможно использовать на уроках и во внеурочное время; при проведении воспитательных мероприятиях в оздоровительных лагерях. Собранная информация будет полезна для учащихся 10-13 лет.
Цель: Формирование экологической компетентности детей: любви к родной природе, бережного отношения к ее богатствам и разумного использования.
Задачи:
Учить размышлять, осознавать необходимость защиты растений, воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
Способствовать воспитанию интереса к миру природы. Развивать творческие и коммуникативные способности детей, познавательный интерес, любознательность.
Воспитывать командный дух и взаимопомощь.
Оборудование: доска, выставка литературы, распечатки, творческие работы детей (экологические проблемы населенного пункта, рассказы о лекарственных растениях);образцы лекарственных трав, засушенные травы, фито чай, пирог с малиной.
Предварительная подготовка. Сбор информации об экологических проблемах своего населенного пункта. Фотосъемка. Поиски данных о лекарственных растениях Донбасса. Оформление сообщений.
Ход урока
1. Организационный момент (1-2 мин)
2. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности(4-5 мин)
3. Изучение нового материала (18-20 мин)
а) окружающая среда и технический прогресс
б) из истории использования лекарственных растений
в) заготовка и применение лекарственных растений
4. Закрепление изученного материала (8-10 мин)
5. Подведение итогов.Домашнее задание(2-3 мин)
6.Заключительная часть (5-7 мин)

1.Распределить ребят на две команды.


2.Прочтите, пожалуйста наши эпиграфы:
Когда наши потомки увидят пустыню, в которую мы превратили Землю, какое оправдание они найдут для нас? Айзек Азимов
Управлять природой можно, лишь подчиняясь ей. Фрэнсис Бэкон
О чем пойдет речь на нашем занятии? (о природе; о влиянии человека на природу). В чем проявляется связь с окружающей средой, каково влияние природы?

Сегодня мы начнем наш урок с эксперимента: при помощи часов с секундной стрелкой засеките время, на которое каждый из вас может задержать дыхание (записать результаты на листике бумаги и передать учителю).
ВЫВОД: без воздуха человек выдержит не более 5 минут.
Природа – источник жизни на Земле. Невозможно представить себя вне природной среды. Ведь это – воздух, которым дышим, вода, которую пьем, земля, кормящая нас и на которой строим все необходимое для жизни человека. Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – всего лишь несколько дней и, на основании эксперимента, знаем, что без воздуха можем выдержать еще меньше.
Все, что нас окружает- земля, воздух, вода, растения, животные, люди и то, что они создали, - является окружающей средой. Жизнь человека тесно связана с природой, поскольку человек – неотъемлемая часть природной среды.
В отличие от остальных живых существ, людей не удовлетворяет то, что может дать природа. Человек своей деятельностью активно изменяет окружающую среду, исходя из своих потребностей, часто не задумываясь о последствиях. Технический прогресс делает жизнь человека более комфортной, способствует повышению ее продолжительности и качества. Однако создает новые опасности как для отдельно взятого человека, так и для человечества в целом. Ученые считают, что неконтролируемые выбросы в атмосферу продуктов горения, привели к потеплению на всей планете. Это может стать причиной превращения степей в пустыни, таяния льдов на полюсах, повышения уровня океана, затопления низин и других непредсказуемых последствий.

3.а) Представьте себе уголок природы – прекрасное место, где вы бывали раньше или читали и хотите побывать (как оно выглядит, какие запахи, звуки и т.д). Что может испортить эту картину? (стихийные бедствия, загрязнение мусором, деятельность человека).
Человек, как и любое живое существо, создает отходы. В естественной среде отходы живых существ перерабатываются насекомыми и бактериями, превращая в плодородный слой почвы. Загрязнение окружающей среды не происходит.
В отличие от других живых существ, люди создают искусственные отходы, которые природа не способна переработать. Поэтому люди должны тщательно убирать за собой.
А как называется наука о взаимодействии человека и окружающей среды?
Экология – наука о взаимодействии человека и окружающей среды, а также о принципах рационального природопользования. Единственное известное нам место во Вселенной, где существует жизнь, это наша планета - Земля. Можно сколько угодно мечтать о межзвездных путешествиях, но пока не знаем планеты, на которую человечество могло бы переселиться, исчерпав богатства своей.
Для того, чтобы правильно использовать природные ресурсы, не причиняя вред, нужно много знать и уметь. И главные знания: не оставлять после себя мусор, осторожно обращаться с огнем, брать из природы только то, что действительно надо.
(Ознакомление с работами Полтавченко В. и Косована А. о проблемах населенного пункта)


3.б) На здоровье человека влияет много факторов. Среди них и природные. Солнце, воздух и вода - главные условия существования человека и существенные факторы укрепления его здоровья.
Лечит болезни врач, но излечивает природа. Гиппократ
Самый чудесный врач - природа, хотя бы потому, что излечивает три четверти всех болезней и никогда не отзывается дурно о своих коллегах. Виктор Шербюлье
Растительный мир -это бесценный дар природы и человек еще до конца не познал все его тайны.
Лекарственные растения – это один из основных источников получения лечебных и профилактических средств, применяемых в медицине и косметологии.
Имеются определенные данные, подтверждающие, что еще на заре развития человечества зародилась необходимость лечебной помощи. И основную роль тут сыграли растения. Первые упоминания встречаются в рукописной книге ХІ века «Изборник Святослава», в которой описан ряд лекарственных трав.
Сейчас известно, что лечебные свойства лекарственных трав зависят от наличия в них различных химических веществ (алкалоиды, гликозиды, витамины, фитонциды, эфирные масла, минеральные соли, дубильные вещества и.т. ).
3.в) Выступления Тобагуловой М. с информацией о лекарственных свойствах ландыша; Суходольской А. – о свойствах мяты; Плешивого В. – об использовании одуванчика и его свойствах. Демонстрация Слюсаренко Игорем своего гербария образцов лекарственных растений.




3.в) Правила заготовки лекарственных растений
Заготовку сырья надо проводить в ясную, сухую, солнечную погоду и в определенные часы суток в зависимости от растений.
Нельзя собирать сильно запыленные или загрязненные надземные части растений – у проезжей части дорог, возле промышленных предприятий и т. п.
Свежесобранные растения не рекомендуется туго набивать в мешок, ящики и другую тару – сырье самосогревается, слеживается, деформируется, теряет присущий растению запах и цвет, буреет и становится непригодным к лечебному применению.
Заготавливают почки, листья, травы, семена и сухие плоды, сочные плоды (ягоды), корневища, кору.
Сроки хранения:
1. для цветков, травы и высушенных плодов - 1-2 года,
2. для корневищ, корней и коры - 3-5 лет.
И еще хочу остановиться на пояснении: чем различаются настой и настойка, отвар и напар, экстракт и чай.
Главное их различие – в способе приготовления. Настои и отвары представляют собой водные извлечения из лекарственного сырья. Настои чаще готовят из листьев, цветов и травы, а отвары – из грубых частей растений: корней, корневища, коры и т. п.
СБОРЫ и ЧАИ представляют собой смеси высушенных и измельченных различных лекарственных растений, иногда с добавлением солей, эфирных масел и других веществ.
4. Закрепление изученного материала (за правильные ответы команды получают звездочки)
а) Факторы влияния природной среды на человека


б) Отгадать по запаху лекарственные растения


в) Приготовление фито чая из цветов липы с добавлением мяты и мелиссы.

5. Подведение итогов работы команд по количеству звездочек.


Домашнее задание: приготовить фито чай в домашних условиях.
6.Заключительная часть. Чаепитие.



Рекомендуем посмотреть:

Спортивное состязание в летнем пришкольном лагере. Сценарий Сценарий мероприятия по экологическому воспитанию в 5 классе Экскурсия для 5 класса. Помоги птицам зимой Экологическая беседа для учащихся 5-7 классов с презентацией

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по экологии в 5 классе. Игра-путешествие

Викторина для школьников с ответами по географии, 5 класс

Викторина для школьников с ответами по теме растения, 5-6 класс

Внеклассные мероприятия по экологии в школе для 5 - 11 классов

Конкурсная программа по экологии для 5 класса

Участник №191 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 апреля по 5 июля 2015 года
Тренинговое занятие для старшеклассников. Здоровье – главная ценность человека
Опубликовано: 3224 дня назад (23 июня 2015)
Просмотров: 6449
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!