Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Педагогическая ценность русских литературных сказок

О роли сказок в воспитании детей
Педагогическая ценность русских литературных сказок. Рекомендации для учителя.
Автор: Фадеева Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 3 имени М.Ф. Панькова г. Хабаровска
Описание материала: Статья адресована учителям русского языка и литературы, учителям начальных классов и раскрывает возможности сказочной педагогики. Дан обзор лучших образцов жанра русской литературной сказки, показан воспитательный потенциал сказок. В статье предлагаются рекомендации по отбору произведений для изучения на уроках и внеклассных занятиях.
Цель: раскрыть педагогическую ценность русских литературных сказок.
Задачи:
1. Дать краткий обзор произведений в жанре литературной сказки.
2. Рассмотреть жанровые разновидности русских литературных сказок.
3. Предложить учителю рекомендации по отбору произведений, созданных в жанре литературной сказки, для изучения на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе и 5 – 6 классах.
Педагогическая ценность русских литературных сказок.
Рекомендации для учителя.
Литературная сказка – целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего существования этот жанр стал универсальным, охватывающим все явления окружающей действительности. Литературные сказки в лучших своих образцах открывают детям мир, суть человеческих отношений, нюансы человеческих чувств.
Юрий Нагибин писал, что сказка дает юным читателям на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Большое внимание работе со сказкой уделял В.А. Сухомлинский, создавая интереснейшие поучительные авторские сказки. Радий Погодин также указывал на то, что сказка готовит ребенка к неординарному мышлению.
Предлагаю педагогам рекомендательный список русских литературных сказок, которые желательно использовать в работе в детьми 5 – 6 классов, а также в начальной школе.

Одним из лучших образцов жанра литературной сказки является произведение А. Погорельского (А. Перовского) «Черная курица, или Подземные жители» (1829 г.). Эту сказку Погорельский писал для своего племянника – будущего известного поэта А.К. Толстого, поэтому сказка носит явно нравоучительный характер. Литературоведы относят данное произведение к дидактическим сказкам. Сюжет сказки отчасти сходен с повестью Л. Тика «Эльфы» и немецкими сказаниями о гномах: в обоих случаях легкомыслие и болтливость человека разрушают благополучие подземного народа.

В XIX веке зарождается и научно-познавательная сказка. Первой научно-познавательной сказкой в русской литературе является произведение В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». В этой сказке, кроме основного познавательного сюжета, нет другой сюжетной линии, которая иногда вводится ради занимательности, а занимательное находится в самом познавательном материале – механизме табакерки. Так, читая сказку, дети учатся постигать мир науки и техники.

По тем же принципам создана Одоевским сказка «Червячок», которую можно рекомендовать учителям начальных классов прочитать с детьми на уроках природоведения. Научным сведениям из области естествознания, которые должны быть сообщены детям, дано сказочное истолкование: рисуя образ червячка, писатель прибегает к широко распространенному в сказках приему антропоморфизма – очеловечивания. Сказка Одоевского «Червячок» - одна из первых детских природоведческих сказок. Здесь стоит назвать также сказки К.Д. Ушинского «Спор деревьев», «Проказы старушки-зимы», сказки В. Бианки.
В XX веке авторы литературных сказок часто помещают своих героев и саму сказку с её волшебством в повседневную, обыденную жизнь. Сказки всегда воплощают победу высокого идеала над действительностью, а также гармонию идеала и действительности. Современные авторы ставят вопрос о том, что же мешает сказочным идеалам в полной мере реализоваться в сегодняшнем мире.
Именно эта проблема выдвигается на первый план в сказках Владислава Крапивина. Идеалы для крапивинских героев-мальчишек – это вера в силу дружбы, поэзия рыцарства и мужества. Можно рекомендовать для уроков внеклассного чтения сказки Крапивина «Летчик для особых поручений», «Ковер-самолет», «Дети синего фламинго».


Образ зла в современных сказках значительно удален от традиционно-сказочных представлений. Зло воплощено не в образе Кащея или мачехи. Главная битва со злом происходит в сердце человека. Герои литературных сказок XX века побеждают зло прежде всего в самих себе. Это зло – страх, эгоизм, лень. Назовем интересные для детей сказки Ю.Томина «Шел по городу волшебник», Р. Погодина «Шаг с крыши», В. Медведева «Баранкин, будь человеком!».

Раскрыть для ребенка основные вопросы человеческого бытия, создать целостное представление о мире – вот задача философских сказок. Часто такие сказки содержат в себе глубокую идею, мировоззренческую концепцию.
В сказке Р. Погодина «Где ты, Гдетыгдеты?» с героями – жеребенком Мишей и мышонком Терентием – происходят невероятные, сказочные события, в ходе которых они, а вместе с ними и маленькие читатели, постигают серьезные «взрослые» истины, касающиеся смысла человеческого существования, тайн бытия.
По натуре жеребенок Миша – философ. Ему свойственны размышления над сутью «человеческих» отношений, поступков, почему «понятное вдруг становится непонятным». Научить ребенка постигать мир в красоте – едва ли не главная задача Р. Погодина. Черепаха учит жеребенка Мишу внимательно вглядеться в луг, по которому Миша привык бегать и прыгать, не всматриваясь под ноги, учит замечать любую травинку, цветок. И жеребенку открывается, что «каждый цветок – откровение». Это открытие живой и бесконечной жизни природы. Можно назвать произведение Погодина сказкой-притчей.

Прекрасный, поэтичный мир, окружающий человека, мы видим и в сказке С. Козлова «Ёжик в тумане». Обыкновенный густой, молочный туман перевоплощает реальный мир, делает его сказочно поэтичным. Ёжик, как очарованный странник, жадно впитывает впечатления, мельчайшие детали окружающего мира. Грубое вторжение нечуткого к тишине Филина напоминает о существовании границы между сказкой и не-сказкой. На примере сказки Козлова "Ёжик в тумане" мы видим, насколько призрачной может быть грань возможного и невозможного в современных сказках.
Особо следует порекомендовать для изучения на уроках повесть-сказку Ю. Коваля «Недопёсок». Это произведение – своеобразная сказка-быль, в которой открывается философский смысл борьбы между добром и злом.
Сюжет этого произведения прост: со зверофермы убегает песец, «с мехом государственного значения», и бежит он на Северный полюс, но его ловят и возвращают в клетку. Главный образ в повести-сказке – Недопесок, но «недопесков» здесь два: Наполеон III, песец-ребенок, и дошкольник Серпокрылов – человеческий «недопесок». С этими героями связана идея неистребимости стремления человека и всего живого к свободе. Это заложено генетически.
Жанр «Недопеска» представляет собой особый вид литературной сказки, которая использует мотивы волшебства и рыцарского эпоса в сочетании с приемами реалистического повествования. В этом произведение Ю. Коваля близко сказкам-былям М. Пришвина.

Педагогическая ценность русских литературных сказок бесспорна. Сказки в лучших своих образцах помогают детям открывать мир, постигать суть человеческих отношений.

Рекомендуем посмотреть:

Место сказок в системе воспитания детей О роли сказок в воспитании детей Воспитание детей дошкольного возраста сказкой Педагогическая ценность сказки
Участник №86 творческого конкурса для детей и педагогов «В гостях у сказки»
Цикл стихотворений для школьников "Зима" | Олимпиадная школа как форма работы с одаренными детьми
Опубликовано: 3382 дня назад (19 января 2015)
Просмотров: 6763
Рубрика: Статьи
0
Голосов: 0
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 20 января 2015 в 16:16 +1
Добрый день, Татьяна Викторовна. Познакомилась с Вашими рекомендациями для учителей. Довольно обзорно Вы охарактеризовали произведения русских классиков. Вы подобрали сказки разной тематики, на любой вкус, каждая достойна более подробного анализа и несёт большую воспитательную нагрузку. Учителям следует познакомить с этими книгами родителей и совместно вызвать интерес к чтению у детей. С уважением, Татьяна.
Татьяна Викторовна Фадеева # 21 января 2015 в 13:17 0
Татьяна Евгеньевна, спасибо за комментарий!
Галина Владимировна Кураш # 23 января 2015 в 11:29 +1
Здравствуйте, Татьяна Викторовна! Спасибо за интересный, познавательный материал, возьму себе на заметку в копилочку.