Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы с презентацией

Урок письма и развития речи в 9 классе с учащимися с ОВЗ коррекционной школы
Автор: Политова Валентина Евгеньевна, учитель письма и чтения и развития речи ГОУ РК СКШ-и №8 с. Кослан.
Описание: Данный урок является продолжением изучения темы "Глагол". Полезен учителям начальных классов общеобразовательной школы и учителям коррекционных школ.
Тема урока: Не с глаголами.
Цель урока: Развитие умения писать глаголы с частицей не у учащихся с ОВЗ методом исследования.
Задачи урока:
Обучающие:
1. Совершенствовать знания о глаголах.
2. Исследовать и выявить, какие глаголы с НЕ пишутся слитно, какие - раздельно.
3. Определить причину слитного или раздельного написания глаголов с частицей НЕ.
4. Развивать умение писать глаголы с частицей не и глаголы-исключения.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать познавательную активность учащихся на уроке письма и развития речи.
2. Корректировать и развивать у учащихся зрительную и слуховую память, восприятие, мыслительные навыки.
3. Совершенствовать орфографическую грамотность учащихся.
4. Повышать уровень речевого развития; способствовать обогащению, активизации словарного запаса.
Воспитывающие:
1. Воспитывать интерес к учебе, к предмету.
2. Формировать самостоятельность, чувство коллективизма.
Здоровьесберегающие:
1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, гимнастики для глаз.

Тип урока: комбинированный.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: проблемно-исследовательский, частично-поисковый.
Оборудование:
учебник «Русский язык» Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской,
рабочая тетрадь №4 по русскому языку «Глагол»,
карточки с заданиями, опорные слова, презентация.

Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование, где вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. На уроке вы будете исследователями. Перед вами план исследований, по которому мы будем работать.
- Запишем в тетради сегодняшнее число, а тему урока запишем попозже. Приступаем к работе. Не забудьте оценить свою работу, как мы обычно делаем. (+ за правильный ответ, +/- за неточный ответ, - за неправильный ответ.)

2. Повторение пройденного материала.
Вначале вспомним правило о глаголе. Знание правила нам нужно для того, чтобы уметь отличать глагол от других частей речи. На доске опорные слова, выберите те, которые нам помогут вспомнить правило.
(на доске слова: глагол, часть речи, действие предмета, признак предмета, предмет, кто? что?, какой? какая? какое? какие?, что делать? что сделать?)
- Сформулируйте правило, которое мы получили.
- Вспомним о грамматических признаках глагола. Исключите лишнее слово:
- стучать, чтение, зазвучала, прижало.
- летит, падает, синеешь, читает.
- заработаешь, уважает, поступил, выручили.
- старается, спрятаться, порадовать, рассказать.

Не забудьте оценить свою работу!!!

3. Постановка проблемы.
- Давайте узнаем тему нашего урока. Прочитайте пословицу. Вы заметили что-нибудь, прочитав ее? Да, она получилась несуразной, чего-то не хватает.

Наука в лес … ведет, а из лесу выводит.

-Как вы думаете, какое маленькое слово пропущено? (НЕ) Как вы понимаете эту пословицу? (Человеку нужны знания, без знаний он ничего не сможет сделать)

- Перед какой частью речи стоит не? (перед глаголом). Докажите, что это глагол. (дети доказывают)

4. Сообщение темы и цели урока.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (НЕ с глаголами) Запишем в тетрадях тему урока.
- Какую цель поставим перед собой на уроке? (научиться писать правильно не с глаголами)
- А еще мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать орфографическую зоркость и учиться мыслить самостоятельно.
Итак, посмотрели на 1 вопрос в плане исследований.

Исследование №1.
Как мы запишем глаголы с не? Какой первый вывод получили?
Вывод: Не с глаголами пишется раздельно.
- Верно ли это утверждение, мы узнаем с вами в течение урока.
Для этого мы продолжим наше исследование.

5. Работа над новой темой.

Исследование № 2.
- Какой частью речи является не?
- Это вы выясните самостоятельно, узнав значение глаголов и вписав ответы в кроссворд, по вертикали вы прочитаете нужное нам слово.

По горизонтали:
1. спрашивает
2. выручат
3. грустит
4. съехали
5. пожелтела

- Проверяем. Какой же частью речи является не? (частицей)
- Итак, наш второй вывод: Не – это частица.
Не забудьте оценить свою работу!!!

6. Физминутка.
- Сейчас я буду называть различные глаголы. Если глагол будет с частицей НЕ – приседаете, если же без НЕ – сделаете рывок руками в разные стороны.

Не умылся, помогает, не работает, читают, чистит, не идет, испортишь, не доверяем.

- А сейчас проведем разминку для глаз.
Рисование «ленивых восьмерок» глазами.
Крепко зажмурить глаза, а затем открыть.
Быстро поморгать. Открыть глаза.
Улыбнулись друг другу. Тихонько сели.

- Продолжаем наше исследование.

Исследование №3.
Всегда ли частица не пишется с глаголом раздельно?

Прочитайте предложения.
Мальчик Петя (не) любит ходить в больницу. Он (не) навидит уколы и (не) годует, когда ему (не) здоровится.

- Прочитайте эти предложения без не. Какие глаголы у нас получились? (любит, навидит, годует, здоровится).
- Есть ли в русском языке такие глаголы? (любит – есть, а навидит, годует, здоровится – нет)
- Кто догадался, в каких случаях нужно писать не раздельно, а когда слитно?
(если слово употребляется без не – раздельно, а если нельзя употребить без не – слитно.)
- Какое слово с не напишем раздельно? (не любит)
- Какие слова с не напишем слитно? (ненавидит, негодует, нездоровится)
- Давайте объясним значение глаголов.

Ненавидит – не любит, презирает.
Негодует – возмущается
Нездоровится – болеет.

- Запишем эти глаголы в тетрадь и запомним, они называются словами – исключениями. Их в русском языке много, на уроках мы еще с ними встретимся и поработаем.

Не забудьте оценить свою работу!!!

- Сделаем следующий вывод: Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно, если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно.

Исследование №4.
Какой смысл придает глаголу частица не?
- Прочитаем глаголы из упр. 138 с.52 в рабочей тетради.
- А сейчас попробуем добавить частицу не. Какие глаголы лучше писать с частицей не? Запишите их в тетрадь. Какие глаголы получились с не?

Не забудьте оценить свою работу!!!

- Сделаем вывод. Какое значение придает частица не глаголам? (значение отрицания)
Вывод: Частица придает глаголу значение отрицания.

7. Закрепление изученного материала.
Самостоятельные исследования в парах.
- А сейчас мы поработаем в парах. Можете друг с другом советоваться, помогать. Внимательно прочитайте задание и выполните письменно.

1. Запишите в два столбика, раскрывая скобки.
(не) груби, (не) навидит, (не) надеется, (не) дерись, (не) годуешь, (не) могу, (не) истовствовать, (не) болтать, (не) видеть.

Дополнительный материал.
2. Подумайте, перед какими глаголами должна стоять отрицательная частица НЕ. Напиши пословицы правильно.
Ложь человека … красит.
Кто сегодня … обманет, тому завтра … поверят.
… спеши языком, а … торопись делом.

3. Каждое выражение замени глаголом с отрицательной частицей не.
Сидеть сложа руки – (не работать)
Пропустить мимо ушей – (не слушать)
Не повышать голос – (не кричать)
Не задирать нос – (не зазнаваться)
Не вешать голову – (не унывать)

- Сейчас заслушаем ваши ответы. Какие глаголы записали в 1 столбик, какие – во 2? Проверка.
Не забудьте оценить свою работу!!!
- Обратите внимание на план. Остались ли у нас вопросы в плане? Значит, пора подвести итог исследованиям.
- Вместо пропусков вставьте нужные слова. Прочитайте, что получилось?
НЕ – это … . (частица)
Частица НЕ придает глаголу значение … (отрицания)
Частица НЕ с глаголами пишется …, если глагол употребляется без не.
Если глагол без НЕ не употребляется, то пишется … .
Глаголы-исключения: …, …, … .

8. Домашнее задание.
- упр. 162, с. 125 (учебник)

9. Итог урока. Рефлексия.
- Какую тему мы сегодня проходили на уроке?
- Что нового узнали о глаголе?
- Вам понравился урок?
- Оцените свою деятельность на уроке. Посчитайте свои плюсы и минусы.
Поставьте себе оценку за работу!
Спасибо всем за урок, за работу! Молодцы! Вы мне очень помогли.
Презентация на тему: Урок письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы

Рекомендуем посмотреть:

Урок письма с презентацией в 4 классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на тему «Слоги и Конспект урока для учащихся 9 класса с презентацией. Картонажно – переплетное дело Конспект урока в 5 классе. Озеро Чебаркуль Конспект внеурочного занятия "Времена года" для детей начальной школы
Участник №51 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2018 года
Самоанализ урока письма и развития речи в школе 8 вида, 9 класс | Школьная олимпиада по русскому языку с ответами для учащихся 5 класса с ОВЗ
Опубликовано: 2248 дней назад (22 февраля 2018)
Просмотров: 4294
+9
Голосов: 9
Софья Владимировна Юхнина # 22 февраля 2018 в 19:04 +7
Валентина Евгеньевна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашей публикацией: "Урок письма и развития речи в 9 классе с учащимися с ОВЗ коррекционной школы". Грамотно! Последовательно!
Вы создаёте условия для развития умения писать глаголы с частицей не у учащихся с ОВЗ методом исследования, совершенствуете орфографическую грамотность учащихся, это необходимо.
Мой голос +2, желаю ВАМ УСПЕХОВ!!!
Валентина Политова # 24 февраля 2018 в 00:31 +3
Софья Владимировна, благодарю за положительную оценку урока. Учащиеся с ОВЗ требуют особого внимания, т.к. у них затруднен и снижен уровень развития познавательных интересов, поэтому для них требуются приемы и методы, которые облегчают усвоение материала.
Ольга Васютова # 25 февраля 2018 в 12:36 +7
Валентина Евгеньевна, очень содержательный, интересный исследовательский проект-урок. Сама лично присутствовала на вашем уроке, осталась довольна работой детей и полученным результатом. Урок прошел на одном дыхании, учитель вложила максимум усилий, чтоб материал урока был понятен детям. Дети с удовольствием работали, не устали, даже не отвлекало внимание, что на уроке присутствовало много педагогов. Отдала бы все 10 баллов, если б это было возможно. Мой голос без сомнения! Творческих успехов в нашем нелегком труде.
Валентина Политова # 25 февраля 2018 в 13:00 +3
Ольга Евгеньевна, благодарю за положительный отзыв об уроке. Сама тоже осталась довольна результатом.
Ирина Юрьевна Ручина # 26 февраля 2018 в 18:15 +7
Здравствуйте, Валентина Евгеньевна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Конспект урока письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы с презентацией очень интересный, мне понравился. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Валентина Политова # 28 февраля 2018 в 13:30 +2
Спасибо, Ирина Юрьевна, за хорошие слова. Вдохновения и новых идей нам, педагогам, никогда не мешает.
Светлана Владимировна Иванова # 2 марта 2018 в 21:16 +5
Здравствуйте, Валентина Евгеньевна! С интересом познакомилась с конспектом вашего урока для учащимися с ОВЗ коррекционной школы. Профессионально! Методически грамотно! Чётко! Вы способствуете развитию познавательной активности учащихся на уроке письма и развития речи, корректируете и развиваете у учащихся зрительную и слуховую память, восприятие, мыслительные навыки. Успехов вам в вашем очень нелёгком труде! Примите мой голос.
Лариса Владимировна Валитова # 7 марта 2018 в 18:53 +4
Здравствуйте Валентина. Очень динамичный урок. Материал изложения постоянно "перетекает" от одного к другому. Дети находятся в процессе заинтересованного поиска. Спасибо. Голос.
Сидорова Зоя Григорьевна # 13 апреля 2018 в 22:46 +2
Валентина Евгеньевна!
Конспект урока письма и развития речи заслуживает внимания.
Меня всегда радует, что материал научный,
адаптированный к возрастным особенностям детей,
его легко можно использовать!
Спасибо за публикацию!
Всего доброго!
Голос!
Зоя.