Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по исследовательской деятельности. Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках

Занятие по исследовательской деятельности на тему: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись Дымковской игрушки»
Тема: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись Дымковской игрушки».
Цель: провести экскурс в историю русской - народной глиняной игрушки, выявить общее в Дымковской, Филимоновской и Каргопольской игрушках.
Задачи:
1. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях, формы и росписи.
2. Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
3. Формировать навыки работы с пластилином и художественной росписи.
4. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Оборудование и материалы:
1. Презентация «Народные игрушки».
2. Таблица с изображением орнамента росписи игрушек.
3. Музыкальное сопровождение.
4. Художественные материалы.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Изложение обучающимися исследований по возникновению и значимости Дымковской, Филимоновской и Каргопольской игрушек.
2. Выбор орнамента и цветовых решений для росписи модели игрушки.
3. Практическое выполнение работы
4. Закрепление ранее пройденного материала по народному творчеству (карточки).
5. Выставка «Дымковская ярмарка».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Чтение стихов о Руси с сопровождением презентации фотографий
(обучающиеся Зайцева С. и Ягодкина Д.)
РУСЬ (Некрасов И.С.)
Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную...

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

Вступительное слово педагога: (звучит народная музыка)
Ребята! Мы с вами живем в прекрасной стране Россия, которая полна великих людей и величественной природы. Умельцы на Руси издревле занимались различными промыслами и ремеслами. А также изготавливали глиняные игрушки. На сегодняшнее занятие, я знаю, вы подготовили очень интересный материал на тему «Глиняные игрушки». Предлагаю вам поделиться с нами вашими исследованиями. А в конце занятия мы с вами должны сделать вывод, т.е. подвести итог - что же объединяет глиняные игрушки России?
Обучающиеся:
(Диана)
С раннего детства вас окружают игрушки.
• Вспомните какие? Из чего они сделаны?
Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи – один от другого не отличишь. (показывает мячик)
А вот игрушки, которые сделаны вручную все разные, второй такой нет.
В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из соломы, дерева, тряпок.… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек большей популярностью пользуются Дымковские.
Вот эти игрушки, посмотрите! (презентация демонстрации игрушек)
(София)
Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками. Ласково и нежно называют эту игрушку – «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топят печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.
Ребята, а кто из вас подготовил стихотворение про Дымково? Прочтите.
(обучающийся читает стих)
ДЫМКОВО В. Фафанов
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично,
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах.
Синейте охра с суриком
По всей земле в домах.
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки. Если посмотреть на узор, он необычайно прост.
• Кто нам поведает, из каких элементов сложен узор?
Правильно, из кружочков, прямых и волнистых полосок, клеточек, пятен, точек и т.д.
• А кто, ребята расскажет нам их глубокий символический смысл?
(обучающийся, пользуясь таблицей, рассказывает значение узора)
Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые! На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов. Один цвет словно соперничает с другим. И поэтому на душе становится весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.
• Что же лепили дымковские мастерицы?
Правильно, птиц, коней, похожих на жар-птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей и т.д.

Вот мы с вами узнали много интересного о Дымковской игрушке, а теперь познакомимся с Филимоновской.
Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни – всех не перечесть – образуют веселый яркий хоровод. Но каждая фигурка вдобавок свистит. Делают игрушки из иссиня-черной местной глины, которая после обжига становится светлой. (показ на экране игрушек)
• Какой цвет используют мастера в росписи Филимоновской игрушки?
Правильно, желтый, красный, зеленый (основные цвета). Филимоновские игрушки одни из лучших произведений русского – народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом.
(Диана)
Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменитая многими художественными ремеслами. Гончарству здешнему насчитывается более четырех тысяч лет.
• Кто ответит, что такое гончарство?
Правильно, изготовление из глины предметов посуды, а также глиняных игрушек.
Тема Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. А вот Полкан – сказочное чудище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня встретится не везде. В давние времена люди называли зверей своими братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки.
В наше время Каргопольские игрушки можно увидеть в магазине сувениров, и на выставке, и в музее. Они не только радуют глаз, но и могут рассказать о многом.
• Расскажите, какие сюжеты выбрали мастера при изготовлении игрушек? Какие персонажи?
(пользуясь презентацией, обучающиеся отвечают на вопрос).
Слово педагога
Спасибо ребята за интересный исторический экскурс, который вы подготовили про возникновение русских - народных игрушек. А сейчас вам предстоит занятья росписью заготовок Дымковской игрушки, которые вы подготовили заранее.
• Как называется заготовка, которую вы подготовили?
Правильно, «уточка».
• Глядя на Двмковскую игрушку с узорами, скажите какие элементы вы будите использовать в росписи?
Да, кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки и т.д.
• Какой цвет вы будите использовать для росписи игрушки?
(Обучающиеся отвечают: красный, зеленый, голубой, черный, розовый, оранжевый)
Хорошо. Приступайте к работе, но сначала повторим правила техники безопасности при пользовании краской, кистью и водой на занятии. Для чего нужна салфетка?
Практическая работа обучающихся
Слово педагога
Обучающиеся покрывают гуашью глиняные заготовки. По окончании практической работы формируется выставка детских работ, которая называется «Дымковская ярмарка».
Подведение итогов
Слово педагога
Так, что же объединяет все глиняные игрушки Руси?

Игрушки объединяют не только похожие элементы узора и материал глина, но и еще то, что это наше наследие старины, наши корни, эти игрушки прививают любовь к Родине, природе, творчеству.
Слово педагога Для закрепления материала по народному творчеству, я предлагаю вам поработать с карточками. Клеточки в карточке нужно закрыть вариантами ответов, которые даны на квадратиках. В верхней полоске карточки написана ваша фамилия и имя.
Окончание занятия Присутствующим предлагается пройти и посмотреть «Дымковскую ярмарку», а обучающимся убрать свои рабочие места.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект учебного занятия в театральном объединении для школьников 12-14 лет Проектирование учебного занятия экологического объединения с использованием игровых технологий Открытое занятие по ИЗО для 2 класса ко Дню матери. Конспект Конспект занятия по актерскому мастерству для школьников. Публичное выступление

Похожие статьи:

Лепка фигур из пластилина

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Дымковская барыня

Конспект занятия в средней группе. Дымковская игрушка

Открытое занятие на тему Спорт для младших школьников
Опубликовано: 3037 дней назад (4 декабря 2015)
Просмотров: 1541
+1
Голосов: 1
Елена Юрьевна Яблокова # 4 декабря 2015 в 20:30 0
Игрушки объединяют не только похожие элементы узора и материал глина, но и еще то, что это наше наследие старины, наши корни, эти игрушки прививают любовь к Родине, природе, творчеству.
Замечательный вывод! добавить нечего. Спасибо! ловите мой голос!
Юлия Алексеевна Коваль # 6 декабря 2015 в 00:22 0
Дети знакомятся с истоками народного творчества, народными промыслами игрушек (Дымково). Сокровища русского народа - народные игрушки. Роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно.Донести до детей знания об истории народа и его традициях важно. Колоссальное нравственное воспитание, любить свою Родину и беречь родную природу.Развивается эстетическое восприятие образов народного искусства. Возможность увидеть какие игрушки были у детей в старину.