Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Конспект урока русского языка в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Автор: Виноградова Светлана Евгеньевна, учитель русского языка ГОБОУ детского дома-школы №1, специальной (коррекционной) школы VIII вида г.Боровичи, Новгородской области.
Описание материала: конспект русского языка для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида по теме «Состав слова» (закрепление знаний). Урок по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией И.М. Бгажноковой. Данный материал будет полезен учителям коррекционных школ для работы с учащимися при изучении состава слова. Учащиеся на практической основе учатся образовывать родственные слова, повторяют понятия «текст», «заголовок текста». Каждый учащийся на уроке получает возможность   проявить активность, применить имеющиеся у него знания по теме. Творческое заданием может быть использовано на коррекционных занятиях.

Тема: Состав слова (закрепление знаний).
Цель: повторить и закрепить знания учащихся о составе лова.
Задачи: развивать умение выделять части слова (морфемы);
            закрепить знания об однокоренных словах и умение их образовывать;
            расширять словарный запас учащихся.
Оборудование: карточки с морфемами, карточки с текстами; опора с творчески заданием, опорная таблица «Разбор слов по составу». Возможно использование мультимедийного оборудования.
Ход урока.
1) Организационный момент.
2) Повторение знаний о составе слова.

Учитель: Наши предки оставили нам в наследство великий русский язык. В нем тысячи слов. Но не только слова мы получили в наследство, а еще и «запасные части» к ним – приставки, суффиксы, окончания.
- В какой части слова заключено его значение?
Ученики: В корне слова.
Учитель: Как корень дерева дает жизнь листьям, так и от корня слова рождаются новые слова. Корень один, а слов у него много. И различаются слова одного корня разными приставками и суффиксами.
Корень слова – главная
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.            (В.А. Синицын)
Учитель: Что такое приставка?
Ученики: Часть слова, служит для образования новых слов.
Учитель: Что такое суффикс?
Ученики: Часть слова, служит для образования новых слов.
Учитель: Какие слова мы называем родственными?
Ученики: Слова, которые имеют один корень и общее значение.

3) Обобщение о родственных словах.
Учитель: Прочитайте запись на доске.
БИБЛИОТЕКА -  БИБЛИОТЕКАРЬ, БИБЛИОТЕЧНЫЕ.
ЧИТАТЬ – ПОЧИТАТЬ, ЗАЧИТАЛИСЬ, ДОЧИТЫВАЛИ.

Учитель: Можно ли назвать слова в каждой группе родственными? Почему?
Ученики: Можно, имеют один корень и общее значение.
Учитель: С помощью каких частей образованы слова в 1 группе?
Ученики: С помощью суффиксов.
Учитель: С помощью каких частей образованы слова во 2 группе?
Ученики: С помощью приставок.
Учитель: Спишите слова, разберите по составу.
(Проверка под диктовку, на доске)

4) Обобщение о порядке разбора слов по составу.
На доске слово ПЕРЕСАДКА.
Учитель: Давайте повторим порядок разбора слов по составу. Какую часть слова находим первой? Как?
Ученики: Окончание, изменяя слово по вопросам.
Учитель: Что находим во вторую очередь? (корень).Найдите в слове корень.
Ученики: Подбираем однокоренные слова: сад, засадить. Корень САД.
Учитель: Есть ли в этом слове приставка? Какая?
Ученики: Приставка стоит перед корнем, приставка ПЕРЕ-.
Учитель: Есть ли в слове суффикс?
Ученики: Суффикс стоит после корня, -К-.
В процессе работы появляется памятка по разбору слов по составу.
                        ПЕРЕСАДКА
1) Находим окончание – изменяем форму слова (пересадки, пересадку)
2) Находим корень слова – подбираем однокоренные слова (посадить, сад)
3) Смотрим, есть ли приставка – стоит перед корнем.
4) Смотрим, есть ли суффикс – стоит после окончания.

Учитель: Разберите слова по составу ПОЕЗДКА, ЛЕСНОЙ (с комментированием).
Учитель: Подберите к данным словам однокоренные слова (проверка по цепочке), разберите их по составу.

5) Образование групп однокоренных слов (работа с карточками-магнитами).
БЕГ, ПО, А, УН.
ЗВОН, ОК, ПЕРЕ, ИТЬ.
ГРИБ, НИК, Ы, ОК.
Учитель: Какие слова называют однокоренными?
Учитель: С помощью каких частей образуются новые слова?

6) Физкультминутка.
- Я буду называть однокоренные слова к слову дом. Если я права – вы приседаете, не права – наклоняетесь вперед.

7) Закрепление знаний по теме (карточки с текстами).
Учитель: Прочитайте текст.
Из ельника мне под ноги выкатился медвежонок. Я стал гладить его. Вдруг затрещали сучья, и вышла медведица. Я испугался. Но малыш бросился к матери, и они скрылись за деревьями. Встреча с медведями закончилась для меня только испугом.
Словарная работа: ельник.
Учитель: Докажите, что это текст.
Ученики: Предложения связаны по смыслу, объединены темой.
Учитель: Озаглавьте текст. (Обсуждение вариантов, выбор более удачного).
Учитель: В каком предложении заключена главная мысль текста?
Учитель: Найдите в тексте однокоренные слова, запишите в тетрадь, разберите их по составу. Подберите еще однокоренное слово.
(проверка коллективно).

8) Творческое задание.
1 вариант: ПОД           ВОД          Н              ИТ      
                    РАЗ                          НИК            ЫЙ
                                                                        А
  
2 вариант:  ЗА        МОРОЗ         К               ИТЬ
                    ОТ                             Н                 И
                                                                        ЫЙ

Учитель: Посмотрите на запись на доске. Как вы думаете, что нужно сделать?
Ученики: Образовать слова.
Учитель: Постарайтесь «собрать» как можно больше слов.
(Проверка по цепочке с записью на доске и в тетрадях)
Учитель: Можно ли назвать в группах слова родственными? (Разобрать, если образованы слова со значением «водить»)
Учитель: Составьте и запишите с любым из составленных слов предложение. (Зачитывают 2,3 учащихся).

9) Обобщение пройденного.
Учитель: Чему учились сегодня на уроке?
Какую работу вам понравилось выполнять?

10) Итоги урока, домашнее задание.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Конспект урока русского языка в 8 классе Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина»

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 5 классе

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Педагогические технологии, применяемые при работе с детьми, обучающимися в школе VIII вида | Конспект классного часа для 5-6 класса по теме Дружба
Опубликовано: 3755 дней назад (17 декабря 2013)
Просмотров: 13040
+5
Голосов: 5
Елена Викторовна Нестерова # 3 января 2014 в 20:22 0
Очень содержательный и интересный конспект! Хорошо прослеживаются все этапы работы! Доступно, познавательно!
Любовь иванова # 7 января 2014 в 13:34 0
Хороший, содержательный, продуманный конспект!
Тимофеева Ирина Олеговна # 20 января 2014 в 12:54 0
интересный ход урока! продумано! спасибо. Беру в копилку!
Надежда Григорьевна Кириличева # 7 февраля 2014 в 12:31 0
Хороший рабочий урок. Эмоциональное начало урока (стихотворение) позволяет детям настроиться на нужную волну. Очень доходчивое и подробное объяснение поможет ребятам справиться с заданиями. Например, с карточками-магнитами заинтересовывает учащихся, развивает интеллектуальные способности творческое задание "Собери слово". Дети решают и проблемный вопрос: какие слова являются родственными. Спасибо!