Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект по декоративно-прикладному творчеству в дополнительном образовании

Творческий проект «Разработка нетрадиционной техники получения изображения»
Автор: Ольховченко Э.А. – педагог дополнительного образования, МБУ ДО ДДТ, с. Кочубеевское
Введение
Тема моей работы: Нетрадиционные техники рисования.
Гипотеза: Можно ли, разработать такие приёмы рисования, которые уменьшат материальные затраты и временные ресурсы для реализации идеи.
Цель работы: Разработать технику рисования с быстрым визуальным эффектом.
Я поставила перед собой следующие дизайн - задачи:
- исследовать, как рисуют разные мелки, и какие сложности возникают у детей во время рисования.
- как проявляются их свойства на различных поверхностях.
- выполнить серию упражнений на фактурных предметах.
- найти оптимальные материалы и этапы ведения работы.
- попробовать совместить техники ИЗО и ДПИ.
Новизна моей работы заключается в том, что я использовала не традиционные техники рисования, а экспериментировала с фактурными поверхностями и совмещала рисунки с различными материалами и фурнитурой.
Актуальность заключается в том, что эта серия работ может служить наглядным пособием для обучающихся, может служить элементами оформления интерьеров, а пошаговые мастер-классы, опубликованные на различных творческих интернет - порталах помогут детям и педагогам в освоении предложенной техники.
Были выбраны следующие методы исследования:
-теоретические: была изучена специальная литература, просмотрены работы, выполненные в аналогичных техниках.
-эмпирические: были опробованы различные приемы получения изображения, что позволило совмещать разные техники, комбинировать материалы и фурнитуру для выполнения работ.
Основная часть
На занятиях я наблюдала за учениками. Часто они были полны идей, брались за дело с воодушевлением. Но иногда, на середине пути, у некоторых, интерес угасал по причине того, что не получалось выразить то хотелось. Или другой вариант – дети были довольны, но педагога не устраивал результат. Изображение было не понятно зрителю, хаотично и не всегда его можно было кому – то показать, а тем более где – то выставить. При работе с акварельными красками, из – за того, что ребята рисуют большими пятнами, которые, растекаются, не подчиняясь им, результат не всегда удовлетворительный. При работе цветными карандашами изображение часто выходит дробным, разбитым на множество мелких деталей. Мелки очень удобны, но рисуя линиями и пятнами, маленькие дети не всегда могут выразить то, что хотели нарисовать, изображение зачастую не понятно зрителю.
Техники рисования мелками
Я решила попробовать разработать такую технику, чтобы результат был быстрый и завершённый. Моё внимание остановилось на мелках. Сейчас в продаже имеется большое количество разных видов. Я попробовала подробнее исследовать эту тему и на практике выяснить, как в работе проявляются их качества. Итак, я определила 6 видов мелков. Попробовала ими порисовать и выявила их положительные и отрицательные свойства.

Название мелков - положительные качества; отрицательные свойства.
Пастель - красивые нежные тона - осыпаются с поверхности бумаги; требуют закрепления, пачкают руки.
Масляная пастель - яркие, насыщенные цвета, прочно держится на бумаге и ткани; ломкая.
Восковые мелки - яркие цвета, большая цветовая гамма, хорошо держаться на бумаге и ложатся на ткань;ломкие.
Гелевые мелки - удобны для маленьких детей; рисуют только линиями
Мелки для асфальта - покрытие больших поверхностей; ограничение работы – только улица.
Акварельные мелки - яркие цвета; требуют воду для использования, маркие для детей.

Я разработала анкету – опросник, чтобы выяснить, какие у детей возникают сложности при рисовании мелками. Задалась целью экспериментальным путём выработать такую технику рисования, которая была бы увлекательна и доступна. Это нужно для того, чтобы ребёнок вдохновился от процесса и результата, для поддержки интереса к творчеству в дальнейшем.
Анкета – опросник
1. Пробовал(а) ли ты рисовать мелками?
- да, пробовала;
- нет, не пробовала.
2. Что это были за мелки?
- Пастель
- Масляная пастель
- Восковые мелки
- Гелевые мелки
- Мелки для асфальта
- Акварельные мелки
3. Как ты пробовала рисовать мелками?
- научилась сама;
- показали друзья, подруги;
- увидела в детских журналах по ИЗО;
- показали на творческих занятиях;
- в интернете;
4. Всё ли у тебя получалось?
- успешно начала работу;
- не смогла начать задуманное;
- вела работу без проблем;
- столкнулась со сложностями выразить то, что хотелось;
- смогла правильно использовать изобразительные материалы;
- не смогла правильно использовать изобразительные материалы;
- завершила начатую работу;
- не завершила работу;
- оформила работу подходящим образом;
- не смогла оформить работу;
5. Не смогла завершить работу по причине:
- не знала как правильно использовать мелки;
- столкнулась со сложностями на каком – то этапе;
- не смогла подобрать хорошо сочетающиеся цвета;
6. Доволен ли ты конечным результатом;
- Да, мне полностью нравиться моя работа;
- Мне не совсем понравилось как я выполнил работу;
- Мне не понравилось, как выглядит моя законченная работа;
7. Хотела бы ты продолжить работать мелками?
- да, хотелось бы научится новым приёмам и техникам;
- нет, для меня это слишком сложно.
8. Как лучше заниматься творчеством?
- самостоятельно;
- с друзьями;
- в ИЗО студии, под руководством педагога.
Этапы проектной деятельности
Я выделила и разработала следующие этапы ведения работы:
Поисковый
• определение тематического поля и темы проекта;
• поиск и анализ проблемы;
• постановка цели и задач проекта;
• поиск информации в сети Интернет;

Аналитический
• сбор и изучение информации;
• анализ имеющейся информации;
• поиск способа достижения цели проекта;
• построение алгоритма работы.

Практический
• подбор мелков и фактурного материала для работы;
• построение конструктивных схем;
• разработка технологических операций;
• поэтапное выполнение работ;
• декорирование изделий.

Презентационный
• подготовка презентации;
• презентация и распространение опыта (выставки, публикации).

Контрольный
• анализ результатов выполнения проекта.
Дизайн - спецификация
1. Работы предназначены для размещения в интерьере дома или кабинета.
2. Должны быть оригинальны по технике исполнения.
3. Эстетично выглядеть и привлекать внимание.
4. Процесс их изготовления прост и интересен.

Так же разработала план работы и разделила всю предстоящую деятельность на этапы:
1 этап - исследование аналогов;
2 этап - подбор материалов для работы;
3 этап - практический процесс выполнения работ;
4 этап - анализ результатов деятельности.
Описание работ
Я заметила, что мелки ведут себя по – разному, на разных бумагах. Поэтому решила поэкспериментировать с разнообразными фактурными поверхностями. Первые упражнения – это проба мелков на различных предметах.


Но вот что я заметила - сами выпуклые предметы были интересны, а получаемое изображение не очень. Экспериментальным путём я отбирала предметы, которые можно наиболее удачно использовать в работе. Свои поиски я стала применять на практике и разрабатывать разные сюжеты. Пробуя подкладывать ажурные снежинки под тонированную бумагу, я получила интересную упаковочную бумагу для новогодних подарков



Это оказалось очень увлекательное занятие, повсюду мой взгляд стал выискивать не только объёмные предметы, но и те, которыми можно дополнять работы. Я выполнила серию тематических работ на тему природы и времён года.
Для работы «Весенний дождь» использовались узоры футляра от пудры, коробки от конфет, спицы, пайетки.



Работа «Лето, ах, лето» выполнена при помощи пластмассовых листочков, пайеток, бисера.



Для «Зимнего танца» применялись бумажная салфетка, вырезки из фольги, нитки.



Рисунок «Зимних узоров» составлен при помощи кружев.



Все работы напоминают какие – то ожившие гравюры, таинственные и недосказанные.

Я решила попробовать выполнить работу большего формата с тёмным фоном. Под такой размер пришлось моделировать и разрабатывать ёлку. Её детали - это части снежинки, размытость изображения как раз выражает нечёткость ночного образа. Я дополнила рисунок блёстками, фольгой, пайетками. Это придало работе законченный и стильный вид.




Мне понравилось, как ведут себя кружева, когда натираешь их мелками. Поэтому в следующей своей работе я задумала составить тематическую композицию – «Зимний букет» с использованием кусочков кружев. Я решила совместить техники ИЗО и ДПИ, для фона попробовать использовать ткань. Выбрала ткань нежно – зелёного цвета. Для вазочки изготовила шаблон из бумаги, а затем из картона. На матовый шёлк масляная пастель ложилась превосходно. Получалась профессиональная мягкая штриховка. Для букета я выбрала холодную гамму, потом дополнила фрагментами кружев.



Следующий эксперимент по получению нестандартного изображения мелками это «Снегопад». Здесь использовался тонкий шёлк для фона и вязаная салфетка. Мелки по шёлку ложились очень мягко, получались интересные цветовые переходы. Но мне хотелось сделать работу ещё более интересной, и я приложила капроновую ленту с серебряными снежинками. Получилось ощущение снегопада, бывает такое состояние природы зимой, когда всё мельтешит перед глазами. Всё это, придало работе какое – то своеобразие и уникальность.


Заключение
Я окунулась в прекрасный эксперимент. Весь мир наполнен чудесными фактурами. Мы зачастую этого не замечаем, нужно только присмотреться к красоте вокруг нас. Ход моего эксперимента показал следующее – каждый вид мелков имеет свои преимущества и недостатки.

Пастель - требует определённых навыков рисования, специальной тонированной бумаги, фиксатор для закрепления – подходит скорее. только для профессиональных художников.

Масляная пастель – появилась в продаже не так давно. Яркие цвета, прекрасно ложится и держится на всех поверхностях – на бумаге, ткани.

Один минус – высокая стоимость., так как предназначена для профессиональных художников.

Восковые мелки – оптимальны для детского творчества всех возрастов. Широкая цветовая палитра, держаться на разных поверхностях, доступны в цене, так как разрабатываются для детей.

Гелевые мелки – недавно в продаже. Удобны для малышей, но для нашей техники не подходят.

Мелки для асфальта – тоже нужный этап в детском познании мира. Большие поверхности можно обрабатывать, но работать только на улице, изображение не долговечно.

Акварельные мелки – хороши для познания основ изобразительного искусства, но специфичны в работе. Для применения в технике натирание мелками не подходят.

Теперь о самой технике «Получение изображения с использованием фактурных поверхностей». Результатом своих поисков я довольна. Таким способом, который я показала, действительно, очень быстро можно получать законченное, эффектное изображение. Применять эту технику можно на мастер – классах для детей, на краткосрочных занятиях по ИЗО, в школе на дополнительных занятиях, в летнем лагере.

Преимущества её – доступность материалов и выполнения, не обязательно иметь особые навыки рисования, чтобы получать желаемый результат.

Особо интересные получаются работы если совмещать приёмы изобразительной деятельности и техники декоративно – прикладного искусства. Ограничения только могут быть в отборе цветовой гаммы, чтобы не получалась мешанина цвета.

Гипотеза моих исследований подтвердилась. Экспериментальным путём я выявила и разработала приёмы изобразительной деятельности, которые позволяют быстро и эффектно выполнять работы и получать искомый результат.

Возможности для реализации и воплощения идей безграничны… Могут быть использованы совершенно неожиданные предметы и сочетание материалов. То есть процесс выполнения работы превращается в увлекательную игру с предметами, природой, фактурами и текстурами.

Рекомендуем посмотреть:

Творческий проект по декоративно-прикладному творчеству Творческий проект по изобразительному искусству. Коллаж Творческий проект в ДШИ. Веселые карандаши Использование проектов во внеурочной деятельности по МХК
Участник №18 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2021 года
Нетрадиционное рисование «Зимний букет» для младших школьников поэтапно с фото | Аппликация "Пасхальное яйцо" из бумаги для детей 7-9 лет пошагово с фото
Опубликовано: 1136 дней назад (10 марта 2021)
Просмотров: 897
+3
Голосов: 3
Светлана # 10 марта 2021 в 22:39 0
Какой изумительный проект! Очарована! Огромное спасибо за такой опыт, постараюсь со своими дошкольниками опробовать Ваши творческие находки.