Конкурсы

Конкурс эрудитов, 7 класс

Интеллектуальная игра для 7 класса

Сценарий интеллектуальной игры для 7 класса

Первый этап

Неустанно ищите факты, собирайте их в природе и книгах.

В.А. Обручев

Интеллектуальная игра позволяет активно включать детей в совместную творческую деятельность, развивает мотивацию к обучению и познавательные интересы детей. Интеллектуальные игры способствуют повышению качества знаний и умений детей, уровню их самостоятельности. Авторы предлагают провести конкурс эрудитов в течение года в два этапа. Первый этап посвящен естественным дисциплинам, второй - предметам гуманитарного цикла.

При подготовке данного мероприятия учитель должен предупредить детей, что эрудиция - это постоянное накопление знаний. Знания хранятся в книгах, а значит, нужно пойти в библиотеку, порыться в толковом словаре и в Интернете; нужно внимательно почитать и школьные учебники, чтобы придумать вопрос для соперников. Детям нужно сказать, что информация, найденная в энциклопедиях, может и не понадобиться им во время конкурса, но она все равно будет полезна для развития памяти, речи, логического мышления.

Интеллектуальную игру по предлагаемому сценарию учитель может провести сам, но, по мнению авторов, лучше предложить роли ведущих детям. Двое ведущих получают текст сценария (можно сделать 2 ксерокопии), учат ключевые слова, речевые штампы, чтобы в процессе игры не быть привязанными к тексту. Учителю следует предупредить ведущих, что они должны быть раскованны, естественны, поэтому не страшно, если они забудут свой текст, - нужно стараться говорить своими словами. Лучше, если каждый конкурс будут вести разные ведущие (каждую ксерокопию сценария разрезать на 6 частей по количеству конкурсов).

Цели: учить детей работе в команде; развивать интерес к познанию окружающего мира; способствовать формированию положительной оценки таких качеств, как эрудиция, широта кругозора, любознательность; побуждать детей к накоплению знаний, к поиску информации, к самостоятельной работе с книгой.

Форма: интеллектуальная игра.

Подготовительная работа:

1. За 1-2 недели до классного часа предупредить детей о конкурсе, тематике заданий (в основном это география, растительный, животный мир), предложить поработать в библиотеке с соответствующими томами детских энциклопедий.

2. Предложить детям объединиться в 2 команды, выбрать капитана, придумать название команды (название должно быть связано с поиском знаний, с любознательностью, с учебой), объяснить смысл названия. Сказать детям, что для этого следует обращаться к толковому словарю. Можно дать некоторые подсказки, например, как можно объяснить название.

«Искатель» - мы постоянно находимся в поиске информации, новых знаний.

«Следопыты» - следопыты идут по следу, мы тоже идем по следам фактов в поисках знаний.

«Штурман» - штурман проводит корабль по курсу к новым землям в океане, мы тоже прокладываем путь к новым знаниям в океане

«Знание - сила» - мы так назвали команду, потому что стремимся больше узнать и стать сильнее.

«Винчестер» - так называют жесткий диск компьютера. Жесткий диск накапливает и хранит информацию. Мы тоже собираем информацию, чтобы потом ее использовать.

«Олимп» - это высокая гора, где обитали боги Древней Греции. Для спортсменов - это высота, первое место. Для нас это тоже высота, покорить которую можно только знаниями.

«Антенна»-это устройство, которое улавливает радиоволны. А мы тоже как антенна, которая ловит знания.

«Панорама» - это вид, который открывается с высоты. Мы считаем, что знающие люди больше видят и понимают, потому что они поднимаются выше.

«Музы» - в Древней Греции они знали все науки и искусства и вдохновляли художников, поэтов и музыкантов. Мы тоже хотим все знать, стать интересными собеседниками.

«Стрела» - как стрела попадает в цель, так и мы умеем находить в книгах точные ответы на свои вопросы.

«Ракета» - чтобы сделать ракету, нужно очень много знать. Мы тоже к этому стремимся.

«Комета»-это небесное тело, которое имеет яркую, светлую голову и хвост. Мы тоже хотим быть яркими людьми, иметь светлую голову. Для этого нужно постоянно добывать знания.

3. Каждая команда должна подготовить по 3 вопроса для соперников. Условие: вопросы нужно взять из школьных учебников для 7 класса (география, история, биология, литература и т. п.).

4. Распределить роли между учащимися: ведущие (2 ученика), судьи (3 ученика: двое следят за соревнованиями, третий суммирует количество баллов и объявляет конечный результат).

Оборудование: сделать из картона медаль «Эрудит 7 "А"», прикрепить на ленточку.

Оформление: написать на доске эпиграф.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Игра «Конкурс эрудитов».

1. Представление команд.

2. Конкурс «Географический пинг-понг».

3. Конкурс «Самый-самый».

4. Конкурс капитанов «Загадки с подсказками».

5. Конкурс «Факты из учебника».

6. Конкурс «Хитрые вопросы».

III. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Дорогие ребята, сегодня на классном часе мы проведем конкурс эрудитов. Эрудиты - это люди, которые знают все и обо всем, это знатоки. Таких людей еще называют энциклопедически образованными. Есть ли в нашем классе эрудиты? Об этом мы сегодня узнаем.

Во время подготовки к соревнованиям вы побывали в библиотеках, перелистали много книг, энциклопедий, узнали много нового, интересного. И пусть в нашем сегодняшнем конкурсе вам потребуется лишь маленькая частичка этих знаний, вы все равно уже стали богаче, потому что знания - это то, чего нельзя ни украсть, ни отобрать, ни потерять. Я передаю слово ведущим (имена двух учеников). Судить наш конкурс будут три судьи (имена и фамилии детей).

Итак, ни пуха ни пера, желаю вам всем стать эрудитами!

II. Игра «Конкурс эрудитов»

1. Представление команд

(К доске выходят 2 ведущих.)

Ведущий 1. Сегодня в конкурсе эрудитов участвуют две команды. Каждая команда должна была выбрать название, которое связано с поиском знаний, с любознательностью, с учебой.

Ведущий 2. И каждая команда должна объяснить, почему было выбрано именно такое название.

Ведущий 1. Итак, знакомьтесь - команда мальчиков (название: «Искатель», «Следопыты», «Штурман», «Лицей», «Знание - сила», «Винчестер», «Олимп» и т. п.). Слушаем капитана (имя, фамилия).

(Капитан команды объясняет, почему выбрано именно такое название.)

Ведущий 2. Представляем также команду девочек (название: «Антенна», «Панорама», «Музы», «Стрела», «Ракета», «Комета» и т. п.) Слушаем капитана (имя, фамилия).

(Капитан команды объясняет, почему выбрано именно такое название.)

2. Конкурс «Географический пинг-понг»

Ведущий 1. Внимание, начинаем игру. Первый конкурс посвящен географии. Мы его назвали «Географический пинг-понг».

Ведущий 2. Каждая команда должна быстро, без обсуждения ответить на пять вопросов, которые «вбрасывает» ведущий.

Ведущий 1. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Ведущий 2. Внимание, вопросы для команды (название).

1. Какой древний народ представлял Землю в виде острова, который держится на трех слонах? (Древние индийцы.)

2. Как называется явление природы, при котором в воздухе можно увидеть разные предметы, находящиеся очень далеко? (Мираж.)

3. Какая часть поверхности Земли приходится на сушу? (Одна треть.)

4. Как называется самый нижний слой атмосферы? (Тропосфера.)

5. Где находится Долина смерти - полюс жары на Земле? (В Калифорнии.)

Ведущий 1.А теперь вопросы для команды (название).

1. Кому принадлежит фраза: «А все-таки она вертится!»? (Галилею.)

2. Как называется явление, при котором вокруг Солнца и Луны образуются радужные круги? (Гало.)

3. Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан? (Две трети.)

4. В каком атмосферном слое можно встретить серебристые облака? (В стратосфере.)

5. Где в России находится Долина гейзеров? (На Камчатке.)

Ведущий 2. Просим наших арбитров подвести итоги первого конкурса.

Судья 1. Счет в первом конкурсе (называет счет) в пользу команды (название).

3. Конкурс «Самый-самый»

Ведущий 1. Начинаем второй конкурс. Этот конкурс называется «Самый-самый».

Ведущий 2. Вам предстоит дать ответы на 5 вопросов, которые касаются различных рекордсменов в природе. Команды могут обсуждать ответ в течение 1 минуты.

Ведущий 1. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Но если ответ был дан без обсуждения, он оценивается в 2 балла.

Ведущий 2. Команда (название), слушайте вопросы.

1. Самый крупный в России действующий вулкан. (Ключевская сопка.)

2. Самая глубокая впадина в Тихом океане, глубина которой свыше 10 км. (Марианская впадина.)

3. Самое низкорослое племя на Земле. (Пигмеи, средний рост 140 см.)

4. Самая крупная ягода. (Арбуз.)

5. Самый короткий день в году. (22 декабря.)

Ведущий 1. А теперь вопросы для команды (название).

1. Самая многоводная река земного шара. (Амазонка.)

2. Самая большая пустыня. (Сахара.)

3. Самое высокое дерево. (Эвкалипт.)

4. Птица с самым большим клювом. (Пеликан.)

5. Самый длинный день в году. (21 июня.) Ведущий 2. Итак, оценки жюри.

Судья 2. В этом конкурсе победила команда (название) со счетом (называет счет).

4. Конкурс капитанов «Загадки с подсказками»

Ведущий 1. Вот и пришел черед для конкурса капитанов. Этот конкурс мы назвали «Загадки с подсказками». Он оценивается в 3 балла. Вы должны угадать имя капитана, используя 5 подсказок.

Ведущий 2. Но если вы уверены в правильном ответе, можете и не использовать все подсказки, а дать ответ досрочно. Ведущий 1. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Ведущий 2. Итак, загадка первая. Вам нужно угадать имя капитана.

Ведущий 1. Послушайте подсказки.

1. Он первый предложил плыть в Азию через Атлантический океан.

2. В случае открытия им новых земель он выдвинул 4 требования:

• чтобы его назначили вице-королем этих земель;

• чтобы четверть всех доходов от торговли с этими землями шла в его пользу;

• чтобы ему присвоили чин адмирала;

• чтобы все его звания и чины перешли по наследству детям.

3. Когда его флотилия отправилась на поиски новых земель, экипаж кораблей состоял из осужденных преступников.

4. До самой смерти он не знал, что земля, которую он открыл, находится не в Азии, а совсем в другой части света.

(Христофор Колумб.)

Ведущий 2. Теперь загадка для капитана другой команды. Эта загадка тоже о капитане. Кто он?

Ведущий 1. Послушайте подсказки.

1. Он, как и Колумб, отправился к берегам Индии.

2. Когда он возглавил эскадру и отправился в плавание, ему было всего 28 лет.

3. Плавание длилось 2 года и 2 месяца.

4. Две трети моряков погибли в этом плавании от цинги.

5. После его плавания часть Индии превратилась в колонию Португалии.

(Васко да Гама.)

Ведущий 2. Ответы получены. Ждем оценки судей.

Судья 1. Мы считаем, что капитан команды (название) лучше справился с заданием. И в этом конкурсе его команда победила со счетом (называет счет). (Или: Мы считаем, что силы капитанов были приблизительно равными. Счет в этом конкурсе (называет счет).)

5. Конкурс «Факты из учебника»

Ведущий 1. Вот и подошло время для домашних заготовок.

Ведущий 2. А значит, для конкурса «Факты из учебника».

Ведущий 1. Напоминаю, что вы должны были подготовить по три вопроса для команды соперников.

Ведущий 2. По условиям этого конкурса для составления вопросов нужно было использовать факты из школьных учебников.

Ведущий 1. Время на обсуждение ответов - 1 минута. Оценка за каждый правильный ответ - 1 балл.

Ведущий 2. Итак, слово команде (называет команду).

(Члены команды по очереди задают вопросы соперникам.)

Ведущий 1. Теперь свои вопросы задает команда (называет команду).

(Члены команды по очереди задают вопросы соперникам.)

Ведущий 2. Судьи скажут нам, кто победил в этом конкурсе.

(Судья 2 объявляет результат.)

6. Конкурс «Хитрые вопросы»

Ведущий 1. И наконец, самый трудный наш конкурс. Это конкурс «Хитрые вопросы». В нем проверяются не только знания, но и сообразительность, умение логически мыслить.

Ведущий 2. На каждый вопрос даем 10 секунд.

Ведущий 1. Каждый ответ - 1 балл.

Ведущий 2. Вопросы команде (называет команду).

1. Самый распространенный напиток, утоляющий жажду. (Вода.)

2. Какая азбука состоит из 2 знаков? (Морзе.)

3. Что может быть солнечным, лунным, юлианским, григорианским? (Календарь.)

4. Они родились в античные времена, потом были забыты. Теперь они проходят каждые четыре года, причем только зимой и летом. (Олимпийские игры.)

5. Расшифруйте аббревиатуру ШКИД в ироническом ключе. (Пример: «Школа Красивых Интеллектуальных Детей».)

Ведущий 1. А теперь на хитрые вопросы отвечает команда (называет команду).

1. Самая распространенная обувь в России XVHI в. (Лапти.)

2. В каком месяце меньше всего ночей? (В феврале.)

3.6 ног, 2 головы, а хвост один. Что это? (Всадник на коне.)

4. Указ об этом празднике подписал Петр ! в 1700 г. Во время праздника был фейерверк, все ворота украшали зелеными ветвями и цветами. Что это за праздник? (Новый год.)

5. Расшифруйте аббревиатуру НАТО в ироническом ключе. (Например, «Наше Абсолютно Трезвое Общество».)

Ведущий 2. С нетерпением ждем судейских оценок этого конкурса и результатов всего состязания.

Судья 2. В последнем конкурсе победила команда (называет команду).

Судья 3. А звание «Эрудит 7"А"» завоевала команда (называет команду), она победила с общим счетом (называет счет). Просим классного руководителя вручить медаль победителям.

(Дети аплодируют. Классный руководитель вручает медаль.)

III. Подведение итогов

Классный руководитель. Ребята, наш конкурс завершен. Как вы считаете, нужны ли такие конкурсы в 7 классе? Что они вам дают?

Примерные ответы детей:

- Конкурсы эрудитов очень нужны. Мне понравилось работать в читальном зале. Я могла читать те книги, которые домой брать нельзя.

- Мне понравилось рыться в книжках, многое мы не учим на уроках, но это интересно было узнать.

- Эрудитом быть очень почетно. Всем нравится с тобой общаться, ты всегда можешь рассказать что-то интересное.

- На уроках можно использовать полученные знания, чтобы повысить оценку,

- Понравились ведущие. Я тоже хочу вести такой конкурс. Мне кажется, у меня бы получилось.

Страницы: 1 2

Ирина Евгеньевна Котова # 27 ноября 2014 в 22:14 0
Содержательная программа конкурса. Много заданий на развитие творчества и мышления ребенка! Спасибо!
Наталья Михайловна Балакина # 3 декабря 2014 в 19:07 0
Огромное спасибо за интересный сценарий. Продуманы конкурсы по разным темам.
Татьяна Владимировна Новойдарская # 6 декабря 2014 в 18:39 0
Интересный классный час! Моим деткам понравилось мероприятие. Спасибо большое.
Антонина Борисовна Чистякова # 11 декабря 2014 в 23:20 0
У меня 6 класс. Я думаю, что им понравится такое мероприятие, особенно конкурсы. Спасибо
Николай Иванович Петров # 2 января 2015 в 15:51 +1
Спасибо за разработку! Увлекательное, познавательное и поучительное занятие. Интересные вопросы. Развитие ребенка - главная цель педагога. Спасибо за творческий подход к работе.
Ярослав Витальевич Кузнецов # 13 июня 2015 в 12:35 0
Очень хорошая разработка. Приму на вооружение. Спасибо.
Ираида Леонидовна Родионова # 7 ноября 2015 в 23:20 0
Хорошая познавательная игра, способствует развитию познавательного интереса и расширяет кругозор детей. Спасибо.
Светлана Алексеевна Шилкина # 9 февраля 2016 в 18:38 0
хороший классный час. Я бы использовала данный материал, как внеклассное мероприятие по географии. Можно сделать сборные команды из 5-7 классов. Интересные вопросы.Спасибо!
Наталья Александровна Дулина # 25 февраля 2016 в 10:24 0
Отличное мероприятие. Вопросы из разных областей знаний будут интересны всем. Соревновательный момент всегда проходит на "ура" у детей. Спасибо. Обязательно воспользуюсь.
Анна Владимировна Долгова # 2 апреля 2016 в 18:46 0
спасибо за хорошую содержательную работу, возьму на заметку!
Валерия Валерьевна Радионова # 20 ноября 2016 в 13:38 0
Очень интересная разработка. Несомненном плюсом является подготовка детей в библиотеке. Важен и соревновательный момент, это стимулирует детей.