Конкурсы

Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо», 9 класс. Конспект

Устный журнал «Что такое “хорошо” и что такое “плохо”», 9-10-й класс

Цели

1. Воспитание правовой культуры учащихся, профилактика преступлений и правонарушений

2. Формирование осознанного поведения, осмысления своих поступков.

Предварительная подготовка

1. Создание алфавита темы обсуждения

2. Поиск пословиц и поговорок о вредных привычках.

3. Обсуждение ситуаций по теме устного журнала.

4. Анкетирование учащихся по теме устного журнала.

5. Сочинение - размышление учащихся «Взгляд на проблему со стороны...»

6. Приглашение гостей для участия в устном журнале

Эпиграф

Крошка - сын к отцу пришел

И спросила кроха:

Сценарии нравственных классных часов

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

В. Маяковский

 

Что было вчера,

То забыть пора.

С завтрашнего дня,

с завтрашнего дня

Ни соседям, ни друзьям

Не узнать меня.

Песня кота Матроскина из м/ф «Зима в Простоквашино»

Алфавит темы обсуждения

- Алкоголизм;

- Беспечность;

- Воровство;

- Грубость, грабеж;

- Драка;

- Жестокость, жаргонизм;

- Издевательство;

- Курение, кража, клевета;

- Мусор в общественных местах;

- Наркомания;

- Преступление;

- Токсикомания;

- Уличение, улика;

- Факты;

- Хулиганство;

- Цепная реакция;

- Черная полоса жизни;

- Шепот за спиной;

- Э;

- Ю;

- Я.

Пословицы и поговорки по теме устного журнала

- С кем поведешься, от того наберешься.

- Был бы омут, а черти будут.

- Была пора, так не было ума: а пора ушла, и ум пришел.

- Была и честь, да не сумел ее снесть.

- В вине больше погибает, чем в море утопает.

- В воре что в море, а в дураке что в пресном.

- В чужую дудку не наиграешься.

- Голова б думала, ноги не пошли.

- Дурную славу нажить - как пить попросить.

- Жизнь измеряется не годами, а делами.

- За худую привычку и умного дураком обзывают.

- Книгу продал, да карты купил.

- Неправда, что дуга ветловая: концы в воде, так середка наружу, середка в воде - концы наружу.

- Поделом вору и мука.

- Тяжело голове без плеч, худо и телу без головы.

- Человек путной, сам себя путал, да и людей под себя связал.

- Язык лепечет, а голова не ведает.

Ситуации по теме устного журнала

Ситуация № 1

После уроков Лена спустилась в гардероб школы. Рядом с вешалкой, на которой висело ее пальто, лежал мешок. Открыв мешок, Лена увидела, что в нем спортивная форма: кроссовки и спортивные брюки. Недолго думая, Лена переложила вещи к себе в сумку и ушла из школы. Через некоторое время она надела кроссовки в школу, а спортивные брюки начала носить на уроки физкультуры. Однажды к ней подошла девочка и сказала: «Это мои кроссовки. Верни мне их обратно».

Как поступила Лена? Как вы можете оценить и разрешить ситуацию?

Ситуация № 2

Однажды после уроков Саша сказал своим друзьям, что у него есть что - то очень интересное и попросил их сразу не расходиться. Ребята собрались в близлежащем парке на скамейке. Саша достал из кармана что-то завернутое в бумагу и сказал, что друг угостил его весьма безобидным наркотиком. Если его попробовать, то становится весело, мир меняется, появляются интересные ощущения. Кто с опаской, кто с интересом разглядывали порошок, а затем решили все- таки попробовать. Хотя бы один раз, ведь интересно...

Как вы оцениваете данную ситуацию?

Ситуация № 3

Идя на дискотеку, кто-то предложил купить несколько бутылок водки и вина. Компания была большая, поэтому выпивки досталось немного, но есть совершенно не хотелось. Чувствовалось только легкое головокружение, это придавало особую необычность и интерес к своему состоянию.

Придя на дискотеку, хотелось веселиться, куражиться, задирать кого-то. Ему понравилась девчонка, которую очень хотелось пригласить танцевать. Но она не пошла с ним, только презрительно скривилась. Ребята, увидев, что меня проигнорировала девчонка, начали смеяться, а меня это разозлило, я подошел и ударил ее...

Как вы оцениваете данную ситуацию?

Ситуация № 4

...Это повторяется изо дня в день. Каждое утро он просыпается. Говорит, что это было последний раз, обещает, что подобное никогда не повторится. Мама плачет, молча вытирает глаза, подает ему еду и соглашается абсолютно со всем, что он говорит. Она не возражает, она молчит, потому что знает - вечером повторится все тоже самое...

Я его очень люблю, люблю его, когда он трезвый. Мой отец умеет все: готовить еду и мастерить, решать задачи и чинить машины. Я его ненавижу, когда он пьян. Он перестает быть человеком и становится зверем. Он бьет маму, я не могу никуда уходить из дома, потому что

Боюсь оставить ее одну. Друзья советуют мне обратиться в милицию, но мне его очень жаль...

Как поступить в такой ситуации?

Анкетирование учащихся

1. Пил (а) ли ты в своей жизни спиртные напитки?

2. Какие спиртные напитки тебе нравятся?

3. Как часто ты пьешь спиртные напитки?

4. Пьешь ли ты спиртные напитки в кругу семьи?

5. Что ты испытываешь после принятия алкоголя?

6. Много ли ты куришь?

7. Что для тебя курение - дань моде или привычка?

8. Курят ли в твоей семье?

9. Куришь ли ты вместе с родителями или в их присутствии ты этого не делаешь?

10. Какие сигареты ты предпочитаешь?

11. Пробовал ли ты в своей жизни наркотик?

12. Возникает ли у тебя желание его попробовать?

13. Видел ли ты когда-нибудь состояние, которое переживает человек, попавший в зависимость от наркотиков?

14. Предлагал ли кто-нибудь тебе попробовать наркотик?

15. Ты когда-нибудь воровал?

16. Тебе хотелось бы иметь среди своих друзей вора?

17. Ты мог бы ударить человека?

18. Тебе трудно сказать человеку правду о нем?

19. Считаешь ли ты, что со злом и пороками можно мириться?

20. Можешь ли ты предложить пути борьбы с человеческими пороками?

21. Может ли быть эта борьба успешной, если ее осуществляют только люди, имеющие для этого определенные полномочия?

22. Можно ли помочь своим друзьям в трудной ситуации, если вовремя сказать им правду о их поступках?

23. Надо ли бороться с самим собой?

24. К кому ты можешь обратиться, если в твоей жизни или в жизни твоих друзей случится беда?

Сочинение - размышление «Взгляд со стороны»

В сочинении ребята могут проанализировать проблему «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» со своей точки зрения. Ведь если взрослые считают, что распитие спиртных напитков это - плохо, так не всегда не считают их ученики - старшеклассники. Необходимо дать возможность ученикам изложить свой взгляд на данную проблему, определить их отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы в ходе классного часа обратить внимание учащихся на мнения их сверстников. Самое главное - чтобы ребята не только писали разумно, но поступали разумно.

Приглашение гостей для участия в устном журнале.

Необходимо пригласить для участия в устном журнале психолога, социального педагога, врача - нарколога, юриста, родителей учащихся (по желанию). Специалисты - участники устного журнала должны не только ответить на вопросы учащихся, но и проанализировать обсуждаемые ситуации, высказать свое мнение по анкетам учащихся.

Ход устного журнала

Классный час проводится в актовом зале или классном кабинете. Стулья поставлены амфитеатром. На спинках стульев висят таблички: участники. Перед стульями сбоку стоит стол, на котором название: эксперты. За столом располагаются гости устного журнала.

На доске надпись: Что такое «хорошо» и что такое «плохо» и слова песни - эпиграфа устного журнала. Для демонстрации презентации подготовлен экран

(Выходят ведущие.)

Ведущий 1. Уважаемые одноклассники, гости нашего журнала, педагоги! Сегодня мы хотим познакомить вас со страницами устного журнала «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Ведущий 2. Мы совершенно не случайно выбрали эту тему предметом нашего сегодняшнего разговора.

Ведь не зря существует такая фраза: то, что хорошо одному, совершенно плохо другому и наоборот.

Ведущий 1. Но есть вещи, которые неоспоримы, они определяются только понятиями это - хорошо, а то - плохо. И сегодня помогут нам разобраться в этих вопросах наши эксперты. Встречайте!

(Эксперты проходят и занимают свои места. На экране слова, обозначающие понятия правового алфавита.)

Ведущий 1. Уважаемые участники! Знакомы ли вам эти слова? Слышали ли вы их когда-нибудь? Когда и при каких обстоятельствах вы с ними познакомились?

(Ребята-участники рассказывают, когда они впервые услышали эти слова, с какими ситуациями это было связано.)

Ведущий 2. Давайте попробуем обратиться к нашему алфавиту и более подробно остановиться на некоторых его буквах и словах, связанных с ними. Безусловно, открыть секреты каждого слова нашего специального алфавита мы не сможем, но некоторые понятия для нас с вами весьма важны

Ведущий 1. Алкоголизм...Что стоит за этим словом? Так ли оно страшно для каждого человека и человечества? Для каждого из нас?

С чем связано для человека употребление алкоголя? Почему именно употребление алкоголя приводит к дурным последствиям? На эти и другие вопросы мы хотели бы сегодня получить исчерпывающий ответ.

Ведущий 2. Но для начала мы обратимся к результатам анкетирования учащихся нашего класса и проанализируем ответы одноклассников.

(Один из учеников класса знакомит ребят с результатом анкетирования. Для наглядности используется экран и компьютерная презентация.)

Ведущий 1. А теперь давайте обратимся к ситуациям, которые были описаны в одной из молодежных газет и попытаемся высказать свое мнение по теме, затронутой ее авторами.

(Учащиеся читают с жрана статьи № 3, №4 и анализируют их.)

Ведущий 2. Готовясь к участию в сегодняшнем разговоре, учащиеся класса обращались к статистике, различным источникам и нашли статью великого русского писателя Л.Н. Толстого под названием «Что вино делает с человеком» Оно лучше всякой статистики дает характеристику понятию «алкоголизм».

Ученик 1. Л.Н. Толстой обращает внимание на то, что девять десятых всех преступлений человека совершается на почве алкоголизма. Он пишет: «Редкий вор, убийца совершает свое дело трезвым. От употребления пьяных напитков происходят особенные, свойственные только пьющим, мучительные болезни, от которых умирает много людей. Третье и самое ужасное последствие пьяных напитков - то, что вино затемняет разум и совесть людей: люди от употребления вина становятся грубее, злее и глупее. Пьяное веселье всегда заканчивается драками, ругательствами, всякого рода преступлениями и унижениями человеческого достоинства.

Ученик 2. Эта статья написана несколько веков назад, но впечатляет тем, что описывает пороки сегодняшнего дня достаточно достоверно. Не так ли, уважаемые эксперты? Нам хотелось бы задать вам несколько вопросов и получить исчерпывающие ответы, анализируя проблему алкоголизма в наше время и поступок молодого человека из обсуждаемой нами статьи.

(Выступают психолог, юрист, врач.)

Ученик 1. Заканчивая статью по проблеме алкоголизма, Л.Н. Толстой обращается к молодежи. Вот его слова, обращенные к нам с вами:

«Если ты молодой человек, еще никогда не пивший, еще не отравленный ядом вина, - дорожи своей неиспорченностью и свободой от соблазна! Если ты вкусишь соблазна, тебе уже труднее будет побороть его. И не верь, что вино увеличивает веселье. Твоим годам свойственно веселье истинное, хорошее веселье, а вино только из истинного, невинного веселья сделает твое веселье пьяным, безумным и порочным.

Выпивши, ты сделаешь то, чего и не подумал бы сделать трезвый. Зачем тебе подвергать себя такой страшной опасности?»

Ведущий 1. Слова Л.Н. Толстого столь убедительны, что спорить или возражать ему - бесполезное и ненужное занятие.

Ведущий 2. А есть ли в русском фольклоре пословицы и поговорки на эту тему?

(Выступления учащихся с собранными пословицами и поговорками.)

Ведущий 1. Наше телевидение, средства массовой информации изобилуют передачами, репортажами, связанными с темой алкоголизма. А каким видят алкоголизм наши одноклассники?

Ведущий 2. Мы предлагаем ребятам зачитать свои сочинения на обсуждаемую тему.

Ведущий 1. Тема алкоголизма болезненна и опасна. Но не менее страшна тема употребления наркотиков.

Ведущий 2. Давайте обратимся к статистике анкетирования учащихся класса.

Ведущий 1. Говорят, что стать наркоманом не трудно. Трудно выйти из состояния наркотической зависимости и вернуться к нормальной жизни.

Ученица. «...Это была всего лишь неделя ее пребывания в клинике. Он сидел рядом, держал ее руку, немая усталость забирала его последние силы. Она была по- прежнему красива, несмотря на бледность лица и безжизненность широко распахнутых глаз.

Монотонно капала капельница, кукушкой отсчитывая последние секунды жизни. Он сидел рядом несколько суток, не позволяя ее родным забирать из его рук ее безжизненную исколотую руку.

Он вспоминал... Он помнил ее веселой и энергичной, смешливой и сосредоточенной. Экзамены, поездки за город, встречи с друзьями, шумные праздники - все это было в их жизни.

А потом пришел тот черный день, когда она призналась ему в этом...

Ученик. Он кричал, просил, умолял, но...молчал, скрывая Это от родных и близких, взрослых, защищая свою любимую. Он боялся огласки, боялся разговоров, которые могли бы ее запятнать, обидеть, он ею дорожил...

«Парень, парень!» - прозвучали слова вдалеке. «Забирать вещи будете?»

На больничной тумбочке- ее вещи: старые фенечки, колечки, несколько фотографий, с которыми она никогда не расставалась, тетрадка с любимыми стихами. Ее нет и больше никогда не будет...

На улице шел дождь. Он шагал сквозь пелену дождя, в его голове молотом стучали слова: виноват, виноват, виноват...

Ведущий 2. Это - реальная история, которых в нашей жизни встречается довольно много. Стоит только открыть дверь в лечебное учреждение, в котором проходят курс лечения от наркотической зависимости, и сердце может не выдержать от рассказов о трагедиях, связанных с наркоманией.

И все -таки, что могут сказать нам наши сегодняшние эксперты по данной проблеме.

(Эксперты отвечают на вопросы учащихся.)

Ведущий 2. Каждый из нас может привести статьи из газет и журналов о наркомании и наркоманах.

А как на практике, как поступить в реальной жизни, когда твой друг, приятель тебе предлагает попробовать и при этом ищет повода, чтобы потом посмеяться над тобой? Об этом - в ситуации, которую мы для вас приготовили.

(Учащиеся анализируют ситуацию № 2. Им помогают эксперты.)

Ученик.

Мне сон приснился очень странный:

Два голоса звучат в глуши:

Один трагический, печальный,

Другой - восторг живой души.

Пока не высохла роса,

Послушаем их голоса:

Ученица.

«Лечу в пространство безвозвратно,

Жизнь моя проносится стрелой.

И нет дороги мне обратной,

Все стерто в памяти больной...

Кто защитит меня, не знаю:

Душа отравлена бедой,

Я - наркоманка, я страдаю,

И друга нету за спиной.

Таких, как я, наверно, много.

Мы все - как журавлиный крик.

Вы не судите слишком строго.

Ведь наша жизнь - лишь только миг.

Ученик.

«Как жизнь прекрасна, жить хочу –

в восторге от всего земного

Во сне и наяву лечу –

Не надо ничего другого...

Я выбираю жизнь.

Везде она всегда со мной. И всюду –

В богатстве, в роскоши, в нужде

Другим служить я людям буду.

И голоса пропали вдруг,

Растаяли, как дуновенье.

Открыв мне истину свою,

Даря надежду и терпенье.

Ведущий 1. А сейчас мы хотели бы услышать мнение наших экспертов и задать им свои вопросы.

(Эксперты анализируют ситуацию, приводят статьи закона по проблеме наркомании, служебную статистику.)

Ведущий 2. Всякие пороки страшны. Есть еще один, называемый воровство. Говоря о воровстве, я сразу вспоминаю Юрия Деточкина из фильма Л. Гайдая «Берегись автомобиля»

Ведущий 1. А мне приходит на ум информация о том, что и сегодня в некоторых африканских странах человек, однажды укравший что - либо изгоняется из племени и до конца своей жизни не имеет права жить среди своих соплеменников.

Ведущий 2. Воровство - это порок, который и в сегодняшнем мире спокойно существует и мирно соседствует с благородством и порядочностью, добротой и любовью.

Ведущий 1. А так ли уж мирно? Давай зададим вопрос ребятам и узнаем их отношение к воровству.

(Высказывания учащихся, анализ статистики и анкетирования.)

Ведущий 2. Прежде, чем мы поставим окончательную точку в анализе этой проблемы, давайте обратимся еще к одной ситуации и попробуем высказать свои суждения.

(Учащиеся анализируют ситуацию № 1.)

Классный руководитель. Сегодня мы проанализировали в созданном нами правовом словаре лишь три слова - алкоголизм, наркотик, воровство, а сколько в этих словах боли, беды, трагедий и несчастий! Мне кажется, если бы слова были живыми существами, они бы кричали и просили избавить их от того страшного смысла, который в них заключен. За этими словами слезы матерей и отцов, болезни детей и взрослых, смерти и увечья, потеря смысла человеческой жизни. И даже если нас с вами это не коснулось, мы не вправе об этом не говорить. Мы не должны быть равнодушными, мы не должны проходить мимо, потому что наши слова, наши решительные действия могут спасти чью-то жизнь, а значит, сохранить радость.

(Подведение итогов устного журнала.)

Рекомендуем посмотреть:

Классный час 9 класс. Нужны ли нам мигранты?

Классный час на тему «Великая битва за Москву», 9 класс

Тематический классный час на тему «День воинской славы России» 9 класс

Познавательная программа для 9 класса о чае и кофе. Сценарий

Классный час на тему экология 9 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!