Классный час «В человеке должно быть всё прекрасно» 7 класс

Беседа для учащихся 7 класса на тему «В человеке всё должно быть прекрасно»

Применительно к нравственности единственно истинны только следующие слова мудрецов древности: «Быть нравственным - означает жить согласно нравам своей страны...»

Фр. Гегель

Ход беседы

1. Чтобы быть счастливым.

Что самое важное для человека? Крепкое здоровье и счастье. Именно этими пожеланиями пестрят наши поздравительные открытки. Этими пожеланиями напутствуют юбиляров независимо от того, сколько лет им исполнилось - десять или пятьдесят. И это верно, ведь одно без другого невозможно. А в чем состоит человеческое счастье, из чего оно складывается?

Понятие «счастье» определяется как состояние высокой удовлетворенности жизнью. Это удовлетворение мы испытываем, когда ощущаем себя связанными с людьми, природой, когда мы находимся в истинном согласии с самим собой.

По латыни счастье называли фортуной, с французского языка оно переводится как «шанс», а с английского - «удача». В русском языке слово «счастье» имеет общеславянские корни - приставка «съ» - в значении - «хороший» и «часть» - «доля», «удел». Первоначально слово «счастье» употреблялось в значении «хорошая доля», «совместное участие».

Это интересно!

Семантика слова «счастье» отражает представления разных народов о нем: для одних это шанс, удача в жизни, для других - часть его жизни и участие в счастье другого человека. Каждая эпоха представляла свой манифест счастья, в котором были размещены ценностные приоритеты, предпочтения и интересы человека. Каждый человек имеет свой идеал счастья, который с возрастом может меняться, как меняется само ощущение счастья.

Спектр счастья широк. Это может быть везение и удача. Это могут быть переживания, особенно радостные. Это может быть даже мгновение жизни, если оно было очень ярким. И, наконец, это может быть удовлетворение жизнью в целом. Сила переживания удовлетворенности жизнью позволила психологам выделить 5 ступеней счастья.

Пять ступеней счастья:

• Состояние удовлетворенности самим фактом существования (я жив).

• Удовлетворенность материальными благами (я приобрел).

• Удовлетворенность от общения с другими людьми.

• Удовлетворенность в момент творчества (созидаю, создаю).

• Удовлетворенность от деятельности по совершенствованию жизни (оставляю после себя).

Это восхождение можно условно изобразить как ступеньки к наибольшему счастью. Начинается это восхождение от умения дорожить радостью бытия, умения видеть счастье уже в том, что ты идешь по земле, и заканчивается «ступенькой» высшего счастья - умения созидать, счастья творчества. Принцип созидания: обретать, давая.

2. Поговорим о нравственности.

На всем земном шаре из всех существ, населяющих его, один только человек имеет понятие о нравственности. Все знают, что действия человека бывают или хорошими - или дурными, или добрыми - или злыми, нравственно-положительными - или нравственно-отрицательными (безнравственными). И этими понятиями о нравственности человек отличается от всех животных. Животные поступают так, как свойственно поступать им по природе, или же так, как они приучены, например, дрессировкой. Но они не имеют понятия о нравственном и безнравственном, а потому их поступки нельзя рассматривать с точки зрения понятий о нравственности.

Человек несет нравственную ответственность только за те поступки, которые он совершает, во-первых, в сознательном состоянии и, во-вторых, будучи свободен при совершении этих поступков. Только тогда к этим поступкам применяется нравственная оценка, и только тогда они, как говорят, человеку вменяются в вину, в похвалу или в осуждение. В противоположность этому люди, не сознающие характера своих поступков  (младенцы, лишенные рассудка и т. д.) или же насильно вынужденные совершать их против своей воли, считаются невменяемыми, и ответственности за эти поступки они не несут.

Однако людей, находящихся в алкогольном опьянении, не признают невменяемыми, так как они начинали свое пьянство в нормальном и трезвом состоянии, прекрасно зная о последствиях опьянения. Поэтому в некоторых государствах северной Европы человек за совершение преступления в пьяном состоянии наказывается вдвойне: 1) за то, что напился, и 2) за совершенное преступление.

Чаще всего нравственный закон признается для людей врожденным, то есть вложенным в природу человека. В пользу этого говорит одинаковое представление человечества о нравственности. Конечно, прирожденной может быть признана только сама нравственная потребность, своего рода нравственный инстинкт, но нераскрытые и ясные нравственные понятия и идеи. Такие ясные нравственные понятия и идеи развиваются в человеке через воспитание и влияние предшествовавших поколений.

3. Общечеловеческие ценности.

Что важнее всего в человеке? Какое место в иерархии человеческих ценностей занимает совесть? Попробуем задуматься над этим вопросом.

Совесть - это наш внутренний судья. (Гольдбах.)

Совесть - это когтистый зверь, скребущий сердце. (Л. Ландау.)

В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица.)

Стыд - одна из самых главных нравственных категорий, если говорить о народном понимании нравственности. Понятие это стоит в одном ряду с честью и совестью, о которых у Александра Яшина сказано так:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть еще:

Совесть,

Честь.

Совесть - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Понятие совести — понятие нравственное, корневое. К тому, как мы строим дом, как чертим чертеж, как делаем открытия, как добываем нефть, растим детей, лечим людей, общаемся с товарищами, - к каждому поступку, который можно оценить по шкале нравственности, имеет отношение совесть.

Совесть - это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека. Нравственной личностью человек становится лишь тогда, когда в душе его навсегда поселяются совесть, стыд, ответственность и долг. Это четыре важнейших источника, питающих моральную доблесть и культуру человека. Они взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой.

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь, как человек.

Совесть, благородство и достоинство...

Б. Окуджава

Это важно знать!

Есть такие тонкие и нежные, сильные и мужественные, несгибаемые понятия - это честь и достоинство человеческой личности. В жизни человек соприкасается с красотой и подлостью, радостью и горем, любовью и предательством. Можно по- разному определять цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека - надо прожить свою жизнь с честью и достоинством.

Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. (А. Шопенгауэр.)

Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей. (Б. Мандевилъ.)

Достоинство - это уважение человека к законам человечности в своем собственном лице. (И. Кант.)

Чувство человеческого достоинства - это уважение самого себя, умение дорожить своей личной честью, своим именем; чуткость к оценке собственного поведения, стремление к нравственному совершенствованию, желание сегодня сделаться лучше, чем вчера. В словаре живого великорусского языка Владимир Иванович Даль дает такое определение чести и достоинству:

Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

Достоинство - совокупность высших моральных качеств, уважение этих качеств в самом себе, самоуважение.

Злом, унижающим человеческое достоинство, являются лень, нерадивость, стремление жить легкой, безбедной жизнью, малодушие, бессовестность, лживость. Недостойно добывать свое благополучие за счет притеснения, огорчения, беспокойства других людей. Недостойно оставлять товарища в беде, проходить равнодушно мимо чужого горя. Недостойно пользоваться результатами чужого труда, прятаться за чужую спину, проявлять трусость и малодушие. Недостойно легкомысленно бросаться словами, давать невыполнимые обещания. Недостойно чрезмерно жалеть самого себя, выставлять напоказ сокровенное, хвалиться своими подлинными и мнимыми достоинствами.

Великий немецкий писатель Фридрих Шиллер писал: «Честь дороже жизни». Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство - может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.

Моя честь - это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь - и моей жизни придет конец. (В. Шекспир.)

Это интересно!

Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело, чтобы научиться хорошо решать задачи, упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Каким образом?

Вместо светильника при рассмотрении своих поступков употребляй совесть: она показывает тебе, какие поступки в жизни твоей добры, а какие худы. (Преподобный Нил.)

Упражнение совести - это тонкая внутренняя работа ума и сердца.

Она происходит в деятельности, в поступках, в размышлениях о своем поведении. Глаза совести - мысль. Нужно научиться размышлять о том, что вокруг меня и во мне, мысленно ставить себя на место другого, видеть последствия каждого своего поступка, подвергать свою деятельность мысленному обзору со стороны самых честных, самых требовательных людей. Голос внутреннего «я» говорит в человеке только тогда, когда он с малых лет привык чувствовать, что он на виду у людей.

Как пробудить совесть в бессовестном человеке?

Очень важно, как реагирует среда, окружающие, если человек поступает бессовестно, бесчестно. Прожжет она оболочку его честолюбия, эгоизма - проснется в человеке совесть, станет человеку стыдно. Так, например, как это произошло с героем стихотворения Бориса Заходера.

Помидор

В огороде Помидор

Взгромоздился на забор:

Притворяется, негодник,

Будто сам он - Огородник.

Возмутилась тетя Репа:

- Это глупо и нелепо!

Ай-ай-ай, Помидор!

Стыд тебе и позор!

 

Крикнул дядя Огурец:

- Безобразник! Сорванец!

Ай-ай-ай, Помидор!

Стыд тебе и позор!

 

Огорчился старый Лук:

- Не терплю подобных штук!

Ай-ай-ай, Помидор,

Стыд тебе и позор!

 

Покраснел сорванец,

Устыдился, наконец –

И скатился чин по чину

Огороднику в корзину.

Задания для учащихся

1. Внимательно прочитай притчу.

1) Как ты ее понимаешь?

2) Охарактеризуй деятельность рабочих.

3) Кому из них работа приносила счастье?

ПРИТЧА О СОБОРЕ НОТР-ДАМ В ШАРТРЕ

Давным-давно во французском городе Шартре строили большой собор. Троим рабочим, подвозившим на тачках материал, задали один и тот же вопрос: «Что вы делаете?»

Первый ответил сквозь плотно стиснутые зубы:

- Таскаю тяжелые тачки с этим проклятым камнем. Вон какие мозоли набил на руках!

Второй сказал добродушно:

- Что делаю? Зарабатываю на кусок хлеба своей жене и двум дочуркам.

А третий распрямился, отер с лица капли пота, широко улыбнулся и сказал:

- Я строю Шартрский собор!

2. «Человек - кузнец своего счастья», - гласит русская пословица.

1) Как же выковать свое счастье?

2) Как стать счастливым?

3) Напиши сказку о счастье, которое ты сам для себя выковал.

3. Тест «Воспитанный ли ты сын или дочь?».

• Дай ответы на предложенные вопросы.

Если ты положительно отвечаешь на вопрос, то ставь на полях плюс, а если отрицательно, то - минус.

1) Если Вам приходится неожиданно задерживаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаете ли Вы об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?

2) Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт, заготовка овощей и пр.), а Вас отправляют на улицу или в кино, чтоб «не крутились под ногами»?

3) Можете ли Вы сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

4) Свои нужды (купить коньки, джинсы, мяч) Вы, наверное, хорошо знаете. А известно ли Вам, какая вещь срочно необходима матери, отцу и когда они собираются приобрести ее?

5) Случается ли помимо маминого поручения Вам выполнять какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?

6) Всегда ли Вы делитесь со взрослыми чем-либо вкусненьким?

7) У Вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать Вам, что надо заняться каким-либо тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в разговор?

8) Стесняетесь ли Вы дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Результат:

Если ты - хороший сын или дочь, то знаки у тебя на полях должны стоять такие: плюс - вопросы 1, 3, 4, 5, 6; минус - остальные.

4. Прочти стихотворение дагестанской поэтессы Фазу Алиевой и ответь на вопросы.

Разговор с сыном

Ты, мой сын, должен помнить:

Оттого ржавеет даже новый лист железа,

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской во много раз трудней:

И в дверь души, и в щели этой двери

Сто ржавчин и пороков лезут...

Запомни три из них по крайней мере:

Во-первых, зависть.

Ты ее убей в зародыше

И научись по праву

Без ревности ценить других людей.

Второе - злость.

Беги от чувства злого,

Сей доброту, живи, других любя.

Суди себя, коль осудил другого,

Прости другого, коль простил себя.

И третье - корень наших многих бед,

Убийство всех достоинств в человеке –

Безделие... Позорнее вовеки

Порока не было и нет.

Не в праздном воздыханьи на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл... И разочарованье

Не потревожит ум твой никогда.

Вопросы:

1) Чему мать хочет научить сына? От чего предостерегает? Убедительны ли ее доводы?

2) Бывают ли подобные беседы в кругу твоей семьи? Расскажи, как они проходят? Что стараются внушить тебе родители?

3) Какие главные пороки человека ты мог бы выделить? Представь, что ты родитель. Составь примерную беседу с воображаемым сыном с целью уберечь его от развития этих пороков.

5. Каждый человек - это отдельный, неповторимый и удивительный мир.

Невозможно даже представить, если бы у человека не было внутренней отрешенности, возможности уйти в свое одиночество, в себя, если бы он не мог, сосредоточившись, заняться поисками себя, своим очищением и самосовершенствованием. Человек устроен таким образом, что он должен и может оставаться наедине с собой.

1) Занимаешься ли ты самовоспитанием?

2) Как ты это делаешь?

3) Напиши сочинение «Минутка выдастся...».

6. Прочти наставления средневекового учителя.

• Для чего некоторые слова повторяются дважды?

• Вырази те же самые советы современным языком в форме правил хорошего поведения ученика.

Наставления средневекового учителя

Розгами дитяти

Мы грозим некстати:

Тех, кто малость поумней,

Слово бьет больней ремней.

Слово бьет больней ремней

Тех, кто малость поумней.

Мы грозим некстати

Розгами дитяти.

 

Дети, не дурите!

Языки заприте;

Грех держите взаперти,

Чтобы душу вам спасти.

Чтобы душу вам спасти,

Грех держите взаперти.

Языки заприте,

Дети, не дурите!

 

Очи нужно тоже

Охранять построже.

Созерцайте лишь благое,

А не что-нибудь другое.

Нет, не что-нибудь другое

Созерцайте лишь благое.

Охранять построже

Очи нужно тоже.

 

Берегите уши!

Все грехи - втируши.

Проникает в уши грех,

Предвещая неуспех.

Предвещая неуспех,

Проникает в уши грех,

Все грехи - втируши.

Берегите уши!

 

Юношам заданье –

Самообузданье.

Уши, очи, языки -

Для распущенных - силки.

Для распущенных - силки Уши, очи, языки,

Самообузданье - Юношам заданье.

7. Письменно ответь на вопросы:

1) Что такое нравственные ценности? Какие нравственные ценности важны для тебя? Расположи известные тебе ценности в порядке значимости.

2) Античная культура выдвинула принцип единства истины, добра и красоты. Если бы тебе все-таки пришлось выбирать между тремя высшими ценностями, какую ты поставил бы на первое место? Попробуй дать письменное объяснение твоей позиции.

3) Какие моральные заповеди должен соблюдать человек на необитаемом острове?

4) Как ты понимаешь мысль, что воспитанию ребенка должно предшествовать воспитание родителей?

8. Расскажи о себе. Это трудно, хотя, казалось бы, каждый знает себя лучше, чем другие. Напиши о себе, выбрав один из вариантов:

а) в форме дневника (о своих мечтах, жизненных планах);

б) о себе в третьем лице - таким, каким тебя видят со стороны друзья, родные, учителя;

в) в сказочной форме: события, действия вымышленные, а черты характера, привычки, мысли главного героя - твои.

9. Рассмотри ситуацию.

Вчера у вас в классе была контрольная работа по математике. Сегодня учитель объявил результаты, тебе - «пять»! Однако когда раздали тетради и ты вновь просмотрел свою работу, то увидел, что учитель не заметил в ней очень грубую ошибку. Никакой пятерки тут и быть не может! Пятерка получена совершенно незаслуженно. Твоя работа в лучшем случае на «четыре», а то и вовсе на «три».

1) Как ты поступишь:

- никому ничего не скажешь;

- обязательно скажешь;

- если скажешь, то когда: непременно при всем классе; наедине одному учителю?

2) Какое чувство заставит тебя признаться?

Темы для размышлений

1. Внутренний мир человека.

2. Честный человек - это...

3. Нравственные ценности современного общества.

4. Человек с большой буквы.

5. Совершенство души.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час по гражданско-патриотическому воспитанию, 7 класс

Вечер отдыха в школе. Сценарий

Классный час «Общение с пониманием», 7 класс

Классный час «История российского флага», 7 класс

Классный час «7 мая - День радио», 5-7 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!