Классный час «Красота и труд вместе идут», 3-4 класс

Сценарий классного часа для учащихся начальной школы на тему «Красота и труд вместе идут»

Цели деятельности педагога: создать условия для обогащения знаний детей о различных профессиях, ознакомления учащихся с понятием «эстетика труда»; показать роль труда в физическом, нравственном, эстетическом формировании человека; вызвать уважение к рабочей профессии; помочь осознать высоту цели и мотивов труда; содействовать воспитанию уважения к учебе, успехам одноклассников в спорте.

Воспитательные результаты:

- результаты первого уровня: приобретение школьниками знаний о различных профессиях, понятии «эстетика труда»; овладение способами самопознания, рефлексии;

- результаты второго уровня: формирование у школьников позитивного отношения к таким ценностям общества, как труд, ценностного отношения к учебе, труду.

Оборудование: фотовыставка «Труд наших родителей»; рисунки детей на тему «Мама и папа на работе»; иллюстрации, изображающие людей разных профессий; репродукции картин «Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, «Косцы» Г. Г. Мясоедова, «Полесовщик» И. Н. Крамского, «На пашне» М. К. Клодта, «Прачки» А. Е. Архипова, «Кочегар» Н. А. Ярошенко, «На старом уральском заводе» Б. В. Иогансона, «Сенокос», «Колхозный праздник», «Жатва» А. А. Пластова, «Наша буровая», «Молодые зодчие» IO. Ракши; листочки и ручки; кисточки, клей, подкладные листы, геометрические фигуры разных форм; плакаты «Замечательные дети замечательных родителей», «Берем с родителей пример».

Эпиграф: Труд облагораживает человека. (В. Г. Белинский)

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека)

Сценарий занятия

I. Сообщение темы занятия.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему.

- Ежедневно миллионы людей спозаранку куда-то идут из дома. Куда они спешат?

- Труд приносит человеку радость. Работа занимает большое место в жизни. Благодаря труду людей богатеет страна. Ваши родители работают, а поэтому у вас есть возможность одеваться, обустраивать жилье, отдыхать, путешествовать.

- «Кем вы работаете?» - это чуть ли не первый вопрос, который задают при знакомстве любому взрослому человеку.

- Кем работают твои мама и папа? - интересуются даже дети. И это не случайно, ведь профессия - одна из важнейших характеристик человека.

- В мире существует около 50 тысяч профессий. Некоторые из них - врач, учитель, продавец - знакомы всем, какие-то существуют только в больших городах, а представителей других насчитываются единицы.

- Расскажите, что вы знаете о работе своих родителей.

- Скажите, а что нужно, чтобы каждый день с радостью и удовольствием ходить на работу?

- Для этого надо найти себе дело по душе, выбрать такую профессию, чтобы она приносила радость. Сегодня на занятии, вспоминая людей разных профессий, вы попробуете определить, чем бы вам хотелось заниматься в будущем.

II. Экскурсия по выставке «Труд прежде и теперь».

- Рассмотрите репродукции картин:

«Бурлаки на Волге» И. Е. Репина,

«Косцы» Г. Г. Мясоедова,

«Полесовщик» И. Н. Крамского,

«На пашне» М. К. Клодта,

«Прачки» А. Е. Архипова,

«Кочегар» Н. А. Ярошенко,

«На старом уральском заводе» Б. В. Иогансона,

«Сенокос», «Колхозный праздник», «Жатва» А. А. Пластова,

«Наша буровая», «Молодые зодчие» Ю. М. Ракши.

- Каким был труд рабочих и крестьян в царской России?

-Какие чувства вызывают люди, изображенные художниками прошлого?

- Какими художественными средствами живописцы показывают тяжесть подневольного труда и в то же время его животворную силу?

- Как в произведениях современных художников отражаются приметы нового времени?

- Какие качества труда отражены особенно ярко?

- В чем художники видят красоту труда человека?

- Уже в древнейших ремеслах, народном творчестве можно увидеть воплощение принципа красоты и пользы, важнейшего в дизайнерской деятельности. «Основоположниками искусства, - писал М. Горький, - были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще - ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи».

Мы любим музыку, что за сердце взяла,

И творчество в труде, что стало повсеместным.

У счастья нашего есть два крыла:

Цвет роз и виноград, прекрасное с полезным.

М. Рыльский

Художественное начало все стремительнее проникает в современную технику и производство. Радующие глаз формой, цветом, целесообразностью размеров, удобством использования станки, машины, инструменты, разнообразное оборудование заводских цехов - все это результат работы дизайнеров, специалистов по художественному конструированию изделий. «Я глядел на корабль, на котором должен был через несколько минут отправиться в небывалый рейс. Он был красив... Передо мной было не только замечательное творение техники, но и впечатляющее произведение искусства». Эти восторженные слова принадлежат первому в мире космонавту Юрию Алексеевичу Гагарину.

Подготовленные ученики читают отрывки из стихотворений.

КЕМ БЫТЬ?

У меня растут года –

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

В. Маяковский

 

ЧЕМ ПАХНУТ РЕМЕСЛА?

Рыхлой землею,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

 

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только бездельник

Не пахнет никак...

Дж. Родари

- У каждого из вас, ребята, уже есть мечта, кем вы станете в будущем?

- Кем бы вы хотели стать? О чем мечтаете? На земле очень много различных профессий, и все зависит от вас: наметьте себе цель и шаг за шагом идите к ней.

III. Конкурсная программа.

- Выбирать себе профессию по душе - дело непростое, но у вас еще есть время подумать и помечтать.

- На нашем занятии вы услышите о многих профессиях, постарайтесь записать их названия. К концу занятия у вас получится целый список профессий, из которого можно будет выбрать ту, что понравилась больше. А тот, у кого будет самый длинный список, получит приз за внимательность.

Подготовленные ученики читают стихотворение.

Чему первым делом

Научится кошка?

- Хватать.

Чему первым делом

Научится птица?

- Летать.

Чему первым делом

Научится школьник?

- Читать.

 

Котенок вырастет кошкой,

Такой же, как все на свете.

А дети читают, а дети мечтают.

И даже их папы и мамы не знают,

Кем станут, кем вырастут дети.

В. Берестов

Конкурс «Профессии литературных героев».

- Читая разные книги, мы встречаемся с разными героями, которые стали знамениты благодаря своей профессии. Вы их, конечно, узнаете и сможете назвать персонажей и авторов этих произведений.

1. Лучшая в мире няня-гувернантка, прилетевшая однажды на зонтике неизвестно откуда. (Мэри Поппинс. П. Треверс.)

2. Воспитательница, которая была о себе очень высокого мнения. «У меня, - говорила она, - и дети, и собаки становятся шелковыми». (Фрекен Бок. А. Линдгрен.)

3. Из трех сестриц одна стала царицей, другая - ткачихой, а третья? (Поварихой. А. С. Пушкин.)

4. Матрос капитана Врунгеля. (Фукс. В. Некрасов.)

5. Самый известный почтальон, проживающий в деревне Простоквашино. (Печкин. Э. Успенский.)

6. Сказочный ветеринарный врач. (Айболит. К. Чуковский.)

Конкурс «Подскажи профессию».

В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведет... (бизнесмен).

 

От вирусов злобных компьютер наш чист,

Программы и файлы спас... (программист).

 

Решать проблемы четко, быстро

Должны в правительстве... (министры).

 

Справедливей всех, друзья,

Споры все решит... (судья).

 

Высока, стройна, как ель,

В платье модном топ-... (модель).

 

Вот вам чертеж, где каждый размер

Новой детали дал... (инженер).

 

Замирает в страхе зритель –

В клетке с тигром... (укротитель).

 

Дупло и берлогу, дом лисий и птичий

В лесу охраняет надежно... (лесничий).

 

Печь гудит, как самовар,

Сталь в ней варит... (сталевар).

 

А мне сделала вчера

Два укола... (медсестра).

 

У слона иль мышки жар –

Их спасет ...(ветеринар).

 

Слезо-носо-вытиратель

В группе нашей... (воспитатель).

 

Знает точно детвора:

Кормят вкусно... (повара).

 

Конкурс «Буриме».

Светофор - шофер.

Хор - дирижер.

Житель - строитель.

Крыжовник - садовник.

Принцесса - стюардесса.

Талант - музыкант.

Сыр - кассир.

Огурцы - продавцы.

Самолет - пилот.

Океан - капитан.

Зритель - укротитель.

Молодец - певец.

Петух - пастух.

Судак - рыбак.

Лист - журналист.

Коварный - пожарный.

Взор - прокурор.

Свист - тракторист.

Понедельник - мельник.

Конкурс «Укрась передник».

Учащиеся вырезают передник из бумаги и украшают орнаментом из геометрических фигур: треугольников, квадратов, кружков.

Конкурс «Забавные истории».

- Придумайте забавные истории о том, что бы случилось, если бы какую-нибудь работу выполняли люди совершенно других профессий.

1. Двор подметала балерина.

2. Уроки в школе вел укротитель тигров.

3. Булки пек врач.

4. Пожары тушил водолаз.

5. Больных лечил библиотекарь.

6. Дома строил писатель.

7. Письма в дом приносил садовник.

8. Костюмы шил моряк.

9. Книги в библиотеке выдавал дворник.

10. Кашу и суп варил художник.

11. Рыбу ловил музыкант.

12. Детей в детском саду воспитывала стюардесса.

13. В цирке выступал трубочист.

14. Новости в газету писал кондитер.

IV. Беседа о достижениях родителей и детей. Выставка «Замечательные дети замечательных родителей».

- Есть еще одна замечательная работа. Ее нет в перечне профессий, за нее не платят зарплату, но она очень важная - это профессия родителей.

- А какая работа у детей? (Быть хорошими учениками, добрыми, целеустремленными, и тогда желаемое исполнится.)

- Вам, ребята, есть с кого брать хороший пример - с ваших родителей.

- В заключение я бы хотела, чтобы вы закончили фразу: «Я горжусь...».

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

 

Куртка шофера пахнет бензином.

Блуза рабочего - маслом машинным.

 

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате - лекарством приятным.

Дж. Родари

- Интересно, узнаете ли вы из пантомимы, о какой профессии идет речь?

Пантомима: почтальон, врач, водитель, садовник.

- Какими качествами должен обладать человек названной профессии?

V. Итог занятия.

- Каждый день мы встречаем на улице людей, спешащих на работу, и, как правило, не задумываемся, а ведь они в нашей жизни играют огромную роль.

От скольких людей я завишу:

От тех, кто посеял зерно,

От тех, кто чинил мою крышу,

Кто вставил мне стекла в окно;

 

Кто сшил и скроил мне одежду,

Кто прочно стачал сапоги,

Кто в сердце вселил мне надежду,

Что нас не осилят враги.

 

Кто ввел ко мне в комнату провод,

Снабдил меня свежей водой,

Кто молвил мне доброе слово,

Когда еще был молодой.

 

О, как я от множеств зависим

Призывов, сигналов, звонков,

Доставки газеты и писем,

Рабочих у сотен станков.

Н. Асеев

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Плох обед, если хлеба нет», 3 класс

Классный час, 3-4 класс. Пушкин

Сказочное представление о дружбе для начальной школы

Час общения о профессиях и трудолюбии в 1-2 классах

Классный час «Тепло родного очага», 3 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!