Конкурсы

Занимательное азбуковедение

Дидактический материал по обучению грамоте

Автор: Мороз Ольга Михайловна, учитель начальных классов,  МБОУ СОШ № 76, г. Краснодар

Дидактический материал - результат моих поисков и размышлений о том, как с помощью игрового и занимательного материала сделать обучение грамоте более радостным и интересным для ребёнка. Игра требует от  первоклассника  сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у него  воображение, умение быстро находить правильное решение.  Данное мероприятие  может использоваться на уроках обучения грамоте в 1-м классе.

Занимательное  азбуковедение.

(Дидактический материал по обучению грамоте)

Ход мероприятия

А

Весёлые стихи

Аист крылья расправляет,

Аист крылья раскрывает.

В книге буквы и слова,

Аист видит букву А,

И, надев очки на нос,

Он читает аб-ри-кос.

Б

Путаница.

Вот бутон, а вот батон.

Вот бидон, а вот питон.

Ну, а вот бетон.

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаю повторять!

В печке выпечен бутон,

А в петлицу вдет батон,

По траве ползёт бидон,

А на стройке есть питон.

Нет, не так! Нет не так!

Подскажите сами, как?

Многозначные слова.

Баранка.

Вот шофёр, какой чудак!

Он поесть не мог никак,

Потому что спозаранку

Он крутил, вертел баранку.

А зачем крутил, вертел,

Лучше взял бы да и съел.

В

Сколько слов (игра)

Буратино написал слова: время, свеча, трава, халва, завод, ведро, овраг, витрина, вода, Вера. Он спросил Незнайку: «Сколько здесь слов?» (10). А сколько слов имеет слог  «ве»? (3) - ответил Незнайка. Проверьте ответы Незнайки.

Г

Кто больше составит слов( игра)

Г – год, город

О – оса, окно

С – спорт, сад

У – усы, утро

Д – дорога, два

А – астра, автобус

Р – радуга, рот

С – свет, снег

Т- труд, три

В – вода, враг

О – овцы, одежда

Д

Озорная буква

Не давали буквам дела,

Им безделье надоело,

Надоело им скучать

И пошли озорничать.

Букву «Д» на дне пруда

Увидали раки

С той поры у них беда

То и дело драки.

Мама с бочками пошла

За водою вдоль села.

На поляне весной

 Вырос зуб молодой.

Е-Ё

Весёлые стихи.

Мы мало слов встречаем

Где «е» стоит в начале.

Тут первым делом назовёшь

Три слова: ёлка, ёрш и ёж.

И всё ужасно колко

И ёж, и ёрш, и ёлка.

Ж

Загадки

1. Странная звёздочка с неба упала

Мне на ладошку легла и пропала.    (Снежинка)

2. Лежебока старый кот

Отлежал себе …(живот).

З

Физминутка.

Зайка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки согреть.

Кто-то зайку напугал

Зайка прыг и ускакал.

(Дети имитируют движения зайчика).

И-Й

Загадки.

1. Серебристой бахромой

На ветвях сидит зимой.

А весною на весу

Превращается в росу.

                                      (Иней).

2. Дом на рельсах тут как тут

Всех умчит за пять минут

Ты садись, не зевай

Отправляется( трамвай).

3. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу!

Больше греться не хочу!

Крышка громко зазвенела.

Пейте чай, вода вскипела!

                             (Чайник).

К

1. Приключения буквы «К»

Жила-была буква «К» в слове крот. Надоело ей в этом слове жить и решила она погулять, других повидать, себя показать. Ушла буква «К» из слова крот, оглянулась назад, а там уже не крот, а большой красивый рот. Удивилась буква и пошла дальше. Видит, растёт в поле лён. Подошла к нему буква «К», как лён сразу превратился в высокое дерево – клён. Ещё больше удивилась буква и пошла дальше, а за нею осы полетели. Испугалась буква, пустилась бежать, а осы уже за ней, вот-вот ужалят. Как только подлетели они к букве «К», так вдруг стали они уже не осы, а косы. Обрадовалась буква и пошла дальше. Видит, лежат на дороге ролики. Захотелось букве на них покататься. Только подошла к ним, а это уже не ролики, а кролики. Устала буква и решила домой вернуться. Подошла к слову рот и он сразу закрылся и в крота превратился.

2. Многозначность слова.

В море суши полоса

Называется коса,

И у девушки коса

Цвета спелого овса,%

На траве лежит роса.

Косит травушку коса.

У меня один вопрос

Сколько есть на свете кос?

3. Словесные конструкторы.

Летела ворона и увидела вот это… и назвала это по- вороньи «кар».

Что она увидела?  (Карандаш, картинку, карусель, карамель)

Список  литературы

1. Занимательная грамматика/ Составитель  Семёнова Е. Е. – М., 1995

2. Шибаев А. Буква заблудилась. – М.,1980

3. Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. – М., 1981 

Рекомендуем посмотреть:

Игры на изучение алфавита для детей 4-5 лет

Писарева Светлана Станиславовна # 8 декабря 2013 в 21:11 +1
Нужный материал для проведения уроков обучения грамоте и письма.Взяла этот материал на заметку.Большое спасибо!
Елена Александровна Смирнова # 16 декабря 2013 в 11:33 0
Большое спасибо за интересный материал. Мне он очень пригодился.
Валерия Владимировна Афоненко # 16 декабря 2013 в 11:37 +1
Ольга Михайловна, спасибо Вам за такой интересный материал! Обучение грамоте сложный предмет и для того, чтобы дети лучше запоминали буквы и звуки, нужно их заинтересовать. А этот материал для этих целей и предназначен.
Надежда Стрельникова # 2 января 2014 в 16:29 0
Спасибо за вашу публикацию!Нужный материал для проведения занятий по подготовке детей к школе.Взяла этот материал на заметку.
Анна Юрьевна Пахомова # 16 января 2014 в 20:36 +1
Большое спасибо!!!Интересный материал!
Анжелика Анатольевна Соколова # 28 января 2014 в 17:15 0
Каждый  раз  убеждаюсь в  том, что педагоги  особенные  люди! Сколько удивительных идей  в  каждой их  голове! Спасибо  за  интересный  материал. Пригодится  в  работе.
Евгения Николаевна Ишимбаева # 9 февраля 2014 в 18:37 0
Очень интересный материал. В этом году у меня 1 класс и для меня ваша разработка является актуальной. Удачи в дальнейшей работе!
Елена Альбертовна Плотникова # 20 февраля 2014 в 16:59 0
Спасибо за подборку. Мне особенно понравились стихи на букву "Б". Стихотворение "Путаница" - это и весёлая игра, и отработка фонематического слуха, и работа по развитию речи и обогащению словарного запаса, и кругозора. Ведь не секрет, что 7-летние дети сейчас не знают, что такое БИДОН, мало кто знает значение слов БЕТОН, БУТОН, ПИТОН, ПЕТЛИЦА. На материале этого стихотворения учителю можно напридумывать немало разнообразных заданий.
Например игра "Четвертое лишнее": какое из слов лишнее БАТОН, БУТОН,БИДОН,ПИТОН.
1) БИДОН, т.к. у него 2-й слог ДОН,
2) ПИТОН, т.к. обозначает живое существо,
3) ПИТОН, т.к. начинается с буквы П.
Еще раз выражаю Вам,Ольга Михайловна, свою признательность за материал и желаю творческих успехов.
Любовь Севрикеева # 13 апреля 2014 в 13:50 0
Полезный материал не только для 1 класса,но и для 2 класса.
Любовь Александровна Антонова # 10 мая 2014 в 21:17 0
Интересный и полезный материал.
Ольга Алексакндровна Ветёлкина # 27 июня 2014 в 17:01 0
Спасибо за интересный материал . Я сама увлекаюсь подбором материала по занимательной азбуке, но у вас я увидела новенькое для себя. Благодарю.
Ольга Александровна Ветёлкина # 27 июня 2014 в 17:52 0
Спасибо за интересный материал . Я сама увлекаюсь подбором материала по занимательной азбуке, но у вас я увидела новенькое для себя. Благодарю
Светлана Григорьевна Бурова # 22 августа 2014 в 01:24 0
Отличный материал. В этом году мне он пригодится для 1 класса.
Анна Ивановна Рыбалева # 28 августа 2014 в 07:13 0
ЗДРАВСТВУЙТЕ! ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЙ МАТЕРИАЛ, ТЕМ БОЛЕЕ, ЧТО У МЕНЯ НЫНЧЕ 1 КЛАСС. ОБЯЗАТЕЛЬНО ВОСПОЛЬЗУЮСЬ!
Анна Викторовна Саватеева # 12 октября 2014 в 12:29 0
В этом году впервые набирала 1 класс и очень хочется с детьми попробовать различные методики, материалы. Ваш материал очень интересный, доступно изложен. Спасибо за находку, обязательно воспользуюсь вашим материалом
Анна Борисовна Кирий # 20 октября 2014 в 20:29 0
Спасибо,материал интересен своей многогранностью:стихи, загадки, словесные конструкторы, физкультминутка, игры. Ольга Михайловна, с нетерпением ждем продолжения!
Анна Дмитриевна Амоскова # 4 января 2015 в 20:42 0
Спасибо, материал интересный. Увидела большое количество новых для меня стишков про буквы. Обязательно добавлю в свою методическую копилку.
Анастасия Васильевна Родоманова # 2 февраля 2015 в 15:28 0
Большое спасибо за интересную подборку стихов. Предложила почитать своим ребятам. Просят ЕЩЁ!
Евгения Петровна Соколова # 21 февраля 2015 в 13:18 0
Спасибо за материал.Использование такого материала соответствует возрастным особенностям младших школьников,позволяет доступно,в игровой форме проводить уроки обучения грамоте.
Надежда Викторовна Кузьмина # 23 февраля 2015 в 16:02 0
Продуманно подобран материал!Физкультминутку и игры использую на своих уроках.
Марина Николаевна Бабчук # 23 февраля 2015 в 16:09 0
Спасибо за прекрасную подборку материала.Разнообразные формы работы будут полезны и воспитателям подготовительных к школе групп и логопедам.
Сергей Алексеевич Малюков # 27 марта 2015 в 09:22 0
Большое спасибо за материал!Я думаю, данные игры можно и разделить: такую игру проводить прямо на уроке изучения определенной буквы. Ждём продолжения до буквы "Я"!
Сания Ермрзаевна Каиржанова # 1 апреля 2015 в 18:10 0
в этом году впервые взяла первый класс. и уже на практике увидела, как тяжело научить детей буквам, чтению. именно такие задания и помогают детям быстрее запомнить буквы.спасибо за такую прекрасную подборку материала. с удовольствием использовала его в своей работе и рада её результатам
Юлия Владимировна Малышева # 21 апреля 2015 в 23:13 0
Материал интересен своей многогранностью:стихи, загадки, словесные конструкторы, физкультминутка, игры. Использование такого материала соответствует возрастным особенностям младших школьников,позволяет доступно,в игровой форме проводить уроки обучения грамоте.
Наталья Геннадьевна Завалишина # 16 июля 2015 в 21:57 0
Ольга Михайловна, Вы- молодец, что материал свой выложили: стихи-рифмовки предложили.
Понравилась мне "сказка"-приключение буквы К (можно добавить и другие слова: Кира-Ира,краб-раб, кефир-по звучанию ближе слово эфир...), заинтересовал и словесный конструктор. Беру себе на заметку. Вам голос отдаю свой. Удачи.
Елена Георгиевна Самунь # 17 июля 2015 в 12:13 0
Проработав не один год в начальной школе, понимаешь как важно заинтересовывать детей на уроках обучения грамоте.Ведь именно эти уроки прививают любовь к чтению.Не секрет,что в наше время не так много, как хотелось бы, детей увлекаются чтением.Именно уроки с интересными ,увлекательными и познавательными заданиями увеличивают количество ребят любящих читать.Ваши советы, Ольга Михайловна, являются таковыми!Спасибо за помощь!
Олеся Викторовна Андреева # 18 июля 2015 в 14:04 0
Огромное спасибо за подборку. Работаю в школе не один год, но каждый раз планируя работу на подготовительных курсах для дошколят понимаешь, как сложно переключиться с 4 класса. Очень понравилась сказка про букву К. Также спасибо за указанную литературу.
В комментариях прочитала про игру "Четвертый (третий) лишний", я также использую эту игру, притом и 1 и в 4 классе. Она интересна для всех ребят, независимо от успехов к учебе (можно сказать, что индивидуальный подход). Например: малыш, камыш, малина. Один скажет, что - малина, потому, что 6 букв, а другой, что есть мягкие согласные.
Людмила Николаевна Медведкова # 29 июля 2015 в 22:30 0
Спасибо за такой полезный дидактический материал по обучению грамоте! Понравились стихотворения, приключения буквы "К", стихотворение о многозначных словах. Идея "Словесные конструкторы" очень интересная, можно её использовать и на других уроках.
Анна Васильевна Любченко # 23 августа 2015 в 13:23 0
Каждый учитель начальных классов должен ставить цель: обучая, не навреди. И это главное.
У каждого ребёнка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном. Чтобы мир ребёнка стал радостным и светлым. Как раз такой удачно подобранный материал помогает отыскать творческое начало в ребёнке.
Спасибо Вам огромное! Обязательно использую в своей работе!
Галина Григорьевна Кичигина # 16 сентября 2015 в 21:56 0
Здравствуйте, Ольга Михайловна! Очень полезный и нужный материал для 1 класса.Занимательно, через игру у детей воспитывается любовь к чтению. Возьму на заметку себе. Спасибо! Успехов Вам!
Алла Владимировна Лиманская # 22 сентября 2015 в 14:06 0
Здравствуйте, Ольга Михайловна! Спасибо за действительно занимательную и интересную азбуку! Это занятие идеально подойдет для нашей группы старших дошкольников " Живой песок". Мы будем рисовать Вашу историю и изучать алфавит! Ваша работа меня вдохновила! Спасибо!
Татьяна Викторовна Сысоева # 3 октября 2015 в 21:17 0
Спасибо большое. Этот занимательный материал хорошо использовать в группах по адаптации детей к школе.Удачи Вам!
Наталья Васильевна Тарановская # 10 октября 2015 в 14:27 0
Здравствуйте, Ольга Михайловна! Ваш материал занимательный, интересный.Развивает у ребенка внимание, память.Мне очень понравился материал.Вы молодец!
Елена Николаевна Бауман # 13 октября 2015 в 15:10 0
Здравствуйте, Ольга Михайловна! Спасибо за содержательный материал. Возьму на заметку. скоро буду учить первоклассников. Материал очень подходит по возрастным особенностям учащихся, интересный. На уроке очень легко будет заинтересовать учащихся. Спасибо!
Алия Уалиевна Байшагирова # 18 октября 2015 в 19:51 0
отличная подборка стихов,загадок. Разивает у детей внимание и интерес к чтению.
Анастасия Александровна Кононова # 19 октября 2015 в 12:21 0
Спасибо за подборку, в работе очень пригодится
Паринова Евгения Викторовна # 26 октября 2015 в 11:24 0
Огромное спасибо за подборку материала. Легко пользоваться.ю т.к. все расположено по алфавиту. Стихи о буквах легкие, запомнятся детям надолго.
Наталья Петровна Артамонова # 3 ноября 2015 в 20:42 0
Здравствуйте, Ольга Михайловна. Вы - молодец!
Надежда Александровна Юнг # 12 ноября 2015 в 15:42 0
Скопировала себе все стихи. В моём случае, если не будет занимательности в уроке, обучаемость на низком уровне. Для меня это большое подспорье в работе. Спасибо.
Виктория Алексеевна Санникова # 8 декабря 2015 в 13:15 0
Спасибо за информацию очень содержательную.в настоящее время очень актуальная тема.
Евгения Викторовна Паринова # 8 декабря 2015 в 17:30 0
Здравствуйте, Ольга Михайловна! Спасибо Вам за материал. Обязательно им воспользуюсь.
Лариса Юрьевна Астанович # 17 декабря 2015 в 08:32 0
Ольга Михайловна, Ваш материал методически необходим для обучения грамоты и письму детей младшего школьного возраста. Составлен методически верно, учитывает психологические и возрастные особенности учащихся. Материал побуждает детей к рассуждению, развивает речь учащихся. Спасибо.
Светлана Владимировна Шестакова # 29 декабря 2015 в 06:14 0
Очень интересный материал!Особенно эффективно использовать сказки о приключениях букв, например как здесь "Приключения буквы К". В коррекционной школе этот способ знакомства с буквами очень эффективен! Спасибо за материал!
Алла Александровна Довженко # 29 декабря 2015 в 20:26 0
Очень интересный материал. У каждого учителя начальных классов есть своя копилка для обучения грамоте и письму. Пополню свою копилочку вашей разработкой. Творческих успехов!
Ирина Александровна Бараненко # 17 января 2016 в 17:57 0
Такой материал должен быть всегда у учителя 1 класса под рукой. Огромное спасибо. Обязательно добавлю к своему материалу.
Ирина Александровна Почекаева # 14 февраля 2016 в 01:43 0
Хороший материал,много интересного.Обязательно воспользуюсь у меня как раз первый класс.Спасибо.
Кристина Сергеевна Саликова # 22 февраля 2016 в 15:06 0
Прекрасный материал для уроков обучения грамоте и проведения минутки чистописания во 2 классе. взяла в копилочку. Спасибо!
Елена Николаевна Тимина # 26 марта 2016 в 20:05 0
материал замечательный. Подойдет, как для первоклассников при знакомстве с буквами, так и для второклассников на минутках чистописания.
Полина Павловна Манина # 8 апреля 2016 в 09:03 0
Очень нужный и необходимый материал для первого класса.Собрано всё самое необходимое и главное. Интересно, доступно . Большое спасибо!
Галина Сергеевна Кайгородова # 16 июня 2016 в 14:17 +1
Использование игры в младших классах помогает вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального сознания, что способствует в дальнейшем появлению познавательного интереса к русскому языку.Материал можно использовать и на уроках при знакомстве с буквами, и на внеклассных занятиях. Спасибо автору!
Любовь Сергеевна Корнилова # 21 июня 2016 в 17:00 0
Ольга Михайловна, спасибо за прекрасный материал.Очень интересный, познавательный,развивает внимание, мышление, зрительную память, воображение, речь, расширяет словарный запас.
Анжелика Юрьевна Князева # 10 июля 2016 в 22:08 0
Замечательная сказка про букву К! У меня родилась такая идея- надо эту сказку обязательно проиллюстрировать, все слова, которые встречаются в сказке тоже надо печатать на доске или они будут в готовом виде. А может быть дети их сами будут составлять и собирать из разрезной азбуки. Спасибо за идею!
Татьяна Борисовна Жиркевич # 22 июля 2016 в 23:41 0
Спасибо за хороший материал. Ученики первого класса всегда с интересом воспринимают игровые задания. Именно такой материал активизирует творческие способности самих учащихся, заставляет их более внимательно относиться к обучению, повышает мотивацию. Особенно интересна сказка про букву К. Обязательно воспользуюсь в 1 классе.
Елена Петровна Краснова # 8 октября 2016 в 19:41 0
Данный материал универсален -его можно использовать на уроках обучения грамоте как при изучении нового звука, так и при закреплении изученного.Возможно, материал будет интересен и школьным логопедам. Спасибо!
Марина Сенько # 3 ноября 2016 в 21:01 0
Хороший и нужный материал! Ведь в 1 классе важно заинтересовать детей на уроке и удержать внимание. Спасибо!
Евгения Геннадьевна Адамова # 18 марта 2017 в 15:12 0
Набираю 1 класс, беру в копилку.
Валентина Владимировна Трескина # 20 июня 2017 в 00:36 0
Такой хороший материал! Сначала расстроилась, что первый класс позади, а потом увидела в комментариях идею об использовании материала на минутках чистописания! Замечательно! Спасибо!