Конкурсы

Упражнения для развития памяти младших школьников

Упражнения на развитие слуховой памяти

Запоминаем на слух

Уметь воспринимать и запоминать информацию на слух очень важно для ребенка. Ведь большая часть учебного материала подается в форме объяснения учителем. Устно педагог дает задания. Если ребенок прослушал, что ему объясняли на уроке, если он не способен запомнить на слух, то и результативность учебы будет низкая. Не зря народная мудрость гласит: «В одно ухо влетело, из другого вылетело». Мы же постараемся путем развития слуховой памяти достичь такого эффекта, чтобы дети не пропускали мимо ушей новые знания. Поэтому предлагаем использовать специальные упражнения для тренировки умения запоминать на слух.

«Эстафета слов»

Вариант 1

Занятие проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Вы называете одно слово, ребенок называет то слово, которое сказали вы, и добавляет свое слово. Вы повторяете свое слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляете третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д. Вот пример такой эстафеты на тему «Природа». Первый играющий говорит: «Деревья». Второй говорит: «Деревья, трава». Первый добавляет: «Деревья, трава, река». Второй: «Деревья, трава, река, лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до быстрого. Игру можно проводить и в группе, по кругу.

Вариант 2

Можно проводить занятие и по-другому. Вы произносите короткое предложение, ребенок повторяет его, добавляя еще одно слово. Вы делаете то же самое и т. д. Например, вы говорите: «Я рисую». Ребенок добавляет: «Я рисую в альбоме». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в альбоме красками». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме красками цветы». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в новом альбоме красками цветы» и т. д.

«Что какого цвета?»

Для занятия вам потребуются картинки-раскраски, цветные карандаши и заранее составленные тексты, в которых описано, как именно необходимо раскрасить предложенную картинку.

Ребенку выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием. Предлагаем варианты заданий.

Вариант 1

Прослушай текст и запомни, какого цвета игрушки на елке (цвета в тексте выделены курсивом). Раскрась елочные украшения в соответствии с описанием.

Как мы наряжали елочку

Перед Новым годом папа принес домой большую зеленую елку. Мы с сестренкой очень обрадовались, ведь еще неделю назад были приготовлены красивые елочные игрушки. Скорее, скорее будем наряжать нашу елочку! Сначала мы повесили яркую гирлянду из красных конфет. Два веселых грибка-рыжика тоже украсили елку, их яркие оранжевые шляпки так и светились на ее зеленых лапах. Потом мы достали большие шары. На верхних ветках мы развесили желтые шары. Они загорелись, как маленькие солнышки. А красными шарами мы украсили нижние лапы елки. Посередине сестренка повесила целую гирлянду синих звездочек. А большую синюю звезду папа надел на макушку елки. Мы все любовались красавицей елкой.

Вариант 2

Прослушай текст и запомни, что какого цвета. Раскрась предметы в соответствии с описанием.

Лето на даче

Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стены синей краской, как вода в речке, в которой мы купаемся. На коричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом так, что окна почти всегда открыты. Как отражение солнышка, около дома растет большущий подсолнух с желтыми лепестками и коричневой серединкой, усыпанной семечками. Он машет нам большими зелеными листьями, когда на улице разыгрывается ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили. Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.

«Выбор»

Для занятия вам потребуется составить текст из 8—10 предложений.

Прослушав текст, ребенок должен будет выборочно запомнить слова, о которых вы его предупредите перед чтением. Количество таких слов для запоминания варьируется от 3 до 5 в зависимости от возраста ребенка и длительности занятий. Вот несколько примеров таких заданий.

Вариант 1

Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все названия конфет, которые прозвучат».

Воскресное чаепитие

По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка».

Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем.

А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.

Вариант 2

Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все имена героев».

Лесная компания

Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц Василий объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе Снежане и к колючему ежику Семену, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя Филиппа, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове Марусе не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.

Если ребенок не очень хорошо справляется с заданием, то сократите количество слов для запоминания до трех. Можно еще поменять обычные слова для запоминания на эмоционально окрашенные. Тогда запомнить будет гораздо легче. Попробуйте изменить имена зверей. Тогда текст может быть таким.

Лесная компания

Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц по прозвищу Длинное Ухо объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе, которую в лесу прозвали Рыжуха, и к колючему ежику Кольке, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя по прозвищу Ворчун, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Не напрасно же лесные жители дали ей имя Умница. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.

«Стоп»

Для занятия подготовьте тексты. Это могут быть отрывки из детских книжек, но лучше, чтобы текст был незнаком ребенку.

Взрослый говорит ребенку: «Я прочитаю одно предложение. Тебе нужно его запомнить». После этого вы читаете одно предложение из середины выбранного отрывка. Переспросите ребенка, запомнил ли он услышанное предложение. Если не запомнил, то попросите его сконцентрироваться и прочитайте еще раз. Затем вы объясняете, что будете читать текст, в котором есть это предложение. Как только вы прочитаете озвученное предложение, ребенок должен прервать вас командой «Стоп!» Для примера приведем фрагмент из сказки Г. X. Андерсена «Дикие лебеди».

Предложение для запоминания: «На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона».

«Вот надвигается на небо большая черная туча, ветер крепчает, и море тоже чернеет, волнуется и бурлит. Но туча проходит, по небу плывут розовые облака, ветер стихает, и море уже спокойно, теперь оно похоже на лепесток розы. Иногда становится оно зеленым, иногда белым. Но как бы тихо ни было в воздухе и как бы спокойно ни было море, у берега всегда шумит прибой, всегда заметно легкое волнение — вода тихо вздымается, словно грудь спящего ребенка.

Когда солнце близилось к закату, Элиза увидела диких лебедей. Как длинная белая лента, летели они один за другим. Их было одиннадцать. На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона. Элиза отошла к обрыву и спряталась в кусты. Лебеди спустились неподалеку от нее и захлопали своими большими белыми крыльями».

Читайте текст выразительно, специально не выделяйте интонацией или паузами нужное предложение. Если ребенок не заметил предложение, увлекся содержанием или забыл задание, дочитайте отрывок до конца и обсудите задание. Для того чтобы справиться с заданием, нужна высокая концентрация и устойчивость внимания (выполняйте больше игр из главы «Шаг первый», затем вернитесь к этому заданию).

«Инопланетяне-2»

Для занятия вам потребуется словесный портрет инопланетянина, лист бумаги, карандаш.

Вы предлагаете ребенку внимательно прослушать описание внешности инопланетянина, мысленно представить себе его и как можно точнее нарисовать портрет на листе бумаги.

Вариант 1

На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели в магазине. Рассказывают, что он очень высокий с длинным прямоугольным телом. Голова же его похожа на треугольник, одним углом воткнутый в тело. На голове торчали две коротенькие антенны, на концах которых были надеты сверкающие шарики. Особенно всех удивили глаза: они не такие, как у людей. Глаза были квадратные, а рот разрезал лицо узенькой полоской. Руки и ноги были тонкими, как ветки у деревца.

Вариант 2

На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели прямо в центре города. Очевидцы говорят, что его нельзя было не заметить. Инопланетянин был маленького роста. Его тело было похоже на круг. Голова же, наоборот, была абсолютно квадратная, а с боков вместо ушей торчали две изогнутые антенны. Глаза были круглыми и немного светились, рот тоже был круглым, но маленьким по сравнению с глазами. Руки и ноги напоминали коротенькие толстенькие палочки.

При сопоставлении детского рисунка со словесным описанием инопланетянина учитывается наличие всех перечисленных частей тела, их форма и соразмерность. Упражнение можно выполнять и в усложненном варианте. Если ребенок без труда справился с рисованием одного инопланетянина, то можно зачитывать описание сразу двух фигур и предлагать нарисовать первого либо второго инопланетянина. Можно добавить в описание цвет. Если упражнение проводится в группе, то выполняется либо самопроверка при повторном чтении описания, либо рисунки собирает взрослый и потом проверяет и анализирует.

Страницы: 1 2 3

Гульмира Нысанбаева # 17 июля 2013 в 18:32 +2
Здорово!
Можно использовать для диагностики памяти ребенка.
Ирина Рудакова # 25 июля 2013 в 08:11 +1
Очень интересный и полезный материал. В своём классе я часто использую приём "Ассоциации" при работе со словарными словами.
С уважением, Ирина.
Серафима # 4 октября 2013 в 12:25 +2
Спасибо большое! Очень нужный материал.
Елена Фёдоровна Колкова # 23 декабря 2013 в 22:45 0
Материал нужный и полезный! Спасибо!
Ирина Геннадьевна Бежина (Крикунова) # 11 февраля 2014 в 00:38 0
Очень интересный материал. Думаю, его можно применить на занятиях английским языком. Развитие зрительной памяти - непременное условие успешного освоения языка, грамотности.
Гульназ Талгатовна Хазиева # 3 марта 2014 в 11:39 0
Спасибо большое! Очень нужный материал.
Валерия Ивановна Смирнова # 28 марта 2014 в 18:24 0
Много различных упражнений для развития и коррекции  памяти. Данные упражнения можно использовать на коррекционных занятиях, на уроках, диагностически. Материал полезен для педагогов коррекционных школ и не только. Спасибо за содержательный материал.
Наталья Николаевна Шушкова # 21 мая 2014 в 20:32 0
Интересный систематизированный материал. Хорошее подспорье в работе.
Ирина Анатольевна Сенченко # 1 июня 2014 в 14:05 0
Материал шикарный,особенно на развитие внимания и памяти.Спасибо за подборку.
Елена Савченко # 7 июня 2014 в 13:45 0
Огромное спасибо. Очень интересный материал
Лидия Владимировна Ниневская # 8 сентября 2014 в 22:25 0
Спасибо, за материал! Очень срочно понадобился материал к уроку - и вдруг он здесь , у вас! Всё очень вовремя!Здорово вы меня выручили!!!
Анна Николаевна Покацкая # 28 сентября 2014 в 07:46 0
Спасибо большое! Очень интересный, а главное нужный материал.
Анна Геннадьевна Никулина # 11 октября 2014 в 21:13 0
Уважаемый автор! Благодарю Вас за подробный, глубокий, готовый к использованию материал. Память - очень важный психический процесс, от которого зависит успешность младшего школьника в обучении. Обязательно буду использовать в свей практике. Успехов Вам!
Татьяна Николаевна Мамонова # 20 октября 2014 в 23:04 0
Спасибо за интересные упражнения. Мы с дочкой практикуем такого рода упражнения, Ваши также берем себе в тренинг.
Наталья Васильевна Горяинова # 31 октября 2014 в 23:22 0
Спасибо за интересный материал . Он мне скоро понадобиться. Ведь 1класс на носу!
Марина Геннадьевна Бронникова # 16 ноября 2014 в 00:13 0
Очень нужная статья. Взяла на вооружение приемы. Важно развивать возможности учащихся целенаправленно и систематически. Спасибо автору статьи за работу.
Виктория Надежкина # 18 ноября 2014 в 20:26 0
Спасибо!!! Мне очень нравится.
Людмила Владимировна Курьянова # 18 ноября 2014 в 20:57 0
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ. ОБЯЗАТЕЛЬНО ВОСПОЛЬЗУЮСЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ.
Светлана Моисеевна Денисова # 20 января 2015 в 20:08 0
У меня 1 класс и я столкнулась с тем ,что у моих детей плохо развита память.Этот материал мне обязательно поможет.Большое вам спасибо!!
Татьяна # 26 июля 2015 в 21:53 0
Отличный материал. Особенно важно развитие двигательной памяти. Поняла это на себе, когда после 40-а занялась танцами. Давалось трудно, но танцы вытащили из рутины, депрессии, вызвали поток творчества. Малая часть детей занимается танцами, хотя это важно для развития. Эти упражнения на уроках - капля в море, но все же... Спасибо автору.
Снежана Анатольевна Колесникова # 2 октября 2015 в 15:56 0
Очень полезный материал! Я распечатала те задания, которые подойдут для дошкольников, теперь буду вклеивать в тетрадь для родителей
Наталья Викторовна Дьяченко # 15 июня 2016 в 11:32 0
Этот материал буду использовать на своих уроках. Я работаю в школе в первом классе. Столкнулась,с тем, что у детей плохо развита память. Поэтому есть проблемы в учебе. Спасибо автору. music
Виктория # 1 августа 2016 в 14:22 0
Для детей это очень хорошие способы развития. Полезные и интересные. Также полезным будет метод фотографирования. Суть его заключается в следующем: Возьмите несколько мелких предметов (подойдут также картинки, слова и предложения). Разложите их на столе. Затем, внимательно посмотрите на них несколько минут (например, 1–3 минуты, потом время уменьшайте). Отвернитесь или накройте предметы тканью, и попытайтесь назвать все увиденные предметы. Еще больше интересных способов можно найти в этой статье evrikak.ru/info/kak-razvit-zritelnuyu-pamyat
Татьяна Анатольевна Ишкина # 11 августа 2016 в 21:47 0
Спасибо за предоставленный материал, очень полезная информация.Обязательно буду использовать в своей работе.
Татьяна Шабалина # 29 января 2017 в 09:05 0
Уважаемый автор, большое спасибо за такой полезный материал. Думаю, что он будет полезен как для воспитателей, так для учителей начальных классов, учителей иностранного языка (Сама работаю с малышами), для учителей коррекционных школ. Часть заданий, представленных в работе, использую сама, остальные приму на вооружение и буду использовать как на уроках, так и на коррекционных занятиях.
Наталья # 15 марта 2017 в 22:14 0
Предлагаю еще одно мое упражнение.Ребенку даются 5 пустых листочнов.На них он рисует на каждом по одному предмету.Например: солнце,луна,туча,дождь,снежинка.Учитель забирает рисунки и перемешивается их.Зате ребенок вытягивает рисунок и должен написать цифру,т.е. каким он был по счету.Д дальше можно увеличивать до 10 предметов.Так же можно вставлять лишний предмет.нНапример,в тему " Природа" 9 картинок,вставить 1 "Овощ". Ребенок должен не только найти лишний предмет, но и запомнить на каком он был месте
Марина # 22 марта 2017 в 00:12 0

Вообще супер материал))) Спасибо! Мне статья понравилась

Natalja # 17 ноября 2021 в 14:39 0
Спасибо! супер материал!