Психологи считают, что в 4-5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7-8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы. Взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным, и его экспериментаторский интерес пропадает.
Главное, чтобы у самого ребенка было наличие внутреннего желания читать. Это внутреннее желание психологи называют мотивом и утверждают, что именно мотив, а не что-либо иное, определяет успех любой человеческой деятельности. Иными словами, чтобы научиться читать, ребенок должен хотеть это делать.
Читайте сами. Пример читающего родителя — готовая модель поведения ребенка.
Читая ребенку, вы общаетесь с ним и вместе переживаете прочитанное. Кстати, совместное чтение вслух (независимо от возраста детей), как и домашний театр, было хорошей традицией в интеллигентных семьях в России в конце XIX - начале XX веков. Возрождайте и закладывайте семейные традиции.
Обеспечьте ребенка соответствующей библиотекой, состоящей из книг с картинками в размер страницы, с коротенькими текстами под этими картинками (наподобие иллюстрированных В. Сутеевым). Используйте книги с крупным шрифтом, даже если вы знаете, что ваш ребенок справляется с чтением книг с мелким шрифтом. Самостоятельно ребенок должен читать более легкие книжки, чем мог бы, а сложный мир слов будет, как и раньше, открываться ему через ваше ежедневное (не менее получаса) чтение вслух.
Игра с картинками в книжке или журнале
Игра закрепляет знание алфавита, учит словообразованию, сосредоточенности, развивает внимание
Необходимый инвентарь: любая книга с картинками или детский журнал, карандаш.
❀ Выберите вместе с ребенком любую букву, проговорите ее несколько раз, вспомните, какие слова на эту букву вы знаете.
❀ Затем попросите ребенка найти и обвести (подчеркнуть) эту букву по всей книжной (журнальной) странице.
❀ После этого совместно подсчитайте количество найденных букв.
❀ Поставьте ребенку настоящую оценку.
❀ От игры к игре постепенно усложняйте задания. Например, после поиска отдельных букв, переходите к поиску слогов («до», «ма», «ре»), затем простых слов («он», «они», «я»).
Кто здесь живет?
❀ Вместе с ребенком нарисуйте на плотном картоне домик или паровозик с вагончиками, ракету или корабль, самолет.
❀ В окошки (иллюминаторы) вставьте карточки с буквами.
❀ Ребенок должен угадать, какие слова живут в этом домике.
Примеры:
♦ А, Л, И, С, Е, О — лиса, лес, осел.
♦ К, И, Н, О, Т, С, А — кот, кит, слон, кино.
Слогомяч
Игра закрепляет и развивает навыки разбиения слова на слоги, быстроту мышления
Необходимый инвентарь: мяч.
❀ Играть можно и вдвоем, и небольшим коллективом.
❀ Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу окончание так, чтобы получилось слово. Например, к слогу «ко» можно прибавить «рова» и получится слово «корова», к «ли» добавляем «са» и получается «лиса» и т. д.
❀ Важно, чтобы дети соблюдали правила орфографии — делили слова на слоги правильно и произносили их так, как они пишутся: «ко-ро-ва», но не «ка-ро-ва».
Следопыт
Игра прививает детям навык чтения (знакомство с расположением слов в тексте, чтение с интонацией)
❀ Эта игра предназначена для детей 6-7 лет, но начинать играть в нее можно и сейчас.
❀ Взрослый читает текст. Ребенок сидит рядом. Книга расположена на столе так, чтобы ребенок мог следить за текстом.
❀ Взрослый читает, проводя по прочитанным словам пальцем, ребенок ведет пальчиком вслед.
❀ Начните читать с небольшой скоростью. Внезапно остановитесь и скажите: «Стоп!».
❀ Попросите ребенка произнести слово, на котором вы остановились.
❀ Ребенку легко узнать слово, даже если оно трудное, — он же только что его слышал! Он делает вид, будто читает его. Вы принимаете правила игры и «удивляетесь». Счет открыт — один: ноль в пользу «следопыта»!
❀ Если вы видите, что ребенку легко следить за вами, ускоряйте темп чтения, старайтесь «замести следы» периодической сменой голоса, интонации или темпа. Угадал ребенок — получил очко, не угадал — получили вы.
Книжный детектив
Необходимый инвентарь: книги с иллюстрациями.
❀ Взрослый загадывает букву, а ребенок ищет в книге картинку на загаданную букву.
❀ Если играют несколько детей, введите элемент соревновательности: выигрывает тот, кто быстрее найдет нужную картинку, или тот, кто найдет большее число нужных картинок.
❀ Усложнить игру можно, загадав какой-то предмет, изображенный в книге, и предупредив ребенка, что в задуманном вами слове две буквы «о» (корова).
Сыщики
Игра закрепляет знание алфавита, ребенок учится соотносить абстрактные буквы с буквами, входящими в состав слова
Необходимый инвентарь: карточки с буквами.
❀ Разложите карточки в комнате на разных предметах: диване, подоконнике; прикрепите их к шкафу, стулу, зеркалу и т. д.
❀ Ребенок должен найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены, то есть соответствует ли буква на карточке букве, на которую начинается название этого предмета.
❀ Например, карточка с буквой «к» лежит на диване — это неправильно, она должна висеть на картине.
❀ Усложните игру, заменив карточки с буквами на карточки со слогами.
По пятам
Игра пpививает детям навык чтения (знакомство с расположением слов в тексте, чтение с интонацией). Ребенок учится реагировать на знаки препинания
❀ Взрослый и ребенок, сидя за столом, читают книгу.
❀ Взрослый читает, а ребенок немного отстает, идет вслед за вами, повторяя все то, что вы только что прочли.
❀ Ребенок не только слышит текст, но и видит его. Неважно, что он не читает по-настоящему, он видит, из чего складываются слова, предложения, какие знаки препинания сопровождают текст. Он запоминает написание слов, может узнать самые простые, учится реагировать на знаки препинания.
❀ Ребенок перестает бояться длинных слов и предложений и старается правильно произносить их.
Хор
Игра способствует преодолению барьера послогового чтения
Необходимый инвентарь: детские песенники с нотами и с подписанными слогами под каждой нотой.
❀ Организуйте ансамбль, который выступит перед публикой (когда папа или бабушка вернутся с работы).
❀ Начните репетицию: пропойте с ребенком слоги. Начинать лучше с известных ребенку песен, которые он, скорее всего, знает наизусть. Он все равно будет следить за нотами и слогами, поэтому для начала проводите пальцем по пропеваемым частям текста.
❀ В пропевании слогов важно то, что детям приходится тянуть гласные, связывая таким образом слоги друг с другом и преодолевая барьер послогового чтения.
❀ Постепенно переходите к более сложным заданиям — пению малознакомых или совершенно неизвестных песен.
Любимая книжка
Необходимый инвентарь: любимая книжка вашего малыша.
❀ Придумайте по книжке разные задания. Например:
♦ подчеркнуть трехбуквенные (четырех-, пяти- и т. д.) слова;
♦ прочитать вместе с вами предложение, выучить его, а затем пропеть его голосом гномика (дракона);
♦ нарисовать иллюстрацию к какому-нибудь тексту или предложению (допустим, шестому от начала истории или страницы);
♦ посчитать, сколько на странице букв «а», одинаковых слов;
♦ найти самое короткое предложение;
♦ подчеркнуть все слова, начинающиеся с большой буквы. (Потом выяснится, что перед одними такими словами есть точка, а перед другими — нет, потому что одни являются именами собственными, а с других начинается предложение.)
❀ В общем, затрите книжку «до дыр». А в следующем месяце замените ее на другую, уже потолще и потруднее. Так, обживая книжку за книжкой, ребенок привыкнет к тексту и перестанет его бояться.
Художник-иллюстратор
Игра учит ребенка обращению с книгой, прививает любовь к книге, развивает повествовательную речь, воображение, логику
❀ Прочитайте ребенку стихотворение, небольшой рассказ или сказку.
❀ Затем дайте задание — подобрать рисунки к прочитанному тексту из других книжек. После этого попросите ребенка пересказать фабулу произведения, опираясь на подобранные им рисунки.
Издаём книгу
❀ Попробуйте вместе ребенком сделать книгу: сочинить, нарисовать и написать.
❀ Сначала придумайте героев. Сколько их будет? Как они выглядят? Сделайте несколько рисунков.
❀ Затем придумайте историю с ними. Она может быть и совсем коротенькой.
❀ Теперь оформите книгу: сложите пополам листы бумаги, сшейте их (можно упростить задачу — купить в магазине блокнот с чистыми листами). Вместе с ребенком нарисуйте яркие картинки на каждой страничке. Под картинками напишите печатными буквами придуманный вами текст.
❀ Не забудьте оформить обложку и указать имена авторов и художников.
❀ Если ребенку понравится играть в авторов-издателей, напишите продолжение вашей книги.
❀ И, кто знает, может быть, через несколько лет ваше чадо затмит славу самой Джоан К. Роулинг?
Как научить ребенка читать? Когда же он начнет читать?!
Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению
Родительское собрание «Обучение детей дошкольников 5-6 лет чтению»
Нет комментариев. Ваш будет первым!