Конкурсы

Как правильно воспитывать ребёнка в семье

Как правильно воспитывать ребёнка в семье

Ошибка четвертая: «Лишние эмоции — плохо»

Почему у нас в обществе так любят поддерживать давным-давно устаревшие стереотипы? То ли жизнь была сложная в нашей стране, и генетическая память, которую мы все в себе носим, делает свое дело, то ли просто мышление у нас не гибкое. Думая об этом, я в половине случаев тут же нахожу подтверждение собственным мыслям. Уж очень часто встречаются такие примеры. Вот, скажем, каждый из нас хоть раз сказал маленькому мальчику, захлебывающемуся от слез: «Ты что ревешь, как девчонка!» или «Мужчины не плачут, а ну вытри слезы!» Почему мужчины не плачут, кто это придумал? Вообще-то я тоже когда-то так говорила, стыдно теперь. И сразу перестала, как только подкралось сомнение: а почему, собственно, нет?

Почему-то считается, что если ребенок плачет, его надо постараться непременно успокоить. И чем скорее, тем лучше. Мама сама начинает нервничать, если кроха раскапризничался на людях. То ли это от боязни быть плохой матерью в глазах окружающих, то ли от безграничной любви к ребенку. Так сразу и не разобрать. Однако у специалистов есть некоторые сомнения по поводу того, что быстрое успокоение идет ребенку на пользу.

Дело в том, что плач — это мощный всплеск эмоций. У маленьких детей, в силу физиологических особенностей, это, порой, единственно возможная разрядка. Со слезами уходит лишнее напряжение и отрицательные эмоции, а значит, если можно так выразиться, организм очищается от негатива и дискомфорта.

Если ощущение дискомфорта остается, то по себе знаете, что бывает — он нарастает, нарастает, пока не выливается в какую-нибудь соматическую «болячку». И, представьте, лишая малыша возможности выплеснуть негативные переживания, мы делаем вклад в копилку его будущих заболеваний. А теперь, скажите пожалуйста, разве желание получить эмоциональную разрядку зависит от того, кто карапуз — мальчик или девочка?

То же самое касается и ярких положительных эмоций. Заливистый, звонкий детский смех говорит о том, что ребенок счастлив. Однако счастье, бывает, буквально раздирает чувствительного кроху. В этом возрасте все ощущается чересчур и «слишком». Оттого-то раскатистый смех нередко сменяется плачем — кроху переполняют эмоции и их надо постоянно реализовывать!

И что делаем мы, взрослые? Чувствуя, что малыш слишком «раздухарился», бежим одергивать его и загонять в рамки «приличного поведения». Нельзя громко смеяться, нельзя долго смеяться, нельзя плакать, даже иметь плохое настроение малышу, по нашему разумению, тоже нельзя. И куда ему, бедняге, деваться? Как проживать и реализовывать потребности внутреннего мира?

Источник проблемы

Это наша закомплексованность. Любое проявление эмоций, да еще на людях, нам кажется неуместным и недопустимым. Мы не можем себе позволить или, возможно, не умеем быть открытыми, и, соответственно, считаем, что малышу такие вольности тоже ни к чему.

Мы уверены, что слишком шумное поведение карапуза мешает окружающим людям — и в гонке за чужим комфортом и собственной репутацией мы, порой, забываем про насущные потребности малыша.

Мы запрещаем плакать карапузам, когда они упали и им больно. Мы запрещаем плакать, когда что-то идет вразрез с их желаниями. Мы говорим: «Ну что ты как маленький, смотри, никто не плачет». Мы стыдим ребенка за чувства и злимся на него за «лишние» эмоции. А в итоге получается, мы запрещаем любимому чаду жить полной жизнью. Согласитесь, это как-то противоречит образу хороших родителей.

Ломать нервную систему и социальные представления вашего малыша, верю, вы все-таки не хотите. Тогда давайте посмотрим, как лучше всего вести себя в ситуации, когда у ребенка наблюдается резкий всплеск эмоций.

Выход есть!

Во-первых, станьте созерцателями. Не прерывайте смеющегося карапуза — пусть посмеется от души и на улице, и дома, и в поликлинике.

Скорее всего, внимание ребенка само переключится на что- то другое и нервное напряжение уйдет. Лишь один тип смеха должен вас насторожить и заставить принять отвлекающие ребенка действия — это истерический смех, когда видно, что ему уже давно не смешно, а может быть, карапуз и вовсе забыл о «смешной» причине. В данном случае смех перестает быть собственно эмоцией, а начинает представлять некое неконтролируемое возбуждение.

Во-вторых, лучше сосчитать до 10, тем самым гася поднимающийся гнев, чем тут же сорваться на малыше, когда его эмоции, по вашему мнению, зашкаливают. Плачет ли он, хохочет ли, заводит ли разговоры в неподходящие моменты (например, с продавцами в магазине) — не важно. Дайте ребенку возможность выплеснуть свои эмоции, и положительные и негативные, выговориться.

В-третьих, не забывайте, что эмоциональное развитие во многом формирует личность. Ребенок вырастет скрытным, замкнутым человеком, не умеющим понимать и уважать эмоции других людей, если не дать ему самому пережить эмоциональный опыт в разнообразных вариациях.

Сказко- и игротерапия как нельзя лучше подходят для работы с маленькими детками, нуждающимися в легкой корректировке поведения. Пространство игры — наиболее понятная форма общения для юного непоседы, а это значит, что концепцию игры можно сколь угодно «преломлять под нужным углом», отрабатывая конкретные задачи для конкретного ребенка. Естественно, весело и без лишних нервов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Загорудько Анна Алексеевна # 18 февраля 2014 в 21:03 0
Интересная статья, полностью солидарна с автором. Также хотелось бы добавить, что по моему мнению, для правильного воспитания каждый родитель должен знать о движущих силах Природы в Ребенке. Очень хорошо они описаны в книге Ш.А. Амонашвили "Школа Жизни". Вот некоторые выдержки из этой книги. "Страсть к Развитию. Развитие прирождённых возможностей происходит в процессе преодоления противоречий и трудностей. Ребёнок сам ищет в окружающей его среде трудности, чтобы преодолеть их, ибо лишь в этих условиях он в состоянии довести свои природные возможности до предписанных им пределов. Этим мощным импульсом к развитию и объясняются его шалости, неразумные, а зачастую и опасные затеи... Страсть к Взрослению. При усилении импульсов этой страсти Ребёнок начинает искать соответствующие условия и среду для её удовлетворения. Это значит, что он начинает подражать внешним проявлениям жизни взрослых (отсюда пристрастие к курению с раннего детства), начинает искать социальную среду, где его принимают, как взрослого (отсюда "попадание" Ребёнка в "дурную компанию"). Однако, дурным привычкам и дурному влиянию взрослых Ребёнок поддаётся тогда, когда в его непосредственной среде близких (родных, учителей, товарищей)он не находит удовлетворения своей природной страсти, перед которой, как перед стихией, он один бессилен...Третья страсть-это страсть к Свободе. Ребёнок проявляет её с раннего детства, в разных формах и многогранно. Особенно сильно она обнаруживает себя, когда Ребёнок с двух-трёхлетнего возраста пытается ускользнуть из-под опеки взрослых и стремится утвердить свою самостоятельность - "Я сам!"... Ребёнку не нравится постоянное и открытое опекунство взрослых, он не терпит запретов, не слушается наставлений. Из-за стремления к взрослению, в условиях непонимания и неприятия взрослыми этой страсти, постоянно возникают конфликты.
Елена Иосифовна Семенькова # 20 апреля 2014 в 12:51 0
Спасибо. Статья очень интересная.Удачи.
Ирина Павловна Хатинская # 21 ноября 2014 в 10:48 0
Здравствуйте. Статья очень содержательная, много полезных примеров и советов, нужных рекомендаций.
А в основе всего труд и самостоятельность.Действительно, к самостоятельности ребёнка нужно приучать как можно раньше, не делать за него всё.Пусть ребёнок сделает неправильно, что-то испортит, испачкает, но сам будет трудиться. Вот это важно. Ему доверяют, его оценивают, ему уделяют внимание.
Жанна Грачевна Нуриян # 29 сентября 2015 в 21:18 0
Очень интересная и полезная статья!!!Спасибо большое!!!Эту работу нужно напечатать в форме буклета и раздавать всем новоиспечённым родителям!!!Ведь воспитание это всё!" От воспитания зависит, как ребенок будет взаимодействовать с окружающим миром, как этот мир будет открываться ему навстречу, и будет ли ребенок чувствовать себя в нем комфортно.
Прежде чем воспитывать, нужно понять этот сложный процесс и избавиться от предрассудков, тянущихся, возможно, из собственного детства. Что ж, впереди у нас большая, важная и очень интересная работа — научиться воспитывать, не притесняя, не унижая и не мешая проявлениям индивидуальности наших детей. И мы обязательно осилим ее вместе!"
Наталья # 31 октября 2018 в 15:14 0

Всё о воспитании детей смотрите здесь.