Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетической направленности «Умелые руки» для детей седьмого года жизни

Автор: Борова Валентина Владимировна, воспитатель МКДОУ детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» д. Ичетовкины  Афанасьевского района Кировской области

Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы

Пояснительная записка

С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.

В.А. Сухомлинский писал: « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, а также ручному труду у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.  

В старшем дошкольном возрасте дети наиболее любознательны. В этом возрасте у детей продолжают развиваться образное мышление, восприятие, воображение, устойчивость внимания, совершенствуется речь.

Так же появляются большой интерес и желание заниматься ручным трудом. Поэтому детей в старшем дошкольном возрасте легче приобщить к разным видам деятельности.

Занятия разного характера, связанные с ручным трудом,  способствуют дифференцированному восприятию по созданию и преобразованию предметов,  развитию логического мышления, воображения, внимания, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики,  воспитанию трудолюбия, выработке усидчивости и активизации детей, – что является важным этапом в работе с детьми в дальнейшем.

Программа составлена на основе пособий по ручному труду И.В.Новиковой «Аппликация из природного материала»,  Н. Васиной  «Бумажная симфония,  А.Румянцева «Необычная аппликация», Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Казаковой Р.Г. « Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники». Я взяла занятия, которые подходят для детей седьмого  года жизни, доработала их, подобрала игры и физкультминутки. Таким образом, можно сказать, что программа на 60% составлена мною.

Актуальность: на занятиях оригами и при работе с природным материалом при создании работ требуется определенные умения и навыки, которые развивают мелкую моторику рук и способствуют активизацию речевого развития.

Новизна: Изучив ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы в кружках с дополнительным образование, опыт работы других детских садов , выявлено, что работа ведётся в узком направлении: либо это занятия по рисованию, либо по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, либо занятия – оригами. Программа  “Умелые руки” – комплексная, включающая занятия по аппликации, ручному труду, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя  свой замысел, находя средства для его воплощения.

Цель: создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.

Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности  ребенка, развитие его индивидуальности.

Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.

Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать пространственные представления (ориентировка во времени, в пространстве и на листе бумаги).

2. Научить  различным способам создания предметов (работа с бумагой пластилином, полосками бумаги, природным материалом).

4. Научить использованию поделок и в сюжетно – ролевых играх

5. Продолжать учить понимать поставленную задачу и способы ее достижения.

Развивающие:

1. Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать.

2. Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.

3. Развивать творческие способности.

4. Способствовать развитию мелкой моторики и творческой активности детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

2.Прививать любовь к труду, научить доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда.

Социальная значимость:   Полученные умения и навыки помогут детям в самостоятельной деятельности, использование поделок в сюжетно – ролевых играх, на уроках труда в школе.

Режим занятий:

Курс занятий рассчитан на 1 год при объёме: 20 академических часов (периодичность занятий – с  сентября по март - 1 раз в 2 недели, в  апреле и мае – 3 занятия).

Рекомендуем посмотреть:

В каком случае образовательные технологии наносят ущерб здоровью воспитанника и педагога

Включение музыкальных физкультминуток в НОД и режимные моменты ДОУ

ТАСМИЛЯ НАИЛОВНА БИКМУХАМБЕТОВА # 17 августа 2014 в 19:08 +1
Валентина Владимировна,здравствуйте! Ознакомилась с вашей программой по художественно – эстетической направленности «Умелые руки» вы действительно правы нет такой программы ,которая объединяет всю творческую деятельность вместе. Вы сумели их совместить и донести до педагогов. Творческих успехов и больших начинаний в работе. ЗА +! dance
Юлия Викторовна Захарова # 16 октября 2014 в 18:12 +1
Спасибо за интересную программу! Очень подробно и грамотно составлена, используются разнообразные формы, методы и приемы работы. Обязательно возьму на вооружение!
Вера Кирилловна Кубышкина # 18 ноября 2014 в 07:20 +1
Кратко, лаконично, ничего лишнего. Отличная программа. Можно изменять темы., делая разные вариации. Воспользовались Вашей программой. Спасибо!!!
Бояркина Н.А. # 18 февраля 2015 в 16:03 +1
Большое спасибо, воспользовалась Вашей программой, много взяла для себя.
Татьяна Владимировна Кармачева # 11 июля 2015 в 13:38 +1
Программа составлено довольно грамотно. Есть что взять для работы и на заметку!
Светлана Алексеевна Минаева # 14 июля 2015 в 16:03 +1
Спасибо за интересную программу! Очень подробно и грамотно составлена, используются разнообразные формы, методы и приемы работы. Творческих вам успехов!
Анастасия Владимировна Галушко # 30 ноября 2015 в 12:09 +1
Программа интересная!Спасибо!
Екатерина Ивановна Кашаева # 30 ноября 2015 в 12:17 +1
То что искала!!! Спасибо за подходящий материал! С Вашего разрешения воспользуюсь материалом!
Ирина Владимировна Жабина # 25 декабря 2015 в 20:52 +2
Валентина Владимировна! Грамотно составлена программа. Есть и цель, и задачи, хорошая пояснительная записка, прописано, что должны знать и уметь дети к концу курса (то есть планируемые результаты), есть источники, прилагается перспективное планирование. Считаю, что очень правильно Вы в своем курсе используете разные виды продуктивной деятельности, не ограничиваясь чем - нибудь одним (тестопластикой или ручным трудом). Сама разработка поможет очень многим нашим коллегам решить вопрос с направлением дополнительного образования на своих рабочих местах. Вашу программу можно использовать на практике, ничего не меняя, так как все в ней прописано, а можно и адаптировать под себя. Спасибо.
Татьяна Юрьевна Маргасова # 23 октября 2016 в 13:01 0
Спасибо за программу.