Конкурсы

Адаптация старшеклассников к учебе в средне-специальном и высшем учебном заведениях

 Автор: Акмурзинова Айгуль Бисембаевна, ОрГМА, студент 5 курса

Описание материала:  В статье рассматриваются вопросы, касающиеся школьников старших классов, а именно к их скорому выпуску из школы и социально-психологической адаптации  в средне - специальных и высших учебных заведениях. Предоставленный материал будет полезен как для самих старшеклассников, педагогов, так и родителей выпускников.

Актуальность: изучение процесса адаптации старшеклассников необходима для эффективного процесса подготовки к новому образу жизни и деятельности.

Изучаемый вопрос адаптации старшеклассников имеет особую связь с учебно-познавательной деятельностью. Студенческая жизнь начинается с первого курса и поэтому успешная адаптация старшеклассника к обыденной жизни и учебе в вузе, будет являться залогом успешного развития вчерашнего школьника как студента.

Когда мы говорим адаптация старшеклассника мы подразумеваем его социальную и психологическую адаптацию, чем лучше адаптируется ребенок, тем комфортнее он себя чувствует, тем самым сохраняя гармоничное состояние психики и физиологии. Адаптация, как известно, осуществляется на разных уровнях, - биологическом, социальном и психологическом. Социально- психологическая адаптация представляет собой емкий процесс приспособления к новой социальной среде, новым взаимоотношениям в коллективе, оговоренным и  неоговоренным правилам. В новом коллективе имеются свои правила, свои ценности, к которым придется прислушаться ребенку, не всегда они соответствуют ожиданию и требованию выпускника.

Особенность данного возрастного периода состоит в переходности между детством и взрослостью. Это достаточно критический момент для человека, приходится проститься с прежним окружением, правилами, влиться в новый коллектив, проявить свою коммуникативную способность, многое меняется, попросту говоря, рождается новая структура личности. Резкая ломка привычного образа жизни приводит к стрессу, переживаниям, проблемам, никто не знает как может повлиять на психику ребенка, и какие последствия могут быть если у него будут проблемы с адаптацией. Эти перемены могут первое время привести к проблемам с успеваемостью, трудностями общения со сверстниками. У студентов выработка нового стереотипа проходит по-разному- индивидуально, у кого-то плавно, у других скачкообразно, а кто-то переживает болезненно тянущийся процесс.

Своевременная подготовка к жизни после школы, поможет избежать дезадаптационного синдрома, превратить процесс адаптации мягким и психологически комфортным.

Сколько же новых возможностей открывается перед выпускниками, но и не меньше препятствий и трудностей. Приход в новый коллектив, отдаление от старых друзей их « товарищеского плеча», одна только мысль для многих приводит в состояние отчаянья, куда податься, какую профессию выбрать, масса переживаний: - «а вдруг не получится, не потяну?», недостаток мотивирующих факторов, отсутствие достаточной самостоятельности. Переезд в другой город, неумение правильно ставить приоритеты.

Безусловно, ряд проблем объективен и встает перед каждым, некоторые же проблемы индивидуальны для определенного человека.

Всвязи с этим, сегодняшний школьник, может уже сегодня «открыть глаза» перед этими проблемами, изучить и выбрать ту профессию, которая его интересует, выбрать учебное заведение, заинтересовавшее его и в которое он хочет поступить, подготовить себя к смене школьного образа жизни на студенческий, приоткрыть завесу взрослой жизни.

Некоторые советы для старшеклассников:

- научиться работать с литературой и источниками информации;

- расписать свой рабочий день;

- своевременная подготовка задания, не оставлять домашнее задание на потом;

- вести себя непринужденно, быть самим собой;

- быть целенаправленным;

- не нужно бояться ошибиться,- вы только учитесь!;

- не нужно паниковать – старайтесь найти решение.

В этой сложной работе ответственность возлагается и на педагогов, родителей.

Какая же все-таки большая роль возлагается на родителей! Их поддержка и помощь очень значима для ребенка, но не стоит все брать на себя, или же перекладывать полностью эту долю на выпускника. Не секрет что, что родители служат примером для ребенка, так что вы живой пример для него, ваше поведение и ваше отношение – очень значимо для него. Родители должны создать спокойную, здоровую благоприятную обстановку, оказать поддержку.

Положительное стимулирование и мотивация со стороны родителей очень важны и необходимы, совместное решение возникающих вопросов поможет быстро и менее болезненно перенести их.

Учителя со своей стороны, могут проводить уроки профессиональной ориентации, возможно, приглашать выпускников школы которые рассказали бы о своих впечатлениях перехода жизненного уклада, от школьного к среднему или высшему учебному заведению, свои методы успешного приспособления к учебе в высшем и среднем учебном заведении .

Усиленная работа со стороны психологов школы, которые проводили тренинги, направленные на мотивацию успеха: тренинг общения, тренинг стрессоустойчивости, тренинг преодоления неуспеха и др. могли бы также пойти на пользу.

Важно объяснить ребенку ,что в его жизни в скором времени начнется новая и очень счастливая пора - студенчество. Она дает большое количество возможностей, но не обойтись и без препятствий. Всегда есть плюсы и минусы, и задача выпускника максимально эффективно с ними справляться, т.е успешно адаптироваться. Решив одну проблему, человек сталкивается с другой. А своевременная подготовка это легкая адаптация к меняющемуся укладу жизни, позволит безболезненно  перенести этот важный переход от одного этапа жизни к другому. Это одновременно тяжелая и интересная работа, которая требует активности самого школьника, а также участия учителей и родителей.

Список литературы:

1. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 1999. — 356с.

2. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988.

4. Солдатова О.Д. Проблема идентичности личности студентов в период адаптации к обучению в вузе // Материалы VIII психологическая адаптация личности. — Ереван: Изд-во АН АрмСССР, 1988. — 262 с. — (Формы, механизмы, стратегии).

3. Педагогика и психология высшей региональной конференции “Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону”. Том второй. Общественные науки. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2004.- 136 с.

Рекомендуем посмотреть:

Как оценить учебное заведение, в котором вы собираетесь учиться?

Ольга Андреевна Светлова # 12 февраля 2014 в 13:47 0
Замечательная статья, а главное, она актуальна. Работаю в учреждении СПО и не по наслышке знаю, как меняются дети на первом курсе. Хотя, происходит это не со всеми, а чаще всего, с так называемыми "авторитетами"  класса и "захваленными" ребятами. Им сложнее всего приходится, потому что за 9-11 лет учебы в школе, они привыкли к своему статусу, да и одноклассники и учителя - тоже. А с новыми людьми по-старому не получается, на мой взгляд, это как фактор развития девиации весьма действенно(... но это - уже другая история)
Наталья Рафаиловна Найденова # 13 февраля 2014 в 18:56 0
Очень актуальная тема. На протяжении взросления ребенок проходит несколько социумов: детский сад - 5 ступеней, состав которых является непостоянным, начальное звено школы, среднее звено и т.д. Так вот проблемы социализации в микросоциуме, как правило, начинаются с детского сада. Если ребенок подготовлен родителями и не получил психологическую травму попадая в дошкольное учреждение, в нем автоматически вырабатывается иммунитет. Такой ребенок на следующих этапах своей жизни, по крайней мере, знает на что ориентироваться, не боится контакта с педагогами и сверстниками. Выработанные навыки помогают! Спасибо, затронутая тема помогает выстроить систематизацию работы специалистов образовательных учреждений по проблемам адаптации детей на разных этапах образовательного процесса в целом.
Жукова Елена Анатольевна # 14 февраля 2014 в 21:10 +1
Проблема школьной мотивации — один из краеугольных камней в современном образовании. Особенность работы с ней заключается еще и в том, что это область, в которой необходимы совместные усилия специалистов — педагогов, психологов, администрации, а также родителей школьников.Спасибо за статью.
Елена Анатольевна Жукова # 15 февраля 2014 в 16:21 0
Проблема школьной мотивации — один из краеугольных камней в современном образовании. Особенность работы с ней заключается еще и в том, что это область, в которой необходимы совместные усилия специалистов — педагогов, психологов, администрации, а также родителей школьников.Спасибо за статью.
Светлана Махмудовна Чунтыжева # 11 марта 2014 в 12:22 0
Очень актуальная тема. Много вопросов и противоречий, над которыми следует задуматься
Галина Владимировна Чернявская # 13 мая 2014 в 17:28 0
Тема адаптации старшеклассников к учебе в профессиональном образовательном учреждении действительно является очень актуальной в настоящее время. Адаптация обучающегося, а в последствие квалифицированного специалиста, это приспособление индивидуума к новому учебному и рабочему месту, учебному, а в последствие трудовому коллективу. Айгуль Бисембаевна затронула основные аспекты данной проблемы, предложила советы для старшеклассников. Из собственного опыта хотелось бы добавить, что с целью содействия успешной адаптации обучающихся, кураторам группы необходимо работать над вопросом сплочения ученического коллектива.
Анна Геннадьевна Никулина # 11 октября 2014 в 23:09 0
Уважаемый автор! Тема очень актуальная. Считаю, что необходима целенаправленная работа по формированию адекватной самооценки и уровня притязаний, повышению мотивации учебной дея­тельности, путем введения в пространство будущей профессии по совершенствованию коммуникативной компетентности и навыков поведения в конфликтных ситуациях. В конечном счете, необходима выработка стратегии адаптации. Для решения этих задач следует проводить индивидуальные консультации, групповые социально-психологические или коррекционные тренинги. Творческих успехов!
Игорь Викторович Матюхин # 8 августа 2015 в 23:30 0
Очень актуальная статья, затрагивающая проблемы социально-психологической адаптации. Понравился научный стиль
Краснова Елена Викторовна # 19 октября 2015 в 10:29 0
Статья достаточно актуальна и информативна.Сама работаю по проблеме адаптации первокурсников и именно социальная адаптпция протекает наиболее сложно. Спасибо автору!
Елена Викторовна Краснова # 19 октября 2015 в 21:31 0
Статья достаточно актуальна и информативна.Сама работаю по проблеме адаптации первокурсников и именно социальная адаптация протекает наиболее сложно. Спасибо автору!
Ирина Николаевна Волкова # 11 ноября 2015 в 19:38 0
Материал нужный, использую в своей работе со студентами 1 курса. Часто случается, что адаптационный период длится очень долго у первокурсников, иногда болезненно и порой "неадекватно"... Убедилась, что работаю в нужном направлении.