Тренинговое занятие «Успех публичных выступлений» с учащимися 10-11 классов.

Автор: Милютина Елена Андреевна педагог - психолог МБУО «Лицей-интернат» г. Великий Новгород

Описание материала: Предлагаемое тренинговое занятие в интерактивной форме позволяет учащимся приобрести навыки успешной самопрезентации и публичного выступления.

Данный материал будет интересен школьным психологам, педагогам, педагогам дополнительного образования.

Конспект занятия «Успех публичных выступлений» с учащимися 10-11 классов

Актуальность: Навыки успешной самопрезентации и умение представить свои мысли в рамках публичного выступления приобретают особую актуальность уже в школе. Умение правильно представить себя, структурировать информацию, ответить на вопросы необходимое условие успеха в ситуациях, где требуется устное изложение информации, например при защите проекта исследовательской деятельности.

Цель занятия: приобретение знаний и освоение навыков публичного выступления.

Форма работы: мини-лекция, практические индивидуальные и групповые упражнения, ролевая игра, видеосъемка.

Необходимые материалы:

1. Проектор,

2. Видео камера

3. Презентация (два слайда)

4. Листы А-4 по количеству участников

5. Карандаши, фломастеры, ручки.

6.  Заготовки текста для публичного выступления (интересные факты, события и т.д.)

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Каждый из участников представляется и говорит несколько слов о себе (настроение и ожидание от занятия).

Вступление.

«Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если она дурно выражена»    Вольтер.

- Я думаю, что никто не будет спорить, что презентация и вообще публичные выступления - это искусство. Которому, впрочем, можно и нужно учиться. Считать, что любой может выйти и без всякой подготовки или обучения может сделать доклад или рассказать о себе самом, очень опасное заблуждение. Умение выступать публично и проводить презентации – это необходимый навык. Как научиться выступать эффектно? Постараюсь ответить на этот вопрос в мини-лекции «Семь шагов успешного выступления».

Мини-лекция.

Приводятся рекомендации (шаги к успешному выступлению), на основании которых, подростки сами оформляют себе памятки.

1.  Шаг. Организация пространства. Установите необходимое оборудование и аппаратуру; потренируйтесь, как пользоваться аппаратурой; расставьте достаточное количество столов, стульев; проверьте наличие вспомогательных материалов (маркеры, указка, губка, чистые листы бумаги и т.д.)

2.  Шаг. У любого выступления есть начало – своего рода завязка, развитие действия и заключительная часть. Трудно сказать, которая из них является главной, но, в любом случае, весь ход презентации определяется тем, насколько удастся заинтересовать публику. Большинство людей в ожидании выступающего чаще занято пустой болтовней или легкими мыслями. Повернуть их внимание в свою сторону всегда можно. Оригинальное начало всегда интригует, привлекает внимание, располагает к остальной части выступления. С первых секунд выступающий должен привлечь к себе внимание и наладить контакт со слушателями настроить аудиторию на контакт. Первые слова выступающего должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание).

Пример: комплимент собравшимся слушателям или месту где происходит выступление, яркая запоминающаяся цитата, удачно подобранный анекдот, случай из жизни.

3. Шаг. Удержать внимание аудитории. Помните, что публичное выступление не должно напоминать сеанс массового гипноза. А лучший способ усыпить аудиторию - говорить, не меняя темпа и громкости, стоять на сцене, у доски, за кафедрой, не меняя положения или ходить, не меняя скорости движения, читать по листу. Поэтому поступайте с точностью до наоборот.

4. Шаг. Говорите не очень быстро, делая паузы в конце смысловых фраз - чтобы слушатели успевали осознать сказанное. Это для вас материал проговорен сорок раз, но аудитория слышит его впервые. Поэтому нужно добиться ясности выражения основных мыслей вашего выступления. Стоит также учитывать, что человек забывает примерно 90% того, что он слышит, 60% того, что он видит, и лишь 10% того, что делает. Простой пример: что легче забыть: рассказ о каком-нибудь событии, событие, свидетелем которого были вы сами, или событие, в котором вы участвовали? Чтобы выступление оказалось успешным, нужно обеспечить интерактивное общение с залом.

Пример: использовать фотографии, картинки, графики, схемы, диаграммы, а также очень хорошо срабатывает прием просьбы о помощи, например, дать знак, когда истекут 15 минут - это поможет сконцентрировать внимание публики; раздать материалы и другое, спросить, не стоит ли включить дополнительное освещение, не передвинуть ли доску? Отвечая на эти вопросы, аудитория вовлекается в принятие решений, чувствует заботу о себе и собственную важность.

5. Шаг.  Выступление – это всегда обмен оратора энергией с залом. Безусловно, максимальная отдача энергии происходит у говорящего, и, если вы в этой роли и чувствуете, что силы уходят, проще и эффективнее всего восстановить свой потенциал можно, переведя взгляд на тех, кто вас поддерживает, тех, кто вам улыбается, кивает, внимательно слушает. Именно от этих людей можно подпитаться позитивной энергетикой, вернуть себе энтузиазм и воодушевлении, но таковыми, к сожалению, являются не все слушатели.  Что делать, если взгляд порой выхватывает человека, который сидит с отсутствующим лицом, широко зевает, разговаривает с соседом, набивает смс сообщения. Такой слушатель автоматически отнимает у говорящего энергию - у многих от такого просто опускаются руки. В таком случае напомните себе, что отсутствующее расстроенное лицо не имеет к вам никакого отношения. Одна из главных ошибок - увидев недовольное лицо, все свое внимание уделять именно такому слушателю. Этого нельзя допускать! Говорите для тех, кому важна и ценна ваша информация.

6. Шаг. Стоит знать и о такой особенности - люди обычно больше запоминают из начала и конца отрезка информации, чем из середины. Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом. В конце вы можете подытожить сказанное, высказав главную мысль выступления. Конец - разрешение всей речи и он должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего.

Пример: произнести фразу с которой Вы начали свою речь. “Вот почему я считаю, что…..” Концом может быть шутка или цитата, иллюстрирующая основной тезис выступления.

7. Шаг. Часто бывает так выступающие чувствуют себя уверенно перед аудиторией. Но эти же самые люди, искренне боятся перспективы отвечать на возможные вопросы. Больше всего их волнует тот факт, что может оказаться так, что они не знают ответов на некоторые из них. Вы должны понимать, что никто и не ожидает, что вы сможете ответить на все до одного вопросы. Главное, чего от вас ждут – это честность. Никогда не смущайтесь и не говорите: “Я не знаю, что сказать в ответ на этот вопрос”. В этом случае, нужно ответить, что сейчас вы не можете ответить, но обязательно найдете ответ. Возможно, найдутся слушатели, которые не согласны с чем-то в вашем выступлении. Поэтому необходимо заранее, при подготовке выступления, подготовить аргументы, которые убедят аудиторию в правильности Вашей информации.

Мозговой штурм.

Психолог: «Как бы вы организовали пространство и сделали его своим перед выступлением?» (варианты, предложенные учащимися, записываются на доске)

Практические упражнения на артикуляцию.

-  Упражнение «Лопаточка» широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

-  Упражнение «Лошадка» присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку Проделать 10-15 раз

-  Упражнение «Вкусное варенье» высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.

-  Упражнение «Загнать мяч в ворота». Цель упражнения. Вырабатывать длительную, целенаправленную воздушную струю. Выполнение упражнения. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между   двумя  кубиками, стоящими впереди на столе.  Методические указания: следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать    пальцами, загонять шарик на одном выдохе, не допускать прерывистую струю.

-  Проговаривание стиха   (показывается слайд с текстом стиха)

Простокваши дали Клаше, 

Недовольна Клаша:

- Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши!

Дали вместо простокваши

Каши нашей Клаше:

- Не хочу я просто каши

Так - без простокваши!

Дали вместе с простоквашей

Каши Клаше нашей,

Ела, ела Клаша кашу 

Вместе с простоквашей. 

А поела - встала, "Спасибо" сказала.

-  Проговаривание стиха с заменой всех гласных букв на - «а», «э», «и»,  «у», «ю», «а», «я» (показывается слайд с текстом стиха.)

Жили у бабуси

Два веселых гуся

Один серый другой белый

Два веселых гуся

Практическое упражнение - подача информации:

Психолог: «Сейчас мы разделимся на группы, каждой группе будет предложена информацию, которую в форме доклада необходимо донести до аудитории. На подготовку отводится 15 минут, от группы выступает один человек. Для успешного выступления воспользуйтесь своими памятками» (раздаются заранее подготовленные тексты, примерные тексты указаны ниже).

1 доклад. У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатую родословную, и напротив, быть круглыми сиротами. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своём происхождении. Изучением истории лексики и происхождения слов занимается интереснейшая наука — этимология.

2 доклад. Инструменты, изготовленные из меди и её сплавов не создают искр. По этой причине такие инструменты применяются там, где существуют особые требования безопасности, то есть огнеопасные и взрывоопасные производства. Знаете ли вы, что еще в XV—XVI веках индейцы культуры Чонос (Эквадор) выплавляли медь с содержанием 99,5 %. Из меди они изготавливали монеты в виде топориков 2 мм по сторонам и 0,5 мм толщиной. Данная монета имела хождение по всему западному побережью Южной Америки, и в том числе в государстве Инков. В Японии медным трубопроводам для газа в зданиях присвоен статус «сейсмостойких». Интересный факт установили польские учёные – в тех водоёмах, где присутствует медь, карпы отличаются крупными размерами. В прудах или озёрах, где медь отсутствует, быстро развивается грибок, который поражает карпов. 

3 доклад. Когда появился первый поцелуй, наверное никогда не будет однозначного ответа. Впрочем, историки предполагают, что примерным временем, когда поцелуи вошли в жизнь человека, 3000 год до нашей эры. Однако, в то далекое время люди поцелуев удостаивались только божества, если верить ученым, конечно… Очевидно, установить, почему вошел в обиход обычай между людьми в минуты нежности касаться друг друга губами, невозможно. Существует древняя легенда, согласно которой, при поцелуе соединяются души влюбленных. Именно по этой причине обряд бракосочетания всегда завершается поцелуем – прикосновением губ. Красивая легенда.

4 доклад. Многие привыкли говорить такое словосочетание как «CD-диск», а это является тавтологией, так как аббревиатура CD (англ. Compact Disc) уже включает в себя слово «диск». То есть получается – Компакт-диск-диск. Такая же ситуация с DVD-диском (англ. Digital Video Disc): если добавлять слово диск, то выходит: Цифровой видеодиск-диск. О происхождении компакт-диска есть версии. Так, существует версия о том, что компакт-диск изобрели не Philips и Sony, как это считается, а американский физик Джеймс Рассел, который работал в компании Optical Recording. Он продемонстрировал своё изобретение для хранения данных еще в 1971 году. Сделано им это было для «личных» целей, чтобы предотвратить царапание виниловых пластинок иглами звукоснимателей. Подобное устройство было «независимо» изобретено компаниями Philips и Sony только спустя восемь лет. Также ранее, в эпоху грампластинок, выпускались гибкие пластинки-открытки. Такие сувениры отправлялись по почте и содержали, помимо записи, рукописные поздравления.

Группы готовятся к выступлению, затем выступают делегаты от групп, выступления записываются на видеокамеру, а потом каждому оратору видео перезаписывается индивидуально на электронный носитель для дальнейшего самоанализа. В конце упражнения все участники аплодируют, таким образом, выражая поддержку и благодарность друг другу за работу.

Ритуал прощания.

Каждому из участников предоставляется возможность сказать несколько слов о занятии, собственных впечатлениях, эмоциях. Заключительные слова произносит психолог.

Психолог: «Помните, что число людей, награжденных при рождении талантом оратора очень невелико. Однако обучение, труд и практика могут из большинства из нас сделать людей с очень хорошим уровнем презентационных навыков. Оттачивайте свое мастерство на практике. Готовьтесь к каждому выступлению, а потом анализируйте свои промахи и удачи. Практика, практика и еще раз практика….»

Используемая литература:

1. Дейл Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично»

2. Никольская С.Т. Техника речи (методические рекомендации и упражнения для лекторов).

Рекомендуем посмотреть:

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Психологический тренинг для педагогов

Стихи о преодолении эмоциональных состояний

Коррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Мила Кузьмина # 19 сентября 2013 в 19:57 +4
Актуальное и полезное занятие для старшеклассников.Мини - лекция, мозговой штурм, практические занятия - все способствует успешному выступлению перед аудиторией.
Этот навык так  пригодится в будущем! Спасибо за занятие, беру в копилку, чтобы поделиться с педагогом, который преподает ОИД (основы исследовательской деятельности)
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 20 сентября 2013 в 11:30 +5
С огромным удовольствием прочитала эту статью. У нас в профессиональном лицее ежегодно проходит научно практическая конференция для учащихся "Я познаю мир", где они представляют свои проекты по предметам и профессиям. И самое сложное для многих из них, даже когда работа уже подготовлена, представить ее широкой аудитории. Это и волнение, и дрожащий голос, и вообще страх выступления. Обязательно ознакомлю учеников с Вашей статьей, в которой доступно и интересно изложены основные правила успешного выступления. Спасибо!
Ольга Андреевна Светлова # 12 февраля 2014 в 14:00 +1
Полностью согласна с Татьяной Дмитриевной. К сожалению, очень велика вероятность того, что ребята, у которых присутствует огромный потенциал, попросту испугаются публики. Мне встречались даже те, кто боится просто отвечать устно у доски, это печально. (Век информатизации поглощает в виртуальном общении все остальные возможные способы. Отсюда и проблемы). Я уверена, что студентам СПО так же будет интересно такое внеклассное мероприятие. Спасибо!
Елена Сергеевна Кузнецова # 20 февраля 2014 в 21:24 0
Полезный материал для проведения классного часа. Дана и лекция и практика, обязательно применю  в своей работе.
Светлана Викторовна Артюшина # 24 февраля 2014 в 16:57 0
Очено понравился предложенный материал - актуальный, грамотно выстроенный. Специфика моей работы предполагает постоянное общение с учащимися разных возрастов. И в ходе общения с подростками убедилась, что дети не знают особенностей взаимодействия с "аудиторией".
Мария # 5 апреля 2014 в 19:14 0
Актуальная, очень актуальная тема. Сколько сил вкладывается в доклад... который потом из-за волнения озвучивается совсем не так, как хотелось бы. В результате не то место (на конференции, например), не то впечатление о том, как я выгляжу с стороны (для подростков это весьма важно), не то желание уже вообще что-либо делать. Думаю, подобные тренинги/классные часы нужно проводить время от времени, причем, детям, на мой взгляд, нужно выдавать некие "шпаргалки" (я так обычно делаю): скороговорки, стихи с интонационными акцентами, обязательно упражнения дыхательной гимнастики, "самообманы" антистрессовые ("представь, что рассказываешь ты не всем нам, а своему лучшему другу").
Мария Владимировна Морозова # 5 апреля 2014 в 19:33 0
Актуальная, очень актуальная тема. Сколько сил вкладывается в доклад... который потом из-за волнения озвучивается совсем не так, как хотелось бы. В результате не то место (на конференции, например), не то впечатление о том, как я выгляжу с стороны (для подростков это весьма важно), не то желание уже вообще что-либо делать. Думаю, подобные тренинги/классные часы нужно проводить время от времени, причем, детям, на мой взгляд, нужно выдавать некие "шпаргалки" (я так обычно делаю): скороговорки, стихи с интонационными акцентами, обязательно упражнения дыхательной гимнастики, "самообманы" антистрессовые ("представь, что рассказываешь ты не всем нам, а своему лучшему другу").
Petrova78 # 2 мая 2014 в 20:42 0
Очень полезная информация не только для учеников, но и для преподавателей. Согласна с Вами, уважаемая Елена Андреевна, что далеко не каждый взрослый (не говоря уже о детях) владеет ораторским искусством. Свобода речи напрямую зависит от глубины знаний по теме. Поэтому ребята должны детально проработать тему (конечно, насколько это возможно). Спасибо за Вашу работу. Читая, вспомнила первый публичный опыт Ираклия Андронникова:)
Petrova78 # 2 мая 2014 в 20:47 0
Психологический фактор - один из важнейших. К сожалению, часто раскрыть свои потенциальные возможности ребенку мешает внутренняя зажатость, скованность. А это ой как не просто преодолеть.
Вера Викторовна Виноградова # 30 сентября 2014 в 23:39 0
Работая в дополнительном образовании пришла к выводу о необходимости проведения таких занятий. Учащиеся часто участвуют в конкурсах с проектами, исследовательскими работами и защищая свои работы им необходимо иметь навыки выступления.
Надежда Николаевна Бузыкина # 13 октября 2014 в 13:56 0
Уважаемая Елена Андреевна, затронутая Вами тема тренингового занятие «Успех публичных выступлений» для учащихся 10-11 классов очень актуальна для них, так как умение правильно представить себя в обществе очень нужно для них. В данном трегинговом занятии, все грамотно предусмотрено. Все предусмотренные формы работы: мини-лекция, практические индивидуальные и групповые упражнения, ролевая игра способствуют в достижении поставленной цели приобретение знаний и освоение навыков публичного выступления. Данный тренинг несомненно будет интересен учащимся и они с удовольствие примут в нем участия. С уважением Надежда Николаевна.
Татьяна Юрьевна Анисимова # 28 октября 2014 в 12:43 0
Уважаемая Елена Андреевна, вы затронули очень важную и актуальную тему. Особенно интересна зарадка для артикуляции, в данный сценарий урока я бы пожалуй добавила еще релаксационные техники, техники, направленные на обретение уверенности в себе перед выступлением. Потому как неспособность справиться с личным волнением может помешать даже отлично подготовленному публичному выступлению. А в целом очень четкий и понятный алгоритм подготовки к выступлению.
Светлана Анатольевна Вальцева # 9 ноября 2014 в 15:12 0
Как хорошо, что вы уделили внимание данной теме. Своевременно для выпускных классов проведение такого занятия перед тем, как ребята войдут в новую, взрослую, самостоятельную жизнь, где многим пригодятся такие навыки начиная с профессионального учебного заведения. Очень актуально и для детей, и для взрослых!!!
Ольга Михайловна Рудская # 6 декабря 2014 в 07:57 0
Тема «Успех публичных выступлений» очень заинтересовала меня по роду моей деятельности. Публичные выступления - это всегда большой стресс и подготовка к ним должна вестись очень тщательно. В этой работе я получила некоторые ответы на вопросы: "как избежать провала выступления? как справиться с волнением? и т. д. Спасибо!
Ольга Владимировна Герасименко # 10 апреля 2015 в 11:17 +1
Спасибо за актуальный в наше время материал. Такое тренинговое занятие способствует получению практических навыков успешного выступления перед аудиториейвсе. В тренинге грамотно предусмотрено и Мини - лекция,и мозговой штурм,и практические занятия , что позволяет держать внимание обучающихся.
Наталья Александровна Гришаева # 20 мая 2015 в 21:32 0
спасибо Вам за хороший материал!
Игорь Викторович Матюхин # 9 августа 2015 в 00:01 0
Тема публичного выступления всегда актуальная как для учащихся, так и для педагогов. Спасибо за материал и приведенные практические рекомендации.
Светлана Викторовна Еремина # 30 сентября 2015 в 17:15 0
Спасибо за материал. немного видоизменю и проведу на семинаре перед подготовкой педагогов к высуплению на конкурсе.
Татьяна Алексеевна Бондаренко # 10 апреля 2016 в 19:53 0
Самоуважение подростка является одним из важнейших факторов, влияющих на сроки начала половой жизни. Как установили ученые с медицинского факультета Университета штата Индиана (США), этот фактор оказывает влияние вне зависимости от сроков полового созревания и проявляется совершенно по-разному у мальчиков и девочек. В ходе исследования ученые оценивали самоуважение у 188 учеников седьмого класса. В течение следующих двух лет они наблюдали за детьми, вплоть до того момента, когда они переходили в девятый класс. Оказалось, что девочки с заниженной самооценкой на протяжении этого времени втрое чаще вступали в первую сексуальную связь (для их возраста явно преждевременную), чем их сверстницы с адекватной самооценкой. У сильного пола обнаружилась противоположная тенденция – мальчики с завышенной самооценкой вдвое чаще остальных своих ровесников в этом возрасте приобретали свой первый сексуальный опыт.
Юрий Викторович Силин # 3 августа 2016 в 01:01 0
Думаю, подобные тренинги/классные часы нужно проводить время от времени, причем, детям, на мой взгляд, нужно выдавать некие "шпаргалки" (я так обычно делаю): скороговорки, стихи с интонационными акцентами, обязательно упражнения дыхательной гимнастики, "самообманы" антистрессовые ("представь, что рассказываешь ты не всем нам, а своему лучшему другу").Данный тренинг несомненно будет интересен учащимся и они с удовольствие примут в нем участия. С уважением Надежда Николаевна.
Елена Владимировна Гусева # 11 января 2017 в 13:41 0
Ко мне как к психологу, бывают обращения провести занятие с учащимися, чтобы они не боялись публично выступать. Ваша статья, поэтому, полезна для меня и дает возможность воспользоваться нужной информацией. Мне понравилось описание каждого шага, дети об этом даже не задумываются наверное (да и некоторые взрослые тоже). Полезно это знать и практиковаться время от времени.