Конкурсы

Изучение нотной грамоты через сказку

Изучение нотной грамоты через сказку

Сказка-путешествие «По волнам нотной страны»

Автор: Княжева Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ № 12 «Березка», г. Киржач, Владимирская область.

Описание материала: Одним из ключевых приемов, которым можно заинтересовать, захватить, заставить проникнуть в тему беседы любую аудиторию, как взрослую, так и детскую, является история, сказка, притча. Захватить внимание детей, вызвать интерес к теме беседы легче всего с помощью сказки. Тогда дети, проникнув в «сказочную страну», сидят, затаив дыхание, и слушают.

Наша, совместно с дочерью Ксенией сочиненная сказка, поможет освоить малышам 6-8 лет нотную грамоту, да и просто подружиться с музыкой и ее волшебными звуками.

Цель: Актуализация знаний детей по теме «Ноты»

Задачи: Вызвать у детей интерес к теме. Помочь освоить нотную грамоту.

Помочь понять, что мелодия состоит из отдельных нот. Учить выделять из мелодии отдельные звуки. Познакомить с понятиями «высокие и низкие голоса», учить определять на слух высокие и низкие звуки.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

Учить «чувствовать» музыку, определять и передавать характер музыки в двигательных импровизациях или с помощью картинок-образов зверей и птиц.

Закреплять полученные ранее знания.

Предварительная работа: Прослушивание музыкальных произведений, музыкальные и двигательные импровизации, знакомство с нотным станом и написанием нот на линеечках.

Итак……

В одной сказочной нотной стране жили-были ноты. У каждой нотки было свое имя. Нотки, как и дети, были нотки мальчики, которые очень любили лазать по лесенкам, как и все мальчишки на всем белом свете, а были и нотки девочки. Они, как и все девчушки-хохотушки, очень любили наряжаться. Нарядов было много, и поэтому их папа Король Скрипичный Ключ построил для них великолепный дворец. Для каждой девочки была устроена отдельная комната, но… об этом чуть позже.

Мальчиков звали так: ДО, МИ, СОЛЬ и СИ. Собрались они однажды на прогулку в парк, а там стояла высокая лесенка. ДО был самый младший из всех братьев, и смог забраться только на самую низкую ступеньку, стоящую на земле (дополнительную). Он стоял там и радовался: «Вот какой я ловкий!» А мальчики постарше, МИ, СОЛЬ и СИ, решили устроить соревнование: кто же заберется выше всех. Самым ловким оказался СИ, он забрался на третью ступеньку. СОЛЬ чуть пониже, на вторую, а МИ только на первую. «Ура, я выиграл,- прокричал СИ,- я выше всех». ДО не обиделся на брата, а сказал, что он, стоя на своей дополнительной ступеньке, видит червячков на земле. МИ тоже не расстроился, ведь со своей первой ступеньки он увидел, как мама возвращается с работы. СОЛЬ со своей второй ступеньки увидел самую красивую на свете птичку.

- А что тебе там видно, СИ?

- Мне с третьей ступеньки видны облака и небо!

В это же самое время, девочки выбирали себе комнаты.

- Я буду жить внизу на первом этаже!- сказала РЕ,-не люблю лесенки, и поселилась под первой линейкой.

- Тогда я займу второй этаж, между первой и второй линейками,- сказала ФА,- мне очень нравится смотреть в окно на наш чудесный яблоневый сад, а снизу и сверху его не разглядеть.

- Ну тогда третий этаж мой,-сказала ЛЯ,-мне очень нравится подниматься по лесенкам. И поселилась между второй и третьей линейками.

Вот так дружно жили-поживали веселые нотки и до сих пор живут, хотите проверить, тогда отправляйтесь в сказочную нотную строну. А веселые ребятки-нотки будут ждать вас в своих домиках.

ДО – на дополнительной линеечке.

РЕ – под первой линеечкой.

МИ – на первой линеечке.

ФА – между первой и второй линеечками.

СОЛЬ – на второй линеечке.

ЛЯ – между второй и третьей линеечками.

СИ – на третьей линеечке.

До скорой встречи в сказочной стране!

Сказку можно рассказать в любое время суток, хоть на ночь. Зато утром можно нарисовать нотки и их домики, а можно и поиграть.

Дидактическая игра «Высоко - низко»

Для игры понадобится лист бумаги с нарисованным нотным станом (пять линеечек) и небольшие овалы  из черной цветной бумаги.

Взрослый или играет на фортепиано высокие либо низкие ноты, или просто поет любые ноты ,высокие либо низкие. Ребенок догадывается высоко или низко забрались мальчики нотки и выставляет овалы на нотный стан, соответственно высоко или низко.

А еще по нотному стану могут «гулять» картинки с изображением зверей: медведи, зайчики, волки, птички .Каждый зверь под «свою» песенку.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали нотный стан,

И на нем все ноты-точки

Разместили по местам.

А теперь и вы, ребята, вспомните, где живут нотки и разместите их по своим домикам.

Рекомендуем посмотреть:

Обучение детей музыке. Полезные советы и рекомендации для родителей

Анжела Александровна # 6 ноября 2013 в 21:42 0
Интересный методический прием. Творческих успехов Вам в обучении музыкальному искусству.
Виктория Хлопотнёва # 1 января 2014 в 12:58 0
Очень понравился Ваш материал,доступно, просто и наглядно для детей.
Людмила Николаевна Федорова # 5 января 2014 в 17:22 0
Очень интересно! Не навязчиво! Пригодится учителям музыки!Спасибо!
Ирина Анатольевна Барыленко # 10 января 2014 в 22:28 0
Интересный материал. Я по первому образованию-муз.руководитель. Знаю, как сложно объяснить расположение нот на нотном стане. В виде сказки- это всегда интересно детям, видишь их заинтересованные глаза. Значит лучше запомнят и усвоят материал. Желаю дальнейших успехов.
Анжелика Анатольевна Соколова # 28 января 2014 в 18:38 0
В  занимательной  форме  детям  дается изучаемый  материал. Просто  и  здорово! Используя  игровой  прием, детям  действительно проще  объяснить данный  материал. Спасибо за  работу!
Ольга Олеговна Кудина # 17 августа 2014 в 00:29 +1
Замечательная сказка! Могу сказать, не как учитель музыки, а как я мама ребенка, который с 4-х лет занимается музыкой, что именно занимательная игровая форма уроков позволяет не "отбить" у малышей желание учиться и приносит очень хорошие результаты. Наша учительница (когда ребенок был уже в подготовительной группе и мог читать) приносила ребусы: на листе записаны печатными буквами слова, в которых один из слогов является названием ноты (деРЕво, МИмоза и т.д.). Этот слог заменен на рисунок нотного стана с соответствующей ноткой. Это могли быть ноты и первой, и второй октавы, в басовом ключе... Запоминается отлично!
Вера Викторовна Виноградова # 1 октября 2014 в 20:21 0
Спасибо! Такая форма работы с маленькими детьми позволит им запомнить данный материал очень быстро! Дочка проявляет интерес к музыке. Возьму себе на заметку.
Ассоль Юрьевна Земисева # 9 ноября 2014 в 00:00 0
Дети очень любят сказки, и поэтому с увлечением будут слушать руководителя. Очень важно научить детей не только названиям нот, но и показать их предназначение - рождение мелодии. Дидактическая игра, связанная с регистрами тоже очень увлекательна и полезна в работе. Благодаря таким урокам в детском саду, в школе детям будет проще понимать художественные образы произведений.
Ольга Михайловна Рудская # 6 декабря 2014 в 21:17 0
Всё старо как мир, но с одним могу согласиться, что игра - это детская среда в которой ребёнок должен прибывать как можно дольше и чаще.
Светлана Владимировна Лукьянова # 23 декабря 2014 в 16:13 +1
Спасибо! Детям будет легче запомнить и усвоить материал.
Оксана Николаевна Евстигнеева # 19 апреля 2015 в 18:26 +1
Сказка и ноты-это супер!Интересная идея!
Марина Викторовна Княжева # 29 мая 2015 в 01:14 0
Уважаемые коллеги, огромное спасибо за отзывы.
Нотная азбука.
Ноты гаммы составляют,
Если выстроятся в ряд.
Ноты чувства выражают,
Если в музыке звучат.
И, как буквы в предложеньи,
Ноты – музыки прочтенье.
А всего-то их – семь штук.
И у каждой – сольный звук.
Только сколько комбинаций,
Музыкальных вариаций
Память нотная хранит!
Нет числа для всех мелодий,
Что из этих нот выходит,
В музыкальный мир манит.
* * *
Ноты у меня спроси –
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
(Е. Загорученко)
Нина Алексеевна Обухова # 17 декабря 2015 в 18:24 0
Просто и здорово.
Елена Юрьевна Шайхелисламова # 11 февраля 2016 в 11:22 0
Спасибо за интересный материал. Его можно использовать не только как консультацию для родителей, но и на занятиях. Еще раз спасибо.
Любовь Ивановна Машоха # 22 февраля 2016 в 00:36 0
Беру в копилку.Уроки музыки станут интереснее,детям легче будет запомнить "Нотный ряд". Спасибо автору.
Юлия Викторовна Колесова # 8 октября 2016 в 21:07 +1
Спасибо,очень интересный материал.Я обязательно возьму себе на заметку,и деткам интересно будет.
Ирина Александровна Лаптева # 10 января 2017 в 13:45 0
Хороший материал для начала изучения записи нот. Многие начинающие музыканты испытывают затруднения в понятиях "на" и "между" линейками. Игровая форма подачи материала всегда помогает в изучении.
Татьяна Александровна Волкова # 27 января 2017 в 16:46 0
СКАЗКА – один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры. Поскольку единой научной классификации до сих пор не существует, жанры или группы сказок исследователи выделяют по-разному. Сказки бывают… 1) волшебные, 2) кумулятивные, 3) о животных, растениях, неживой природе и предметах, 4) бытовые или новеллистические, 5) небылицы, 6) докучные сказки.
Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел, что определяет и поэтику сказки. К главным признакам сказки «несоответствие окружающей действительности» и «необычайность… событий, о которых повествуется» (в этом отличие сказки от литературного повествования).
На мой взгляд, для детей сказка это простая и интересная форма усваивания материала.