Развивающие занятия с детьми от 3 до 5 лет

Развивающие занятия с детьми от 3 до 5 лет

Занятия с детьми, направленные на развитие интеллектуальных способностей

Для гармоничного развития интеллекта ребенку следует регулярно читать детскую литературу, разучивать с ним стихи, скороговорки, пословицы, прибаутки, разгадывать вместе загадки и т. д. Чтобы организовать такого рода занятия, взрослому необходимо подбирать дидактический материал, соответствующий возрасту малыша, при этом разъясняя все, что ему непонятно.

Большую роль в формировании у малышки способности быстрого реагирования и подвижности мышления играют детские загадки.

Рассмотрим некоторые доступные для детей загадки, которые можно применять во время занятий. Также их можно подбирать самостоятельно в книгах детских авторов — Корнея Чуковского, Самуила Маршака и других.

Загадки в стихотворениях

На чем Емеля во дворец

Ехал к царевне под венец?

Да так стремительно спешил,

Что дворню всю он насмешил? (Печка )

* * *

В него смотрим много раз,

Видим там сиянье глаз.

Отражается все в нем,

Как смеемся и поем.

С утра делаем прическу,

Ищем в ящике расческу. (Зеркало)

* * *

Небо озарилось

Разными цветами!

Это не приснилось,

Это мы видали!

Разноцветные огни

Небеса пронзают,

Вспыхнув где-то там, вдали,

Праздник освещают. (Салют )

* * *

Он бывает грибной и веселый,

Может капать и ночью, и днем.

Он идет в городах и по селам,

Как мы капельки с неба зовем? (Дождик)

* * *

Я ушел от бабушки,

Я ушел от дедушки.

Засиделся на носу,

Встретив рыжую лису. (Колобок)

* * *

На колесах мчу ребят

И больших, и дошколят,

Так давай быстрей ответ —

Я зовусь... (Велосипед)

* * *

Летом в шубку из листьев одето,

Осенью ветер ту шубку снимает.

Зимой в белоснежном убранстве согрето,

Весной оно почки свои распускает. (Дерево)

* * *

Кручусь — верчусь,

Верчусь — кручусь

И никогда не утомлюсь!

Отгадай, я как зовусь? (Юла)

* * *

Кто и где так шумит?

Дерево не устоит,

Рухнул великан, смотри!

Что же это, назови! (Пила )

* * *

Чем фигурки вырезаем?

Чем мы волосы ровняем? (Ножницы)

* * *

Под землей он живет,

Белый свет не признает.

Роет свой подземный ход.

Ну конечно — это... (Крот)

* * *

Он все зиму летает,

Стекла дивно наряжает.

Шубы дарит всем деревьям

И приносит нам веселье.

Чтобы вдруг не простудиться

Нужно срочно утеплиться.

Кто раскрасит уши, нос?

Ну, конечно же... (Мороз )

* * *

В раздевалке ее служба,

Что-то всем повесить нужно.

Шубы, шарфики, пальтишки

Шапки, иногда штанишки. (Вешалка )

* * *

Он живет под землей,

Где вечно тихо, где покой,

Но кто-то лопатой копнет,

И он на поверхность ползет.

Его так боятся, кричат на него,

Но он не желает пугать никого. (Червяк)

* * *

На спине он висит,

Что угодно вместит,

Называется вещь как?

Ну, конечно же... (Рюкзак )

* * *

В каждом доме он стоит,

Много там чего лежит.

В холод мы положим фрукты

И различные продукты.

И сметану, и кефир,

Масло и голландский сыр.

Много он чего вмещает

И все свежим оставляет. (Холодильник )

* * *

Вдаль по льду стрелою мчат

Школьников и дошколят.

Я на них лечу, как птица,

Можно даже закружиться.

Если сильно закружусь,

На ногах не удержусь. (Коньки)

* * *

Как пропеллер зажужжит,

Наш малыш к окну бежит.

Заготовил он варенье

И другое угощенье.

Гость на крыше живет,

Малыша к себе зовет.

Он мужчина хоть куда,

Пролетел туда-сюда. (Карлсон )

* * *

Внучка та известна всем,

Без нее был праздник нем.

А когда она вошла,

Закричала детвора.

Дед, тот тоже знаменит,

Столько лет ребят манит

Он веселым юморком

И большим-большим мешком. (Снегурочка и Дед Мороз)

* * *

Домик из стекла стоит,

Много он кого вместит.

В него воду наливают,

Потом рыбок заселяют. (Аквариум )

* * *

У нее с полоской брюшко,

То опасная подружка.

Все летает и летает,

А когда она кусает,

Чтоб укусы залечить,

Надо жало удалить. (Оса)

* * *

Трудится он так упорно,

Тащит веточки проворно.

В лесу дом его найдешь,

Непременно подойдешь.

Называй его скорей,

Это славный... (Муравей )

* * *

Всех зверей он лечит смело,

И всегда найдется дело.

Не бывает он забыт,

Чудный доктор... (Айболит)

* * *

Майским радостным деньком

Песни весело поет.

Он с цветочками знаком,

И над ними свой полет

Совершает и жужжит,

В танце радостном кружит.

Кто же этот милый друг?

Ну, конечно майский... (Жук)

Загадки в картинках

Загадки в картинках — замечательный способ не только проверить сообразительность ребенка, но и закрепить понятия названий и изображений предметов. При этом можно уделять внимание и тому, к чему относится изображение, — к животному или растительному миру, чем различаются между собой.

Правила игры здесь очень просты, взрослый предлагает ребенку рассмотреть рисунок, на котором изображены ответы на загадки (животные, растения, птицы и т. д.), затем загадывает загадку, а малыш должен отыскать ответ на изображении.

Примеры загадок:

Прыгает, но не зайчик,

Рыжая, но не лисичка,

Маленькая, но не ежик,

Есть дупло, но не дятел. (Белка )

* * *

Бегает в лесу,

Воет: у-у-у.

Серый он, сердитый

И всегда не сытый. (Волк )

* * *

С курочками рядом,

Но плавать не боится.

С пестреньким нарядом,

Что это за птица? (Утка )

* * *

Длинноногий, длиннокрылый,

Летом он летит на юг.

Величавый и красивый,

Людям он желанный друг (Журавль )

* * *

Клювом он стучит тук-тук,

Отвалился вдруг сук.

Малый доктор лесной,

Кто же это такой? (Дятел )

Понятия «живой - неживой»

Чтобы организовать это занятие, потребуются плюшевый Мишутка и картинки, на которых изображена живая и неживая природа — животные, насекомые — листья, деревья, речка и т. д.

Взрослый показывает малышу мишку и спрашивает: «В чем отличие нашего Мишутки от мишки в лесу?» (Предполагаемый ответ: «В лесу мишка живой, а у нас игрушечный».)

Затем внимание ребенка обращается на картинки с изображением живой природы.

Малышу предлагается перечислить всех животных и насекомых, изображенных на картинке. Если малыш затрудняется с ответом, взрослый помогает ему наводящими вопросами или сам называет животное. После перечисления названий малышу задается вопрос: «Что общего между этими животными?» (Предполагаемый ответ: «Они все живые».) Если вопрос вызывает затруднение, взрослый поясняет, что животные, как и человек, — живые. Они могут двигаться, бегать, прыгать или летать, у них есть внутренние органы, они едят, пьют, им может быть жарко или холодно. Затем демонстрируются картинки с изображениями неживой природы, при этом взрослый предлагает ребенку перечислить то, что изображено на этой картинке. После чего следует вопрос, что общего между ними. (Предполагаемый ответ: «Они не живые».)

Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый объясняет ему, что эти изображения не живые, потому что не могут сами перемещаться, думать, дышать, чувствовать и т. д.

На заключительном этапе проводится игра на закрепление пройденного материала. Взрослый поочередно показывает изображения представителей живой и неживой природы, а ребенок должен отгадать, что «живое», а что «неживое».

Рекомендуем посмотреть:

Психологические особенности развития ребёнка от 1 года до 5 лет

Пальчиковые игры для детей

Как научить ребёнка говорить

Как развивать любознательность у ребенка и желание учиться

Екатерина Глинская # 19 февраля 2014 в 15:37 0
Хорошая публикация. Такие простые и понятные загадки. Особенно понравились загадки в картинках. Наверняка, у каждого ребенка дома имеются различные карточки с изображениями, например,  животных или предметов. Очень удобно родителям - можно подыскать в интернете загадки  к выбранным картинкам, и приятно с пользой провести время сос воим ребенком.
Наталья Александровна Жаровских # 12 сентября 2014 в 18:48 0
Да, я тоже с вами соглашусь. У моего ребёнка в шкафу каких только нет картинок, открыток, вырезок из журнала. К ним можно действительно подобрать загадки или стихи. Даже модно составить какой-нибудь рассказ.
Физалия Сагетдиновна Ахметьянова # 29 октября 2014 в 17:47 0
Понравилась идея игры "Загадки в картинках". Постараюсь собрать у себя коллекцию загадок с картинками и поделюсь обязательно со всеми на сайте.