День земли. Сценарий для школьников

День земли. Сценарий для школьников

Экологическое воспитание школьников

Экологическая игра для школьников «Тайны и загадки природы»

Цели: открыть учащимся удивительно богатый и загадочный мир природы; воспитать бережное отношение к живой природе.

Подготовка мероприятия

1. Выставка книг: Василий Песков «Лесные глаза», «Отечество»; Николай Верзилин «По следам Робинзона: о тайнах лесных растений», «Лес и жизнь», «Путешествие с домашними растениями»; Юрий Дмитриев «Календарь зеленых чисел», «Соседи по планете», «Человек и животные», «Книга природы»; Жак Кусто «Сюрпризы моря», «Могучий властелин морей»; Бернгард Гржимек «Для диких животных места нет», «Серенгети не должен умереть»; Джеральд Даррелл «Путь кенгуренка», «Зоопарк в моем багаже».

2. Класс делится на команды.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Если взглянуть на Землю издалека, то она покажется очень маленькой. Все космонавты говорят о главном своем впечатлении: «Земля маленькая!» Полеты показали, что переселяться с Земли человечеству некуда, надо дорожить тем, что имеем - нашей планетой, на которой есть, возможно, уникальное для Вселенной чудо под названием жизнь.

Ведущий 2. Журналист Василий Песков нашел яркое сравнение, сказав, что жизнь на Земле подобна тонкой кожуре на большом яблоке. Все живое - деревья, травы, лишайники, грибы, звери, птицы, лягушки, рыбы и люди образуют «кожуру» жизни на горячем внутри «яблоке». Все проявления жизни на Земле представляют собой пестрый ковер из тесно переплетенных нитей. Равновесие - один из основных законов природы. Есть множество примеров того, как элементарная экологическая неграмотность человека приводила к печальным результатам. Например, в начале XX века в Канаде уничтожили всех хищных зверей в районе, где паслись олени карибу. И оленей стало больше. Потом их стало очень много. А затем численность оленей начала резко снижаться. И если бы люди вовремя не спохватились, карибу исчезли бы совсем.

Ведущий 1. А вот другой пример. Не так давно жители некоторых районов Западной Германии стали страдать от появившихся в большом количестве ос. Осы жалили людей, проникая в дома. Оказалось, что виноваты люди, истребившие лис. Лисы разрушали гнезда ос, находящихся на земле. Когда лисы исчезли, то осы размножились настолько, что стали досаждать людям.

Эти простые примеры говорят о том, что люди, не зная жизни природы, не должны «поправлять» ее по своему разумению. Ведь в животном мире равновесие в огромной степени поддерживают хищники, уничтожая больных и слабых зверей.

За миллионы лет, в течение которых развивалась жизнь на нашей планете, все виды растений, животных, микроорганизмов, удивительно приспособились друг к другу, да так, что без преувеличения можно сказать: каждый живет за счет или с помощью другого и связан с окружающей средой сложной системой взаимоотношений. Исчезнут два три вида животных или растений - невозможно предсказать, какие за этим последуют нарушения.

Могущество человека, увы, может оказаться для него же роковым. Он разрушает мир природы, частью которого является сам. Бледнеют земные недра, истощаются почвы, загрязняется вода, меньше становится лесов, и все меньше остается на Земле места животным. Что вы предпочитаете: жаркое из опоссума, отбивную из кенгуру или котлеты из крокодила? Эти экзотические блюда сегодня все чаще встречаются в меню австралийских ресторанов.

Ведущий 2. Ученые чисто теоретически смоделировали виды растений и животных, которые имели бы в условиях загрязнения и разрушения среды обитания максимальные шансы на выживание. Из растений - это чертополох и одуванчик, из животных - крыса, из птиц - ворона, из насекомых - таракан. Страшно подумать, сколь беден, скучен и однообразен будет окружающий человека мир, если это произойдет!

К сожалению, человек способен истощить, затоптать, превратить в пустыню все, что его поит, кормит и радует.

Ведущий 1. Джеральд Даррелл, известный зоолог и писатель, убеждал нас: рай существует здесь, на Земле, но люди его потеряют, если не оставят места для жизни животных, растений, для всего, что делает Землю «прекрасным кораблем для прекрасного плавания».

Переселиться человеку некуда. Выход один: надо беречь, что имеем, - тонкую, хрупкую, уязвимую «корочку» жизни на нашем земном шаре. Об этом пишут в своих книгах (показывая одновременно выставку книг) Василий Песков («Лесные глаза», «Отечество»), Николай Верзилин («По следам Робинзона: о тайнах лесных растений», «Лес и жизнь», «Путешествие с домашними растениями»), Юрий Дмитриев («Календарь зеленых чисел», «Соседи по планете», «Человек и животные», «Книга природы»), француз Жак Кусто («Сюрпризы моря», «Могучий властелин морей»), немец Бернгард Гржимек («Для диких животных места нет», «Серенгети не должен умереть»), англичанин Джеральд Даррелл («Путь кенгуренка», «Зоопарк в моем багаже») и многие другие.

Ведущий 2. Сегодня, путешествуя по лабиринтам наших конкурсов и игр, вы попадете в разнообразный и неповторимый мир природы, встретитесь с редкими, загадочными и неожиданными гранями живого мира.

Конкурс «Литературные загадки»

1. Вспомните рассказ Артура Конан Дойля «Пестрая лента». Кто в нем является орудием убийства? (Болотная гадюка - самая смертоносная индийская змея.)

2. В повести Артура Конан Дойля на торфяных болотах жило чудовище. Оно держало в страхе всех местных жителей, от одного его вида трагически умер человек. Как называется повесть и кто был чудовищем? («Собака Баскервилей». Собака - помесь чистокровной ищейки и чистокровного мастиффа.)

3.   На основе различных легенд о растениях-людоедах английский фантаст Герберт Уэллс написал рассказ. Как он называется? («Странная орхидея».)

4. У английского писателя Эдгара По есть детективный рассказ «Убийство на улице Морг». В нем раскрывается «неслыханное преступление века». Кто же убийца? (Обезьяна орангутанг.)

5. С помощью какого растения осуществил свое злодеяние дядя шекспировского Гамлета?

...Когда я спал в саду,

Как то обычно делал пополудни,

Мой мирный час твой дядя подстерег

С проклятым соком... в сосудце,

И тихо мне в преддверия ушей

Влил прокажающий настой...

Так поведал Гамлету Призрак его отца. (.Белена черная.)

6. На основе яда этого цветка аптекарь Лоренцо в шекспировской трагедии приготовил снотворное снадобье для Джульетты. Вот только родные и Ромео приняли сон девушки за смерть. Что это был за цветок? (Лютик.)

7.   У Владимира Солоухина есть книга «Третья охота», она завоевала популярность среди всех почитателей живой природы. Почему охота? И почему третья? (Слово «охота» имеет один корень со словом «хотеть». Все охотники—одержимые люди. У каждого свое пристрастие. Одни используют ружье - первая охота, другие удочку - вторая охота, третья - гораздо миролюбивее. Для охоты им требуются корзинка и острый глаз — это грибники.)

8. Настойка из этого растения действует на человека как успокаивающее средство, а кошки от нее возбуждаются. Не случайно это растение зовут кошачьим корнем. Читавшие «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, вероятно, помнят эпизод, когда Том угостил кота Питера лекарственными каплями: «...он заплясал посреди комнаты в бешеном веселье, склонив голову к плечу и воем выражая неукротимую радость. Потом он помчался по всему дому, сея на своем пути хаос и разрушение». Из какого растения была сделана эта настойка? (Из валерианы.)

9. В 1532 году испанские конквистадоры напали на селение индейцев на берегу реки Ориноко. Жители выставили против них отряд из воинов, вооруженных... жаровнями с пылающими углями. Когда испанцы приблизились, индейцы стали засыпать в жаровни порошок из плодов растения. Клубы удушливого дыма поползли в сторону испанцев. Этот едкий дым перехватил дыхание, разъедал глаза, вызывал непрерывный кашель. Вооруженным до зубов испанским солдатам пришлось в этот раз отступить. Плоды какого растения использовали индейцы? (Плоды стручкового перца.)

10. Историки рассказывают, что в войске Ганнибала имелись особые сосуды с живыми животными, которые его воины бросали на вражеские корабли. Эта тактика часто приносила победу. Каких животных в старину использовали на войне в качестве оружия? (Ядовитых змей.)

11. XVII век. Из Малайзии в донесении правительству голландский ученый Румфия так описал «дерево смерти»: «Возле дерева ничего не растет. Воздух отравлен его ядовитыми испарениями. Кто ни приблизится к этому дереву - всякий падет замертво, земля вокруг покрыта костями его жертв». Как называется это дерево? Подсказка: так называется одно из стихотворений Пушкина (Анчар. Настоящий анчар не выглядит таким ужасным отшельником. И травы под ним растут, и звери бегают, и человек может к нему подойти. И все же дерево действительно очень ядовито. Всего одна капля сока анчара на наконечнике стрелы превращала ее в посланца смерти.)

12. Легенды и мифы об этом растении слагали многие народы. Согласно скандинавской мифологии однажды мудрому и храброму богу Бальдру была предсказана насильственная смерть. Его мать богиня Фригг взяла клятву со всех живых и неживых существ, со всех растений, растущих в воде и на земле, что они не причинят вреда сыну. Только с ничтожного растения, растущего на ветвях деревьев, забыла она взять эту клятву. Именно стрела из прутика этого растения убила Бальдра. Что это за растение? (Паразитирующеерастение омела.)

13. За луковицу этого цветка в Голландии в XVII веке можно было купить карету, лошадей и даже целый дом! Назовите роман Александра Дюма, в заглавии которого есть этот цветок. («Черный тюльпан».)

14. Вспомните мифы Древней Греции. Могучий Геракл победил жестокого немейского льва. «Я создам цветок, - сказала Флора, - который будет напоминать людям разорванную пасть немейского льва». Какой же цветок, по древнему поверью, славит первый из 12 подвигов Геракла? (Львиный зев.)

15. Этот цветок съедобен: из его молодых листьев готовят вкусные салаты во Франции, в Англии, Германии, Японии, Индии. А из поджаренных и перемолотых корневищ делают вкусный напиток, напоминающий кофе. У американского писателя Рея Брэдбери есть фантастическая повесть «Вино из...». Назовите цветок и повесть Рея Брэдбери. (Одуванчик. «Вино из одуванчиков».)

16. В сказке Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» злая мачеха послала падчерицу в самый разгар лютых январских морозов в дремучий лес за весенними цветами. Девочка случайно встретила у лесного костра братьев-месяцев, среди которых был и добрый молодец Май. Он и одарил сиротку своим любимым цветком. Каким? (Ландышем.)

17. «Как рассказать, что это за цветы? В общем, они похожи на маленькие звезды, закутанные по горло в белый мех, чтобы не замерзнуть от прикосновения льдов». Лучше Константина Паустовского об этих цветах не скажешь. Что это за цветы? (Эдельвейсы.)

Страницы: 1 2 3

Наталья Токаревских # 18 февраля 2014 в 22:14 +1
День земли. Празднуется в школах и ОДОД довольно широко. В тексте не очень понятно- на какой конкретно возраст рассчитан праздник. Я как методист ОДОД хотела бы применить его именно в дополнительном образовании! Помните, как это важно: Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте характер –  пожнете судьбу!   У.Теккерей
Татьяна Леонидовна Косенкова # 1 апреля 2014 в 16:25 +1
Спасибо, очень ценный материал, пригодится для экологической смены в лагере.
Екатерина Александровна Бурмистрова # 29 мая 2014 в 09:59 +1
Мне материал ОЧень понравился, но брать его целиком я бы не рискнула: мне показалось, что он перенасыщен немного, да и вопросы многие требуют предварительной подготовки ( по материалам произведений, ведь не читая, невозможно ответить на них). Хороши вопросы, ответы на которые можно найти не зная, а думая. Или предложить заранее учащимся список рекомендованной литературы. Поскольку вопросы сложные, я бы рекомендовала это мероприятие как соревновательное между командами эрудитов средних классов.
Обязательно возьму на заметку, ведь из такого обилия интересной информации и вопросов всегда можно выбрать что-то для своего мероприятия!
Спасибо!
Наталья Сергеевна Катаева # 11 ноября 2014 в 09:16 0
Много интересного в рассказах ведущих. Вопросы литературные,я думаю, сложноваты. Можно было бы как-то разнообразить более лёгкими, чтобы у ребят, как говорится, "не опустились руки" от того, что они не знают ответы на многие вопросы. Кстати, правильное название "орангутан". Но в целом, задумка хорошая!
Ганна Михайловна Гуцуляк # 19 января 2019 в 17:23 0
Интересные вопросы, я бы их использовала в разработке игры на эрудицию, а слова ведущего в качестве информационного материала. Спасибо.