Анализ урока математики в основной школе по ФГОС

Анализ урока. Схема

В настоящее время большинство учителей испытывают потребность в анализе процесса развития образовательных систем с целью дальнейшего овладения способами их применения.

В научно-методической литературе описано достаточно много различных методик, схем, программ, микроисследований урока (Бабанский Ю. К., Симонов В. П., Зотов Ю. Б., Зверева В. И., Шамова Т. И., Конаржевский Ю. А. и др.).

Приводим для практического использования памятки по анализу уроков: структурный анализ урока по системе Конаржевского Ю. А. и психологический анализ, а также опорные таблицы, раскрывающие суть новых технологий, широко используемых учителями математики Калужской области.

Анализу урока по системе Ю. А. Конаржевского

Организационный этап

1. Дидактическая задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.

2. Содержание этапа:

- взаимное приветствие учителя и учащихся;

- фиксация отсутствующих;

- проверка внешнего состояния классного помещения;

- проверка подготовленности учащихся к уроку;

- организация внимания;

- обеспечение устойчивого положительного контакта с учащимися.

3. Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

- кратковременность организационного момента;

- полная готовность класса к работе;

- быстрое включение учащихся в деловой ритм;

- организация внимания всех учащихся.

4. Условия достижения положительных результатов:

- требовательность, сдержанность, собранность учителя;

- систематичность (из урока в урок) организационного воздействия;

- последовательность в предъявлении требований.

Этап проверки домашнего задания

1. Дидактическая задача этапа:

- установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися;

- устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения, навыки.

2. Содержание этапа:

- выяснить степень усвоения заданного на Дом материала;

- определение типичных недостатков в знаниях и их причины;

- ликвидация обнаруженных недочетов.

3. Условия достижения положительных результатов:

- оперативность учителя, целевая направленность его деятельности;

- использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учащихся класса.

4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

- возможность учителя за короткий промежуток времени (5 - 7 мин.) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки;

- возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия, ликвидировать причины недостатков;

- высокая степень выявления качества знаний изученного дома.

Этап всесторонней проверки знаний

1. Дидактическая задача этапа:

- глубоко и всесторонне проверить знания 1 - 4 учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях;

- стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования.

2. Содержание этапа:

- проверка различными методами объема и качества усвоения материала;

- проверка характера мышления учеников;

- проверка степени сформированности общеучебных навыков и умений;

- комментирование ответов учащихся;

- оценка их знаний, умений, навыков.

3. Условия достижения положительных результатов:

- использование различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10 - 15 мин. получить ответы на 10-20 вопросов от учащихся всего класса;

- постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины, осознанности знаний;

- создание при опросе нестандартных ситуаций в использовании знаний;

- привлечение с помощью специальных заданий учащихся к активному участию в поиске наиболее полных и правильных ответов на поставленные вопросы;

- создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.

4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

- проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике;

- рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы;

- активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала

1. Дидактическая задача этапа:

- организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

2. Содержание этапа:

- сообщение темы, цели, задач изучения нового материала;

- показ его практической значимости;

- постановка перед учащимися учебной проблемы.

3. Условия достижения положительных результатов:

- предварительная формулировка учителем цели;

- оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в научном плане;

- умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока;

- показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть;

- вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках.

4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

- активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах;

- эффективность восприятия и осмысления нового материала;

- понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока).

Этап усвоения новых знаний

1. Дидактическая задача этапа:

- дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа;

- добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний;

- усвоение учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению;

- на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.

2. Содержание этапа:

- организация внимания;

- сообщение учителем нового материала;

- обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения материала учащимися.

3. Условия достижения положительных результатов:

- использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала, полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений;

- вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся;

- запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта;

- предложение ориентированной основы действий (ООД);

- использование наглядности (схем, рисунков, чертежей, моделей);

- использование приемов мышления, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации;

- постановка перед учащимися учебных проблем, создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов;

- составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно;

- эксплуатация личного опыта и опорных знаний учащихся;

- словарная работа.

5. Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

- при использовании метода эвристической беседы, рассказа, лекции, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов;

- активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также качество знаний учащихся на последующих этапах обучения.

Этап проверки понимания учащимися нового материала

1. Дидактическая задача этапа.

- установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерности;

- установить обнаруженные пробелы.

2. Содержание этапа:

- проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.

3. Условия достижения положительных результатов:

- постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся;

- создание нестандартных ситуаций при использовании знаний;

- обращение учителя к классу с требованием дополнительно уточнить и исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение ит.д.;

- учет дополнительных ответов (по качеству и характеру) при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала.

4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

- по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании нового материала;

- основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности материала большинством слабых и средних учеников.

Этап закрепления нового материала

1. Дидактическая задача этапа:

- закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

2. Содержание этапа:

- закрепление полученных знаний и умений;

- закрепление методики изучения материала;

- закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.

3. Условия достижения положительных результатов:

- выработка умений оперировать ранее полученными знаниями решать теоретические и практические задачи;

- использование разнообразных форм закрепления знаний.

4. Показатели выполнения дидактической задачи:

- умение соотносить между собой факты, понятия, правила;

- умение выделять существенные признаки ведущих понятий;

- активность учащихся;

- умение воспроизводить основные идеи нового материала.

Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Подведение итогов работы

1. Дидактическая задача этапа:

- сообщить о домашнем задании;

- разъяснить методику его выполнения;

- подвести итог урока.

2. Содержание этапа:

- информация о домашнем задании;

- инструктаж по его выполнению;

- проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения;

- подведение итогов работы (что нового узнали, как работал класс).

3. Условия достижения положительных результатов:

- спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности их выполнения;

- обязательное выполнение этапа в границах урока;

- дифференцированный подход в отборе учебного материала.

4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

- правильность выполнения обязательной части домашнего задания всеми учащимися.

Психологический анализ урока

Психологический анализ урока имеет несколько аспектов:

1. Целеполагание.

2. Организация познавательной активности учащихся.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Стиль педагогического общения.

5. Профессиональная рефлексия.

Урок, который будет подвергнут анализу, вначале протоколируется по схеме:

Содержание урока

Действие учителя

Действие учащихся

При проведении анализа можно использовать следующие вопросы:

Целеполагание

1. Какова формулировка целей урока? Как они включаются в логику изучения данной темы и других тем?

2. Ориентирован ли учитель в целеполагании на наличный уровень подготовленности учащихся?

3. Соответствует ли структура урока целям? Четко ли определяется состав знаний, умений, навыков, которые надо сформулировать на уроке?

4. Ставятся ли цели развития отношений с учащимися?

Организация познавательной активности учащихся

Внимание

1. Как формулируется цель деятельности на уроке?

2. Как на уроке создается установка быть внимательным?

3. Назовите приемы управления непроизвольным вниманием.

4. Как организована смена видов деятельности на уроке?

5. Как учитываются возрастные особенности внимания школьников?

6. Как выбирается тема урока?

7. Как учитываются недостатки внимания отдельных учащихся?

8. Как учитель использует свои индивидуальные особенности для организации внимания учащихся?

9. Как организуется внимание при проверке и закреплении знаний?

10. Как используются наглядности для привлечения внимания?

Память

1. Соблюдалась ли на уроке установка на запоминание?

2. Какие приемы заучивания материала использовались на уроке: дозировка по объему, распределение по времени, структурирование, языковое оформление?

3. Учитывались ли индивидуальные особенности памяти учащихся?

4. Учитывались ли возрастные особенности памяти?

5. Как учитывалось на уроке наличие нескольких видов памяти?

6. Как организуется повторение?

Мышление

1. В какой мере учитель обучает учащихся приемам целеполагания?

2. Умеют ли учащиеся выделить учебную задачу при выполнении задания?

3. Обучаются ли школьники приемам логической обработки материала для лучшего его понимания?

4. Как формируется у учащихся готовность к мышлению?

5. Ориентируется ли обучение на зону ближайшего развития учащегося, имеет ли максимальный развивающий эффект?

6. Как работает учитель с учащимися, имеющими высокую обучаемость и пониженную обучаемость?

7. Формируются ли в ходе урока мотивы мышления?

8. Какие средства использует учитель для формирования интереса к изучаемому материалу и процессу мышления?

9. Как формируются на уроке общие приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение)?

10. Какие критерии понимания учащимися материала использует учитель?

11. Учатся ли школьники оценивать и анализировать работу своих товарищей, свою мыслительную деятельность?

12. Устанавливает ли учитель обратную связь в обучении, как она учитывается в управлении познавательной деятельности?

13. Используется ли на уроке коллективная мыслительная деятельность?

14. В какой мере на уроке формируются элементы творческого мышления?

15. Какие формы контроля за мыслительной деятельностью школьников использует педагог?

16. Используются ли на уроке элементы проблемного изложения, проблемные задания?

17. Попытайтесь оценить степень достижения основных целей урока (в беседе с учащимися).

Мотивация учебной деятельности

1. Подчеркивалась ли важность данной темы в учебе, жизни?

2. Опирался ли учитель на жизненный опыт учащихся?

3. Ставил ли учитель вопросы, вовлекающие в учебную деятельность?

4. Приобщал ли учащихся к формированию целей урока?

5. Использовал ли разнообразные приемы организации познавательной деятельности школьников?

6. Активизировал ли учитель чувство ответственности детей перед обществом?

7. «Включал» ли мотивы соревнования, самоутверждения?

8. Были ли групповые формы обучения, которые заинтересовали школьников в учении?

9. Можно ли сказать, что учащиеся работали с желанием?

Стиль педагогического общения

1. Каков эмоциональный тонус работы педагога: приветлив, бодр, раздражителен.

2. Имеет ли место акцентирование мыслей и чувств школьников: учитель внимателен к их высказываниям, комментирует их, дополняет, опровергает или ограничивается репликами «да», «не годится», «правильно» и др.

3. Склонен ли учитель одобрять, хвалить или иначе поощрять школьников, как он это делает? Как выражает неудовольствие? Чувствует ли учащийся эмоциональную поддержку учителя?

4. Много ли дисциплинирующих воздействий было на уроке? Тактичны ли они?

5. Каково общее впечатление - рефлексивен ли учитель или «глухарь»?

6. Можно ли сказать, что учитель способствовал формированию положительной самооценки школьников, воспитывал у них уверенность в себе?

Профессиональная рефлексия

1. Насколько обстоятелен и развернут самоанализ у учителя?

2. Считает ли учитель, что цели достигнуты? Что помешало? Что способствовало успеху (собственное мастерство, активность школьников или др.)?

3. Открыт ли учитель в анализе своих неудач?

4. Намечает ли конструктивные пути преодоления собственных недостатков? Насколько они психологически обоснованы?

Рекомендуем посмотреть:

Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика

Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии

Нет комментариев. Ваш будет первым!