Олимпиада по литературе 10 класс с ответами

Олимпиадные задания по литературе для учащихся 10 класса с ответами

Задание 1. Кем и когда был создан журнал «Современник»?

Задание 2. Кому принадлежат эти стихи?

а) Милый друг, я умираю

Оттого, что был я честен;

Но зато родному краю,

Верно, буду я известен.

 

б) Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

 

в) И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

 

г) Москва, Москва! Люблю тебя, как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

 

д) Схороните и вставайте,

Цепи разорвите,

Злою вражескою кровью

Волю окропите.

Задание 3. Какие герои пьес А. Н. Островского произносят эти слова?

а) "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!"

б) "Пусть гибну я, любви одно мгновенье Дороже мне годов тоски и слез..."

в) "Я и поважней тебя никому отчёта не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник..."

г) "Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала тёплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла..."

д) "Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску мою!"

Задание 4. Определите название художественного произведения и его автора по описанию усадьбы.

а) "Он с радостным изумлением, как будто в первый раз, осмотрел и обежал кругом родительский дом, с покривившимися набок воротами, с севшей на середине деревянной кровлей, на которой рос зеленый мох, с шатающимся крыльцом, разными пристройками и надстройками и с запущенным садом".

б) "...На скате пологого холма открылась, наконец, небольшая деревушка. Рядом с нею, в молодой берёзовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей. У первой избы стояли два мужика в шапках и бранились".

Задание 5. Назовите произведения и его автора по имени героя. Что означает это имя?

Митрофан, Лариса, Осип, Софья, Светлана, Эраст, Катерина.

Задание 6. С чьими именами связаны литературные места России? с. Ясная Поляна, с. Тарханы, Михайловское, г. Нежин, Спасское - Лутовиново, Нижний Новгород, Замоскворечье.

Задание 7. Из данного ряда произведений выпишите названия тех, что созданы И. С. Тургеневым (или Н. В. Гоголем).

а) "Левша";

б) "Бежин луг";

в) "Горе от ума";

г) "Записки охотника";

д) "Герой нашего времени";

е) "Накануне";

ж) "Хамелеон";

з) "Дворянское гнездо";

и) "Вешние воды";

к) "Тарас Бульба";

л) "Невский проспект";

м) "Ревизор".

Задание 8. Дайте определение эпиграммы, баллады, эпитафии, сонета, басни, мелодрамы.

Задание 9. Назовите имена художников-передвижников. Какие картины ими созданы?

Задание 10. Проанализируйте стихотворение А. С. Пушкина "Признание" (или напишите рецензию на рассказы А. П. Чехова "Смерть чиновника", "Экзамен на чин").

Признание

Я вас люблю, хоть я бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

Мне не к лицу и не по летам...

Пора, пора мне быть умней!

Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей:

Без вас мне скучно - я зеваю;

При вас мне грустно - я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

Когда я слышу из гостиной

Ваш лёгкий шаг, иль платья шум,

Иль голос девственный, невинный,

Я вдруг теряю весь свой ум.

Вы улыбнётесь - мне отрада;

Вы отвернётесь - мне тоска;

За день мучения - награда

Мне ваша бледная рука.

Когда за пяльцами прилежно

Сидите вы, склонясь небрежно,

Глаза и кудри опустя, —

Я в умиленье, молча, нежно

Любуюсь вами, как дитя!..

Сказать ли вам моё несчастье,

Мою ревнивую печаль,

Когда гулять порой в ненастье,

Вы собираетеся вдаль?

И ваши слезы в одиночку,

И речи в уголку вдвоём,

И путешествия в Опочку,

И фортепьяно вечерком?..

Алина! Сжальтесь надо мною.

Не смею требовать любви.

Быть может, за грехи мои,

Мой ангел, я любви не стою!

Но притворитесь! Этот взгляд

Всё может выразить так чудно!

 

Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад!

(1826 г.)

Ответы на вопросы олимпиады по литературе

1. А. С. Пушкиным в 1936 году.

2. а) Н. А. Добролюбов;

б) Ф. И. Тютчев;

в) А. С. Пушкин;

г) М. Ю. Лермонтов;

д) Т. Г. Шевченко.

3. а) Кулигин "Гроза";

б) Снегурочка "Снегурочка";

в) Дикой "Гроза";

г) Лариса "Бесприданница";

д) Катерина "Гроза".

4. а) "Обломов". И. А. Гончаров. (Дом Обломова);

б) "Отцы и дети". И. С. Тургенев (Дом стариков Базаровых).

5. Митрофан - "являющий свою мать", т. е. похожий на свою мать. (Д. И. Фонвизин. "Недоросль").

Лариса - чайка. (А. Н. Островский "Бесприданница").

Осип - народная форма имени Иосиф - приумножить, добавить. (Н. В. Гоголь "Ревизор").

Софья - мудрость (Д. И. Фонвизин "Недоросль", А. С. Грибоедов "Горе от ума").

Светлана - светлая, ясная (В. А. Жуковский "Светлана").

Эраст - прелестный, милый (Н. М. Карамзин "Бедная Лиза").

Катерина - всегда чистая (А. Н. Островский "Гроза").

6. Ясная Поляна - Л. Н. Толстой.

Тарханы - М. Ю. Лермонтов.

Михайловское - А. С. Пушкин.

г. Нежин - Н. В. Гоголь.

Спасское-Лутовиново - И. С. Тургенев.

Нижний Новгород-А. М. Горький.

Замоскворечье - А. М. Островский.

7. "Бежин луг", "Записки охотника", "Накануне", "Дворянское гнездо", "Вешние воды".

8. Эпиграмма - один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Баллада - жанр лирической поэзии, небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого необычный случай или событие.

Эпитафия - надгробная надпись, обычно стихотворная, нередко в форме эпиграммы.

Сонет - стихотворение из 14 строк, построенное по строгой строфической схеме: 2 четверостишия и 2 трехстишия (имеет чередование пяти рифм).

Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Цель басни - осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. Действующие лица басни - условные басенные звери.

Мелодрама - драматическое произведение, в котором неправдоподобные положения сочетаются с преувеличенной чувствительностью, а герои - либо злодей, либо образцы добродетели.

9. Художники-передвижники:

Перов ("Чаепитие в Мытищах", "Проповедь в сельском храме", "Проводы покойника", "Тройка").

Репин ("Бурлаки", "Не ждали", "Отказ от исповеди", "Арест пропагандиста" и др.).

Пукирев ("Неравный брак").

Якоби ("Привал арестантов").

Маковский ("Студенческая вечеринка", "В гостях у сына").

Федотов.

Крамской.

Савицкий.

Шишкин и др.

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературы «Петербург Достоевского по роману «Преступление и наказание»», 10 класс

Урок литературы, 10 класс. Творчество Достоевского

Литературный спектакль для старшеклассников. Сценарий

Урок литературы, 10 класс. Сочинение по драме «Гроза». Конспект

Урок литературы, 10 класс. Наташа Ростова

Нет комментариев. Ваш будет первым!