Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей

Конспект урока математики

Урок математики. 6 класс. Тема: Умножение и деление обыкновенных дробей.

Автор:Сайфутдинова Лариса Григорьевна.

Учитель математики высшей категории, Муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Верхние Услы муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан.

Тема: Умножение и деление обыкновенных дробей (урок обобщения и систематизации знаний учащихся).

Образовательные цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, их умения и навыки применять эти знания в простейших ситуациях.

Воспитательные цели: Способствовать выработке у школьников желания и потребности

обобщения изучаемых фактов, развивать самостоятельность и творчество.

Оборудование: Номера, записи на доске, карточки, копировки, кроссворд.

Ход урока:

1. Организационный момент (девиз урока).

2. Устный счет (математические карты).

3. Диктант (через копировку кроссворд).

4. Творческое задание (на слух).

5. Самостоятельная работа (книга).

6. Проверка самостоятельной работы.

7. Дифференцированное задание.

8. Домашнее задание.

9. Логические задачи. Историческая справка.

Класс состоит из 4 групп.

1.- Здравствуйте! Садитесь! Сегодня у нас урок-закрепление по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей». Ребята, французский писатель 19 века Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело…чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.(на доске).Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем  поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни. А девиз нашего урока мы узнаем, когда решим следующие примеры:

1. 5886:9                     654   т                   9. 1\5*3\4                                                  3\20   м

2. 100-4(17+8)             0      о                 10. 5*16\5                                                   16      е

3. 4\5 : 4/15                   3     р                 11. 1\3а + 2\3а                                             а       д

4. 0 * 4\7                       0     о                 12. 180:100-0,8                                           1        л

5. НОК(48, 12, 16)      48    п                 13. 4                                                            16      е

6. НОД(18, 42, 60)       6     и                 14.найдите число, если 5\6 его = 30.       36      н

7.48\72                        2\3    с                  15. 6(5-3х)+3(2+6х), упростить               36      н

8. 4*3\5*1\4                3\5    ь                 16. 32+63-32+37-100                                 0        о

 

Т         о   р   п   и   с       ь        м       е      д       л      н

654      о  3   48  6  2\3    3\5   3\20    16    а        1      36

«Торопись – медленно!» ( т.е. идти быстрым темпом, в русском языке такие словосочетания как горячий снег, живой труп называются оксюморон (несовместимость)).

2.Сейчас мы повторим наши математические карты (каждому по одному вопросу).

3.Следующим этапом нашего урока будет диктант (через копировку). У доски работает ……

По горизонтали:

1. Деление числителя и знаменателя на одно и то же число (сокращение).

2. Дробь, у которой числитель и знаменатель взаимно обратные числа (несократимая).

3. На сколько сокращается дробь 24\36 (двенадцать).

4.Сколько делителей имеет число 48? (десять).

По вертикали:

5. Бесконечная десятичная дробь (периодическая).

6. Для нахождения общего знаменателя  нужно находить НОД или НОК (НОК).

7. Действие, при помощи которого находится дробь от числа (умножение).

8. Для сокращения дроби нужно находить НОД или НОК? (НОД).

9. Название дроби, у которой числитель больше или равен знаменателю (неправильная).

10. Делитель дроби (знаменатель).

(Вывешивается кроссворд с ответами и учащиеся класса по записям ученика, работавшего у доски, самостоятельно оценивают свою работу. Отвечающий тоже сам оценивает себя.).

Норма оценок:

10 +    «5»

7 – 9 +  «4»

3 – 6 +  «3»

1 – 2 +  «2»

4. Творческое задание.

Цель: отрабатывать понимание математической речи на слух. Двое учащихся идут к доске. На центральной доске плакат, у каждой задачи свой номер. Я читаю задачу (только один раз), а учащиеся на листочках записывают номер этой задачи. В конце получится число, это число мы и проверим.

1. 30:3\4 = 30*4\3 = 40   чтобы найти число по его дроби, можно разделить на эту дробь      

                                         соответствующее ей число.

2. 9:36\100 = 9*100\36 = 25  чтобы найти число по его % можно 1) выразить % обыкновен-

                                                 ной или десятичной дробью 2) разделить данное число на эту 

                                                 дробь.

3. 8:5 = 1,6 = 160\100 = 160%   чтобы выразить частное в % нужно частное * на 100 и

                                                      приписать%.

4. 250 – 230 = 20                  чтобы узнать, на сколько % увеличилась или уменьшилась

     20\250 = 0,08 = 8%          данная величина, необходимо найти: 1) на сколько единиц

                                               уменьшилась или увеличилась эта величина: 2) сколько %

                                               составляет полученная разность от первоначального значения

                                               величины.

5. а\в + с\д =( ад + вс)\вд      чтобы сложить две дроби с разными знаменателями  ……

              Ответ:  32514.

5.Самостоятельная работа (на доске).

А) 3\11 – 27\44 * 4\9          0    к                      г          о           и             н              а               к

Б) (1 – 3\4) : (4\5 – 3\4)      5    н            а)    5\33        1         4\9          6\11          6\22          0

В) 7\88 * (8\21 + 8\7)       4\33  и           б)   1\5         1\80       80           5                1\4          4

Г) 1\3 * 6\7 – 1\7 : 4\3      5\28   г           в)   2\33       5\33     4\33        4\24           1\21        8\20

Д) 14 * ( 1\2 + 1\3 + 1\4)   91\6  а           г)   5\28      15\56     2\21       190\21      11\28      20\7

                                                                     Д)  7\6        182\12    14\9       14\3          91\6         26

Стихотворение:

Над желтой нивой – купол голубой

Плывет как лебедь парус у причала.

К огромной нашей родине любовь

Берет от малой родины начало.    «Красная книга».

В нашей республике водится много бобров. Бобр – крупнейший грызун, ведет полуводный образ жизни и обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, делает плотины длиной 5-6 м. Вдоль плотин с удивительной равномерностью расположены бобровые хатки.

1 группа: Бобр – отличный пловец и ныряльщик, несколько минут он может находиться под водой. Найдите НОД чисел 245 и 370, и вы узнаете, сколько минут бобр может находиться под  водой.

245= 5*7*7

370= 2*5*37       НОД(245, 370) = 5.

2 группа. Очень ценятся мех и кожа бобра. Из жира бобра делают лекарство. 100 грамм жира бобра стоит столько, каково НОК(245, 375)

НОК(245,375)= 245* 2*37 = 18130 рублей. Таким образом, 100 грамм жира бобра стоят 18130 рублей.

3 группа. Длинные и острые зубы бобра помогают ему легко и быстро перегрызать дерево. Дерево диаметром 12 см бобр перегрызает за 3 минуты. Сколько всего времени понадобится бобру, чтобы свалить 7 деревьев, из которых два дерева – толщиной по 12 см, два – по 20 см и остальные – по 28 см.

Ответ: ( 6 + 1\4 *2*20 + 1\4 *3 * 28) = 6 мин. + 10 мин. +21 мин. =  37 минут.

4 группа. Узнайте массу бобра. Для этого решите пример:

49 – ( 115\12 + 7\6 + 5 + 8,25) = 25 килограмм.

Общее задание: Построить «портрет» одного из представителей фауны Башкортостана по координатам точек.(5:1)   (6;1)  (8;3)  (9;2)  (8;2)  (7;1)  (12;1)  (13;3)  (12;2)  (12;3)  (11;5)  (9;6)  (7;6)  (6;7)  (9;8)  (7;8)  (9;9)  (8;9)  (6;8)  (5;8)  (4;7)   (4;6)  (5;6)  (6;3)  (6;2)  (5;1).

Задача. Один из садоводов, разведя у себя на даче ландыши, незабудки, фиалки, решил порадовать первоцветами своих родных и знакомых. Срезав 128 ландышей, 192 незабудки, 160 фиалок он составил букеты. Сколько букетов было составлено и какое количество каждого из цветов входило в букет. Ответ: НОД=32 букета, 4-ландыша, 6-незабудок, 5-фиалок.

6. Разминка «Психологическая разгрузка».

1) Сядьте спокойно, закройте глаза, положите руки на колени, представьте, что вы на море.

2) Сядьте прямо, чтобы позвоночник был полностью выпрямлен, смотрите прямо перед собой, руки на коленях. Вдохните воздух через правую ноздрю, зажав левую пальцем. Затем выдохните воздух через левую, зажав правую пальцем и т. д. (дышите ритмично).

7. Дифференцированное задание.

1 группа - №35.

2 группа - №26.

3 группа – №37.

4 группа – №51.

8. Домашнее задание. Составить задачу о животном или цветке, сопроводив ее решением, загадкой, стихотворением.

 Правильно решив пример, вы узнаете, какую оценку получил класс за работу на уроке:

(6\5 : ( 17\40 + 0,6 – 0,005 ) * 1,7 ) : ( 5\6 + 4\3 – 53\30 )    =  5.

9. Итог урока. Итак, сегодня мы с вами получили на уроке  ЗНАНИЯ (координатный луч).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»

Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика

Дидактическая игра «Математическое лото» на уроке математики

Надежда Васильевна Кущий # 29 декабря 2013 в 16:01 0
С Вашего позволения воспользуюсь кроссвордом на своих уроках. Спасибо за конспект урока.
Данияр Маулетович Байжуманов # 21 мая 2014 в 10:49 0
Лариса Григорьевна, большое спасибо за вашу разработку! Очень хороший, насыщенный заданиями урок. Много заданий, направленных на совершенствование вычислительных навыков у учащихся, а также на развитие логического мышления. Многие из вопросов поучительные и познавательные, с вашего разрешения я включу некоторые из них в свои разработки. Очень отрадно, что в вашей работе есть и задания на формирование любви к своему краю, проходит воспитательная часть на формирование патриотизма. Желаю вам дальнейших творческих успехов и достижений.
Наталья Владимировна Сюнякова # 1 июня 2014 в 15:02 0
Спасибо за интересную разработку. Задания разнообразные и интересные, что позволяет детям с интересом работать на уроке. Успехов Вам в Вашей работе!
Ольга Михайловна Кунавина # 19 июня 2014 в 15:10 0
Уважаемая Лариса Григорьевна! Очень интересный , плотный урок!В игровой форме построен процесс повторения и обобщения материала. Особенно ценно то, что задания предлагаются разноуровневые, в том числе творческие. Также хочется узнать Ваше мнение, ка коллеги, по поводу материала, выставленного на моем блоге https://ped-kopilka.ru/blogs/olga-mihailovna-kunavina, ведь только в процессе профессионального общения и практики происходит движение вперед.
Большое спасибо!
Наталья Васильевна Алексеева # 1 августа 2014 в 01:18 0
Лариса Григорьевна, мне понравился Ваш урок за интересные примеры, связаные с природой вашего края. Это очень важно для нравственного воспитания детей, надо было добавить в воспитательные цели урока. Спасибо за урок.
Елена Александровна Иваненко # 1 сентября 2014 в 19:49 0
мне понравился ваш урок. вы очень хорошо в игровой форме излагаете материал,также задания с природой интересны.
Людмила Даниловна Альзонова # 4 ноября 2014 в 01:11 0
Урок интересный.Связь с реальностью.Учащиеся проявляют творчество.Спасибо Вам!
Лилия Рафисовна # 2 марта 2015 в 20:42 0
спасибо за интересную разработку! Очень содержательно, креативно и интересно.Урок увлекает и формой, и содержанием. Творческих Вам успехов!
Нина Александровна Семёнова # 18 апреля 2015 в 16:41 0
Для себя нашла готовый конспект урока, разработанный Вами. Спасибо.Желаю успехов.
Светлана Викторовна Лукьянченко # 12 октября 2015 в 20:03 0
Мне понравилась разработка урока. На уроке применяются разноуровневые творческие задания, а это способствует привитию интереса к математике и развитию логического мышления. Спасибо за урок.
Марина Николаевна Черникова # 7 ноября 2015 в 21:17 0
Важный элемент урока- дифференцированный подход . Это самый важный элемент образования – создание психологически комфортных условий. Режим работы по данной технологии позволяет учителю работать со всеми учениками класса, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, а сильному иметь возможность творческого роста. Ученик становится субъектом процесса обучения. Ему отводится активная роль. отводится активная роль
Марина Николаевна Черникова # 8 ноября 2015 в 22:35 0
Важный элемент урока- дифференцированный подход . Это самый важный элемент образования – создание психологически комфортных условий. Режим работы по данной технологии позволяет учителю работать со всеми учениками класса, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, а сильному иметь возможность творческого роста. Ученик становится субъектом процесса обучения. Ему отводится активная роль. отводится активная роль
Людмила Васильевна Биткова # 29 ноября 2015 в 15:16 0
Спасибо за конспект урока. Урок интересный. На таком уроке все дети будут работать, им будет интересно. Материал для учащихся познавательный. Пусть в жизни вам сопутствует успех!
Инга Анатольевна Романова # 8 февраля 2016 в 08:41 0
Лариса Григорьевна, большое спасибо за разработку урока! Все в соответствии с целями урока - заинтересовали, повторили, обобщили, в разных областях применили, важность знаний данной темы показали. Высший пилотаж!
Елена Тихоненкова # 19 февраля 2016 в 21:10 0
Согласна со многими комментариями.Урок Ларисы Григорьевны очень насыщен. Можно было добавить в воспитательные задачи ещё привитие любви к Родине, к своему краю, к природе и животным своего края. Очень замечательно просматривается межпредметная связь: 1)геометрия с декартовой системой координат при построении "портрета" представителя фауны; 2) русский язык с «Торопись – медленно!» ( т.е. идти быстрым темпом, в русском языке такие словосочетания как горячий снег, живой труп называются оксюморон (несовместимость)); 3) краеведение с бобрами и цветами; 4) литература со словами французского писателя и стихами из "Красной книги".Для составления и проведения этого урока автору потребовалось много сил и знаний. Спасибо за урок!!!
Евгений # 8 апреля 2017 в 15:49 0
Важный элемент урока- дифференцированный подход . Это самый важный элемент образования – создание психологически комфортных условий. Режим работы по данной технологии позволяет учителю работать со всеми учениками класса, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, а сильному иметь возможность творческого роста. Ученик становится субъектом процесса обучения. Ему отводится активная роль. отводится активная роль
Фетисова Ольга # 25 сентября 2017 в 04:32 0
Лариса Григорьевна, большое спасибо за вашу разработку! Крайне интересная и неординарная разработка. Насыщенный заданиями урок, много заданий, направленных на совершенствование вычислительных навыков у учащихся,на развитие логического мышления, задания поучительные и познавательные. Следует отметить, что широко применяется дифференцированный подход к обучению. В настоящий момент данная методика - основа процесса образования, как основа для создания психологически комфортных условий учащихся. В своей деятельности я применяю дифференцированный подход, так как он позволяет активно задействовать в работе на уроке всех учеников класса. спасибо за урок. обязательно применю его в своей практике.
с уважением, ОФ Фетисова
Ирина Ивановна Швадчина # 23 ноября 2017 в 20:28 0
Хороший урок. Обязательно использую ваш материал на своем уроке. Дети останутся довольны. Молодец.
Ксения Потемкина # 31 октября 2019 в 08:40 0
Интересная и неординарная разработка. Насыщенный заданиями урок, много заданий, направленных на совершенствование вычислительных навыков у учащихся,на развитие логического мышления, задания поучительные и познавательные. Спасибо.