Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика

Автор: Печенева Ольга Александровна, преподаватель МБОУДОД ДМШ г. Ярцево Смоленской области

Описание статьи: Данная статья предназначена для родителей, которые  стоят на пороге выбора организации свободного времени своего ребенка. Информация, представленная ниже, может быть использована преподавателями для обоснования актуальности, значимости и важности обучения в музыкальной школе. Аргументы, приведенные в статье, отражают важную роль занятий в музыкальной школе в формировании гармоничной личности ребенка.

Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика

В век информационных технологий  и компьютерных игр дети часто задают вопрос о необходимости обучения в музыкальной школе. При выборе между спортивной секцией, музыкальной и художественной школой, некоторые родители склоняются в пользу спорта или рисования. В данной статье я бы хотела отразить актуальность, значимость и востребованность музыкальных школ как образовательных структур, позволяющих сформировывать, воспитывать и подготавливать полноценную личность для современного общества.

Музыка является неотъемлемой частью нашей повседневной действительности. Музыку мы можем слышать и слушать каждый день, что оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка и большое воздействие на формирование внутреннего мира и восприятие окружающей среды. Опираясь на педагогический опыт, в своей статье я хочу рассмотреть, как занятия музыкой повлияли на становление характера, формирование взглядов, жизненных позиций.

В процессе работы были проведены наблюдения, начиная от формирования личности учащегося дошкольного возраста (5 лет) и заканчивая учащимися возраста 16-ти лет.

Пройдя многолетнее обучение в музыкальной школе, ученик приобретает решительный характер, воспитывает силу воли, утонченность восприятия, развивает умение через музыку выражать своим эмоции, настроение, учиться слушать и слышать себя и окружающих, сочетать и сопоставлять звуки музыки с природой.

Во время разбора и работы над музыкальным произведением, в зависимости от темпа, ритма, характера, было выявлено влияние музыки на личность ребенка. Например, при игре произведения контеленного характера, например,  Г. Лохин  «Лучше, чем вчера», Г. Беляев  «Орхидея», Б. Самойленко «Добрый молодец Иван»,  А.  Куклин  «Хоровод»,  у учащегося вырабатывается гибкость мышления, плавность, мелодичность речи, чувство такта.

Игра полифонических произведений таких, как «Маленький канон» А. Гольденвейзер, «Менуэт» В.А. Моцарт, «Песня в стиле фугетты» В.Масленников, «Пастораль» А. Коробейников, «Прелюдия» Д. Самойлов, «Фуга» А. Холминов, «Прелюдия № 2» И.С. Бах, «Менуэт» И.С. Бах,  способствует развитию связного мышление, уравновешенности, спокойствию,  что положительно влияет на психику ребенка.

Часто учащиеся и их родители задают вопрос о необходимости изучения гамм, этюдов. С позиции преподавателя по классу аккордеона, баяна, могу объяснить, что данные упражнения для развития техники способствуют не только оттачиванию штрихов, деталей в музыкальных произведениях, но и помогают ребенку развивать моторику движения рук, пальцев, скорость мыслительных процессов.

Нельзя не отметить взаимосвязь характера,  интересов учащихся и выбираемых ими произведений. Темп, ритм, характер музыкальных произведений может не только влиять на формирование личности ребенка, но и служить инструментом самовыражения его  внутреннего «Я». Произведения подвижного характера способствует формированию собранности, активности, быстрой реакции на воздействия окружающей среды.

При разборе и изучении музыкального произведения учащемуся приходится пропевать вслух фразы, предложения, что позволяет освободиться от накопленных эмоций, отвлечься от повседневной действительности. Данный метод изучения музыкального произведения (пение) позволяет не только формировать гармоничную личность, но и улучшить состояние здоровья ребенка. Например, русская народная песня «Я на горку шла» в обработке А. Шлепнева, вариации на тему русской народной песни «Там за речкой» В. Жигалова, «Волжские напевы» в обработке А. Мирека, вариации на темы русских народных песен «Среди долины ровныя», «Светит месяц» И. Паницкого, вариации на тему русской народной песни «Не будите меня, молоду» В. Иванова способствовали гармонизации психоэмоционального состояния ученика.

При правильном подходе, опыте и грамотности преподавателя музыка может развить, обогатить и сохранить в наше время хрупкий внутренний мир ребенка.

В процессе обучения игре на музыкальных инструментах преподаватель учитывает индивидуальные особенности учащегося. Здесь нельзя не отметить особенности темперамента и  характера ребенка. Не следует путать два понятия: темперамент и характер. Психологи четко разделяют эти два определения.  Традиционно в психологии выделяют четыре типа темперамента: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Если преподаватель хочет добиться успехов в педагогической деятельности, увидеть высокие результаты своего труда, то знать особенности нервной системы, быстроту реакции, эмоциональный фон  каждого ребенка необходимо.

 Вспомним  краткую характеристику каждого типа темперамента. Холерик характеризуется  высоким уровнем  нервно-психической активности, энергией действий, резкостью движений, импульсивностью. Флегматик представляет собой человека, обладающего медлительностью действий, ярко выраженным спокойствием, глубиной и постоянством чувств, эмоций. Сангвиник характеризуется эмоциональностью, впечатлительностью, высокой нервно-психической активностью.  Для меланхолика позволителен малый уровень нервно-психической активности, сдержанность в проявлении эмоций.  Знание подробной характеристики каждого типа темперамента, детальное изучение психологических аспектов понятий темперамента и характера являются фундаментальной основой для организации продуктивного процесса обучения ребенка. С учетом особенностей нервной системы преподаватель музыкальной школы выбирает стиль общения с ребенком, тембр, мелодику своей речи, характер произведений, рассматриваемых на занятиях, вид учебной деятельности ученика и учителя.  Только с учетом данных  особенностей личности преподаватель музыкальной школы сможет внести огромный вклад в формирование гармоничной личности ребенка.

При правильном подходе преподаватели музыкальных школ развивают индивидуальные особенности ребенка и формируют гармоничную личность, способную не только добиваться поставленных целей, но и находить свое предназначение в современном мире.

Список использованной литературы:

1.     Небылицын В. Д. Темперамент Психология индивидуальных различий.

Рекомендуем посмотреть:

План – конспект урока музыки во 2 классе по теме «Семейство духовых инструментов»

Конспект урока музыки в 3 классе

Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе

Викторина по музыкальной литературе для детей 11-12 лет

Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского

Наталья Евгеньевна Фоминых # 26 января 2014 в 16:41 0
Ольга Александровна! Спасибо, что затронули такую важную тему. Как никогда необходимо формировать ценностное отношение детей и их родителей к музыке.
Спасибо за материал.
юлия фаритовна зейдак # 19 сентября 2014 в 18:50 0
Да, музыка помогает формированию личности, важно, чтобы и родители это понимали.
Эльвира Радиковна Хуснутдинова # 18 октября 2014 в 17:32 0
Тема действительно актуальная в наше время.Огромный выбор стоит перед родителями,куда отдать свое чадо. Секция по плаванию,английский,балет,да еще пианино поставить некуда.Достаточно привести несколько достоверных фактов в пользу музыки.Занятия музыке развивают волю и дисциплину:заниматься нужно регулярно,и в праздники,и зимой и летом.Но в отличии от спортсменов,играя на инструменте, сложно сломать шею или руку.Музыка развивает коммуникативные навыки,математические способности.Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как представители слабого пола, а музыканты-женщины стойки и тверды духом. У детей с музыкальным воспитанием другое восприятие и видение мира,другое мышление,подход к решению задач.
Лариса Александровна Глушенкова # 30 октября 2014 в 23:49 0
Действительно! Тема актуальна! А самое главное интересная!!!
Надежда Николаевна Тарасова # 28 ноября 2014 в 21:49 0
Ольга Александровна, Всё верно!
Какая вы молодец! Отличная статья!
Ольга Михайловна Рудская # 4 декабря 2014 в 21:58 0
Тема влияния музыки на развитие ребёнка - это прописная истина! Всем родителям советуем прислушаться к сказанному в этой статье и обязательно учитывать необходимость общения ребёнка с искусством. А автору огромное спасибо за такой материал
Екатерина Сергеевна Горелова # 18 февраля 2015 в 20:26 +1
Ольга Александровна! С интересом прочитала Вашу статью. Все верно. Не вполне понятно только, почему именно названные произведения оказывают такое влияние... Я бы еще добавила о развивающей роли таких предметов, как музыкальная литература и Сольфеджио, хоровой класс и ансамбль. Ведь не только игра на инструменте помогает гармонизовать чувства ребенка. Дети, посещающие музыкальную школу - особые. Они изучают язык, не всем доступный - язык музыки. Он многоплановый и невербальный, тем и сложен, поэтому и уровень развития детей выше. Успехов!
Сирануш Агоповна Притула # 14 апреля 2015 в 02:25 0
Ольга Александровна, очень интересная тема. Спасибо, что поделились. С теплом С.А.
Марина Александровна Голещихина # 16 апреля 2015 в 10:52 0
Ольга Александровна, с удовольствием прочла вашу статью, в которой затронута актуальная тема. Сейчас, в век компьютерных технологий, телефонов, и тому подобных трудно чем либо увлечь или удивить ребенка. Музыка оказывает положительное воздействие на человека, но сколько трудов нужно вложить, чтобы добиться результата, чтобы привить любовь к музыке. Я как педагог музыкальной школы часто сталкиваюсь с проблемой - родители отдают детей в музыкальную школу, часто без желания детей. И что мы видим - дети зачастую бросают, не дойдя до конца, не осознав и не полюбив музыку. Еще бы, ведь нужно долго и упорно трудиться, чтобы видеть результат. К тому же, часто родители отдают не потому что хотят видеть результат, а просто чтобы ребенок был чем то занят, но при этом бесконтрольно. Педагоги школ искусств, музыкальных школ поставлены в жесткие условия, и благодаря истинному патриотизму и любви к своему делу у нас есть такие замечательные и творческие педагоги, которых волнует судьба учеников и дальнейшее будущее. Успехов Вам, и новых творений. С Уважением Марина Голещихина - педагог по классу баян
Ольга Владимировна Дударенко # 30 мая 2015 в 14:02 0
Прочитала с удовольствием вашу статью. Тема действительно актуальная. Информация очень полезная. Сама по совместительсту работаю в музыкальной школе и сталкиваюсь с этими проблемами. Современные дети, совсем не похожи на нас (кагда мы были в их возрасте).
Наталия Тимофеевна Колесникова # 3 июля 2015 в 15:03 0
По словам В. А. Сухомлинского "Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего вопитание человека". При помощи музыки мы формируем гармоничную личность, развиваем психические процессы ребенка, содействуем утонченности восприятия окружающего мира, готовим к духовно-нравственному становлению, для жизни в современном обществе. Спасибо за статью!!! Есть над чем поразмышлять.
Марина Николаевна Лысенко # 12 июля 2015 в 12:50 0
Ольга Александровна! С интересом прочитала Вашу статью. Я согласна с тем, о чём в ней написано.. Ноя бы еще остановилась на развивающей роли таких предметов, как музыкальная литература и Сольфеджио, хоровой класс и ансамбль. Дети, посещающие музыкальную школу - особые. Они изучают музыки, который является невербальным и многоплановым, а потому и сложным тем и сложен. Соответственно и уровень развития таких детей выше. Желаю успехов в дальнейшем творчестве!
Людмила Ивановна Атаманова # 16 августа 2015 в 20:48 0
Средства и методы влияния на ученика должны быть результатом глубокого изучения его, что и является сущностью индивидуального подхода педагога к своим воспитанникам, и здесь действительно без психологиии и определения типа личности никуда.
Юлия Николаевна Андриенко # 5 октября 2015 в 21:24 0
Спасибо большое за интересный материал! Труд наш очень нужный и сложный, не дающий мгновенных результатов, поэтому с родителями приходится работать уже на этапе поступления! Статья Ваша, Ольга Александровна - просто готовое выступление для родительского собрания!
Дим Рафкатович Мужаверов # 10 ноября 2015 в 13:09 0
Спасибо за статью. Очень Вас поддерживаю, желаю успехов Вашей работе!
Юлия Александровна Овсиенко # 24 февраля 2016 в 09:52 0
Спасибо за отличную статью!!Это сейчас Важно!!
Ирина Дмитриевна Парахневич # 12 апреля 2016 в 21:22 0
Очень актуально! Спасибо за статью! Часто слышишь от детей: "Зачем нам уроки музыки? Как нам это в жизни пригодится?" Поэтому, наша задача, чтобы таких вопросов не возникало ни у детей, ни у их родителей!!!
Оксана Николаевна Однобурцева # 16 июля 2016 в 19:48 0
Хорошая рекламная статья преподавателя музыкальной школы.
Елена Валериевна Овсянкина # 17 января 2017 в 16:21 0
Добрый день! Очень актуальная статья лично для меня. Я первый год преподаю музыку в школе, замещаю коллегу, ушедшую в декретный отпуск. До этого 15 лет работала музыкальным руководителем в детском саду, с маленькими благодарными ангелочками, которые с радостью бегут в музыкальный зал на занятия. Но, когда я пришла впервые на урок в одном из старших классов, то была неприятно удивлена тем, что ученики АБСОЛЮТНО не интересуются классической музыкой, им не интересно, у всех в руках телефоны, наушники. Слушают музыку ужасного качества, у меня нет слов описать своё разочарование. Две четверти я стараюсь донести до ребят, что без знаний русской классики, русской живописи невозможно считать себя гармонически развитой личностью. Я бьюсь полгода, чтобы изменить отношение к предмету. Коллега, работавшая до меня, давала детям на уроках отдыхать от других уроков- то есть слушать свою музыку в наушниках, сидеть в интернете. С маленькими намного легче, малыши очень любят уроки музыки, средние классы относятся уже прохладнее, а вот старшие, просто беда. И Ваше утверждение, что "При правильном подходе, опыте и грамотности преподавателя музыка может развить, обогатить и сохранить в наше время хрупкий внутренний мир ребенка." считаю очень верным. Спасибо Вам за вашу статью.