Конкурсы

Неделя русского языка в школе. Мероприятия, разработки

Неделя русского языка. Рекомендации, игры, сценарии

Неделя русского языка может включать в себя час занимательного русского языка, интеллектуальную игру «Умники и умницы», утренник «Язык мой - друг мой», КВН, конкурсы.

Лингвистический КВН

Две команды по очереди отвечают на вопросы в соответствии с заданиями.

Методические подсказки учителю

Теоретические задания

1. Что такое основа слова?

2. Дать определение причастию.

3. Что такое простое предложение?

4. Что изучает синтаксис?

5. Сформулируйте правило правописания корня -кас- , -кос-.

6. Что такое причастный оборот?

7. Какие суффиксы имеют страдательные причастия прошедшего времени?

8. Какую роль в предложении играют союзы?

9. Какие части речи не являются членами предложения?

10. Назовите части речи.

Практические задания

1. Разберите по составу слово «благородный».

2. Назовите однокоренные слова к слову «вода».

3. Какого рода слова: «рояль», «пианино», «кофе», «вермишель»?

4. Назовите слова с корнем -раст-, -рос-. Объясните правописание.

5. Определите способ образования слов: «привокзальный», «розоватый». «путешествие».

6. Образуйте страдательные причастия в полной и краткой форме от глаголов «приколоть», «поместить», «создать», «не закончить».

7. Придумайте предложение с причастным оборотом, объясните знаки препинания.

8. Объясните правописание слов: «загоревший», «загар».

9. Придумайте три слова с приставкой при-, обозначающие неполное действие.

10. Охарактеризуйте причастия: «занавешенный», «вылитый», «ненавидевший», «лечащий».

Познавательные вопросы

1. Каково происхождение слова «счастье»?

2. Из какого языка заимствовано слово «брошюра»?

3. Каково происхождение слово «терраса»?

4. Что означает слово «печаль»?

5. Какова родословная слова «фотография»?

6. Каково происхождение слова «орфограмма»?

7. Какова история слова «телеграмма»?

8. Откуда к нам пришло слово аквариум? Что оно значит?

9. Каково значение слова «диалог»?

10. Каково происхождение слова «пельмени»?

Вопросы на смекалку

1. Назовите два слова, начинающиеся с четырех согласных? (Встреча, взгляд).

2. Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым? (Слово «сырой» имеет еще и другие значения: «невареный», «нежареный»» «недоработанный»).

3. Может ли коромысло летать? (Коромысло - название рычагов некоторых механизмов).

4. Как большой дом превратить в маленький? (Прибавить к слову уменьшительно-ласкательный суффикс -ик),

5. В каком глаголе нет корня? (вынуть).

Загадки по фразеологии

Назовите фразеологизм по его толкованию:

- Умеет хорошо говорить (язык хорошо подвешен).

- Лишен свободы действий, поступков (связан по рукам и ногам).

- Объединены чем-либо общим, неразрывным (одной веревочкой связаны).

- Суждено, предопределено (на роду написано).

- По внешнему виду сразу не разберешь, кто эго (на лбу не написано).

- Человек, утративший от усталости физические силы или творческие способности (как выжатый лимон).

- Крайне важный, совсем необычный, особенный (Из ряда вон выходящий).

Творческие конкурсы по русскому языку

1. Каждое слово замените антонимом (контекстуальным) и получите известную фразу.

- Во дворе мух ловили. (По улицам слона водили,)

- Смолчал, но со светлой поляны волка не поволок. (Сказал - и в темный лес ягненка поволок.)

Искусство проигрывать. (Наука побеждать.)

- С грохочущего мелководья ангелы убегают. (В тихом омуте черти водятся.)

2. К каждому фразеологизму подберите синонимичный фразеологизм.

- Кот наплакал. (С гулькин нос. капля в море, всею ничего, раз-два и обчелся, по пальцам перечесть.)

- Во всю прыть. (Со всех ног, во весь дух, сломя голову, собак нерезаных, девать некуда, конца-краю нет.)

- В тот же миг. (Сию минуту, с места в карьер, по горячим следам, по-щучьему велению.)

3. Что означает?

- Дырявая память.

- Перемывать косточки.

- Как рыба в воде.

- Из рук валится.

4. Участвуют две команды по 8 человек. На столе напротив каждой команды в беспорядке разбросаны таблицы с буквами. Играющие по очереди подходят к столу, быстро выбирают нужную букву, бегут и прикрепляют ее к доске. Выигрывает команда, которая быстрее составит заданную фразу и хором произнесет ее.

5. Сказать комплимент присутствующим девочкам.

Брейн-ринг

Правила игры: в каждом туре игра идет до трех очков. На размышления над вопросом дается одна минута. Если команды не отвечают ни на один из предложенных вопросов, они обе выбывают из игры. Победительницей будет названа команда, победившая в последнем туре. Порядок вступления в игру определит жеребьевка. В перерывах между турами - игровые паузы.

Вопросы для игры

1. О каких словах идет речь?

Я - травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

но переставьте ударение -

И превращаюсь я в конфету. (Ирис).

2. Когда мы употребляем выражение чучело гороховое и почему? Что оно означает? (О человеке, несуразно и безвкусно одетом, вызывающем своей одеждой насмешки. В древности так называли пугала, устанавливаемые на гороховых полях для отпугивания птиц.)

3. Какую строку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на машинке.)

4. У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков - приспособлений для торможения вагонов.)

5. Может ли в слове быть сто одинаковых букв? (Стол, сто1 стоп и т. д.)

6. Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя мягкими знаками? (Точь-в-точь).

7. Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

8. Как образовалось наречие сегодня? (Из местоимения сего «этого» и существительного дня.)

9. Почему для названия совокупности букв в нашем языке существует два слова: азбука и алфавит? Откуда произошли эти слова? (Из названия первых букв: в русском языке «аз» и «буки», в греческом - «альфа» и «вита»).

10. Что вы делаете, когда доедете на автобусе: выходите, сходите или встаете? (Выходим).

11. Какой корень в слове вынуть? (Нет корня).

12. Когда употребляется выражение крокодиловы слезы? Что оно означает?

13. Почему употребляют- выражение: кричит во всю ивановскую?

Методические подсказки учителю к игре «Умники и умницы»

1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука).

2. Какой частью речи - числительными или существительными - являются слова тысяча, миллион, миллиард? (Эти слова - числительные, потому что называют число предметов, отвечают на вопрос «сколько?» и могут быть записаны цифрами).

3. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твое имя).

4 Можно ли смешливого человека назвать насмешливым? (Насмешливый «любящий насмехаться», а смешливый - тот, которого легко насмешить).

5. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).

6. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика).

7. Можно ли у существительных: «неряха», «грязнуля», «плакса», «подлиза» определить род? (Это существительные общего рода),

8. Назовите слова, начинающиеся с 4 согласных. (Всплеск, взгляд, встреча).

9. Какие из слов: срезал, списал, сумел, сгорел - могут служить доказательством, что приставка с- никогда не изменяется на письме? (сгорел, списал).

10. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).

11. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? (Именительный).

КВН но русскому языку для младших школьников

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания детей по пройденному материалу, продолжить работу над грамотностью детей; развивать речь, мышление, смекалку; воспитывать аккуратность и прилежание, прививать интерес к русскому языку, развивать творческие и познавательные способности детей.

Оборудование: карточки с заданиями, рисунки с изображением девочки и мальчика, эмблемы участникам каждой команды, медали для награждения участников.

Ведущий: Ребята, освоить родной язык - трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наш сегодняшний КВН поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык». Русский язык - это необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся.

Все

Мы веселые ребята

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть.

Мы отвечаем дружно

И здесь сомнения нет, -

Сегодня будет дружба

Владычицей побед!

1-я команда

И пусть сильней кипит борьба,

Острей соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

2-я команда

И соревнуясь вместе с вами,

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит острей,

И наша дружба крепнет с ней!

На музыку песни «Улыбка» В. Шаинского участники исполняют песню.

Любит КВН наш дружный класс,

Вот начнется состязание сейчас,

Вот болельщики, а вот жюри,

Путь к победе труден, что ни говори.

Нам доверено с тобой провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Ты велик, родной язык,

Ты могуч, родной язык,

Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

Ведущий: Итак, наш первый конкурс - разминка. Вам необходимо Угадать название команды-соперницы. За правильный ответ - 1 очко.

1-й команде. Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопрос кто? что? В предложении бывает подлежащим и второстепенным членом. (Имя существительное).

2-й команде. Название нашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какие? В предложении бывает второстепенным членом. (Имя прилагательное).

Наш второй конкурс оценивается в 2 очка. Задание состоит в том, чтобы угадать слово.

1-й команде. Его в слове «писать», в слове «рассказывать», > - в слове «книжка», - в слове «вода» (расписка).

- вязать, - замолчать, > - сказка, - рыба (завязка).

2-й команде: - снежинка, - подъехал, > -лесник, -ученики (подснежники).

- ставить, - приехал, > - дочка, - ложка (приставка).

Ведущий: Кто напишет больше имен существительных с двойной согласной? За победу - 1 очко.

- Как правильно сказать?

У рыб нет зуб.

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей? (правильный ответ: у рыб есть зубы).

Ведущий: Итак, мы продолжаем нашу игру. Каждой команде предлагаются карточки с сущ. Необходимо определить их род. За каждый правильный ответ - 1 очко.

1-й команде - какао (ср. р), тюль (м. р.), пианино (ср. р), тополь (м. р.), какаду (м. р.).

2-й команде - кофе (м. р.), кружево (ср. р), рояль (м. р,), сирень (ж. р.), трель (ж. р.),

Ведущий: Вася написал письмо Коле. Что он должен сделать дальше? (написать адрес).

1-й команде - Как называется человек, который написал письмо? (адресант).

2-й команде - Как называется тот, кто получил это письмо? (адресат).

Ведущий: В Москве живут москвичи, во Владимире- владимирцы, а как называют себя жители города Курска? (куряне). А жители города Архангельска? (архангелогородцы). (За каждый правильный ответ 1 очко).

Показывается инсценировка стихотворения Б. Заходера «Песенка-азбука».

Тридцать две родных сестрицы,

писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы.

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

 

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

 

3, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

 

П, Р, С, Т, У, Ф, X

Оседлали петуха.

 

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -

Вот и все они, друзья!

 

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они - стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

Ведущий: Мы вновь продолжаем наше состязание. Вам надо вписать слова в данный кроссворд. Чья команда быстрее справится, получит за победу 3 очка.

М

М

М

М

М

М (мяч, мир, мел, май, мак и т. д.)

Ведущий: А сейчас - творческое задание. Сочините стихотворение, используя следующие рифмы.

1-я команда - солнце... оконце.

2-я команда - привет... кабинет.

(Данный конкурс оценивается в 5 очков).

Ведущий: следующий конкурс: «Слово-змейка». Необходимо записать цепочку слов, где последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова. У чьей команды за 30 секунд цепочка окажется длиннее, зарабатывает 2 очка.

(Например, салют - трава - арбуз и т. д.).

Ведущий:

- Как большой дом превратить в маленький? (дом-домик).

- Как из топора сделать рукоятку? (топор-топорище).

Конкурс капитанов

Отгадайте загадку и определите часть речи.

1. Стоит дом. Кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа, сущ).

2. Белый зайчик прыгает по черному полю,

слезы проливает,

дети их читают и стирают. (Мел, сущ.).

Раскрыть скобки.

1. Язык (до) Киева (до)ведет.

2. Хорошее слово (до)сердца (до)йдет.

За победу капитаны приносят своей команде 2 очка.

Ведущий: Следующий конкурс «Кто последний?». Кто составит больше слов из букв слова «словарик». На выполнение задания дается 1 минута. За победу - 2 очка. За самое длинное слово еще 1 очко.

Ведущий: А теперь командам необходимо раскрыть смысл крылатых выражений.

1. Рукой подать (близко).

2. Через час по чайной ложке (медленно).

3. Морочить голову (обманывать).

4. Во весь дух (быстро).

5. Работать засучив рукава (усердно).

6. Прикусить язык (замолчать).

7. Ни пуха, ни пера (пожелать удачи).

8. Сломя голову (очень быстро).

Ведущий: Подберите синоним к слову «базар» (рынок). Что обозначают выражения: «птичий рынок», «птичий базар»?

Ведущий: А теперь мы напишем диктант. Каждый участник команды пишет только 2 слова и передает листок следующему члену команды. Как только команда заканчивает писать, жюри проверяет диктант. За каждую ошибку с команды снимается очко.

Текст

Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Русский язык помогает нам дружить и становиться лучше.

Ведущий: А теперь вам необходимо определить часть речи подчеркнутых слов. Правильный ответ - очко.

1-й команде - Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

2-й команде - Снежное покрывало покрывало все поле.

Ведущий: Являются ли однокоренными слова: гимн, гимнаст, гимнастерка? (нет, т. к. имеют разное значение).

Ведущий: Образуйте сложные слова. Кто быстрее справится и правильно выполнит задание, получит очко.

1-й команде:

- паровой, ходить (пароход).

- звезды, летчик (звездолет).

- любить, радио (радиолюбитель).

- колоть, лед (ледокол).

- пешком, ходить (пешеход).

2-й команде:

- сосать, пыль (пылесос).

- падать, листья (листопад).

- рубить, лес (лесоруб).

- ловить, рыба (рыболов).

- тушить, огонь (огнетушитель).

Ведущий: От корня слов, так же, как и от корня дерева, идут новые ростки - однокоренные слова. Чье дерево будет ветвистее, получает 2 очка, каждая ветвь - это слово.

1 команда: корень - кол -

2 команда: корень - сып -

Ведущий: Итак, ребята, у вас есть еще одна возможность заработать очко в нашей игре. Для этого вам надо ответить на вопрос. .

Мы говорим: дети убежали, часы убежали. А что еще может убежать? (молоко, время, зерно бежит на элеваторе).

Ведущий: Наш КВН подошел к концу, жюри подводит итоги, но независимо от того, кто победит в этом конкурсе, помните, русский язык - по-настоящему великий и могучий. И сегодня мы с вами еще раз в этом убедились.

Подведение итогов, вручение призов. Звучит музыка.

Занимательное стихосложение

Омоним

Омонимы - слова-близнецы: у них и обличье одно, и звучат они одинаково, а вот по смыслу не схожи, часто даже противоположны. Образуются омонимы по-разному. Одни получаются в результате случайного фонетического совпадения (такса - стоимость услуг и порода собак; коса, глава, брак и т. д.), другие - при изменении формы глагола (три - числительное, а также повелительное наклонение глагола тереть, третьи - благодаря возникновению новых слов на основе старых (совет - разумное наставление и орган управления), четвертые - вследствие так называемого лексического сдвига, фонетического слияния двух или нескольких рядом стоящих слов.

Омонимы - источник интересных поэтических игр, они часто используются в русской поэзии. В современной поэзии мастером данного жанра является Яков Козловский, одна из его книг - «Созвездие близнецов» - содержит более ста поэтических миниатюр, написанных с использованием омонимических рифм. Приведем три веселые миниатюры из этой остроумной книжки.

Такса

Сев в такси.

Спросила такса:

- За проезд какая такса?

А водитель:

- Денег с такс

Не берем совсем

Вот так-с!

 

Ребята и жеребята

Тетя сказала:

Ты же ребенок,

Бегать так много

Нельзя же ребятам!

 

Мальчик в ответ:

- Если я жеребенок.

Бегать мне следует.

Как жеребятам!

 

Тигры и львы

Говорили тиграм львы:

- Эй, друзья, слыхали ль вы,

Что не может носорог

Почесать свой нос об рог?

Каламбур

Игру слов, использующую их звуковое сходство для достижения комического эффекта, часто называют каламбуром. Вот пример из творчества поэта прошлого века Петра Калошина:

Неведомый - поэт, неведомый никем,

Печает стихи неведомо зачем.

Наиболее популярны каламбуры, построенные на омонимах. А вот два образца каламбурной рифмы, принадлежащие поэту-сатирику прошлого века Дмитрию Минаеву:

Ты грустно восклицаешь: «Та ли я?

В сто сантиметров моя талия!»

И второй:

И та ли я.

Италия?

Идея состоит в том, что концы строк отличаются лишь расстановкой пробелов между словами. Такие стихотворные строчки называют также суперкаламбурами.

Особенно необычен случай полного «перераспределения» строки. Соответствующие фразы называют гетерограммами (в переводе с греческого «другая запись»). Большого мастерства в придумывании суперкаламбуров и гетерограмм достигли поэт Дмитрий Авилиани и его ученик Сергей Федин. Вот ряд их эффектных открытий:

Азам учили, а замучили.

Пока лечили - покалечили!

Обед не ешь - обеднеешь!

Небеса ликуют - не беса ли куют?

Не бомжи вы - небом живы.

Подними-ка бачки - под ними кабачки!

Убогая у бога я.

Товарищу товар ищ.

Несу разное, несуразное.

Интересная игра, в которой текст, записанный без пробелов, требуется разбить на отдельные слова. Особенно забавно, если при этом получаются фразы, имеющие чуть ли не противоположное значение. Вот один пример: УВИДИМПЕТЬКАНАРЫ! В результате расшифровки возникают два варианта - один радостный, другой - грустный:

Увидим, Петь. Канары!

Увидим, Петька, пары!

Монорим

Кто-то называет слово, и все стихотворение строится на рифмах к нему. Это и есть монорим.

Холодеет жар камина,

Смолкли звуки пианино,

Отзвучала каватина...

Где ж иных небес картина,

Белый лебедь Лоэнгрина?

Тоже есть где разгуляться поэтической фантазии игроков.

Бесконечное стихотворение

Можно сочинять бесконечные стихотворения, которые строятся «по кольцу» и напоминают змею, кусающую собственный хвост. Кто не знает историю жестокосердного попа, убившего свою собаку за кусок мяса и сделавшего на ее могиле надпись: «У попа была собака...»? Или злоключения вороны возле моста:

Еду я и вижу мост.

Под мостом ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост:

Пусть ворона сохнет.

На мосту ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост:

Пусть ворона мокнет и т. д.

А вот старинное стихотворение про любителя табака:

Это было так:

Я сидел, курил табак.

Подошел ко мне татарин.

Меня по уху ударил.

Я схватил его за грудь

И повел скорее в суд.

Староста, староста,

Рассуди, пожалуйста.

Эго было дело так.

Я сидел, курил табак...

И так до бесконечности. Попробуйте сами создать «бесконечный шедевр». При удаче вас ждет награда, о которой мечтает любой поэт, - бессмертие вашего произведения. Он будет жить вечно в народе, как драма о безвинно убиенной поповской собаке.

Тавтограмма

Словесные игры, прибаутки, считалки, скороговорки отличаются удивительной живучестью. Кто не знает веселого стишка-картинки:

В четверг, четвертого числа,

В четыре четверти часа

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж –

Чрезвычайно чисто!

Стихи, все слова которого (или почти все) начинаются с одной и той же буквы (предлоги не в счет), называется тавтограграммой. Можно сказать, что аллитерация (повторение согласных для усиления звуковой выразительности стиха), доведенная до крайности, - чисто игровая форма. Другой известный образец - анонимный «Петр Петрович», попавший в словарь Даля:

Петр Петрович пошел погулять.

Поймал попугая - понес продавать.

Просил полтину - получил половину.

Впрочем, сочиняли тавтограммы и большие поэты, например, Брюсов.

Мой милый маг, моя Мария,

Мечтам мерцающий маяк,

Мятежны марева морские,

Мой милый маг, моя Мария,

Молчаньем манит мутный мрак.

Мне метит мели мировые

Мой милый маг, моя Мария,

Мечтам мерцающий маяк.

Тавтограммам близки скороговорки, в которых многие слова также начинаются с одной и той же буквы. Собственно, все приведенные тавтограммы можно считать скороговорками. Главное требование, предъявляемое к скороговоркам, - чтобы они были смешными. Их придумывали и в древности, и в наши дни.

Шарада

Шарада в стихотворной игре иносказательно описывает задуманное слово, причем поэтически раскрывает каждый его слог:

Начало слова - зверь морской,

В лесу растет конец шарады,

Отгадку в швейной мастерской

Сошьет портной вам, если надо. (Китель: кит+елъ)-

Слово шарада французского происхождения, так в средневековье называли повозки на двух колесах. Позже в лексиконе феодалов, предававшихся словесным развлечениям после сытного ужина, это слово стало означать «целый воз болтовни».

Шарады придумывали еще поэты Древнего Рима. А в новые времена их авторами становились многие знаменитые поэты, от Александра Пушкина до Владимира Высоцкого. Прочитайте, какую шараду написал однажды поэт-декабрист Константин Рылеев:

Часть первая моя, от зноя укрывая.

Усталых путников под тень свою манит

И, их прохладой освежая,

С зефиром шепчет и шумит.

Вторая часть приводит в восхищенье,

Коль был творцом ее Державин иль Петров;

Когда ж скропал Свистов,

Всех погружает в усыпленье,

А целое - заметь, читатель дорогой! –

В себе волшебника всю заключаю силу,

Посредством коей он прекрасную Людмилу

Похитил дерзостью в час полночи глухой

Из брачной храмины

В волшебный замок свой. (Борода: бор+ода).

Шарада

Шарада - это загадка, в которой загадывается какое-нибудь слово, но загадывается оно не сразу, а по частям. При этом каждая часть может быть самостоятельным словом, например:

Три буквы - термин при игре,

Другие три - победный крик.

А в целом - встретишь во дворе,

Услышав вдруг собачий рык. (Кон+ура= конура).

Шарады, как правило, сочиняют в стихах. Попробуйте сочинить стихотворение-шараду и загадайте в нем слова:

- пар+ ус= парус;

- гимн + азия = гимназия;

- ком + пас = компас;

- пуд + ель = пудель;

- фа + сад= фасад.

Акростих

Еще одна стихотворная игра-загадка - акростих. Разгадка ее ~ слово или фраза, составленная из первых букв всех строк стихотворения. Чаще всего это имя человека, которому сделано посвящение. Акростих был популярен в поэзии средневековья. Другие его варианты: месостих, где загаданное слово получается из последних букв строк. С акростихами вы, наверняка, не раз встречались, поэтому мы ограничимся лишь одним примером, который одновременно является и акро-, и телестихом. Конечно, здесь не до классических рифм, зато слова, образованные слева и справа, совпадают!

А ты любишь играть в города,

Биться над кроссвордом и морщить лоб,

А ты любишь, когда жизнь была как игра,

Жизнь - загадка, как острый нож?

У тебя палата ума, не найдешь примененья ему?

Радуйся, для тебя создан журнал «Абажур»!

Предметная викторина по русскому языку

Мы будем помнить каждый миг:

Наш лучший друг - родной язык!

Невозможно стать культурным

без родной литературы!

Ведущий: Вы, ребята, читали и знаете русские народные сказки, знакомы и с достижениями нашей науки и техники. Попробуйте их сопоставить. Запишите сначала одно за другим сказочные чудеса: конек-горбунок, ковер-самолет, Золотой петушок, сани-самокаты, чудо-зеркальце, перо жар-птицы, клубок ниток, указывающий путь, Садко с гуслями на дне морском.

А теперь запишите современные приборы: телевизор, радиолокатор, аэросани, космическая ракета, воздушный лайнер, прожектор, водолаз в скафандре, компас. Попробуйте сопоставить. Тот, кто сделает это первым, будет победителем конкурса.

Ведущий: Сейчас я продиктую вам слово, состоящее из 4-х букв. Мы его запишем в строку, далеко отставляя одну букву от другой- Ваша задача состоит в том, чтобы как можно быстрее написать по 5 слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.

С                    О                 В                      А

сокол          облако         вилка              арфа

сито            окно             вата                арка

сосна          огород         волк                арбуз

старик         орех            ворота             анкета

сарай          окунь           венок               алмаз

(Можно предлагать слова, состоящие и из большего числа букв, т. е. конкурс может проводиться в разных вариантах).

Ведущий: А сейчас я предлагаю всем вам подобрать как можно больше слов, в которых есть буква О.

1) пол, мост, ток, рот, соль;

2) король, колос, мороз, остров, огонь;

3) золото, молоток, осколок, молоко, толокно;

4) околоток, водопровод, молоковоз, водоворот, коловорот

И т. д.

Ведущий: Вы, наверное, слышали про слова анограммы. Это слова, которые состоят из одних и тех же букв, расположенных в разном порядке.

Например, весна - навес, масло - смола. Вам предлагаются слова, из которых вы образуете новые.

лето - тело, атлас - салат, маяк - ямка, каприз - приказ, лопата - оплата, водопад - подвода, кукла - кулак, колесо - оселок, комар - корма.

Победителем в конкурсе становится тот, кто первым справится с задачей или подберет больше новых слов.

Ведущий: Есть удивительные слова, которые как бы вы их не читали, слева направо или справа налево, они будут означать одно и то же. Например: потоп, заказ. Попробуем придумать как можно больше таких слов!

Алла, наган, Анна, боб, тут, как, око, топот, шалаш, дед, казак, довод, радар.

Ведущий: Есть даже целые предложения:

А роза упала на лапу Азора.

Около Миши молоко.

Ведущий: А сейчас мы проведем конкурс логогрифов - это загадка, в которой слово меняет свое первоначальное значение при отнимании или прибавлении к нему букв. Чтобы отгадать слово надо сначала догадаться о каком слове говорится в начале загадки. Затем уже в расшифрованном слове надо отнять или прибавить букву, получив слово с новым значением.

Ее обходят корабли, но если букву «ш» поставить впереди, жалей его и береги. (Мель - шмель).

Она - достойна порицанья,

но если впереди поставить восклицанье,

то в целом он на севере далеком обитает,

и жителей тех мест он греет и питает. (Лень- олень).

 

Под моей листвою пышной

можно скрыться в летний зной,

если «к» сочтете лишней,

смысл получится другой.

Стану белым и пушистым,

волокнистым, шелковистым.

Полотенце, простыня

могут выйти из меня. (Клен- лен).

Ведущий: А теперь я буду называть слова в единственном числе, а вы коллективно будете повторять их во множественном,

кот - коты

плот, крот, грот, дуга, рука, мука, беда, еда, слива, грива, диво.

Ведущий: А теперь я буду называть существительное мужского рода, а вы соответствующее ему женского рода.

повар - повариха, портной, купец, храбрец, коза, оса, ведро, бедро, день, пень, лень, цыпленок, козленок, бочонок и т. д.

Ведущий: Вам предлагается добавить недостающие слова противоположного значения в стихотворных строчках:

Скажу я слово «высоко»,

а ты ответишь: «Низко»,

скажу я слово «далеко»,

а ты ответишь: «Близко»,

скажу тебе я слово «трус»,

ответишь ты «храбрец»,

теперь «начало» я скажу

ну, отвечай, «конец»!

Творческие конкурсы по русскому языку

Перепутавшееся предложение

В каждом предложении слова располагаются в определенном порядке. Если этот порядок изменится, предложение может потерять смысл. Представьте, что в некоторых предложениях слова поиграли в чехарду и перепутались. Помогите предложениям вернуть первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке. Вот эти предложения:

- чемодан, с, мальчик, во, нашел, конфеты, маленький, двор, и, гулял;

- дедушка, молоток, цветной, старый, помощь, телевизор, с, ремонтировал, и, отвертка,

- дочь, день, сварила, из, целый, мама, чернослив, рожденье, кастрюля, на, компот,

- кошки, сидела, фильм, на, мягкий, и, бабушка, про, смотрела, диван, сиамский;

сон, слон, девочка, с, хобот, присниться, про, зеленый, розовый, большой.

Метаграмма

Метаграмма - это такая загадка-стихотворение, в которой загадываются слова, сходные по звучанию, но отличающиеся одной буквой.

Например:

С буквой «С» живу в пруду,

Все рыболовы меня знают.

С буквой «Ф» за красоту

Меня жар-птицей называют.

Ответом в этой загадке являются слова «сазан» и «фазан». Попробуйте сочинить такое же стихотворение - метаграмму, в которой были бы загаданы слова:

- халат - салат;

- баран - банан;

- лапта - лапша;

- печать - печаль.

Синоним к глаголу

Попробуйте найти не менее 10 синонимов к глаголу: «есть» (кушать), «упасть», «говорить», «отдохнуть», «идти».

Анаграмма.

Анаграмма - это такая загадка (обычно в стихах), в которой загадываются два слова, состоящие из одних и тех же букв, но отличающиеся порядком этих букв. Например...

Я застываю на сосне,

Бываю и на ели.

Смените буквы так во мне,

Чтоб вы меня с картошкой ели.

Ответ в этой загадке - «смола» - «масло». Попробуйте сочинить стих-анаграмму и загадайте в нем слова:

- каприз - приказ,

- терка - актер,

- карп - парк,

- кулак - кукла.

КВН юных филологов

1. Приветствие команд.

2. Разминка.

Найти устойчивые сочетания слов (фразеологические обороты):

Оказался молодцом, смог осилить ношу –

не ударил в грязь лицом и не сел в калошу;

 

За домом едва пожелтела трава,

два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

другой - засучив рукава.

Дать толкование найденных фразеологизмов.

3. Поставить правильно ударение в первых словах следующих словосочетаний: развитый ребенок, развитой язык, развитое общество.

4. Решение кроссворда по русскому языку.

5. Литературный конкурс: «Узнай литературного героя по описанию».

6. Конкурс болельщиков (поэтический). Необходимо закончить строфу, назвав стих и его автора. Например: «Я помню чудное мгновенье».

7. Конкурс «Зашифрованные фамилии».

Каждая команда должна зашифровать для другой команды по нескольку фамилий известных людей с помощью только гласных или только согласных.

Методические подсказки учителю

Пословицы по русскому языку

Грамоте учиться всегда пригодится.

Азбука - мудрости ступенька.

Сперва аз да буки, потом и науки.

Фонетические загадки

1. Кто любил Красную Шапочку больше? (Мама, бабушка). В слове-отгадке 3 слога.

2. Кто впадает в спячку зимой? (Белка, барсук). В слове-отгадке ударный слог - второй.

3. Илья Муромец или Алеша Попович? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.

4. Мама, папа или бабушка?

Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? В слове-отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки.

Загадки ударения

1. Найди лишнее слово среди имен героев сказки А. Толстого о приключениях Буратино.

- Мальвина, Алиса, Щушара, Тортила.

- Арлекин, Карабас, Дуремар, Джузеппе.

Выбери из двух данных ответов правильный: кваканье лягушки, лай собаки, мяуканье кошки.

1. Это звуки.

2. Это звуки речи. Из них получаются слова.

Восстановите пословицы, вставляя прилагательные:

1. За (какой?) головой, как за каменной стеной.

2. (Какое?) слово, что весенний день.

3. (Какую?) дружбу и топором не разрубишь.

5. (Какой?) зверь далеко бежит.

 

Падежи в русском языке

У слова есть шесть падежей,

Шесть верных маленьких пажей.

Они проходят чередой,

За слово в бой готов любой!

 

Вверяют окончаниям

Судьбу и жизнь свою!..

И про свое призвание

На ушко им поют.

 

Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут.

 

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы - кто? и что? –

Ни с чем не спутает никто.

 

- А я падеж родительный.

Характер мой - общительный.

Кого? чего? - и вот он я!

Предлоги часто мне друзья:

И «с», «до», и «у», и «из» -

До неба вверх и с неба вниз.

Похож я на винительный

Бываю иногда,

Но в тексте различите вы

Два падежа всегда.

 

- Я называюсь дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать? –

Лишь только я могу сказать.

С предлогом «к» порой дружу,

Но и один гулять хожу.

 

- А я винительный падеж,

И я во всем виню невежд.

Зато отличников - люблю,

Для них «пятерки» я ловлю.

Кого позвать, во что играть,

Готов ребятам подсказать.

Не прочь с предлогами дружить,

Но и без них могу прожить.

 

- А я творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Творите! - Чем? Творите! - С кем?

Я подскажу вам - нет проблем!

Предлогам «перед», «под» и «над»

В любой момент я очень рад.

 

- А я падеж предложный.

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком, о чем я говорил?

Ах, да, нужны предлоги,

Без них мне нет дороги.

Пусть будет «в», и «о», и «при» -

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чем мечтать и в чем гулять.

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Конспект урока русского языка в 5 классе

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Конспект урока русского языка 8 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!