Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Профессиональная ориентация

Разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников.

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся старших классов

Внеклассное мероприятие для школьников 10, 11 классов: Дороги, которые мы выбираем

Цель внеклассного мероприятия: профессиональная ориентация.

Задачи: собрать сведения для дальнейшей коррекционной работы с учащимися по вопросу профориентации; заострить внимание на рекомендациях психолога; развивать креативное мышление; оказать помощь в самопознании и профессиональном самоопределении; прорекламировать материал кабинета профориентации; развивать творческие способности.

Подготовительная работа: подобрать литературу по теме; проконсультироваться с психологом; подобрать и распечатать тесты, задания; дать творческие задания учащимся.

Участники: учащиеся, классный руководитель, психолог.

Форма проведения: беседа-практикум.

Эпиграф:

Впереди, впереди много новых путей...

Инженером - хорошо, а доктором - лучше...

Ход мероприятия

Ведущая. Выбор профессии, профессиональное самоопределение - эти сочетания все чаще звучат в вашей жизни. И неудивительно. Впереди остался всего один учебный год. А многие из вас все еще не знают ответа на вопросы: кем быть? Как состояться в этой жизни? Как принять, наконец, окончательное решение по одному из самых важных вопросов жизни? Почему же вас так волнует эта проблема выбора? (Берет интервью у участников встречи.)

Ученики:

- Выбор профессии - одно из самых главных решений жизни, потому что он является основой самоутверждения человека в обществе.

- Выбор профессии - это не просто «кем быть», это и выбор принадлежности к определенной социальной группе, это и определение будущего круга общения, стиля жизни и, возможно, всей своей судьбы.

Ведущая. Что же помогает человеку в этом непростом мире профессионального самоопределения? Разумеется, профессиональная ориентация. Этот термин принадлежит профессору Гарвардского университета Ф. Парсону. В 1908 году он организовал профбюро по выбору профессии в городе Бостоне. Если говорить о современной системе профориентации, то ей уже 100 лет. В 20-е годы XX века появились первые психотехнические лаборатории в СССР. Однако в 1936 году профориентационная работа в СССР была прекращена после принятия постановления от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Возобновилась она лишь в середине XX столетия.

Возникнув еще в глубокой древности, профессиональная ориентация развивалась как ориентирование на определенный вид деятельности, профессию, помощь и руководство в ее выборе. В чем же заключается выбор профессии?

Ученик. Человек анализирует свои, как говорят, внутренние ресурсы, то есть свои возможности, и затем соотносит их с требованиями профессии, как бы примеряя ее на себя.

Ведущая. А с чего же непосредственно начинается сам выбор?

Ученик. Мы формируем у себя определенные профессиональные намерения. Я сделал свой выбор уже к 14 годам. В связи с этим у меня произошла переоценка и всей моей учебной деятельности. Я ориентируюсь на профильное и более усердное изучение тех предметов, которые мне необходимы для приобретения будущей профессии.

Ведущая. Молодые люди, завершающие школьное образование, выбирают обычно вариант продолжения учебы для получения избранной ими профессии. Но при этом, получая профессиональное образование, многие переживают разочарование в своем выборе. Некоторые меняют что-то кардинально, но большинство решают доучиться, а там будет видно. И вот наступает стадия профессиональной адаптации. Появляется новый тип деятельности - профессиональный, который требует реального выполнения своих профессиональных функций. Но далеко не всегда реальная профессиональная жизнь совпадает с мечтами, представлениями и ожиданиями. Наступает кризис, нарушается психическое благополучие, пропадает чувство удовлетворенности жизнью. Сделать правильный выбор - это значит, с одной стороны, суметь в будущем адаптироваться, а с другой - высвободить свои внутренние ресурсы для дальнейшего развития личности. Какие же обстоятельства влияют на выбор будущей профессии современной молодежью?

Ученики:

- На мой выбор оказывают большое влияние члены семьи и родственники. Хотя я сам и не уверен, что смогу, как вы говорили, достойно адаптироваться и подчиниться той среде, в которую так желают определить меня родные.

- Я знаю, что многие поступают в высшие учебные заведения, что называется, «за компанию». Так поступил и мой брат. К счастью, его выбор оказался удачным.

- Мне мою будущую профессию советуют выбрать учителя. И еще психолог. Надеюсь, она знает, что советует. Ведь она профессионал. А я, в свою очередь, должна заметить, что не очень стремлюсь получить ту специальность, которая, как говорят, мне очень подходит. Конечно, в большинстве своем мы все, особенно девочки, хотим чего-то более яркого, выдающегося. Но думаю, что мне все-таки следует прислушаться к советам. По крайней мере, здесь у меня больше шансов. А это лучше, чем получить стресс из-за провала. Да мало ли чего мы хотим! Чтобы не разочароваться, следует соизмерять свои желания и возможности, разумно подходить к этому вопросу.

- У меня к данному моменту сложились свои личные профессиональные планы. Я много раз думал о том, чего я хочу достичь, какой вклад смогу внести в общенародное дело. Меня волнует моя жизненная перспектива. Я думаю о возможности дальнейшего повышения своего профессионального мастерства и карьерном росте. Я изучаю справочную литературу и беседую с людьми о моей будущей профессии. Цель моих бесед - изучение возможных трудностей и препятствий на пути к получению профессии и на пути дальнейшего продвижения. Я до конца хочу изучить свои возможности и способности, чтобы быть уверенным в том, что смогу достичь намеченного. Я пока не стремлюсь раскрывать свои планы, потому что не уверен, что взрослые и даже мои родители и друзья смогут понять меня и поддержать в моем стремлении.

- Наши умения и способности, тот уровень развития, образования, которых мы достигли, действительно должны являться основой для нашего профессионального определения. К сожалению, мы очень часто недооцениваем или переоцениваем свои возможности. Даже приобретая желаемую профессию, но имея при этом слишком завышенные притязания, мы не сможем достичь удовлетворения и успеха на своем профессиональном пути.

- На выбор профессии большое влияние оказывает склонность к определенному виду деятельности. У человека, что называется, есть что-то такое внутри, что тянет и манит его именно к такому виду деятельности. А еще очень важна информация. Иногда, выбирая ту или иную профессию, мы просто не подозреваем, что те трудности, с которыми нам придется столкнуться, нам будут просто не по силам. Возможно, из-за склада характера, возможно, из-за состояния здоровья.

Ведущая. Разумеется, если бы вы придавали должное внимание всем перечисленным обстоятельствам при выборе профессии, то мог бы получиться идеальный вариант. Но в жизни такого не случается. Мы уже говорили, что на выбор часто оказывают влияние совершенно другие факторы. Это не секрет, что если, например, родители могут обеспечить кому-то из своих детей гарантию достатка в будущем и социальное продвижение, то склонности, уровень знаний и способности отходят при выборе профессии на второй план.

Есть среди вас, конечно, и те, у кого личные потребности и интересы ставятся превыше всего. Но здесь опасность таится в том, что такой человек не всегда задумывается о том, всегда ли он сможет обеспечить условия для получения своего образования, как семья относится к избранному им пути, сможет ли она поддержать его материально.

Ребята-прагматики не задумываются особо над выбором профессии. Здесь выбор чаще всего зависит от обстоятельств. А желание быть материально обеспеченным преобладает над склонностями и желаниями.

Есть, разумеется, и такие ребята, которые находятся до последних минут, что называется, в аморфном состоянии. Они все еще не определились (или им все равно) и имеют довольно общее представление о будущей профессии.

Еще в 1908 году профессор Ф. Парсон выделил факторы успешного выбора профессии:

• правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, устремлений, возможностей и ограничений;

• знание того, что нужно для успешной деятельности по избранной профессии;

• умение соотнести результаты самооценки со знанием требований профессий.

Соблюдение всех этих условий и стало бы идеальным вариантом. Но так ли хороши наши знания по всем этим вопросам? Умеем ли мы правильно оценить себя? Как часто совершаете ошибки из-за того, что вы выбираете не столько профессию, сколько престиж в обществе и связанную с этим элитарность, не задумываясь о возможных разочарованиях в будущем.

Чтобы этого не происходило, чтобы оказать помощь в правильном выборе вашего будущего, наш кабинет профориентационной работы предлагает вам обновленный материал:

• новые справочники и планы набора в учебные заведения;

• справочники для поступающих в высшие, средние специальные заведения и училища;

• информация о потребностях в трудовых ресурсах в регионе;

• анализ динамики рынка труда в регионе, предоставленный службой занятости населения;

• классификационные списки специальностей и условия приема на производства в регионе;

• краткие описания профессий для индивидуального ознакомления;

• набор профессиограмм (подробное и систематическое описание профессий).

Страницы: 1 2 3 4

Ольга Николаевна Гордеева # 7 января 2015 в 20:34 0
Материал очень содержательный и актуальный. Использую в своей работе.
Татьяна Александровна Ивашкова # 23 апреля 2016 в 07:55 0
Профессиональная ориентация учащихся важная деятельность. Материал интересный,полезный. Профориентационный кабинет нужен в школе, чтобы дети делали правильный выбор профессии и состоялись в жизни как успешные люди.
Ольга Васильевна Скокова # 10 апреля 2019 в 22:20 0
В каждом классном коллективе данная беседа может пойти совсем по другому сценарию, нежели предложенному. Маловато практико ориентированного материала, диагностик, банка вакансий на рынке труда и прочее. Основная масса учеников 11 класса уже определилась с выбором профессии и можно поговорить конкретно об этих сферах деятельности. Используя интерактивные методы обучения можно не только разговаривать, а еще и смотреть и пробовать себя.